Русская духовная музыка конца 19 - начала 20 веков




Конец 19 - начало 20 веков отмечено небывалым расцветом русской духовной музыки. В этот период появилась целая плеяда выдающихся композиторов, создавших непревзойдённые шедевры в этом жанре. Вот некоторые из них:

 

Александр Андреевич Архангельский (1846-1924) — русский хо­ровой дирижер, композитор, педагог, общественный деятель. Родился в семье священнослужителя. Рано осиротел, поэтому детство и юность Александра были очень трудными. Первые музыкальные основы получил в Пензенском духовном училище, затем окончил Пензенскую духовную семинарию. В 1872 г. сдал экстерном экзамены в Придворной певческой капелле и получил диплом регента. С 1873 г. руководил Петербургскими церковными хорами, в том числе известным хором Шереметьева. В 1880 году организовал смешанный хор, с ко­торым концертировал в Петербурге, России и за границей.

А. Архангельский впервые в истории русского хорового певческого искусства ввёл в хор женские голоса, вместо детских голосов мальчиков (1884 - 1887 гг.). До этого времени все церковные и светские хоры состояли из мальчиков и мужчин. Хор Архангельского отличался редким мастерством, большим и разнообразным репертуаром. Его исполнению были свойственны техническое мастер­ство, мягкость в соединении со звуч­ностью, тонкая музыкальность.

Архангельский известен не только как дирижёр созданного им хора, но и как церковный композитор. Он написал большое коли­чество духовно-музыкальных произведений и сделал много перело­жений и гармонизаций мелодий знаменного распева.

Произведения Архангельского отличаются необыкновенной лёгко­стью, задушевностью и молитвенностью. Его «Милость мира» (Ми-бемоль мажор, фа минор и др.), кон­церты «Господи, услыши молитву мою», «Внуши, Боже, молитву мою» и целый ряд других произведений, в частности «Всенощная», исполняются многими церковными хорами.

 

Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) - русский композитор, пианист, педагог. Родился в 1864 г. в Москве. Учился сначала в Московской консерватории, которую окончил по классу фортепиано, а потом - в Петербургской, где прошёл класс композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Работал с детскими хорами, выступал как дирижёр и пианист.

С 1922 года жил за границей (с 1925 г. – в Париже, с 1939 г. – в США). Умер в 1956 г. в Америке.

Среди творческого наследия, наряду с романсами и произведениями для фортепиано, выделяются хоровые духовные и светские произведения. В своей духовной музыке Гречанинов стремился возродить стиль древнего пения и в то же время обогатить хоровую фактуру путём введения в партитуру православных песнопений инструментов (орган, оркестр).

Лучшие духовные произведения А. Гречанинова – «Сугубая ектения» для баса, хора и органа, «Демественная Литургия» для солистов, хора, органа и оркестра, «Страстная седмица» ор. 58, «Херувимская», «К Богородице прилежно», «Внуши, Боже, молитву мою» и др.

 

Павел Григорьевич Чесноков (1877 - 1944) - одна из крупнейших фигур русской хоровой культуры первой половины XX в., разносторонний хоровой деятель - композитор, дирижер, педагог. Ро­дился в 1877 г. под Москвой в семье церковного регента. С пятилетнего возраста началось его певческое воспитание в церковном хоре. Благодаря выдающимся музыкальным способностям и отличному голосу, в 7 лет он поступил в Московское Синодальное училище, которое окончил в 1895 году с золотой медалью. Его композиторская деятельность началась еще в Синодальном училище под руковод­ством блестящего педагога и музы­канта С. В. Смоленского. Стремление к музыкальному творчеству сблизило П. Чеснокова с выдающимся профессором по композиции и теории С. И. Танеевым, у которого он занимался в течение четырех лет. В 1913 году, будучи уже известным композитором и дирижером, он поступил в Московскую консерва­торию, которую закончил в 1917 г. по классу свободного сочинения с серебряной медалью.

В 1918 г. П. Чесноков становится профессором Московской консерватории, где работает до самой смерти. В консерватории Чесноков вёл создан­ный им курс хороведения, хоровой класс, специальное дирижирование, сольфеджио. В то же время широко развернулась его професси­ональная исполнительская деятельность. П. Чесноков, управляя церков­ным хором, одновременно руководил Московской государственной академической капеллой, затем работал хормейстером в Большом театре и далее возглавлял капеллу Московской филармонии.

Как композитор Чесноков пользуется широкой, всемирной извест­ностью. Им написано множество церковных хоровых произведений, а также светских произведений для смешанного и однородного хора.

Как церковный композитор, Чесноков является одним из самых известных и популярных. Нет такого церковного хора, который бы не исполнял произведения П. Г. Чеснокова. Его произведения большей частью звучные, с ясной декламацией текста и изобразительностью музыки, с широкой обработкой церковных мелодий с преобладанием народного характера. Его переложения знаменного или другого распева становят­ся не обычным гармоническим сопровождением мелодии, а скорее художественной реставрацией, дающей понять все красоты подлинника.

Золотой фонд церковных музыкальных произведений Чеснокова составляют: «Благослови, душе моя, Господа» (греческого распева), «Блажен муж», «Свете тихий» (киевского распева), «Хвалите ими Господне» (знаменного распева), «Величит душа моя Господа», «Великое славословие» (знаменного распева), «Благослови» (на Ли­тургии), «Во царствии Твоем», «Херувимская» (обиходного распе­ва), Литургия №2, Панихида № 2 и особенно «Вечная память», пасхальные песнопения и «Ангел вопияше», «Ектения» (соло баса), «Да исправится молитва моя» и многие другие.

В 1940 г. вышла его книга «Хор и управление им», которая представляет собой своеобразную энциклопедию хоровой работы и является одним из лучших трудов в этой области.

Умер П. Г. Чесноков в 1944 г. в Москве. Он занимает почётное место в числе замечательных русских музыкантов-хоровиков, поскольку вся его жизнь была посвящена служению русскому церковно-хоровому искусству.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – гениальный русский композитор, дирижёр и пианист. Родился в Новгородской губернии в семье военнослужащего. С детства полюбил церковный колокольный звон и часто изображал его в своих сочинениях. Музыкальное образование получил в Петербургской, а позднее в Московской консерваториях.

В конце 1917 года Рахманинов покинул пределы России, кото­рую ему больше не суждено было увидеть. Живя за рубежом, гастролировал по Западной Евро­пе и Америке, выступая в качестве пианиста, не имеющего себе равных по масштабу дарований и мастерству, и в качестве замечательного дирижера.

Рахманинов до самой смерти оставался русским человеком не только по происхождению, но и по строю мыслей и чувств. Замечательный композитор, величайший пианист и один из луч­ших дирижёров своего времени, Рахманинов был достойным преем­ником славных традиций русской музыкальной классики, которую он обогатил своим творчеством и исполнительской деятельностью, отмеченной национальными чертами русской музыки - глубиной, правдивостью и высоким мастерством.

Эти черты свойственны и музыке Рахманинова. Его духовные сочинения - «В молитвах неусыпающую Богородицу»», песнопения «Литургии» и всемирно извест­ная «Всенощная» принадлежат к числу выдающихся достижений музыкального искусства. Главное в творчестве Рахманинова заключалось в выражении внутреннего строя духовной жизни, в стремлении всегда выразить с предельной полнотой и яркостью красоту душевного пережива­ния, поэтому ведущим и определяющим началом в его музыке является мелодия.

«Всенощное бдение» С. Рахманинова - одно из замечательных явлений русского музыкального искусства, стоящее в одном ряду с лучшими мировыми произведениями хоровой лите­ратуры. Это произведение, прежде всего, философского склада. Глубокое проникновение в текст песнопений определило и средства музыкальной выразительности. Песнопения «Всенощной» основаны на русской подголосочной полифонии, зародившейся ещё в недрах знаменного распева и представляющей своеобразное неповторимое явление мировой му­зыки, присущее только русской музыкальной культуре.

Песнопения «Всенощного бдения» довольно трудны для испол­нения ввиду наличия полифонической формы, ладового строения и сложности мелодической линии, проходящей в каждой хоровой партии. Для исполнения необходим большой состав хора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: