Формирование ключевых компетенций на уроках географии через организацию самостоятельной деятельности учащихся.




(слайд) Организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех ее форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед школой и воспитать творческую личность. Широкое применение самостоятельной работы в учебном процессе позволяет упорядочить его, а именно, сократить объем домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать приемы работы по заданиям.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

(слайд) Формирование ключевых компетентностей в организации самостоятельных работ решает системный подход.

Система самостоятельных работ определяется целями обучения курсу географии:

1. Сформировать у школьников знания о строении, закономерностях развития географической оболочки и крупных ПТК Земли, а также дать знания о населении и политической карте материков.

2. Сформировать знания о роли природных условий в жизни людей, отрицательном и положительном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, раскрыть зависимость характера воздействия человека на природу от социальных условий.

3. Научить приемам учебной работы с различными источниками знаний.

4. Воспитывать чувство интернационализма, патриотизма, эстетическое восприятие природы.

Самостоятельные работы школьников включаются во все этапы учебного процесса — объяснение нового материала, его закрепление и повторение, контроль знаний учащихся.

Только сочетание всех видов заданий обеспечивает оптимальную организацию самостоятельных работ. Задания образуют систему, в которой каждое из них тесно связано с другими и обусловлено ими.

Представлю вашему вниманию организацию самостоятельных работ на примере изучения темы «Африка».

(слайд) В курсе географии 7 класса «Материков и океанов» знакомство с материками проходит по определённому плану.

Материк Африка, изучается первым, считается наиболее легким для изучения, однако при его рассмотрении возникает ряд трудностей.

Во-первых, при его изучении вводится много новых понятий

Во-вторых, полученные ранее учащимися разобщенные знания начинают приводиться в некую систему.

В - третьих, меняется сама методика изучения географического материала: изучаются взаимосвязи; больше внимания уделяется работе с картой, знакомятся со многими тематическими картами, делается больше обобщений и выводов, определяются причинно-следственные связи процессов и явлений.

Важнейшее условие формирования понятий – осуществление преемственности, установление связи между новыми и ранее полученными знаниями, Причем эта преемственность важна не только между курсами географии, но и необходимо осуществлять такую преемственность и в самостоятельных работах.

С некоторыми видами работ учащиеся уже сталкивались в начальном курсе физической географии, некоторые работы – новые по форме, степени самостоятельности и проявленному творчеству.

(слайд) Тема 1.«Географическое положение Африки. История открытия и исследований».

По данной теме составляем характеристику географического положения материка по плану, работа выполняется совместно с учителем, используем различные карты атласа.

Причем некоторые вопросы плана учащимся уже известны из курса 6 класса (находим координаты, расположение объектов относительно условных линий).

При изучении других материков и дальнейшей работе по плану уровень самостоятельности постепенно усложняется.

При изучении Австралии самостоятельно находят крайние точки и определяют их координаты.

При изучении Южной Америки учащимся предлагается самостоятельно составить характеристику географического положения материка по известному им плану. После завершения работы проводится коллективная проверка выполненного.

При изучении географического положения Северной Америки ученики сравнивают с географическим положением ранее изученной Южной Америки, находят черты сходства и различия, выделяют особенности материков.

«История открытия и исследований материка». Ученики самостоятельно заполняют таблицу, используют текст учебника и фрагмент видеоурока. С путешественниками и исследователями более подробно ученики познакомились в 5 классе.

(слайд) При изучении темы «Геологическое строение и рельеф Африки » организую самостоятельную работу в парах. Ученики просматривают видеоурок, читают параграф, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

В этой теме уместна самостоятельная работа на контурной карте.
- Нанесите основные формы рельефа на контурную карту Африки. Затем эту работу организую проверочную работу с номенклатурой материков. (географические диктанты) В дальнейшем изучении предлагаю составить схему в которой необходимо показать взаимосвязь тектоники, рельефа и полезных ископаемых..

Работу с картами начинаю с 5-го класса, ставлю перед собой задачу, научить работать с картой. Учу ребят, как нужно правильно стоять около карты, как нужно правильно показывать.

В 6-ых классах продолжаю отрабатывать эти умения и навыки. В 7-ых классах учащиеся, называют, показывают географические объекты и комментируют свой ответ. Работают с тематическими картами.

(слайд) При изучении темы «Гидрография Африки» учащиеся по вариантам составляют характеристику рек по предложенному плану: Конго, Нигер, Нил.

Самостоятельная работа проводится с использованием текста параграфа и картами атласа. На других материках составляем характеристику озера. Как вариант характеристику рек составляют в парах, а затем проверяют друг у друга.

(слайд) Тема 4.«Климат». Заполните таблицу «Характеристика климатических поясов Африки». Самостоятельная работа с климатограммами, представленными в учебнике, с текстом параграфа, атласом на основании анализа которых учащиеся дают характеристику климата различных климатических поясов.

(слайд) Учащиеся уже знакомы с необходимыми приемами, они самостоятельно по табличным данным составляли график температур, столбчатые диаграммы количества осадков, розу ветров.

В теме Ю.А. задание предлагаю такое: На основе анализа климатических карт материка приведите доводы в пользу и против утверждения «Южная Америка – самый влажный материк».

(слайд) Тема 5. «Разнообразие природы Африки».

В 7-ом классе при изучении темы "Природные зоны", обучающимся предлагаю заполнить таблицу. Работа проводится в парах. Задания способствует закреплению ведущих понятий и формированию приёма одновременной учебной работы с картой и учебником.

После заполнения таблицы проходит коллективная проверка. В дальнейшем учащиеся эту работу выполняют самостоятельно.

(слайд) Природные зоны других материков даю в сравнении: Например: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявить причины сходства и различия по зонам

(слайд) Учитывая большой объем материала темы «Население и регионы Африки», учащимся предлагаю подготовить мини - сообщения о странах Африки (устное, письменное сообщение, презентация – на усмотрение учащихся). Развивается умение самостоятельно находить информацию из различных источников, перерабатывать найденный материал, компоновать его в форму сообщения или презентации, представлять свою работу перед классом.

Современное развитие техники, владение персональным компьютером позволяет учащимся использовать интерактивные методы в своем исследовании и создавать электронные версии творческой работы.

При изучении других материков задания меняю. В теме «Австралия» – нужно придумать, нарисовать и представить флаг Австралии. В теме «Южная Америка» даю задания, учитывая работу с картой: Или такое задание: Представьте, что вы менеджер турфирмы. Составьте для своих клиентов «Памятку отправляющемуся на материк. Изложите в 10 пунктах самые необходимые сведения о материке

(слайд) Тема 7. «Контроль знаний по теме Африка».

Значительное место самостоятельной работе отводится в процессе закрепления и проверке знаний. Как известно, существует множество разновидностей контрольных и проверочных работ. Примером таких работ могут быть предложенные на слайде частичный вариант теста. (слайд)

(слайд) Традиционные задания требуют от учащихся связных логичных ответов, учат письменно или устно излагать свои мысли. Например, на зачете по теме «Африка» или на промежуточных проверках будут уместны вопросы. Подобные вопросы хороши тем, что они предполагают обширные знания учащихся.

(слайд) Конструктивные задания - э то усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы, требующие, как и тесты, кратких ответов. Пример: Тема: «Южная Америка». Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»

Заключение. (слайд)

В процессе усвоения приёмов учебной работы у учащихся возникает уверенность в том, что они могут выполнять самостоятельно задания. Поэтому у них появляется потребность в самостоятельной работе, т. е. внутренний стимул. Учащийся активен не внешне (повторяет, показывает), а находится всё время в деятельности: думает, рассуждает, сопоставляет задачу и возможности её решения с помощью усвоенного приёма.

Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения.

 

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: