Технологическая карта урока на развитие критического мышления учащихся




Класс: 10

Тема урока: «Тварь я дрожащая или право имею»

Цель урока: раскрытие антигуманной сущности теории Раскольникова.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Форма педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Вербальное приветствие Проверяет готовность к уроку, настраивает на урок. Готовятся к уроку. Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место. Личностные: развитие самоконтроля. Личностные: создать позитивное настроение, подготовить учащихся к уроку.
Актуализация знаний Прием «корзина» идей, понятий. Форма работы: индивидуальная, групповая - Что вы думаете о теории Раскольникова?   Учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» (на доске) все высказывания и идеи, включая ошибочные. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос самостоятельно (записывают в тетрадь все, что они знают); затем обсуждают это в паре; далее каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее.   Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив; Познавательные: умение аргументировать свою позицию на основе прочитанного произведения; Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя; Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве. Предметные: умение аргументировать свою позицию на основе прочитанного произведения; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Мотивация к учебной деятельности Прием «инсерт»; индивидуальная, фронтальная. Учитель контролирует деятельность учащихся, отвечает на вопросы, если таковые имеются.     Учащиеся читают отрывок из книги А.Я. Эсалнек «Основы литературоведения: анализ художественного произведения: практикум». Читая отрывок, ученики должны сделать следующие пометки в тексте: – Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. – Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. – Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. – Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.   «Размышляя над истоками теории Раскольникова, писатель делает его свидетелем бесконечных драм и трагедий – в своей семье, семье Мармеладовых и прямо на улице. Отсюда тщательное изображение мира обездоленных, что составляет почву для формирования настроений и «идей» героя. Относительно умственных веяний, способных оказать влияние на Раскольникова, Достоевский говорит очень мало, это наталкивает на вывод, что такой герой – мыслитель-одиночка. Главную же задачу писатель видит в том, чтобы оценить теорию Раскольникова и развенчать ее в его собственных глазах. Чтобы оценить, надо знать. Поэтому разными способами писатель знакомит нас с содержанием «идеи». В числе этих способов – высказывания самого героя, в частности размышления наедине с собой, исповедь Соне, подозрения следователя Порфирия Петровича и некоторые другие. А вместе со знакомством предлагается и оценка. Первым дает оценку Порфирий Петрович, затем Соня, угадывая безнравственный смысл «идеи». Но главное, по мнению автора, заключается в оценке ее самим героем. И он очень медленно подводит Раскольникова к трезвой самооценке, используя свое знание внутреннего мира личности и его структуры. Но как именно? Во-первых, многочисленные монологи и диалоги Раскольникова демонстрируют не только ход его мысли, но и его эмоциональное состояние – нервное, взвинченное, взбудораженное, напряженное. Об этом говорят его собственные реплики («Фу, как я раздражителен», «Отчего я их теперь ненавижу» и многие другие), а также предельно эмоциональный характер речи – с повторами, восклицаниями, многоточиями и т. п. Например: «Наполеон, пирамиды, Ватерлоо – и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкой под кроватью, – ну каково это переварить хотя бы Порфирию Петровичу!.. Где же им переварить!.. Эстетика помешает: «полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к старушонке!» Эх, дрянь!.. Старушонка вздор! – думал он горячо и порывисто, – старуха, пожалуй что и ошибка, не в ней дело! Старуха была только болезнь, я переступить поскорее хотел…» Во-вторых, в ходе тех же монологов в его сознании все время идет диалог разнонаправленных мыслей, а также мыслей и эмоций. Раскольников старается доказать себе и Соне, что он правильно поступил, но его нравственно-психологическое состояние не дает ему покоя, и он идет к Соне, фактически на исповедь. В-третьих, все это сопровождается диалогом и борьбой мыслей и поступков. Многие его жесты и действия противоречат тому, что он ждет от себя, они неестественны и неожиданны для него самого. Идя по улице, Раскольников начинает разговаривать с чужими людьми, берет милостыню, неожиданно приходит к Разумихину, затем неожиданно уходит и т. п. Он сам понимает, что его поступки не совсем нормальны, ему хочется укусить прохожих, у него возникает отвращение к близким, одно состояние вдруг сменяет другое. Постепенно ему становится столь неуютно и плохо, что он теряет самообладание. По существу, здесь психология вступает в противоречие с нравственностью, и через ошущение сначала нравственного неблагополучия, затем безнравственности своих мыслей, он способен будет прийти к верной самооценке своего теоретического детища» «Ф.М. Достоевский, осуждая то, что придумал Раскольников, в то же время ему и сочувствует» «Противоречия присутствуют в мыслях и поведении Родиона Раскольникова. Будучи человеком образованным и достаточно проницательным в оценке окружающего мира и желая не только проверить себя, но и помочь ближним, Раскольников создает абсолютно ложную теорию и пытается реализовать ее на практике, совершив убийство двух женщин» «Изображение Ф.М. Достоевским драматических переживаний Раскольникова – это во многом форма осуждения героя, задумавшего чудовищный вариант исправления жизни и запутавшегося в своих мыслях и чувствах» А.Я. Эсалнек «Основы литературоведения: анализ художественного произведения. После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, где значки стали заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносят сведения из текста.
+ - ?
     

 

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив; Познавательные: умение аргументировать свою позицию на основе прочитанного произведения; Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя; Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве. Предметные: умение аргументировать свою позицию на основе прочитанного произведения; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Формулировка темы и цели урока Фронтальная Записывает на доске сказанное. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив; Познавательные: умение аргументировать свою позицию на основе прочитанного произведения; Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя; Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве. Метапредметные: умение определять объект и цель работы.
Операционально-деятельностный Диспут (анализ отрывков, проблемная ситуация); фронтальная. 1) В чем причина возникновения такой теории? - Как Раскольников держался по отношению к людям? - Разделяет ли он как-то людей? 2) Как Раскольников пришел к своей идее? - Какие две категории людей, по мнению Раскольникова, существуют? В чем заключается идея разделения людей на два разряда? Учитель обращает внимание учащихся на то, что вывод Раскольникова не замыкается рамками того мира, в котором живет герой, а внешне соответствует истории. Герой пришел к своей теории в результате долгих размышлений и философских раздумий над всей историей человечества. Он убежден, что извечно существовали две категории людей: люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — «твари дрожащие» — и люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством, во имя новых норм и новых законов. При этом великие личности не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Их считали преступниками только современники. Но и те рано или поздно признавали их власть над собой. История же оправдывала жертвы законами прогресса. Мир так устроен, что движение общества всегда совершается путем попрания «тварей дрожащих» Наполеонами. А так как исторический прогресс нельзя остановить, то, значит, неизбежны и жертвы, и кровь, и великие преступники. Так решает герой вопрос о том, кому дано право вершить прогресс, творить историю. 3) Какова авторская позиция насчет теории? Учитель помогает прийти к пониманию художественного своеобразия произведения, сложного круга тех средств, с помощью которых выражается в романе активная авторская позиция. 4) Учитель предлагает обратиться к двум исповедям – Мармеладова (1 часть, 2 глава) и Раскольникова (4 часть, 4 глава) и ответить на вопрос: «Что сближает и что различает эти исповеди?» Разбор авторских ремарок.     Учитель создает проблемную ситуацию: «Во время исповеди Раскольников ведет себя по-разному: он то вновь возвращается к мучениям тех дней, то временами испытывает какой-то странный восторг», - которое ведет к возникновению вопроса, почему страдание, а не радость принесла Раскольникову его идея? - Где рождалась теория Раскольникова? - С каких размышлений начиналось? - Какое озарение пришло к Раскольникову? - Что последовало далее? - Как он себя чувствует после совершения преступления? - Смог ли Раскольников переступить через себя? В чем причина страданий Раскольникова? - Что стало наказанием для Раскольникова? (1)Учащиеся отвечают на вопросы: (а) бедность; б) нехватка денег для обучения; в) нежелание обременять собою мать и сестру; г) протест против мира насилия, в том числе и против процентщицы; д) услышанный в кабаке разговор студента с офицером; е) желание проверить себя на сверхчеловека; ж) болезнь душевная; з) гордыня и, как следствие, одиночество; и) идеи, витавшие в эти годы в России среди интеллигенции и т.п.) Во время обсуждения часть учеников увидели причину зарождения теории в уродливом устройстве общества, несправедливости мира. Другие разглядели эту причину в складе характера Раскольникова. Понимание того, что он был отчужден от людей, держался обособленно, приводит учеников к выводу о том, что причиной преступления стала его идея разделения людей на два разряда — «тварей дрожащих» и «право имеющих».)   (2)Учащиеся делают вывод, что к убийству Раскольникова привела теория, подтвержденная историческими фактами и живыми впечатлениями жизни. (3) Учащиеся отвечают на поставленный вопрос: так как отсутствует прямо выраженное отношение автора к герою, его поступкам, мыслям, необходимо обратить внимание на ремарки. Ученики должны вникнуть в художественное своеобразие произведения, в сложный круг тех средств, с помощью которых выражается в романе активная авторская позиция. (4) Учащиеся разбирают два эпизода: нахождение сходных ремарок в исповедях помогает школьникам уловить связь двух рассказов. Исповедь Раскольникова – это отражение того мучительного пути, который прошел он, вынашивая в голове свою теорию. В этом рассказе «вся его душевная борьба последних месяцев». В ремарках автора показана борьба человека и теории. Авторские ремарки помогают ученикам понять внутреннее состояние героев и авторское отношение к героям. (Опять он закрыл руками лицо и склонил вниз голову. Вдруг он побледнел, встал со стула, посмотрел на Соню и, ничего не выговорив, пересел на ее постель. Эта минута была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже "ни мгновения нельзя было терять более". «— как-то устало и даже как бы с досадой ответил он. — сказал он вдруг с каким-то вдохновением. — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно глядя на нее» «досадно», «почувствовал, что голос его дрожит» (у Мармеладова он срывался); «страдание выразилось в лице его») «— Говорите лучше прямо, чего вам надобно! — вскричала с страданием Соня, — вы опять на что-то наводите... Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли! Она не выдержала и вдруг горько заплакала. В мрачной тоске смотрел он на нее. Прошло минут пять. — А ведь ты права, Соня, — тихо проговорил он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел. — Сам же я тебе сказал вчера, что не прощения приду просить, а почти тем вот и начал, что прощения прошу... Это я про Лужина и промысл для себя говорил... Я это прощения просил, Соня... Он хотел было улыбнуться, но что-то бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке. Он склонил голову и закрыл руками лицо. — Полно, Соня, довольно! Не мучь меня! — страдальческипопросил он. — И что тебе, что тебе в том, — вскричал он через мгновение с каким-то даже отчаянием, — ну что тебе в том, если б я и сознался сейчас, что дурно сделал? Ну что тебе в этом глупом торжестве надо мной? Ах, Соня, для того ли я пришел к тебе теперь! — И зачем, зачем я ей сказал, зачем я ей открыл! — в отчаянии воскликнул он через минуту, с бесконечным мучением смотря на нее. Раскольников, говоря это, хоть и смотрел на Соню, но уж не заботился более: поймет она или нет. Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге. (Действительно, он слишком долго ни с кем не говорил!) Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом. Раскольников о преступлении: — Знаешь, Соня... знаешь что я тебе скажу: если б только я за­резал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был! Знай ты это! — Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... — Ну... ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую, независимую дорогу стать... —...не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон... Закон, Соня! Это так!.. И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав... — И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...) В процессе диспута ученики приходят к выводу, что душевные страдания Раскольникова похожи на страдания «униженного и оскорбленного» Мармеладова. Но у Мармеладова страдания человека, униженного нищетой. У Раскольникова — страдания человека, возомнившего себя Наполеоном и с горечью осознавшего, что он не может быть им, не может причислить себя к разряду «необыкновенных».   Сопоставляя авторские ремарки, которыми сопровождаются рассуждения героя о причинах преступления (то он в восторге, то в друг в отчаянии, то вновь испытывает удовлетворение, мрачный восторг), учащиеся приходят к выводу: автор стремится убедить читателя, что героя увлек идеал сильной личности, что страшная эгоистическая идея, мысль о праве сильной личности на преступление является ведущей в ряде причин, что мысль эта родила желание самому вступить в число «избранных».   Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, решают проблемную ситуацию: Теория Раскольникова рождалась в тесной и темной комнате, в одиночестве. Начиналось все с размышлений о несправедливом устройстве общества, которые привели к раздумью об исторической обусловленности деления людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Потом пришло озарение: «необыкновенные» могут переступить, если им необходимо, через кровь «обыкновенных». Далее последовал вопрос: «А кто же я? К какому разряду я отношусь?» И - «проба». А дальше терзания совести. И мучения от сознания, что не смог переступить. Вот причина страданий Раскольникова. Во время диспута ученики приходят к выводу, что жизнь на самом деле потеряла смысл для Раскольникова. Ему уже все равно. Даже все равно, отправят его на каторгу или нет. И ученики должны понять, что наказанием для Раскольникова стало сознание того, что он не может отнести себя к разряду «необыкновенных». Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив; Познавательные: умение аргументировать свою позицию на основе прочитанного произведения; Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя; Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве. Предметные: умение аргументировать свою позицию на основе прочитанного произведения; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Рефлексивно-оценочный Прием «корзина» идей, понятий; фронтальная. После диспута учитель предлагает вернуться к вопросу: «Что вы думаете о теории Раскольникова?» и ответить на него по тому же принципу, который использовался в начале урока, учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» (на доске) все высказывания и идеи. Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к пониманию, что Достоевский показал в романе человека, задумавшего идею и проверившего ее. Тем самым писатель продемонстрировал, как чудовищная мысль может искалечить человека, оторвать его от других людей. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив; Познавательные: умение аргументировать свою позицию на основе прочитанного произведения; Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя; Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве. Предметные: умение аргументировать свою позицию на основе прочитанного произведения; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Домашнее задание Фронтальная Учитель предлагает ответить на вопрос: «Удалось ли Соне возродить Раскольникова для новой жизни?» Учащиеся записывают домашнее задание. Личностные: умение воспринимать полученное домашнее задание; Регулятивные: умение фиксировать полученную информацию. Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки; умение фиксировать полученную информацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: