Во второй половине XVII века церемония шествия проходила следующим образом в Москве




Библейские основания чина.

Чин шествия на осляти был установлен не случайно. Дело в том, что и сам Вход Господа Иисуса в Иерусалим был, если позволительно так выразиться, преднамеренно «театрализован». Подобные зрелищные действа мы встречаем у пророков Ветхого Завета. Вместо слов пророки иногда прибегали к жестам и к драматическим действиям, которые производили подчас более сильное впечатление, чем устная весть. Именно к такому пророческому действию прибегает и Иисус. Все паломники, даже те богатые люди, которые подъезжали к Иерусалиму на колесницах, должны были входить в Иерусалим пешком. Но Иисус решил войти в город не просто в толпе прочих паломников, но въехать в Иерусалим на осле, то есть так, чтобы все видели, что Он – Мессия, Помазанный Богом Царь.

Почему так? Дело в том, что въезд в город на осле в Библейском мире был исполнен особой символики. В нашей культурной традиции осел считается символом упрямства и глупости. Не так было в мире Библейском. В Палестине осел считался мирным и благородным животным. Царь отправлялся на войну на коне– животном боевом, а в мирное время он же ехал на осле – животном мирного труда. Вот и Иисус появляется в Иерусалиме на осле. Хотя Он и был Мессией, в Свой город Он въезжает не так, как было принято у «князей народов» и «властвующих вельмож» (Мк 10:42), не как воинственный триумфатор, но как «Царь мира» из пророчества Захарии, которое было прекрасно известно иудеям, и которое имеет в виду евангелист Матфей. Вот это пророчество:

«Ликуй от радости, дщерь Сиона,

торжествуй, дщерь Иерусалима:

се Царь твой грядет к Тебе,

праведный и спасающий,

кроткий, сидящий на ослице

и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9).

То есть Иисус въезжал в Иерусалим как кроткий царь любви и мира, а не как воинственный и победоносный герой, которого, собственно, ожидала толпа. «Глас народа» далеко не всегда «глас Божий», и наглядно-пророческое поведение Иисуса Христа направлено именно на исправление наивных общенародных представлений и ложных упований на спасение.

Чин в Византийской традиции

Театрализованный обряд «Чин шествия на осляти в Неделю ваий» был известен в Константинополе с 4-го века[1].

Обычай шествия на осляти известен из Типикона Великой Церкви (IX- XII вв.), где Утреня совершалась в храме св. Софии, а после шли в храме 40 мучеников, куда все шли пешком, а патриарх ехал на осляти. В храме 40 мучеников патриарх раздавал духовенству и народу пальмовые ветви, возглашалась мирная ектения литургии, и торжественная процессия, включая патриарха, направлялась в Св. Софию. Все шли пешком с ветвями финиковой пальмы и масличного дерева и множеством металлических крестов в руках.

Принято считать, что обычай «Шествия на осляти» в РПЦ заимствован из Византийской империи, но не все ученые разделяют такой взгляд. Так, известный византинист Сергей Аркадьевич Иванов поясняет: «нет ни одного свидетельства существования обряда в Византии, при котором император вел бы под узцы осла или коня, на котором сидел бы патриарх. Да и в Москве он появляется после гибели Византии, хотя по духу вполне может считаться подражанием чему-то смутно византийскому».

 

Чин шествия на осляти в РПЦ вXVI в.

Большое значение в старой русской практике придавалось чину шествия на осляти в Неделю ваий, известному на Руси не позднее чем с XVI в[2]. На Руси он практиковался в Новгороде, а с середины 16-го века в Москве. При этом Первосвятитель (митрополит и затем патриарх), восседал на «осляти», символически изображая Христа, входящего в Иерусалим.

Во время этого чина, представлявшего собой усложнение предписанного уставом праздничного крестного хода, патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле (обычно осла заменяла наряженная лошадь), которого вел под уздцы царь или один из знатных горожан; перед ослом везли украшенное и обвешанное сладостями вербное дерево, ветки коего раздавались по окончании чина; на повозке с вербой и вокруг нее находились певцы; во время шествия на одной из остановок прочитывалось Евангелие о Входе Господнем в Иерусалим.

Чин шествия на осляти в РПЦ в XVII в.

С XVII века шествие проходило от Успенского собора через Спасские ворота к Входоиерусалимскому приделу Покровского собора (храма Василия Блаженного).

Обряд не прекращался даже в 1611 году, когда Кремль был занят польскими захватчиками[3].

Во второй половине XVII века церемония шествия проходила следующим образом в Москве

Патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью. В день праздника после утренней обедни царь выходил в Успенский собор в праздничной одежде. Царя сопровождали бояре, окольничьи и прочие придворные чины.

Из Успенского собора начинался крестный ход: две хоругви, за ними по два чернецы и дьяконы, за ними по три священники, протопопы, запрестольный образ, кресты хрустальные, иконы из разных монастырей, протопопы, певчие, икона Богородицы Влахернской. За иконой шли соборные ключари и патриарх. В 1675 году в шествии участвовало 300 священников и 200 дьяконов.

Царское шествие открывалось нижними чинами по три человека в ряд. Дьяки, дворяне, стряпчие, стольники, ближние и думные люди и окольничьи. Потом шествовал царь, за ним бояре, думные и ближние люди и гости. По обе стороны шествия следовали стрелецкие полковники, вдоль дороги стояли расписанные кадушки с вербой.

Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора. С царём входили высшие чины, остальные оставались у Лобного места. В соборе царь молился и возлагал на себя сан (царские одежды): крест, бармы, царскую шапку и т. д. Вместо посохацарю подавали царский жезл.

На Лобном месте устанавливали аналой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Путь от Спасской башни до Лобного места ограждали перегородками, обитыми красным сукном. На Красной площади стояли стрельцы и собирались толпы народа.

Недалеко от Лобного места стоял осля — накрытая каптуром (род попоны) лошадь. У осля стояли патриарший боярин и пять дьяков в золочёных кафтанах. Там же располагалась нарядная верба. На крыше одной из лавок Верхнего овощного ряда стоял капитансолдатского строя с ясачным знаменем для подавания сигналов во время церемонии.

До первой половины XVII века вербу наряжали на патриаршем дворе. На вербные сани устанавливали место для вербы. Сани устанавливали на колёса, и украшали красным сукном. На санях устраивали место для певчих. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками. С 1634 года в украшении вербы стали постоянно употребляться яблоки. В 1636 году для украшения вербы были приобретены тысяча яблок разного размера. После праздника патриарх раздавал яблоки духовным и светским чинам, а самые крупные яблоки отправлялись во дворец — царской семье. Верба украшалась заранее и устанавливалась на месте в ночь или в утро праздника. Для украшения вербы на патриаршем дворе был построен специальный сарай.

После 1668 года шествие стало проводиться с особой пышностью. Убранство вербы перевели с патриаршего двора на двор бояринаНикиты Ивановича Романова. В 1670-е годы для украшения вербы в Немецкой слободе начали покупать искусственные цветы, фрукты и птиц. В 1672 году на украшение вербы было потрачено более 476 рублей. На Спасском мосту начали устанавливать ещё шесть верб.

Когда царь и патриарх выходили из собора, кресты и иконы возвращались в Успенский собор. Патриарх поднимался на украшенное Лобное место, и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы, черенки которых были обшиты бархатом. Патриарх и митрополиты раздавали окружающим ветви вербы. Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие до слов «и посла два от ученик»; с этими словами соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Протопоп и ключарь покрывали осляти ковром и красным и зелёным сукном. Патриарх держал в одной руке Евангелие, а в другой крест, и садился на осля. Шествие вновь начиналось с младших чинов: дьяки, дворяне, стряпчие, стольники — все они были в расшитых золотом кафтанах и поэтому назывались золотчиками. За ними везли нарядную вербу. Под деревом стояли певчие дьяки в белых одеждах. За вербой шли духовенство с иконами, ближние люди, думные дьяки, окольничие и царь в большом царском наряде. Царь вёл осля за конец повода. Перед царём стольники и ближние люди несли: царский жезл, государеву вербу, государеву свечу, царское полотенце. Вместе с царём осля вели: один из первостепенных бояр, царский и патриарший дьяки, патриарший конюший старец. По сторонам от царя с пальмовыми ветвями шли бояре, окольничьи, думные дворяне. За патриархом шли духовные чины и замыкали шествие гости.

По пути следования дети стрельцов от 10 до 15 лет устилали дорогу тканями, в основном красными и зелёными. Полотно имело размер 6 аршин в длину и 4 аршина в ширину. Каждый такой кусок держали шесть мальчиков. Поверх тканей укладывали разноцветные кафтаны и однорядки. Во время царствования Фёдора Алексеевича количество детей, укладывающих ткани и кафтаны, достигало 1000, из них 800 укладывали ткани, а 200 кафтаны. После праздника они получали ткани и кафтаны, или деньги.

Когда шествие вступало в Спасские ворота, на всех церквях Кремля начинался колокольный звон. Звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. Верба оставалась у южных дверей собора. В соборе дочитывали Евангелие, царь и патриарх целовались. Царь уходил в одну из домашних церквей, патриарх завершал литургию в соборе. После литургии патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы, украшения вербы и саней раздавали стрельцам и народу.

Во время двоецарствия с 1684 года по 1693 год в шествии принимали участие оба царя. После 1693 года документов о проведении шествия не сохранилось.

 

По царскому указу с 1669 года Шествие на осляти проводилось в городах: Астрахань, Рязань, Казань и Тобольск. В шествии участвовали архиерей и воевода. Иван Феодорович Пушкин, будучи воеводой в Тобольске, вёл за узцы осля, на котором сидел митрополит сибирский Киприан. Шествия на осляти также проводились в Новогороде, и Ростове.

Соборным уложением 1678 года шествия на осляти в городах были запрещены, и проводились только в Москве за патриаршим богослужением, со времен Петра I перестал совершаться.

 

В настоящее время

В настоящее время в некоторых городах России (в частности, Ростове) возобновляется традиция шествия на осляти с участием местного архиерея[4].

 

Библиография:

1) Возрождается традиция «шествия на осляти» // Православное информационное агентство «Русская линия» / URL: https://rusk.ru/newsdata.php?idar=213295 (Дата обнавления:21.04.2008; дата обращения: 12.04.2019)

2) Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. Москва, 1908. 312 с. // https://vk.com/doc64963092_454358177

3) Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. Москва, 1899. 270 с. // https://vk.com/doc64963092_454358165

4) Дмитриевский А.А. Праздник Входа Господня в Иерусалим в Святогробском храме и суббота праведного Лазаря в Вифании. СПб, 1909. // https://jerusalem-ippo.org/palomniku/prazdniki/hist/4/

5) Дмитриевский А.А. Хождение патриарха Константинополя на жребяти в неделю Ваий в IX-X вв // Сборник памяти А.И. Соболевского. Л, 1928. С. 69–76 с. // https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitrievskij/hozhdenie-patriarha-konstantinopolja-na-zhrebjati-v-nedelyu-vaij-v-9-10-vv/

6) Желтов М., диак, Квливидзе Н.В., Ткаченко А.А. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия. Т. X. М, 2005. С. 38-51. // ttp://www.pravenc.ru/text/161041.html

7) Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М, 2014. С. 467-478. // https://vk.com/doc177406317_523565699

8) Ианнуарий (Ивлиев), архм. Беседы на Евангелие от Матфея. Б.м., б.г. (На правах рукописи). // https://vk.com/club152037058?w=wall-152037058_71

9) Лебедев Л., прот. Богословие земли русской // Москва патриаршая. Москва, 1995. С. 285–332. // https://rusarch.ru/lebedev1.htm

10) Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М, 2009. 362 с. // https://hierotopy.ru/contents/Hierotopy_SpatialIconsAndImageParadigms_completeBook_2009_RusEng.pdf

11) Никольский К., прот. О службах русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб, 1885. С. 45-97. // https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nikolskij/o-sluzhbah-russkoj-tserkvi-byvshih-v-prezhnih-pechatnyh-bogosluzhebnyh-knigah/

12) Отпущенников Ю.А. Анализ избранных богослужебных чинов, бывших в употреблении на Руси в XVI-XVII вв. (Дипломная работа). Саратов, 2018. https://vkr.sarpds.ru/2018-vkr/Otpushenikov_Georgij_48.03.01_Teologija_2018.pdf

13) Парфило Т. И. Освящённая верба в фольклоре русских, украинцев и белорусов: символика, прагматика, поэтика. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Москва, 2012.

14) Пчелов Е.В. Московское царство и Святая Земля: верба в церемонии шествия на осляти в ХVI-ХII вв. // Каптеревские чтения — 8. Сборник статей / Отв. ред. М.В. Бибиков М.: ИВИ РАН, 2010. С.248-255. // https://ros-vos.net/christian-culture/praz/verbnoe-voskresenie/9/

15) Пчелов Е. В. «Чудо-дерево» Московского царства: верба в церемонии шествия на осляти в XVI–XVII вв. // Традиционная культура. 2010. № 4. С. 109–114. // https://www.academia.edu/30288635

16) Сазонова. Н. И. «Шествие на осляти» в России XVI–XVII вв.: содержание и смысловые трансформации // ΠΡΑΞΗΜΑ, 2015. 2 (4) С. 115-125. // https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/sazonova_n._i._115_125_2_4_2015.pdf

17) Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением. Москва, 2004. 815 с. // https://vk.com/doc19336117_450173851; Вербное воскресенье // https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_13

18) Скрипкина Е.В. Обряд «Шествия на осляти» в контексте Церковно-Государственных отношений во второй половине XVII в. Омский научный вестник № 6 (102), 2011. С. 15-18. // https://cyberleninka.ru/article/n/obryad-shestviya-na-oslyati-v-kontekste-tserkovnogosudarstvennyh-otnosheniy-vo-vtoroy-polovine-xvii-v

19) Софронов В. Ю. Распространение православия в Сибири (XVI–XVII вв.) // Сибирская заимка. История Сибири в научных публикациях. 2002. [Электронный ресурс] URL: https://zaimka.ru/sofronov-orthodoxy/(дата обращения: 09.04.2020).

20) Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действа в России XVI—XVII вв. На примере «Пещного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное вокресенье. Диссертация. Челябинск, 2006. 271 с.

21) Сулоцкий А, прот. Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье // Чтения в обществе истории и древностей российских. М., 1870. № 3. C. 18-23.

22) Сулоцкий А, прот. О церковных древностях Сибири. Т. 1. Тюмень, 2000. С. 323-328. // https://rutracker.net/forum/viewtopic.php?t=4428855

23) Тимофеева Т. П. Золотые ворота во Владимире. М, 2002. 64 с. // https://vk.com/doc-91387930_514488819 / https://rusarch.ru/timofeeva9.htm

24) Успенский Б.А. Обряд хождения на осляти // Вербное Воскрресение / URL: https://verbnoe.paskha.ru/istoria/osliaty/

25) Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М, 2004. 685 с. // https://vk.com/doc224114514_538468331

26) Чин патриарша круг города на осляти шествия, бываемого в день постановления российских патриархов // Древняя российская вивлиофика. М., 1788. Ч. 6. С. 245-261. // https://dlib.rsl.ru/viewer/01005416258#?page=251

27) Шествие на осляти. // Википедия / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B8

28) Шествие на осляти. Вербное воскресенье в XVI-XVII веках // Живой журнал / URL: https://gorbutovich.livejournal.com/175759.html

29) Шествие на осляти в подражание Христу // Православие ру / URL: https://www.pravoslavie.ru/78444.html


[1] Ианнуарий (Ивлиев), архм. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа № 65. Б.м., б.г. (На правах рукописи).

[2] См.: Никольский К., прот. О службах русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб, 1885. С. 45-97.

[3] Пасха. М., 2002. С. 108.

[4] Возрождается традиция «шествия на осляти» // Православное информационное агентство «Русская линия» / URL: https://rusk.ru/newsdata.php?idar=213295 (Дата обнавления:21.04.2008; дата обращения: 12.04.2019)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: