I. пояснительная записка




Министерство ОБРАЗОВАНИя и науки

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО

«московский государственный университет приборостроения и информатики»

В г. Ставрополе

 

КАФЕДРА «Государственное и муниципальное управление»

 

Геополитика

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ указания

По подготовке к практическим занятиям

Для студентов бакалавриата очной формы обучения

По направлению 081100.62

«Государственное и муниципальное управление»

 

 

Ставрополь, 2012

 


Максимов В.Ю. Геополитика. Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов бакалавриата очной формы обучения по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». – Ставрополь: филиал ГОУ ВПО МГУПИ, 2012.

 

Рецензент: доктор социологических наук, профессор Барсукова Т.И.

 

Методические указания по подготовке к проведению практических занятий по дисциплине «Геополитика» разработаны для студентов бакалавриата очной формы обучения по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» с целью ее изучения в цикле профессиональных дисциплин.

Данное пособие позволит студентам глубже освоить теоретическое содержание основных тем изучаемой дисциплины и применить полученные знания на практике.

 

Утверждены на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление», протокол № 1 от 27 августа 2012 г.

 


I. пояснительная записка

 

Учебная дисциплина «Геополитика» относится к числу дисциплин профессионального цикла, изучение которых необходимо будущему специалисту в области государственного и муниципального управления с позиции приобретения теоретических знаний и практических навыков управления в условиях глобального мира.

Дисциплина «Геополитика» изучается студентами очной формы обучения в третьем (заочной – в четвертом) семестре, включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов в аудитории и во внеаудиторное время (для заочной формы обучения – написание контрольной работы), выполнение рефератов, подготовку тематических сообщений. Количество лекционных и практических занятий на очной форме обучения – 26 и 28 ч. (на заочной – 4 и 6 ч.) соответственно. На обеих формах изучение предмета заканчивается сдачей экзамена.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов геополитического мышления, необходимого для понимания ими сущности геополитических процессов, происходящих в обществе, основ геополитической деятельности, а также общих подходов к решению геополитических проблем в условиях современных международных отношений.

В результате изучения дисциплины студент должен:

1) иметь представление:

- об основных представителях и состоянии современной мировой и отечественной геополитической мысли;

- о геополитической ситуации, сложившейся в России;

- о мировых геополитических связях и их роли в международных отношениях;

2) знать:

- основы геополитической теории;

- ситуацию на международной арене, необходимость понимания и отстаивания отечественных геополитических интересов;

- сущность геополитических интересов различных государств, их политики по реализации своих геополитических интересов;

3) уметь использовать:

- методы геополитического анализа;

4) иметь навык:

- работы с различными источниками в области геополитических знаний;

- подготовки материалов для проведения бесед, докладов, сообщений по вопросам геополитических интересов РФ.

В данных методических указаниях студентам предлагаются:

- темы и целевые установки практических занятий;

- планы практических занятий;

- вопросы для самоконтроля;

- перечни тем рефератов и сообщений;

- список основной и дополнительной литературы, необходимой для подготовки к занятиям;

- перечень вопросов для подготовки к сдаче экзамена.

Требования к подготовке к практическому занятию и выступлению на нем:

- на практических занятиях студент должен иметь данные методические указания, может иметь конспекты лекций, учебники по теме, раздаточные и другие необходимые для работы материалы;

- студент должен заблаговременно готовиться к практическому занятию по заранее заданной теме, в т.ч. выполняя предлагаемые ему формы домашних заданий (рефераты, сообщения и т.п.);

- выступление по вопросу темы занятия представляет собой изложение содержания конспекта лекции, конспекта материала учебника или иного источника в соответствии с вопросами практического занятия. Оценка выступления производится по критериям верности, полноты, самостоятельности и др.;

- реферат готовится студентом по заданной ему или выбранной им самостоятельно теме с использованием дополнительной литературы (монографий, статей журналов, электронных ресурсов Интернета и других источников). Выступление по реферату должно занимать не более 10 мин.;

- реферат должен быть оформлен машинописно, занимать около 10-12 листов стандартного текста и включать: титульный лист, лист содержания, основной текст (со сносками или ссылками) и список использованной литературы. Текст реферата после выступления сдается преподавателю. Его оценка (в т.ч., по критериям объема, оформления и др.) включается в оценку выступления студента;

- реферат высокого уровня подготовки сопровождается видео-презентацией. В этом случае студенту необходимо заранее (на перемене) позаботиться о наличии во время занятия в аудитории видео-аппаратуры. Во время доклада выступающий может привлечь в качестве своего ассистента другого студента группы. Видео-презентация также сдается преподавателю и оценивается им отдельной оценкой, что влияет на итоговый балл студента при накопительной системе выставления оценки в конце семестра;

- сообщение отличается от реферата меньшим объемом (3-5 мин.) и может заключаться только в устном выступлении студента. Не исключается сопровождение сообщения видео-презентацией;

- по итогам каждого выступления студенты могут задавать выступавшему и преподавателю вопросы, делать содержательные дополнения, замечания, сообщения, предложения. Учебная активность студента во время занятия так же, как и выступление, оценивается преподавателем.

При подготовке к групповой дискуссии студент должен заблаговременно узнать ее тему, изучить ответствующие источники информации и выработать собственную аргументированную точку зрения на заявленную в теме проблему.

В качестве базовых учебников по всем темам дисциплины рекомендуются:

1. Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. Геополитика: Учебник для вузов. – М., 2010.

2. Мухаев Р.Т. Геополитика: учебник. – М., 2007.

3. Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика: учебник. – 5-е изд. – М., 2010.

Для выполнения рефератов, сообщений, докладов, подготовке к дискуссии рекомендуются статьи из журналов «Безопасность Евразии», «Геополитика», «Геополитика и безопасность», «Национальная безопасность», «ПОЛИС», «Социально-политический журнал», «Социология власти» и т.п., приведенная в данных методических указаниях дополнительная литература, а также материалы следующих сайтов: evrazia.org, geopolitica.ru, geopolitika.narod.ru, geopolitics.ru, geopolitica.ucoz.ru, mirpolitiki.net, politike.ru, un.org и др.

В процессе изучения данной учебной дисциплины могут быть задействованы такие виды самостоятельной работы студентов, как:

- текущая работа над учебным материалом (подготовка к очередным лекциям и практическим видам занятий; изучение и дополнение своих лекционных записей; изучение программных материалов, предусмотренных кафедрой для самостоятельного изучения и др.);

- изучение нормативных и руководящих документов и материалов;

- работа с книгой, изучение и конспектирование учебной и научной литературы;

- доработка конспектов лекций;

- подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам;

- изучение материальной части приборов, ТУ, техники, в том числе компьютерной, тренировка (упражнение) в их обслуживании и применении;

- выполнение контрольных (отчетных) работ и других учебных заданий;

- написание докладов, рефератов, курсовых и конкурсных работ, в том числе с использованием ПК;

- подготовка к контрольным работам, зачетам и экзаменам;

- выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой;

- написание рефератов,

- выполнение учебно-исследовательских работ;

- участие в студенческой научно-исследовательской работе, в конференциях, проводимых на кафедре, в институте;

целенаправленное посещение музеев, выставок и т.п., просмотр и прослушивание теле- и радиопередач.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: