политические и правовые идеи средневековых ересей.




В средневековой Европе ересью называлось религиозное уче­ние, признающее основные идеи (догматы) христ-ва, но пони­мающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали преж­де всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное учение Христа. Церковь, в свою очередь, обвиняла ере­тиков в неправ-м толковании текстов священного писания, в заимствовании идей посторонних религий или в повторении ерети­ческих идей, уже осужденных цер-ми соборами.

Для искоренения ереси организовали ряд крестовых походов.

Одним из первых представителей ереси этого периода был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зав-ти английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела гос-ва. Уиклиф осуж­дал цер-ную иерархию и цер-ное богатство, утверждая, что они противоречат писанию. Одновременно с учением Уиклифа в Англии возникло движе­ние лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общи­нам и ликвидации крепостного права. Учение лол­лардов было направлено против феод-го строя в целом.

 

13. Государственно-правовые доктрины Ф.Аквинского и М. Падуанского.

От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть "животное общительное и политическое". По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

Цель государственности – "общее благо", обеспечение условий для достойной, разумной жизни.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом, власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое.

Марсилий Падуанский (ок. 1275 – ок. 1343). В своем сочинении "Защитник мира" (1324–1326) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.

Эта власть и представляющее ее государство возникли, как считал Марсилий Падуанский, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды –.в племена, затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города; завершающая стадия – появление государства, базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо.

Марсилий Падуанский отстаивал тезис о том, что настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная, только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел отнюдь не все население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть.

14. Политическое учение Н. макиавелли.

Главный авторитет для него – опыт истории. Трактовка политики отделяется таким образом от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием "действительного хода вещей, а не воображаемого".

Постулат самостоятельной трактовки политики, побудил отъединить государство-ведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике, ибо власть, политика – изначально явления внеморального плана.

Способы управления гос-вом: Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Основой же власти во всех государствах... служат хорошие законы и хорошее войско. Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) – армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в "Государе" преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными (включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц).Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть – право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя.

15. Политико-правовые взгляды Ф. Скорины.

Первым известным нам крупным представителем общественной мысли Беларуси, в деятельности которого нашли отражение идеи гуманизма, был Георгий Франциск Скорина (ок. 1490—1541). Характерным для Скорины является стремление к эмансипации от традиций церковно-феодальных воззрений, попытка утвердить права человеческого разума, показать его значение и силу. Скорина постоянно подчеркивает роль разума и значение "мудрости" в жизни человека. В свою очередь в процессе познания человеческий разум должен опираться на законы логики, которая учит правильно мыслить, рассуждать.

Скорина не мог еще полностью отрешиться от религиозных взглядов, вырваться из цепких объятий теологии, но он тянулся к свету знаний, стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношение между человеком и природой. С этой стороны особый интерес представляют его занятия в области медицины и ботаники, которым он придавал большое значение.

Основной девиз Скорины, проходящий через все его предисловия к библейским книгам, — все для науки и блага простых ("посполитых") людей.

Особый интерес проявляет Ф.Скорина к праву и закону. Законы он делит на две категории - естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав человека, они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появляются тогда, когда люди преступают законы естественные и начинают воровать, убивать и т.п. Закон и призван положить этому конец, считает Скорина. Он настаивает на том, что перед законом все должны быть равны - рядовой гражданин и монарх. К монарху Ф.Скорина предъявляет особые требования - быть мудрым, справедливым, уважать закон.

16. Политико-правовые взгляды М.Литвина, Н. Гусовского, А Волада.

Андрея Волана (I530-I6I0). Этого мыслителя интересовал, прежде всего, человек, врожденным свойством которого он считает стремление к свободе. Свобода же для А.Волана есть ни что иное, как хороший закон, т.е. такой, который создан на основе естественного права. Естественным же правом он считает, в первую очередь, право на свободу и право на собственность. Рассуждая о происхождении государства, А.Волан придерживался теории общественного договора. Он считал, что государство призвано регулировать отношения между общественными сословиями с тем, чтобы они мирно уживались вместе, не мешая друг другу.

Главной его заслугой стала основательная разработка концепции правового общества и правового государства. Свои мысли Волан изложил в трактате «О политических или гражданских свободах», 1572. Свобода рассматривается Воланом не только как главное условие развитие интеллектуальных и физических качеств личности, но и обеспечение мира и могущества государства, безопасности граждан.

Свобода в обществе утверждается в том случае, когда человек действует в соответствии с голосом разума, добра.

Волан был сторонником социального неравенства, но выступал за юридическое равенство всех сословий.

17. Концепция власти Л.Сапеги

Сапега Лев (1557-1633)

- белорусский мыслитель, государственный, общественный и военный деятель, канцлер Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского (ВКЛ), дипломат.

С. – инициатор создания важнейшего правового документа в Европе – третьего Статута ВКЛ (1588), в котором нашла отражение его широкая эрудиция, государственно-правовая мудрость, позволявшая С. находить компромисс между различными социально-политическими силами, группами и личностями. Статут ВКЛ стал по сути новой концепцией независимого белорусского государства. Этот свод законов гарантировал экономическую, политическую и культурную независимость страны. Чрезвычайно прогрессивными для того времени были такие принципы Статута, как презумпция невиновности, государственный и национально-культурный суверенитет, веротерпимость. В предисловии к Статуту, написанному С., подчеркивается основная цель нового свода законов – создание подлинного правового государство, где бы гарантировалась защита прав всех жителей Великого княжества. В основе концепции С. – обоснование шляхетски-демократической структуры общества и в то же время защита всех слоев населения, в том числе крестьянства. С. полагал толерантность основой единства общества и залогом справедливой социальной организации. Отстаивал принципы веротерпимости

18. Учение о государственном суверенитете Ж.Бодена.

Жак Боден (1530–1596). "Шесть книг о республике" (1576). Под "республикой" Боден здесь имеет в виду государство вообще.

По Бодену, "государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву".

Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности еще и потому, что оно суверенно.

Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока. Суверенная власть, есть также власть единая. ее прерогативы принадлежат только ей. По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический или демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией.

19. Политико-правовые идеи реформации. М.Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин.

В перв. пол. XVI в. в Зап. и Центр. Европе разв-сь широкое антифеод-е и религиозное общ. движение. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией.

У истоков Реформации стоял немецкий теолог Мартин Лютер (1483–1546). Один из исходных пунктов лютеровского учения – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея "всесвященства").

Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. В своей концепции государства М. Лютер, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин. Он опубликовал там богословский трактат "Наставление в христианской вере". Согласно Ж. Кальвину, бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других – к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догад-ся о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (устан-м богом), значит, бог благоволит к ним.

Ж. Кальвин, осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям божью кару, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Ж. Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представит-ми учр-ми.

 

21. Политические идеи социализма в 16-17 века. Т.Мор. Т. Кампанелла.

Томас Мор (1478–1535) "Утопия" (1516). Томмазо Кампанелла (1568–1639). "Город Солнца" (1602, первая публикация – 1623 г.).

Т. Мор утверждает в "Утопии", что, пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма. Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Силой, хитростью и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, которые навязываются народу от имени государства. Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности. Земля там – собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Каждая семья занимается определенным ремеслом.

Т. Кампанелла в "Городе Солнца" выделяет три ветви власти. Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами. Венчает управленческую пирамиду верховный правитель – Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. В "Городе Солнца", где нет более частной собственности, земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами. Сообща произведенное распределяется справедливо, по меркам необходимости

В целом в ранних социалистических доктринах присутствуют два практически несовместимых начала. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равнодушием к созданию соответствующих организационных и правовых условий для ее свободного всестороннего развития.

Справедливо уделяя пристальное внимание вопросам законодательства, они крайне скупо говорили (если говорили вообще) о правах и свободах индивида, о правовых связях гражданина и государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и т. д.

22. Общая характеристика естественно-правовой доктриныГ. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс.

Гуго Гроций (1583–1645) "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625).

По Гроцию, в юриспруденции деление права на естественное и волеустановленное).

Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума". Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

Под верховной властью имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом. Рассматривая классификацию форм правления Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т. д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения.

Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677). "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика, доказанная геометрическим методом" (1675) и "Политический трактат" (1677).

Законы природы он характеризовал как раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.

Естественного право: поскольку человек – это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости.

Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть, государство. Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право – это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) – монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует.

Томас Гоббс (1588–1679) "Философское начало учения о гражданине" (1642), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).

Власть суверена в государстве всегда абсолютна, т. е. она безгранична. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан.

Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является (у Т. Гоббса) правом делать все то, что не запрещено гражданским законом.

В произведениях Т. Гоббса говорится "об обязанностях суверена". Все они, как считает мыслитель, содержатся в одном положении: благо народа – высший закон.

Согласно Т. Гоббсу, может быть лишь три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены. И все же глубинные симпатии Т. Гоббса – на стороне монархии.

 

23. Концепция разделения властей в Новое время. Дж. Локк, Монтескье.

Джон Локк (1632–1704) "Два трактата о государственном правлении" (1690).

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

Строя государство добровольно, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству.

На закон и законность Дж. Локк возлагал очень большие надежды. Закон в подлинном смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Законы тогда способствуют достижению "главной и великой цели" государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) "О духе законов" (1748).

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обусловливает, необходимость образования государства.

Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии всё определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.

 

24. Политические идеи социализма 18 века. Морели, Мелье, Бабеф.

Морелли (имя и дата не известны). Ведущий теоретик утопического коммунизма, идеолог казарменного коммунизма. Казарменный коммунизм проявляется: 1. ликвидация частной собственности во всех ее проявлениях. 2. Внутренняя организация государства, которое определяет соединение следующих элементов:- семья; - триб (определение община, род, ч.населенных пунктов) - город. - провинция. - государство

3. Принцип выборности создает основание для неравенства, значит два критерия для формирования власти: -возраст (население формирует частный сенат с 50 лет, из которого формируется верховный сенат); -очередность. 4. Единоначалие, т.е. начиная от триба до государства во главе стоит начальник, который занимается не только политическим руководством, но и произведение и распределением. 5. Существует жесткая иерархия снизу вверх (формирование по представительству). 6. Жесткая регламентация личной, общественной жизни. Цель: команда - сознание.

Гракх Вабеф (1760-1797). Учение – бабувизм. Главная идея: T заговора достойных, значит критическая личность, образованная и т.п. Заговор должен состоять из 3 этапов: 1. Восстание и революционный захват власти. 2. Переходный период - формирование национального собрания, принятие ряда социально-эконом. благ для народа (ликвидация частной собственности, народное правление) 3. Установление республиканского правления на началах коллегиальности.

Основные идеи: 1. Принцип организации общества по подобию армии (иерархия сверху вниз). 2. Жесткая регламентация общ. и личной жизни.

25. Политико-правовые идеи просвещения. Ф. Вольтер.

Аруэ Франсуа Мари Вольтер (1694-1776).

Блистательный мыслитель эпохи просвещения. Его незаурядность: 1.Учение о свободе 2. Идея гуманистического развития мира 3. Антикатолицизм

Специальных политических произведений нет, в основном пьесы, статьи, памфлеты.

1. Религия. Был проклят римской католической церковью. «Если бы бога не было, его следовало бы придумать» Он не видел в мире лучшего экономического правительства, нежели религия. Она производит свой товар не отвечая не за что. Церковь необходима как узда для народа. Ненавидел народовластие и демократию: «чернь должна быть там, где она есть».

2. Свобода и равенство. Свобода личности превыше всего, даже свободы общества в целом. Свобода может зависеть только от закона. Там где нет законов, нет и свободы. - Свобода слова - Свобода совести - Свобода печати - Право на труд,

Он воспринимал равенство только в юр. смысле: все должны быть одинаково равны перед законом, одинаково зависимы и одинаково защищены законом. С т.з. равенства предполагал зависимость от имущественного положения. Выступал за ликвидацию сословных привилегий, ликвидацию церковных судов, замену аристократии бюрократией, за допущение адвокатов в судебный процесс, за отмену пыток.

3. Государство. Сторонник просвещенного абсолютизма. Переписывался со многими монархами. Не отдавал предпочтения форме, организации власти, процедуре ее формирования.

26. Политические и правовые взгляды немецких просветителей С. Пуфендроф, Х. Томазий. Х. Вольф.

Период немецкого Просвещения (XVII — первая половина XVIII вв.) представлен такими мыслителями, как Самуил Пуфендорф, Христиан Томазий, Христиан Вольф. Эти мыслители являются сторонниками теории естественного права и теории общественного договора.

Родоначальником светской юриспруденции в Германии стал Самуил Пуфендорф. В вопросе о происхождении государства ученый исходил из теории общественного договора. Считал, что естествен­ное состояние было свойственно человеку в догосударственный период и характеризовалось свободой и независимостью индивидов. В это вре­мя, однако, неуверенность в возможности сохранения естественного права привела людей к объединению ради общей пользы. В результате появилось гос-во, обеспечивающее безопасность населения. Основой государства, по Пуфендорфу, является общественный дого­вор между семьями, инициатором которого является Бог.

Пуфендорф был сторонником абсолютной монархии, при которой допускалась возможность создания сословных представит-х ор­ганов. Гос-во рассматривалось как абсолютное благо, способное гарантировать свободу и безопасность людей.

Томазий.

Гос-во возникло из соглашения лю­дей, стремящихся к счастью. В ест-м состоянии индивиды реа­лизуют свои потр-ти, не зная в отношениях между собой неравенства, принуждения, частной собств-ти. Однако природный эгоизм, неразумение, страсти и страхи порождают конфликты между людьми, которые стремятся к счастью. Тогда индивиды заключают обществ. дог-р и учреждают гос-во, которое с пом. права долж­но утвердить на земле справ-ый порядок.

Томазий являлся сторонником монархии, допускал право народа на пассивное сопротивление в случае покушения власти на условия, очерченные рамками общ-го договора, пред­полагал возм-ть в отдаленном будущем наличия строя, при котором утвердится общ. собственность.

Христиан Вольф

Люди по своей природе являются свобод­ными и разумными и изначально стремятся к счастью. Однако в естест­венном состоянии достичь блага невозможно, поскольку отдельные ин­дивиды и семьи не в силах создать необходимые и «законные» условия для жизни.Гос-во возникло как дог-р между семьями, за­ключенный с целью достижения общего блага.

Вольф был сторонником просвещенной монархии, обладающей не­ограниченной властью. Монарх должен заботиться о своих подданных, обеспечивая необходимые условия для их работы, соотв-го образования и воспитания, не допускающие учений, вредных для госу­дарства, религии и нравственности.

 

27. Политическая доктрина Ж-Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо (1712–1778) "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).

В естественном состояний нет частной собственности, все свободны и равны. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из таких условий состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы "наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу".

В противовес такому направлению развития общества и государства Руссо развивает свою концепцию "создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями". Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения. Благодаря общественному договору все оказываются "равными в результате соглашения и по праву". Не отрицая самой частной собственности, Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан.

В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть (всем, некоторым, одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением.

Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, "наиболее важные из всех", – "нравы, обычаи и особенно мнение общественное".

Цель всякой системы законов – свобода и равенство.

Законы – необходимые условия гражданской ассоциации и общежития.

28. Политико-правовое учение Дж.Вико

Джамбаттиста Вико (1668—1744). «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) Он понимал историю как объективный закономерный процесс, протекающий циклически.

Заслуга Вико состоит в том, что в своем труде он попытался применить историко-сравнительный метод и детерминистский подход также и к объяснению государственно-правовых институтов. Пройденный историей цикл включает три фазы.

Его начальная стадия — божественная, эпоха богов. Она не знает государственности, не знает юридических норм. Законами здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщающих людям волю богов. Поскольку право основано тут на сверхъестественном авторитете, оно не допускает, конечно, ни какого рационального объяснения. Управляют обществом жрецы. Материальные потребности, борьба противоположных устремлений подготовляют возникновение законов и государств. Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления.

На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы и беспощадно, жестоко подавляет плебеев. Право здесь — право грубой силы.

Третья, последняя фаза — эпоха людей. Ей присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми (разумеется, равенство юридическое).

29. Правовая теория Ч.Беккария.

Чезаре Беккариа (1738–1794) "О преступлениях и наказаниях". Сторонник естественно-правовой доктрины, Беккариа полагает, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили индивидов и они, пожертвовав некоторой долей принадлежащей им свободы, соединились, чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью. Но мира и правды нет, поскольку "большая часть законов – не что иное, как привилегия, т. е. подать, наложенная на всех в пользу немногих" (классовость).

Для предотвращения преступлений и оздоровления общества Беккариа не предлагает переустройства жизни на совершенно новых принципах. Он предпочитает говорить об устранении нищеты и постепенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах; всеобщее просвещение и хорошее воспитание; мудрые законы и равенстве перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обязательных гарантий прав личности. Он убежденный в том, что самым лучшим является социальный строй, при котором достигается максимальное счастье для наибольшего числа людей.

30. Политические и правовые идеи в США в период борьбы за независимость. Т. Пейн, Т. Джеферсон, А. Гамильтон.

В развитии политико-правовой идеологии США наблюдались две тенденции: радикально-демократическая — преобладала в начальный период борьбы за независимость и отражала настроения народных масс. Она опиралась на принципы народного суверенитета, неотчуждаемости естественных прав и их равенство, предполагала возможность использо­вания радикальных методов в борьбе за права; консервативная — отра­жала интересы финансовой и торгово-промышленной буржуазии, не до­верявшей простому народу.

Сущность государства и права Томас Пейн выводит из природы че­ловека.

Двум состояниям человека — естественному (природному) и граж­данскому — соответствуют различные по своему характеру права. Пер­вые даны человеку от природы (право на счастье, свободу совести и сло­ва), вторые человек получил с образованием государства. Эти права защищаются властью (например, право собственности).

Гос-во, по Пейну, возникло вследствие общ. догово­ра, поэтому верховная власть должна принадлежать народу в лице зако­нодательного органа, избираемого на основе всеобщего изб-го права

Формы правления Пейн делит на два вида: наследственное (монархи­ческое) и выборное (республиканское). Правительственная деятельность требует способностей, которые не переходят по наследству. Поэтому превосходство республиканской формы над монархической очевидно.

Одним из выдающихся политических деятелей в истории США явля­ется третий президент США Томас Джефферсон (1743—1826 гг.), созда­тель текста Декларации незав-ти, в котором частично отражены его взгляды на политику и право.

Он был сторонником естественно-правовой концепции, обществен­ного договора, народного суверенитета. Кри­тиковал американскую Конституцию, дававшую президенту возмож­ность переизбираться неограниченное количество раз и тем самым превратиться в пожизненного монарха. Недостатком Конституции он считал также отсутствие в ней Билля о правах.

Гос-во трактовалось Гамильтоном как общественный договор между управляющими и управляемыми, заключенный с целью обеспе­чения общего блага и защиты частной собственности. Однако прямое влияние народа на правительство ведет к ослаблению гос-ва, по­скольку народ подвержен заблуждениям, предрассудкам, страстям и редко способен правильно решать что-либо.

Гамильтон был приверженцем трех незав-х властей — зак-ой, судебной и сильной исполнительной власти во главе с прези­дентом. По мнению Гамильтона, пожизненное назначение независимых, почитаемых, хорошо оплач-х и ни перед кем не отв-х фе­деральных судей, обладающих правом надзора, является основой долж­ного упр-я и соблюдения статей Конституции.

 

31. Учение Холмса о праве.

Окончил Гарвард, член Верховного суда США, философское и юр. образование. «Общее право». Считал, что жизненное право не имеет логики, оно имеет только опыт. Право - это не система законов и нормативно-правовых актов, это предсказание того, каким образом будет действовать суд при разрешении того или иного дела, т.е. право - это предсказание того, как поступит суд на практике. Право существует только в судебном процессе, и основную роль в формировании права играет суд. Суд- выступает как право образующий орган. Продуктом этой деятельности является прецедент. Позиции, которые влияют на формирование права: 1. система потребностей того или иного периода влияет на мировоззрение судьи; 2. совокупность действующим, политических и моральных теорий, которые разделяет судья; 3. влияют и неосознанные влечения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: