Обобщение по разделу II.




VI класс

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ДО КОНЦА XV В.

(35 ч)

Введение (1 ч)

Значение знаний по отечественной истории. История Беларуси — часть всемирной истории. Периоды в истории Беларуси. Исторические источники.

Раздел I. БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА И РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч)

Древнейшие люди на белорусской земле. Природа и люди в древности. Заселение территории Беларуси. Занятия и образ жизни древних людей в каменном веке. Роды и племена.

Изменения в новом каменном веке. Зарождение производящего хозяйства. Появление животноводства. Первые земледельцы. Возникновение неравенства в обществе. Первобытное искусство.

Начало использования металлов на белорусских землях. Первые орудия труда из металла. Значение открытия железа. Строительство городищ. Мифы и религиозные представления.

Население белорусских земель в бронзовом и железном веках. Расселение индоевропейцев. Племена балтов. Образ жизни. Основные занятия. Соседская община.

Расселение славян (2 ч). Пути расселения славян на территории Беларуси. Племенные княжения. Князья и военная сила. Вече. Занятия и верования древнейших славян.

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• основные периоды в истории Беларуси, их хронологические рамки;

• периодизацию истории первобытного общества на территории Беларуси;

• основные события в истории Беларуси древнейшего времени и Раннего средневековья и их даты (заселение территории Беларуси древнейшими людьми, зарождение производящего хозяйства, начало использования металлов, начало железного века на территории Беларуси, расселение на территории Беларуси индоевропейцев, расселение на территории Беларуси славян);

• определения исторических понятий (стоянка, родовая община, племя, соседская община, городище, князь, дружина, вече, язычество).

Уметь:

• синхронизировать под руководством учителя исторические события, происходившие в Раннем средневековье на территории Беларуси и в Западной Европе;

• показывать на исторической карте: первые найденные археологами стоянки человека на территории Беларуси; направления заселения людьми территории Беларуси; направления проникновения на тер­риторию Беларуси индоевропейцев, направления проникновения славян на территорию Беларуси; территории расселения кривичей-полочан, дреговичей, радимичей, древнейшие города на тер­ритории Беларуси;

• составлять рассказ на основе текста параграфа, изображений, исторической карты о заселении территории Беларуси древнейшими людьми; об орудиях труда, занятиях и быте первобытных людей на территории Беларуси; о расселении на территории Беларуси славян; о развитии искусства и городов на территории Беларуси; о религиозных верованиях первобытных людей на территории Беларуси;

• находить в тексте учебного пособия и высказывать предположения, которые объясняют причинно-следственные связи между историческими событиями: отступление ледника с территории Беларуси g проникновение сюда первобытных людей; сложные условия жизни и добычи пищи g объединение людей в родовые коллективы; постоянная угроза голода, ненадежность добычи пищи охотой g приручение животных; переход к производящему хозяйству g бóльшая независимость от природы; использование медных и бронзовых орудий труда g повышение результативности труда людей; изготовление железных топоров g распространение подсечно-огневого земледелия; появление имущественного неравенства g появление различного по богатству инвентаря погребений; развитие земледелия и животноводства g строительство укрепленных поселений (городищ); отсутствие научного понимания происхождения всего существующего g появление мифов; успешная война g усиление авторитета и власти князя в восточнославянском обществе; появление дружины g укрепление власти князя в восточнославянском обществе; внешняя военная опасность g создание государственной организации; опасность атак врагов g создание укрепленных поселений (городищ).

Раздел II. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В IX — СЕРЕДИНЕ XIII в. (11 ч)

Зарождение государственности. Предпосылки возникновения государственности. Полоцкая земля — первое государство на территории Беларуси. Древний Полоцк. Начало полоцкой княжеской династии. Рогволод. Взаимоотношения Полоцка с Новгородом и Киевом. Белорусские земли в составе Киевской Руси.

Полоцкое княжество (земля) в конце X–XI вв. Восстановление полоцкой княжеской династии. Укрепление Полоцкого княжества при Брячиславе Изяславиче. Правление Всеслава Брячиславича. Битва на Немиге. Наивысший подъем Полоцкого княжества.

Полоцкая земля в XII — первой половине XIII в. Волости и княжества. Временный подъем Минского княжества. Отношения Полоцка и Киева. Вече в Полоцкой земле.

Туровское княжество. Древний Туров. Отношения Турова с Киевом. Юрий Ярославич и обретение независимости Туровским княжеством. Города и волости Туровской земли.

Белорусские земли в условиях раздробленности. Раздробленность Полоцкой и Туровской земель. Белорусские земли в составе Смоленского и Черниговского княжеств. Судьба Берестейщины. Возникновение городов и княжеств в Понеманье.

Внешняя опасность в первой половине XIII в. Появление крестоносцев в Восточной Прибалтике. Борьба с крестоносцами. Монгольское нашествие и белорусские земли.

Хозяйство белорусских земель. Хозяйственные занятия. Обязанности населения. Формы землевладения. Возникновение городов на территории Беларуси. Городские ремесла. Торговля.

Христианизации земель. Распространение христианства. Язычество и христианство. Религиозно-просветительские деятели: Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. Результаты и значение распространения христианства.

Культура белорусских земель. Застройка городов. Оборонительные сооружения. Каменное зодчество. Полоцкий Софийский собор. Искусство. Грамотность. Памятники письменности.

Повседневная жизнь наших предков. Социальная структура общества. Поселения и жилища. Питание. Военное дело и оружие. Развлечения.

Обобщение по разделам I и II (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• основные события в истории Беларуси IX — середине XIII вв. и их даты (возникновение Полоцкого княжества, возникновение Туровского княжества; первое упоминание в летописи Полоцка, Турова, Минска; княжение Рогволода, Брячислава Изяславича, Всеслава Брячиславича, битва на Немиге; наивысший подъем Полоцкого княжества; подъем Минского княжества, обретение Туровом независимости, княжение Юрия Ярославича; учреждение Полоцкой и Туровской епархий; строительство церквей в Полоцке и Гродно, создание креста Евфросинии Полоцкой, начало раздробленности Полоцкого и Туровского княжеств);

• определения исторических понятий (крестоносцы, волоки, детинец, посад, фреска, берестяная грамота, летописи, житие, притча);

• имена исторических деятелей, деятелей культуры Беларуси в IX — середине XIII вв., результаты их деятельности (Рогволод, Брячислав, Всеслав, Юрий Ярославич, Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский);

• достижения культуры на территории Беларуси в IX — середине XIII вв.

Уметь:

• синхронизировать под руководством учителя исторические события, которые происходили в IX — середине XIII в. на территории Беларуси, в Западной Европе;

• показывать на исторической карте: первые государства на территории Беларуси, древние города на территории Беларуси; направления монгольского нашествия через белорусские земли;

• составлять рассказ на основе текста параграфа, изображений, исторической карты о возникновении первых государств на территории Беларуси; борьбе полоцких и киевских князей, битве на Немиге; об обретении Туровским княжеством независимости; о противостоянии белорусских земель внешним завоевателям; об особенностях хозяйства восточных славян; о внешнем виде восточнославянских городов и их роли в социально-экономической и общественно-политической жизни; распространении христианства на белорусских землях и его значении для белорусских земель; памятниках культуры на белорусских землях (Софийский собор в Полоцке, Спасская церковь в Полоцке, Борисоглебская церковь в Гродно, крест Евфросинии Полоцкой, берестяные грамоты);

• находить в тексте и высказывать предположения, которые объясняют причинно-следственные связи между историческими событиями: осложнение общественной жизни, внешняя опасность g создание сильной власти, государства; стремление расширить границы Полоцкого княжества g войны с соседями; натуральное хозяйство, отсутствие прочных экономических связей, возникновение частного землевладения, усиление боярства g распад Полоцкой земли на отдельные княжества-волости; ослабление княжеской власти g расширение полномочий вече в Полоцке; защита Турова в 1157 г. g обретение Туровским княжеством независимости; проникновение крестоносцев в Восточную Прибалтику g военное столкновение с Полоцким княжеством; появление более совершенных орудий труда, использование тягловой силы, переход к двуполью и трехполью g увеличение производительности труда; отделение ремесла от сельского хозяйства g возникновение городов; принятие христианства g строительство на Руси церквей и монастырей, возникновение Полоцкой и Туровской епархий, развитие грамотности и образования.

Раздел III. Белорусские земли в период возникновения и укрепления ВКЛ (середина XIII — КОНЕЦ XIV в.) (7 ч)

Образование Великого Княжества Литовского. Предпосылки образования Великого Княжества. Миндовг — первый правитель нового государства. Борьба за укрепление государства.

Укрепление великокняжеской власти. Пути включения белорусских земель в состав ВКЛ. Княжение Гедимина и Ольгерда. Борьба с агрессией крестоносцев. Староста Давид Гродненский, князь Андрей Полоцкий.

Княжение Ягайло. Борьба Ягайло за великое княжение. Причины сближения ВКЛ и Польши. Кревская уния и ее условия.

Государственный строй ВКЛ. Территориальный раздел ВКЛ. Государственный строй и управление. Местные органы власти.

Хозяйственное развитие. Сельское хозяйство и промыслы. Города и занятия их жителей. Торговля.

Культура и религиозная жизнь. ВКЛ — государство разных народов. Роль православной церкви. Язычество. Начало распространения католичества. Архитектура. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Обобщение по разделу III (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• основные события в истории Беларуси середины XIII — конца XIV в. и их даты (образование ВКЛ, княжение Миндовга, Гедимина, Ольгерда, Ягайло; Кревская уния, Островское соглашение);

• определения исторических понятий (Великое Княжество Литовское, Кревская уния, привилей, великий князь («господарь»), великокняжеская (господарская) рада);

• имена исторических деятелей Беларуси в середине XIII — конце XIV в., результаты их деятельности (Миндовг,
Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Давид Гродненский, Андрей Полоцкий);

• достижения культуры на территории Беларуси в середине XIII — конце XIV в.

Уметь:

• синхронизировать под руководством учителя исторические события, происходившие в середине XIII — конце XIV в. на территории Беларуси, в Западной Европе;

• показывать на исторической карте: территорию ВКЛ во время правления Миндовга, Гедимина, Ольгерда, Ягайло; направления военных походов великих князей литовских против крестоносцев, монголо-татар, места сражений;

• составлять рассказ на основании текста параграфа, изображений, исторической карты об образовании ВКЛ; путях включения белорусских земель в состав ВКЛ; борьбе ВКЛ с крестоносцами и монго­ло-татарами; причинах, условиях и результатах Кревской унии; государственном устройстве и управлении ВКЛ, хозяйственном развитии ВКЛ, роли белорусских городов в социально-экономической и общественно-политической жизни ВКЛ, распространении католицизма на белорусских землях и его значении, памятниках культуры на белорусских землях;

• находить в тексте и высказывать предположения, которые объясняют причинно-следственные связи между историческими событиями: развитие хозяйственных связей, внешняя опасность — возникновение Великого Княжества Литовского; требования экономического развития, геополитическое положение ВКЛ — заключение Кревской унии.

Раздел IV. БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВКЛ
В КОНЦЕ XIV—XV в. (9 ч)

Княжение Витовта. Усилия Витовта по восстановлению самостоятельности ВКЛ. Внешняя политика Витовта. Великое Княжество Литовское на вершине могущества.

Великая война и Грюнвальдская битва. Усиление опасности со стороны крестоносцев. Подготовка к решительному отпору крестоносцам. Начало войны. Грюнвальдская битва. Результаты и историческое значение битвы. Торуньский мир.

Гражданская война 1432—1439 гг. Противоречия между группировками феодалов в ВКЛ. Борьба между Свидригайло и Сигизмундом. Казимир Ягайлович и его политика.

Войско и военное дело. Внешняя политика ВКЛ во второй половине XV в. Организация войска. Вооружение. Особенности внешней политики. Потеря ВКЛ первенства в «собирании русских земель».

Развитие феодального общества. Сельское хозяйство. Формирование сословий в Великом Княжестве Литовском. Землевладение и земле­пользование. Крестьянские повинности. Начало закрепощения крестьян.

Развитие городов. Рост городов и их населения. Возрастание роли ремесла и торговли. Магдебургское право.

Этническое развитие. Особенности формирования белорусского этноса. Происхождение названия «Белая Русь». Этнические меньшинства в ВКЛ. Положение православной церкви и католического костела.

Культура. Основные художественные стили. Зодчество. Живопись и скульптура. Литература.

Обобщение по разделу IV (1 ч)

НАШ КРАЙ «С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ДО КОНЦА XV В.» (1 ч)

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Знать:

• основные события истории Беларуси в конце XIV — XV в. и их даты (княжение Витовта, Казимира Ягайловича; Грюнвальдская битва, граж­данская война между феодалами);

• определения исторических понятий (Великое Княжество Литовское, Русское и Жемайтское, Судебник, воеводство, канцлер, посполитое рушение, хоругвь, оброк, барщина, знать, мещане, ратуша, магдебургское право, магистрат, этнос);

• имена исторических деятелей Беларуси в конце XIV — XV в., результаты их деятельности (Витовт, Казимир Ягайлович);

• достижения культуры на территории Беларуси в конце XIV — XV в.

Уметь:

• синхронизировать под руководством учителя исторические события, которые происходили в конце XIV — XV в. на территории Беларуси, в Западной Европе;

• показывать на исторической карте: территорию ВКЛ во время княжения Витовта; направления военных походов Витовта против крестоносцев, монголо-татар, места сражений;

• составлять рассказ на основе текста параграфа, изображений, исторической карты о расширении территории ВКЛ при Витовте, Грюнвальдской битве и ее значении, результатах гражданской войны между феодалами, внешней политике ВКЛ, развитии городов ВКЛ и значении магдебургского права, положении православной и католической церкви в ВКЛ, памятниках культуры на белорусских землях, происхождении названия «Белая Русь»;

• находить в тексте и высказывать предположения, которые объясняют причинно-следственные связи между историческими событиями: усиление опасности со стороны крестоносцев — Грюнвальдская битва; рост противоречий между феодалами — гражданская война; рост городов — магдебургское право.

 

Общие требования к организации образовательного
процесса по истории беларуси в VI классе

В процессе обучения истории Беларуси в VI классе рекомендуется организовывать следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся: комментированное и самостоятельное чтение; составление простого плана; составление рассказа об исторических событиях с опорой на план и различные источники информации (текст параграфа, схема, иллюстрация, историческая карта); работа с исторической картой, отрывками из исторических документов; работа с историческим словарем; подготовка кратких сообщений об исторических событиях и лицах по предложенному плану; решение и составление хронологических задач; составление под руководством учителя таблиц с исторической информацией (хронологических, синхронистических, информационных, сравнительных).

По результатам изучения истории Беларуси в VI классе учащиеся должны

уметь:

– определять хронологическую последовательность изученных исторических событий, их продолжительность;

– соотносить дату исторического события с веком, периодом Средневековья;

– синхронизировать под руководством учителя исторические события, которые происходили в изученный период на территории Беларуси и в Европе;

– показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

– использовать легенду исторической карты для поиска информации на карте;

– составлять рассказ на основе текста параграфа, изображений, исторической карты об изученных событиях;

– правильно использовать изученные исторические понятия;

– работать с текстом учебного пособия:

• выделять главное в тексте параграфа, составлять простой план пункта параграфа или ответа на конкретный вопрос;

• задавать вопросы к тексту параграфа, иллюстрации;

• находить в тексте параграфа ответы на поставленные вопросы;

• находить в тексте и высказывать предположения, которые объясняют причинно-следственные связи между историческими событиями;

• интерпретировать и обобщать информацию параграфа, формулировать простые выводы;

• работать с различными формами представления информации (текст параграфа, схема, картосхема и др.), находить информацию и использовать ее при составлении рассказа;

– читать фрагменты исторических документов, отвечать на вопросы к ним;

– использовать различные источники информации (справочники, детские энциклопедии, интернет и др.) для подготовки кратких сообщений о важнейших событиях, исторических личностях, достижениях культуры Беларуси в изученный период;

– под руководством учителя по предложенным критериям сравнивать исторические события и явления;

применять приобретенные знания и умения для:

– решения учебных задач;

– объяснения исторического контекста (при чтении художественной литературы, просмотре фильмов, посещении исторических достопримечательностей и т. д.);

– определения своего отношения к наиболее значимым событиям и историческим личностям истории Беларуси с древнейших времен до конца XV в.

VII класс

 

Содержание учебного предмета

(35 ч)

 

Раздел I

Белорусские земли в первой половине XVI в.

(7 ч)

Развитие государственного строя Великого Княжества Литовского. Система управления государством. Ограничение власти великого князя. Высшие государственные должности в ВКЛ. Возрастание значения Панов-Рады и сейма.

Политическое положение Великого Княжества Литовского. Взаимоотношения с Польшей и отстаивание ВКЛ государственного суверенитета. Внутриполитическая ситуация. Борьба с Великим Княжеством Московским. Защита от набегов крымских татар.

Хозяйственное оживление. Изменения в сельском хозяйстве. Развитие городов. Появление местечек. Ремесленное производство. Торговые связи и виды торговли.

Социальные процессы в Великом Княжестве Литовском. Положение крестьянства. Оформление мещанского сословия. Формирование единого шляхетского сословия.

Церковь и религия. Положение православной церкви. Католический костел на белорусских землях. Попытки проведения унии. Нехристианские религии.

Культура. Распространение Возрождения (Ренессанса). Франциск Скорина — белорусский первопечатник, гуманист и просветитель. Литература. Культовое и оборонительное зодчество. Изобразительное искусство.

Обобщение по разделу I.

 

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Учащиеся должны:

з н а т ь:

· основные события истории Беларуси в первой половине XVI в., их даты (привилей князя Александра 1492 г., Статут ВКЛ 1529 г., войны с Великим Княжеством Московским, войны с крымскими татарами);

· определения исторических понятий (Паны-Рада, сейм, Статут);

· имена исторических деятелей, деятелей культуры Беларуси в первой половине XVI в., результаты их деятельности (Константин Острожский, Михаил Глинский, Сигизмунд I, Франциск Скорина, Николай Гусовский);

· достижения культуры на территории Беларуси в первой половине XVI в.;

у м е т ь:

· синхронизировать исторические события, которые происходили в первой половине XVI в. на территории Беларуси, в Западной Европе;

· показывать на исторической карте: места военных сражений с Великим Княжеством Московским, крымскими татарами; новые города и поселки на территории Беларуси;

· характеризовать исторические события и явления (государственный строй ВКЛ, социально-экономическое развитие ВКЛ, внешнюю политику ВКЛ, положение православной и католической церкви в ВКЛ), исторических личностей, памятники культуры в первой половине XVI в. на основании памятки с использованием текста учебного пособия, иллюстраций, отрывков исторических документов.

 

Раздел II

Белорусские земли в середине ХVI — первой половине ХVII в. (11 ч)

Ливонская война. Причины и начало войны. Потеря Полоцка. Ход войны в 1564—1570 гг. Походы Стефана Батория. Ям-Запольское перемирие.

Образование Речи Посполитой. Предпосылки и причины образования Речи Посполитой. Люблинский сойм. Условия объединения Польши и Великого Княжества Литовского.

Политическое положение Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Государственный строй Речи Посполитой. Шляхетская демократия. Усилия ВКЛ по сохранению самостоятельности. Статут ВКЛ 1588 г.

Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине ХVII в. Борьба со Швецией. Интервенция в Россию. Смоленская война.

Сельское хозяйство. Предпосылки аграрной реформы. «Устава на волоки» 1557 г. и ее реализация. Результаты реформы. Оформление крепостного права. Феодальные повинности.

Городская жизнь. Города и поселки. Ремесло. Цехи и гильдии. Внутренняя и внешняя торговля. Социальные конфликты.

Реформация и Контрреформация. Начало реформационного движения на белорусских землях. Основные направления Реформации. Начало и проявления Контрреформации. Деятельность ордена иезуитов. Итоги Контрреформации.

Берестейская церковная уния. Подготовка унии. Берестейский церковный собор 1596 г. Распространение униатства. Итоги и последствия заключения унии.

Культура. Литература и книгопечатание. Начало барокко. Становление системы образования. Виленская иезуитская академия. Искусство и архитектура.

Этнические процессы. Формирование белорусской народности. Распространение названия «Белая Русь». Старобелорусский язык.

Обобщение по разделу II.

 

Требования к результатам учебно-познавательной деятельности учащихся

Учащиеся должны:

з н а т ь:

· основные события истории Беларуси в середине XVI — первой половине XVII в., их даты (Ливонская война, образование Речи Посполитой, Люблинский сойм, Статут ВКЛ 1566 г, 1588 г., «Устава на волоки» 1557 г., Реформация, Контрреформация, Берестейский церковный собор);

· определения исторических понятий (Речь Посполитая, шляхетские вольности, федерация, Главный Трибунал ВКЛ, «волочная помера», волока, фольварк, униатская церковь, орден иезуитов);

· имена исторических деятелей, деятелей культуры Беларуси в середине XVI — первой половине XVII в., результаты их деятельности (Стефан Баторий, Лев Сапега, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Мелетий Смотрицкий, Николай Радзивилл Черный);

· достижения культуры на территории Беларуси в середине XVI — первой половине XVII в.;

у м е т ь:

· синхронизировать исторические события, происходившие в середине XVI — первой половине XVII в. на территории Беларуси, в Западной Европе;

· показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

· характеризовать исторические события и явления (причины, ход и итоги Ливонской войны; причины и условия создания Речи Посполитой; государственный строй Речи Посполитой; политическое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой; внешнюю политику Речи Посполитой; причины, условия и итоги аграрной реформы 1557г.; направления, итоги, особенности Реформации на белорусских землях; особенности Контрреформации на белорусских землях; причины, условия и итоги Берестейской унии; формирование белорусской народности), исторических личностей, памятники культуры середины XVI — первой половины XVII в. на основании памятки с использованием текста учебного пособия, иллюстраций, отрывков исторических документов.

 

Раздел III

Белорусские земли во второй половине ХVII — первой половине ХVIII в. (9 ч)

Казацко-крестьянская война 1648—1651 гг. на белорусских землях. Восстание Богдана Хмельницкого и его влияние на белорусские земли. Борьба с казачьими «загонами». Битвы под Лоевом 1649 г. и 1651 г. Итоги и последствия войны для Беларуси.

Война России с Речью Посполитой 16541667 гг. Причины и начало войны. Политика царя Алексея Михайловича. Война со Швецией и Кейданская уния 1655 г. Виленское перемирие с Россией 1656 г. Продолжение боевых действий. Андросовское перемирие 1667 г. и завершение войны.

Особенности развития белорусских земель в последней трети XVII в. Последствия военных действий. Восстановление городов и местечек. Возрождение сельского хозяйства. Внутриполитическая борьба.

Северная война 1700—1721 гг. на белорусских землях. Причины и начало войны. Внутриполитический конфликт в ВКЛ. Боевые действия на белорусских землях. Битвы под Головчином и Лесной (1708). Итоги и последствия войны для Беларуси.

Общественно-политическая жизнь в первой половине XVIII в. Внутриполитическое положение Речи Посполитой в начале XVIII в. «Немой» сойм 1717 г. Нарастание российского влияния в Речи Посполитой. Кризис исполнительной, законодательной и судебной власти.

Социально-экономическое развитие в первой половине XVIII в. Города и торговля в первой половине ХVIII в. Появление мануфактурного производства. Сельское хозяйство. Формы социальной борьбы крестьянства.

Образование, наука и общественно-политическая мысль. Развитие образования, научных знаний. Общественно-политическая мысль.

Литература и искусство. Литература. Симеон Полоцкий. Расцвет барокко в архитектуре и искусстве. Театр и музыка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: