Конец 19 - начало 20 веков отмечено небывалым расцветом русской духовной музыки. В этот период появилась целая плеяда выдающихся композиторов, создавших непревзойдённые шедевры в этом жанре. Вот некоторые из них:
Александр Андреевич Архангельский (1846-1924) — русский хоровой дирижер, композитор, педагог, общественный деятель. Родился в семье священнослужителя. Рано осиротел, поэтому детство и юность Александра были очень трудными. Первые музыкальные основы получил в Пензенском духовном училище, затем окончил Пензенскую духовную семинарию. В 1872 г. сдал экстерном экзамены в Придворной певческой капелле и получил диплом регента. С 1873 г. руководил Петербургскими церковными хорами, в том числе известным хором Шереметьева. В 1880 году организовал смешанный хор, с которым концертировал в Петербурге, России и за границей.
А. Архангельский впервые в истории русского хорового певческого искусства ввёл в хор женские голоса, вместо детских голосов мальчиков (1884 - 1887 гг.). До этого времени все церковные и светские хоры состояли из мальчиков и мужчин. Хор Архангельского отличался редким мастерством, большим и разнообразным репертуаром. Его исполнению были свойственны техническое мастерство, мягкость в соединении со звучностью, тонкая музыкальность.
Архангельский известен не только как дирижёр созданного им хора, но и как церковный композитор. Он написал большое количество духовно-музыкальных произведений и сделал много переложений и гармонизаций мелодий знаменного распева.
Произведения Архангельского отличаются необыкновенной лёгкостью, задушевностью и молитвенностью. Его «Милость мира» (Ми-бемоль мажор, фа минор и др.), концерты «Господи, услыши молитву мою», «Внуши, Боже, молитву мою» и целый ряд других произведений, в частности «Всенощная», исполняются многими церковными хорами.
Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) - русский композитор, пианист, педагог. Родился в 1864 г. в Москве. Учился сначала в Московской консерватории, которую окончил по классу фортепиано, а потом - в Петербургской, где прошёл класс композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Работал с детскими хорами, выступал как дирижёр и пианист.
С 1922 года жил за границей (с 1925 г. – в Париже, с 1939 г. – в США). Умер в 1956 г. в Америке.
Среди творческого наследия, наряду с романсами и произведениями для фортепиано, выделяются хоровые духовные и светские произведения. В своей духовной музыке Гречанинов стремился возродить стиль древнего пения и в то же время обогатить хоровую фактуру путём введения в партитуру православных песнопений инструментов (орган, оркестр).
Лучшие духовные произведения А. Гречанинова – «Сугубая ектения» для баса, хора и органа, «Демественная Литургия» для солистов, хора, органа и оркестра, «Страстная седмица» ор. 58, «Херувимская», «К Богородице прилежно», «Внуши, Боже, молитву мою» и др.
Павел Григорьевич Чесноков (1877 - 1944) - одна из крупнейших фигур русской хоровой культуры первой половины XX в., разносторонний хоровой деятель - композитор, дирижер, педагог. Родился в 1877 г. под Москвой в семье церковного регента. С пятилетнего возраста началось его певческое воспитание в церковном хоре. Благодаря выдающимся музыкальным способностям и отличному голосу, в 7 лет он поступил в Московское Синодальное училище, которое окончил в 1895 году с золотой медалью. Его композиторская деятельность началась еще в Синодальном училище под руководством блестящего педагога и музыканта С. В. Смоленского. Стремление к музыкальному творчеству сблизило П. Чеснокова с выдающимся профессором по композиции и теории С. И. Танеевым, у которого он занимался в течение четырех лет. В 1913 году, будучи уже известным композитором и дирижером, он поступил в Московскую консерваторию, которую закончил в 1917 г. по классу свободного сочинения с серебряной медалью.
В 1918 г. П. Чесноков становится профессором Московской консерватории, где работает до самой смерти. В консерватории Чесноков вёл созданный им курс хороведения, хоровой класс, специальное дирижирование, сольфеджио. В то же время широко развернулась его профессиональная исполнительская деятельность. П. Чесноков, управляя церковным хором, одновременно руководил Московской государственной академической капеллой, затем работал хормейстером в Большом театре и далее возглавлял капеллу Московской филармонии.
Как композитор Чесноков пользуется широкой, всемирной известностью. Им написано множество церковных хоровых произведений, а также светских произведений для смешанного и однородного хора.
Как церковный композитор, Чесноков является одним из самых известных и популярных. Нет такого церковного хора, который бы не исполнял произведения П. Г. Чеснокова. Его произведения большей частью звучные, с ясной декламацией текста и изобразительностью музыки, с широкой обработкой церковных мелодий с преобладанием народного характера. Его переложения знаменного или другого распева становятся не обычным гармоническим сопровождением мелодии, а скорее художественной реставрацией, дающей понять все красоты подлинника.
Золотой фонд церковных музыкальных произведений Чеснокова составляют: «Благослови, душе моя, Господа» (греческого распева), «Блажен муж», «Свете тихий» (киевского распева), «Хвалите ими Господне» (знаменного распева), «Величит душа моя Господа», «Великое славословие» (знаменного распева), «Благослови» (на Литургии), «Во царствии Твоем», «Херувимская» (обиходного распева), Литургия №2, Панихида № 2 и особенно «Вечная память», пасхальные песнопения и «Ангел вопияше», «Ектения» (соло баса), «Да исправится молитва моя» и многие другие.
В 1940 г. вышла его книга «Хор и управление им», которая представляет собой своеобразную энциклопедию хоровой работы и является одним из лучших трудов в этой области.
Умер П. Г. Чесноков в 1944 г. в Москве. Он занимает почётное место в числе замечательных русских музыкантов-хоровиков, поскольку вся его жизнь была посвящена служению русскому церковно-хоровому искусству.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – гениальный русский композитор, дирижёр и пианист. Родился в Новгородской губернии в семье военнослужащего. С детства полюбил церковный колокольный звон и часто изображал его в своих сочинениях. Музыкальное образование получил в Петербургской, а позднее в Московской консерваториях.
В конце 1917 года Рахманинов покинул пределы России, которую ему больше не суждено было увидеть. Живя за рубежом, гастролировал по Западной Европе и Америке, выступая в качестве пианиста, не имеющего себе равных по масштабу дарований и мастерству, и в качестве замечательного дирижера.
Рахманинов до самой смерти оставался русским человеком не только по происхождению, но и по строю мыслей и чувств. Замечательный композитор, величайший пианист и один из лучших дирижёров своего времени, Рахманинов был достойным преемником славных традиций русской музыкальной классики, которую он обогатил своим творчеством и исполнительской деятельностью, отмеченной национальными чертами русской музыки - глубиной, правдивостью и высоким мастерством.
Эти черты свойственны и музыке Рахманинова. Его духовные сочинения - «В молитвах неусыпающую Богородицу»», песнопения «Литургии» и всемирно известная «Всенощная» принадлежат к числу выдающихся достижений музыкального искусства. Главное в творчестве Рахманинова заключалось в выражении внутреннего строя духовной жизни, в стремлении всегда выразить с предельной полнотой и яркостью красоту душевного переживания, поэтому ведущим и определяющим началом в его музыке является мелодия.
«Всенощное бдение» С. Рахманинова - одно из замечательных явлений русского музыкального искусства, стоящее в одном ряду с лучшими мировыми произведениями хоровой литературы. Это произведение, прежде всего, философского склада. Глубокое проникновение в текст песнопений определило и средства музыкальной выразительности. Песнопения «Всенощной» основаны на русской подголосочной полифонии, зародившейся ещё в недрах знаменного распева и представляющей своеобразное неповторимое явление мировой музыки, присущее только русской музыкальной культуре.
Песнопения «Всенощного бдения» довольно трудны для исполнения ввиду наличия полифонической формы, ладового строения и сложности мелодической линии, проходящей в каждой хоровой партии. Для исполнения необходим большой состав хора.