Подзаконные нормативные акты: понятие и виды.




Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

В государствах романо-германской правовой семьи и некоторых других правовых семьях кроме законов существует и другая группа нормативных правовых актов, именуемая подзаконными нормативными правовыми актами. Также можно сказать, что подзаконный нормативный правовой акт – это вид нормативного правового акта.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении исполнения содержания законов относительно специфики определенных сфер общественной жизни. Все они представляют собой взаимосогласованную, иерархическую систему, каждый элемент которой, соответствуя актам более высокой юридической силы, служит своего рода основой, юридической базой для актов, имеющих меньшую юридическую силу. Общность признаков объединяет их в определенную совокупность, а юридическая сила выстраивает их в определенную упорядоченную систему, производную от компетенции соответствующих правотворческих органов. Иерархические связи между нормативными актами обеспечивают согласованность их содержания, устойчивость при регулировании отношений и эффективность в достижении запланированного результата.

 

В Российской Федерации выделяют следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов (в соответствии с их иерархией).

1. Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90 Конституции РФ) и другими законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, изданием которых глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы иногда издаются в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ (ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера).

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, положения министерств и ведомств. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов (например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Государственной налоговой инспекции и т. п.).

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и проч.).

6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Они принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов.

7. Локальные нормативно-правовые акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). Они выражаются в форме уставов, решений, приказов и распоряжений. Уставы и решения принимаются коллегиально (собранием акционеров, советом директоров и т. д.) и имеют нормативное содержание. Приказы устанавливаются руководителем предприятия и могут иметь как нормативное, так и индивидуальное значение. Распоряжения принимаются, как правило, руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов.

Признаки подзаконного акта:

¾ закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции;

¾ зависимость подзаконных нормативных правовых актов от законов;

¾ в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи их воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и др.;

¾ им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности;

¾ нормы подзаконных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов;

¾ подзаконным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: