ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ




Аннотация: в статье рассматривается правовой статус военнослужащего, а также документы, регулирующие права и свободы военнослужащего на территории РФ. Указывается система контрактов, расширяющая для человека возможности выбора, повышая его собственную ответственность за его последствия.

Ключевые слова: военнослужащие, обязанность, права и свободы, контракт, запрет.

Национальная оборона, государственная и общественная безопасность на современном этапе провозглашаются основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации. Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации, обеспечение ее безопасности достигается различными правовыми средствами, в том числе установлением конституционной обязанности граждан служить в ВС РФ.

В настоящее время в условиях рыночной экономики военные представляют одну из категорий населения нашей страны, которая нуждается в государственной поддержке и правовой защите.

Военная реформа повлекла за собой существенные изменения в действующем законодательстве, что требует совершенствования существующих, а также создания новых форм, методов и средств военного контроля и их адаптации к новым военно-политическим и экономическим условиям.

Ссылаясь на специфику военной организации, особое положение армии в государственном механизме, ее функции, ученые XIX-XX веков, например, Добровольский А.М., Градовский А.Д., утверждали, что общепринятыми правовыми принципами являются централизация управления, оперативность при реагировании на изменения обстановки, высокая организованность, твердость и настойчивость в принятии решений и т.д.

Правовой статус гражданина не может в полной мере найти применение в армии и должен быть ограничен, хотя тезис о политических и гражданских полных правах военнослужащих долгое время преобладал в отечественной военно-правовой литературе [4].

Исторический опыт российского государства свидетельствует о том, что проблема правового статуса военнослужащих остается одной из самых сложных в теории и практике РФ.

А.М. Добровольский в книге «Особенности положения военнослужащих в области публичного права» указал, что правовой статус военнослужащих в государстве в некоторых отношениях отличается от такового у других граждан [5]. На этот статус влияет характер военной службы.

Солдаты имеют права и свободы человека и гражданина с определенными ограничениями, установленными законом.

Военнослужащие несут ответственность за подготовку к вооруженной обороне и вооруженной обороне Российской Федерации, что связано с необходимостью беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возлагаемых на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, во время мобилизации, при исполнении военных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и в вооруженных конфликтах, регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовой статус военнослужащих.

Порядок выдачи указанных документов военным и финансирования деятельности, связанной с их выдачей, определяется законодательством Российской Федерации.

Солдаты имеют право хранить, носить, использовать и использовать оружие в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Таким образом, статус (правовой статус) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации [1], Федеральным законом № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» [2], Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [3], другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, военными уставами, другими нормативными правовыми актами [11].

Объем и фактическое содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два основных:

- во-первых, военнослужащие имеют гражданство своего государства и, следовательно, они разделяют общий правовой статус человека, включая общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам конкретного государства. Это положение полностью распространяется на иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, в настоящее время иностранные граждане могут проходить военную службу в России;

- во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в области обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения задач, поставленных в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что определяет наличие особого (особого) правового статуса общего служебные и особые права и обязанности военнослужащих с указанием и дополнением общих прав и обязанностей личности. Последние не должны мешать выполнению военных обязанностей в области обороны и безопасности, то есть они должны «сочетаться» с интересами военного дела или другой области общественных отношений, в которой федеральный закон предусматривает военную службу для того, чтобы выполнять функции государства.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, военных формирований и органов, в которых действует федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает военную службу, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в отношении этих прав и свобод.

Каждый солдат имеет рабочие обязанности, которые определяют объем и пределы практической реализации функций и задач, возложенных на него в соответствии с его должностью. Эти обязанности определяются военными правилами, а также руководствами, правилами, инструкциями или письменными указаниями непосредственных начальников. Официальные права носят охранный характер, они создают надлежащие условия для выполнения солдатом своих обязанностей.

В то же время дежурные военнослужащие (боевая служба), в повседневных и гарнизонных нарядах, а также те, кто занимается оказанием помощи при бедствиях и в других чрезвычайных ситуациях, выполняют специальные обязанности, установленные законодательством и общими военными правилами Вооруженных сил Российской Федерации. Они возникают в связи с поручением военнослужащему задания, выполнение которого выходит за пределы его служебных обязанностей и, как правило, является временным. Таким образом, военнослужащие, назначенные и приступающие к исполнению своих обязанностей, несут их в строго установленное время в соответствии с назначением начальника.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются особыми правами, которые определены законодательными актами и общими военными правилами Вооруженных Сил Российской Федерации. Например, охранник для выполнения своих специальных обязанностей наделен правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его служением, неопределенному кругу лиц, которые обязаны их выполнять без вопросов; подчиняться строго определенным лицам, а именно начальнику охраны, помощнику начальника охраны и его охране, исключая других начальников [11].

В дополнение к официальным и особым обязанностям, правам военнослужащие также имеют общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от их должности, а также права, связанные с военной службой.

Общие обязанности военнослужащих, связанные с исполнением служебных обязанностей, закреплены в федеральном законе «О статусе военнослужащих» [2]. К ним относятся, например, соблюдение верности Военной присяге, совершенствование военных навыков, соблюдение норм международного права, беспрекословное подчинение командирам (вождям), спасение товарищей от опасности, соблюдение правил военной вежливости и т.д.

Общие служебные обязанности военнослужащих также включают общие служебные ограничения в форме обязательств, запрещающих определенные виды деятельности. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения защиты страны и общества, безопасности государства.

Ограничение индивидуальных конституционных прав военнослужащих обусловлено особенностями военной службы как особого вида федеральной гражданской службы в области обороны и государственной безопасности, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их эффективной работы и предотвращения злоупотребления властью [9].

Что касается отношения к современной армии, социологические исследования показывают, что в сознании общества все чаще присутствуют две противоположные тенденции. Одна из них - растущее доверие общественности к правоохранительным органам, и к армии, другая - стремление молодежи (при активной поддержке их родителей) уклониться от военной службы, низкий престиж военных профессии в глазах значительной части молодежи [11].

По отношению к юношам, проходящим службу в армии, можно выделить еще одну группу (14%). Этих респондентов объединяет убежденность в том, что состояние их собственного здоровья не позволит им служить в вооруженных силах. Примечательно, что студенты чаще всего придерживались этого мнения снова (22% против 12% среди школьников и 10% среди учащихся профессионально-технических училищ). 50% респондентов, которые не служили в армии, считают, что психическое и физическое здоровье человека ухудшается, но 40% так не считают. Таким образом, наша гипотеза о том, что большинство респондентов считают, что репутация армии подорвана.

В отличие от службы по призыву, с ее предопределением, система контрактов значительно расширяет возможности гражданина. Кроме того, переход на контрактную систему указывает на не лучшие времена для армии. Дискредитация армии в общественном мнении, не могла не сказаться на авторитете военных профессий. На своей миссии в качестве защитника она начала нуждаться в защите. Принятие новой оборонительной доктрины, которая изменила существующие представления о роли, которую армия играет в обществе, не сопровождалось внедрением механизмов, обеспечивающих полный социальный статус военнослужащих. Лишение значительной части кадров надежных руководящих принципов формирования чувств усилило социальную напряженность, что очень негативно сказалось на молодых новобранцах. Нельзя не учитывать серьезные изменения в сознании молодежи: инструментализация поведенческих мотивов, негативное восприятие властных структур, стремление к личной независимости [7].

В то же время неспособность постоять за себя, а скорее неспособность найти свое место в армейской жизни в глазах призывников, определяет и неуверенность в армейских испытаниях. Это подтверждается процентным соотношением этих факторов в общем объеме полученных ответов - 1,1% и 9,1% респондентов соответственно. Обратим внимание на то, что ведущими мотивами в позитивном настроении на военную службу являются не социальные, а личные мотивы. Таким образом, такой фактор, как «желание стать людьми независимыми и независимыми от родителей» - 10,8%, был достаточно значимым для позитивного отношения. Как негативные мотивы в настрое на службу являются чувство страха и опасения из-за непредсказуемости развития ситуаций во время службы.

Таким образом, можно сделать вывод, что характер отношения новобранцев к предстоящей военной службе является противоречивым. С одной стороны, призывники знают о положительных аспектах ее прохождения в воинских частях, с другой стороны, они чувствуют себя неуверенно перед предстоящей еженедельной военной службой. Многие призывники считают, что служба в армии представляет собой издевательства со стороны командующих военнослужащих. Молодежь не устраивают условия прохождения военной службы, призывники не видят престижа, достоинств прохождения армейской службы, поэтому молодые люди всячески пытаются «уклониться» от службы в армии, прибегая к самым различным методам.

В связи с вышеизложенным можно сказать, что для укрепления правового статуса военнослужащих необходима особая поддержка, которая бы подняла статус, не только юридически закрепив различные привилегии и льготы, но и фактически, то есть государство должно затратить определенные материальные и другие ресурсы для достижения указанной цели.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих». "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4. Добровольский А.М. Военно-административные законы. Военная служба / А.М. Добровольский. СПб.: Лазурь, 2015. 310 с.

5. Добровольский А.М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права, Научные труды, Монографии. Санкт-Петербург. Издание 1913 года.

6. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права / Е.В. Колесников. Саратов: Лазурь, 2013. 420 с.

7. Конституционное право / под ред. А.Е. Козлова. М.: БЕК, 2013. 320 с.

8. Конституционное право в Российской Федерации / под ред. М.П. Авдеенко, Ю.А. Дмитриев. М.: Весь мир, 2015. 150 с.

9. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования / А.В. Кудашкин. СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. 350 c.

10. Лыкошин А.С. Учебник законоведения для военных училищ / А.С. Лыкошин. 4-е изд. Петроград: НОРМА, 2014. 312 с.

11. Львов В. Что для гражданина право, то для чиновника долг: доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 г. [Электронный ресурс] / В. Львов // Российская газета. 2015. 31 мар. № 64. С. 4. - Режим доступа: КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

12. Марченко М.Н. Источники права / М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2015. 278 с.

13. Редигер А.Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы / А.Ф. Редигер. 3-е изд. СПб.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 576 с.

14. Чиркин В.Е. Конституционное право в РФ / В.Е. Чиркин. М.: Юрайт, 2014. 180 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: