Е занятие (итоговый урок)




Р. И. Шуйфер. Логопедические занятия с учащимися первых классов, имеющими недостатки произношения// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы/ Под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956 – с. 49 - 70

В начальных классах массовых школ имеются дети с недостатками произношения. Как показали исследования, эти недостатки могут проявляться по-разному. Иногда они отражаются только на устной речи и не препятствуют успешному обучению детей грамоте. Таковы, например, межзубный или боковой с, горловой или одноударный р и т. д.

Задача логопеда в этих случаях ограничивается коррекцией произношения.

Но часто недостатки произношения сопровождаются неточной слуховой дифференцировкой близких по звучанию фонем, что затрудняет процессы звукового анализа. Дети с такими нарушениями речи испытывают обычно затруднения во время обучения грамоте. Работа логопеда с такими детьми должна быть направлена не только на постановку звуков, но и на выработку слухового восприятия в процессе исправления произношения.

Для таких детей коррекция звука должна служить опорой для развития слухового восприятия, а период закрепления звука должен обязательно сопровождаться выработкой умения различать и выделять звуки как из собственной речи, так и из речи окружающих.

Говоря другими словами, логопедическое воздействие должно выработать правильные навыки произношения, и восполнить пробелы звукового анализа.

Опираясь на свой накопленный в школе-клинике для детей с нарушениями речи опыт, я попытаюсь предложить примерный план логопедических занятий в I классе.

Первыми звуками, которые проходят в классе, являются м, ш, н, р. Поэтому постановку звуков следует начинать с ш и р, но в логопедической практике принято звук ш начинать после постановки звука с.

Звук с легче ставится, не требует от ребенка больших усилий, так как речевые органы, в частности язык, находятся в положении более легком и спокойном, чем при постановке, например, звука ш.

Если звук с имеется в речи ребенка, то начинать постановку следует сразу со звуков ш и р. К коррекции звука р приступают с первых же занятий, так как иногда он ставится долго, а в классе его проходят в числе первых звуков. Затем последовательно исправляют произношения и других звуков по мере прохождения их в букваре.

Одновременно с этой работой ведется работа по развитию слухового восприятия и звукового анализа на правильно произносимых звуках, какими являются звуки а, у, м, к и др.

Но наряду с развитием слухового восприятия необходимо уточнить и артикуляцию гласных а, у, о, а также и согласных м, п, к и др.— словом, всех нормально произносимых звуков, которые у ребенка имеются и которые логопед на первых порах его работы включает в анализ. Цель этой работы заключается в том, чтобы развить у ребенка слуховое восприятие и направленность на осознание артикуляции, что облегчит работу при прохождении вновь исправленных и выделенных в речи звуков. Постепенно учащиеся сами научатся четко и правильно произносить те звуки, которые у них имеются.

Предлагаемые примерные планы рассчитаны на работу логопеда с самого начала учебного года, т. е. с 1 сентября, в добукварный период, с тем, чтобы к моменту включения звуков ш и р в обучение грамоте они уже были поставлены и достаточно закреплены в произношении, чтобы у ребенка сложились четкие акустико-кинестетические образы этих звуков. В этом случае работа логопеда пойдет вровень с работой учителя и облегчит учащимся приобретение и закрепление правильных связей между звуками и буквами на уроках грамоты.

Но, видимо, не всегда удается реализовать соответствие логопедических занятий с прохождением программы. Тем не менее принцип предлагаемого планирования занятий будет целесообразен. Задача логопеда в любом случае будет заключаться в том, чтобы тщательнее отработать каждый звук и обязательно связать его с буквой.

В данной статье дается два примерных плана занятий. Один из них рассчитан на 29 занятий (приложение 1), другой— на 49 (приложение 2). Они несколько отличаются по распределению и полноте материала. Первый план рассчитан на детей, не имеющих нарушений озвончения, второй включает работу над звонкими звуками. В обоих случаях выпадает работа над смягчением, которая будет описана отдельно. Отсутствие смягчения и йотированных звуков реже встречается в произношении.

К предлагаемым нами планам выборочно даются конспекты отдельных занятий.

Остановимся на том, как должны строиться занятия. Занятия должны включать в себя следующие элементы:

1. Постановку звуков.

2. Закрепление звуков.

3. Работу по звуковому анализу, способствующую формированию акустико-кинестетического образа вновь поставленных звуков, и связи звуков с буквами.

Обычно одновременно ведется постановка нескольких звуков из разных групп. Например, из группы свистящих и шипящих ставится звук с, а из группы соноров — звук р или л, в зависимости от того, какой из этих звуков легче ставится и т. д. (см. подробно в приложенных планах).

Для того чтобы не было утомительно для учащихся, на уроке дается сначала постановка звука или его автоматизация, затем работа над звуковым анализом и снова постановка другого звука.

Постановка звуков имеет целью научить правильно произносить звук, но не механически, а осознанно. Для этой цели необходимо активизировать сознательную деятельность ребенка и рассматривать постановку звука как неотъемлемую часть формирования акустико-кинестетического образа той или иной фонемы.

На приемах постановки мы не будем останавливаться, так как они хорошо известны каждому логопеду и, кроме того, зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Необходимо только подчеркнуть, что задача логопеда заключается в тщательной отработке каждого звука, а для этого необходимо уделить достаточное внимание постановке и активизации звука, следить за тем, как произносит каждый из учащихся отрабатываемый звук, и добиваться полной чистоты звука. В качестве наглядных пособий применяются зеркала, зонды, шпатели.

Как только ребенок научится правильно произносить звук, следует переходить к его закреплению. При закреплении звука материал следует давать по степени нарастания сложности (например, слоговые упражнения, затем слова и, наконец, фразы и тексты).

При проведении упражнений должен соблюдаться принцип от более легкого к более трудному. Цель этих упражнений — выработка правильного обобщенного восприятия фонемы с применением простейших форм анализа. Отсюда необходимо подбирать слоговые упражнения таким образом, чтобы нужный звук находился в условиях любых оттенков звучания, которое придается соседством других звуков. Как только ребенок приобретает навыки правильного произношения простейших слогов, вводятся упражнения со словами. Ребенку предлагается добавлять к слогу звук или слог, чтобы получилось слово, доступное для произношения.

Слова используются не только для закрепления правильного произношения, но и для развития звукового анализа. Наглядные пособия: слоговые таблицы, предметные картинки. Работа по звуковому анализу вначале строится на материале правильно произносимых звуков, а затем и вновь поставленных и автоматизированных звуков.

Вначале даются упражнения на умение услышать звук, выделить его из различных сочетаний, указать место занимаемого звука в слове, придумать слова или подобрать картинки с этим звуком. Как только достигнуто закрепление правильного произношения звука, а вместе с этим умение выделять его в различных сочетаниях, можно переходить к установлению связи между звуком и соответствующей буквой. В этот момент широко используется разрезная азбука. Но применение разрезной азбуки необходимо в том случае, если отрабатываемый логопедом звук уже пройден в классе на уроках обучения грамоте. Если же работа логопеда над определенным звуком предшествует прохождению этого звука на уроках в классе, то вся работа по звуковому анализу ведется устно. Материал подбирается опять-таки по степени трудности. Вначале берутся двусложные слова, односложные, трехсложные и т. д. Писать в тетрадях не рекомендуется, так как на это тратится много времени и часто нет соответствующих условий.

Наглядными пособиями, применяемыми при этом, являются: предметные картинки на звуки, слоговые таблицы и разрезная азбука.

В предлагаемых примерных планах может обратить на себя внимание неравномерное распределение времени, отводимого на постановку звуков; так, на постановку звуков р, ш, л отводится большее количество времени и занятий, чем, например, на звуки ч, ц и т. д. Это объясняется тем, что данные звуки труднее ставятся, а также и тем, что у ребенка еще нет навыка, связанного с постановкой звука. Постановка одних звуков в дальнейшем облегчит работу над коррекцией произношения других. Необходимо отметить, что не всегда следует строго придерживаться времени автоматизации звуков, указанного в плане. Если постановка того или иного звука будет достигнута раньше, то можно соответственно раньше его закреплять и включать в упражнения по звуковому анализу.

Каждое занятие планируется из расчета 45 минут. На каждую часть работы примерно приходится по 15 минут (не всегда следует придерживаться такой разбивки). Конечно, подобное распределение времени является ориентировочным, в каждом конкретном случае надо исходить из того, какой раздел требует более тщательной и продолжительной работы. Часто логопеды проводят занятия из расчета не 45 минут, а 60 минут.

Тогда, естественно, увеличивается количество времени на каждый из разделов работы.

Занятия ведутся фронтально. Необходимо подобрать группу таким образом, чтобы в нее не попадали дети с какими-либо сложными нарушениями в моторике артикуляционного аппарата (например, язык с трудом поднимается вверх) и др., так как это будет задерживать работу всей группы. Но даже и при однородном составе группы, как известно, отдельные учащиеся могут отставать от других учеников. В таких случаях логопед, закончив фронтальные занятия, оставляет отстающих учеников и занимается с ними индивидуально, дополнительно.

Состав группы предполагается в 6—7 человек.

Приложение 1 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

Е занятие

1. Вступительная беседа.

2. Постановка звука с.

3. Упражнение в звуковом анализе слов с правильно произносимым звуком а в начале слова.

4. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука с.

2. Закрепление в выделении звука а в начале и в конце слова. Включение в анализ слов, начинающихся на у.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука с.

2. Закрепление в выделении звуков а, у:

а) упражнение в узнавании звуков а, у в словах, произносимых логопедом;

б) придумывание слов, начинающихся звуками а. у.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Закрепление артикуляции звука с. Слоговые сочетания на звук с.

2. Закрепление в выделении звуков а, у. Включение в анализ слов, начинающихся на звук м.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Слова, содержащие звук с. Фразы и тексты.

2. Закрепление в выделении звуков а, у, м.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Звуковой анализ слов на пройденные звуки а, у, м; включение в анализ звука с.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Звуковой анализ слов, содержащих пройденные звуки: а, у, м, с. Включение в анализ звука к.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Закрепление звукового анализа слов со всеми пройденными звуками а, у, м, с, к.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Включение в анализ звука о. Включение в анализ звуков а, у, м, с, к.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Слоговые сочетания со звуком ш. Артикуляция звука ш.

2. Звуковой анализ двусложных и односложных слов, начинающихся на звуки с, м, к, е, а, у, о:

а) деление слов на слоги;

б) выделение звуков в слогах.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Слова, фразы и тексты на звук ш.

2. Включение в анализ звука п в словах типа: пух, папа. суп.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звуки ш, м. с, а, у.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Закрепление звука р.

2. Звуковой анализ слов со звуком ш.

3. Постановка звука л.

14-е занятие

1. Звук р в словах, фразах и текстах.

2. Анализ слов со звуком ш.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звук р.

4. Уточнение и закрепление произношения звука з.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Закрепление анализа слов, содержащих звук р:

а) отобрать и назвать по картинке;

б) придумать слова на звук р.

3. Уточнение и закрепление произношения звука ж.

Е занятие

1. Продолжение постановки звука л.

2. Закрепление анализа слов, содержащих звук р. Придумать слова и составить их из букв разрезной азбуки (типа рама, Мара, Мура и т. д.).

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Слоговые сочетания на звук л.

2. Закрепление анализа слов со всеми пройденными звуками

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Слова, фразы и текст на звук л.

2. Дифференциация звуков ш — с:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в звучании;

в) отбор картинок на звуки ш и с;

г) анализ слов на звуки ш и с.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Слоговые сочетания на звук ц.

2. Анализ слов, содержащих звук л.

3 Постановка звука ч.

Е занятие

1. Слова, фразы и текст на звук ц.

2. Дифференциация звуков л и р:

а) сходство и различие этих звуков в артикуляции и звучании;

б) анализ слов, содержащих звуки лир; придумать слова на звуки л и р; добавить под картинки недостающие буквы; работа с разрезной азбукой

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Постановка звука ч.

2. Закрепление анализа слов на звуки ш, л, р; работа с разрезной азбукой; включение в анализ слов со звуком ц (устно)

3. Постановка звука щ.

23-е занятие

1. Слоговые сочетания со звуком ч.

2. Закрепление анализа слов со звуком ц и других пройденных звуков.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Слова, фразы и тексты на звук ч

2. Анализ слов, содержащих звук ч (устно).

Анализ слов, содержащих звуки ш, р, л и др., пройденные в школе Работа е разрезной азбукой, без предварительного анализа.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Повторительный материал на звук ч (фразы, стихи).

2. Анализ слов, содержащих звук ч (устно).

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Слоговые сочетания на звук щ. Слова и фразы со звуком щ:

а) правильно назвать картинки;

б) правильно составить предложения.

2. Закрепление анализа, включая те звуки, которые проходят в классе.

Е занятие

1. Закрепление звука щ (тексты: стихи и проза).

2. Анализ слов, содержащих звук щ (типа щука, роща).

е занятие (итоговый урок)

1. Устный текст на все поставленные звуки.

2. Анализ слов и предложений без предварительного анализа. Работа с разрезной азбукой, с включением тех звуков, которые пройдены в классе. Составление примерных предложений (Маша мыла раму. У Ромы машина и др.).

Приложение 2 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ (с включением звонких звуков)

Е занятие

1. Вступительная беседа.

2. Постановка звука с.

3. Упражнение в звуковом анализе слов, с правильно произносимыми звуками а, у.

4. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука с.

2. Закрепление в выделении звуков а и у:

а) название картинок;

б) выделение звука.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука с.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звуки а, у. Включение в анализ звука м:

а) услышать звуки а, у, м в слове;

б) придумать слова на звуки а, у, м.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Автоматизация звука с:

а) артикуляция звука;

б) слоговые сочетания со звуком с;

в) слова и фразы со звуком с.

2. Звуковой анализ слов на звуки а, у, м; выделить звуки а, у, м в словах: Алик, Аня, утка, мак.

3. Постановка звука р.

1. Постановка звука ш.

2. Продолжить автоматизацию звука с:

а) слова и фразы со звуком с (по картинкам);

б) текст. Спросить стихотворение “Сова” или др.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Включение в анализ слов со звуком с (включая и звуки а, у, м).

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Закрепление анализа слов со звуком с:

а) отобрать картинки со звуком с;

б) услышать в словах, данных логопедом, звук с.

в) придумать слова со звуком с.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Звуковой анализ слов на звуки а, у, м. с. Включение в анализ звука к:

а) придумать слова на данные звуки;

б) добавить к слогу недостающий слог или звук: ко(са); ма(к), су (к) и т. д.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Автоматизация звука ш:

а) артикуляция звука ш;

б) слоговые сочетания со звуком ш;

в) слова и фразы на звук ш.

2. Анализ слова на звуки: а, у, м, с, к.

3. Постановка звука р.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Закрепление анализа слов с пройденными звуками.

3. Закрепление автоматизации звука ш.

а) слова и фразы на звук ш;

б) заучить стихотворение на звук ш.

в) назвать слова со звуком ш.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Включение в анализ звука ш:

а) уметь услышать в слове звук ш;

б) придумать слова, содержащие звук ш (в анализ включаются и остальные пройденные звуки).

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Анализ слов со звуком ш (составить из разрезной азбуки слова с предварительным анализом: Маша, мама).

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Постановка звука р.

2. Дифференциация звуков с — ш:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в звучании;

в) отбор картинок на звуки с, ш;

г) придумать слова на звуки с, ш.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Автоматизация звука р:

а) повторение артикуляции звука р;

б) слоговые сочетания на звук р;

в) слова и фразы на звук р.

2. Звуковой анализ на правильно произносимые звуки а, у, м, с, ш; включить в анализ гласный о.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Закрепление автоматизации звука р:

а) добавление к слогам слога для получения слова ра-ма; ру-ка; Ро-ма;

б) тексты на звук р (выучить стихотворение “Пастушок”).

2. Звуковой анализ слов на звуки ш, м, у, к и др.:

а) указать место звука в словах: шум, мама, шары;

б) составить слова из букв разрезной азбуки.

3. Постановка звука л.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Включение в анализ звука р.

3. Постановка звука з.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Звуковой анализ слов со звуком р:

а) отобрать картинки на звук р;

б) услышать в слове звук р.

3. Постановка звука з.

Е занятие

1. Постановка звука л.

2. Анализ слов на звук р:

а) придумать слова, содержащие звук р;

б) указать место звука р в слове.

3. Постановка звука з.

Е занятие

1. Закрепление звука л:

а) артикуляция звука л;

б) слоговые сочетания со звуком л;

в) слова и фразы со звуком л.

2. Анализ слов со звуками р и ш. Составить слова из разрезной азбуки: ра-ма, Шу-ра.

3 Постановка звука з.

Е занятие

1. Закрепление звука л:

а) слова и фразы со звуком л;

б) тексты со звуком л.

2. Звуковой анализ на пройденные звуки; составление слов из букв (Рома, Мара, шар и т. д.).

3. Постановка звука з.

Е занятие

1. Закрепление звука з:

а) артикуляция звука з;

б) слоговые сочетания со звуком з;

в) слова и фразы со звуком з.

2. Анализ слов, содержащих звук л:

а) поставить звук в словах;

б) придумать слова на звук л;

в) указать место звука л в слове.

3. Постановка звука ж.

Е занятие

1. Закрепление звука з:

а) слова и фразы на звук з;

б) тексты со звуком з.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звук л. Работа с разрезной азбукой.

3. Постановка звука ж.

Е занятие

1. Дифференциация звуков л и р:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в произношении;

в) умение услышать в слове звуки л и р;

г) включение в анализ слов со звуками л и р.

2. Анализ слов, содержащих звук з.

3. Постановка звука ж.

Е занятие

1. Закрепление звука ж:

а) повторение артикуляции звука;

б) слоговые сочетания со звуком ж;

в) слова и фразы со звуком ж.

2. Анализ слов, содержащих звук з:

а) придумать слова со звуком з;

б) указать место звука з в слове.

3. Постановка звука б.

Е занятие

1. Закрепление звука ж;

а) слова и фразы на звук ж;

б) тексты со звуком ж (стихотворение “Жук”)

2. Анализ слов со звуками с — ш; р — л; э.

3. Постановка звука б.

Е занятие

1. Дифференциация звуков с — з:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в звучании;

в) слова на звуки сиз.

2. Анализ слов, содержащих звук ж:

а) услышать в словах звук ж;

б) придумать слова на звук ж;

в) указать место звука ж в слове.

3. Постановка звука б.

Е занятие

1. Постановка звука б.

2. Анализ слов, содержащих звук ж (работа с разрезной азбукой).

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Постановка звука б.

2. Дифференциация звуков з — ж:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в произношении;

в) слова на звуки з и ж;

г) придумывание слов на з и ж.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Постановка звука б.

2. Дифференциация звуков ш — ж:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в произношении;

в) слова на звуки ш и ж.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Автоматизация звука б:

а) артикуляция звука б;

б) слоговые сочетания звука б;

в) слова и фразы на звук б.

2. Анализ слов, содержащих звуки с, з, ш, ж. Составление слов из букв разрезной азбуки.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Закрепление звука б:

а) слова и фразы на звук б;

б) тексты.

2. Звуковой анализ слов со звуками с, ш, ж, з, л, р. Составление слов из букв разрезной азбуки без предварительного анализа.

3. Постановка звука ц.

Е занятие

1. Закрепление звука ц.

2. Включение в анализ слов, содержащих звук 6:

а) отобрать картинки со звуком б;

б) услышать в слове звук б.

3. Постановка звука д.

Е занятие

1. Закрепление звука ц:

а) слова и фразы на звук ц;

б) тексты.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звук б:

а) придумать слова со звуком б;

б) указать в слове место звука б. 3. Постановка звука д.

Е занятие

1. Постановка звука д.

2. Анализ слов, содержащих звук ц.

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Постановка звука д.

2. Анализ слов, содержащих звук б. Составить с, предварительным анализом слова со звуком б из букв разрезной азбуки. Устно в анализ включить и звук ц:

а) придумать слова на звук ц;

б) указать место звука ц в слове.

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Закрепление звука д:

а) артикуляция звука д;

б) слоговые сочетания со звуком д;

в) слова и фразы на звук д.

2. Дифференциация звуков п — б:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в произношении;

г) слова, содержащие звуки п, б.

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Постановка звука ч.

2. Закрепление звука д:

а) слова и фразы со звуком д;

б) тексты со звуком д.

3. Постановка звука г.

Е занятие

1. Звуковой анализ слов, содержащих звук д:

а) отобрать картинки на звук д;

б) услышать в слове звук д.

2. Анализ слов с пройденными звуками.

3. Постановка звука ч.

Е занятие

1. Автоматизация звука ч:

а) артикуляция звука ч;

б) слоговые сочетания со звуком ч:

в) слова и фразы со звуком ч.

2. Звуковой анализ слов со звуком д:

а) придумать слова на звук д;

б) указать место звука в слове.

3. Постановка звука г.

Е занятие

1. Закрепление звука ч:

а) слова и фразы на звук ч;

б) тексты на звук ч.

2. Дифференциация звуков т — д:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в произношении;

в) слова, содержащие звуки т и д.

3. Постановка звука г.

Е занятие

1. Постановка звука г.

2. Включение в анализ слов, содержащих звук ч (устно); включение в анализ слов на звуки т, д, п, б.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Автоматизация звука г:

а) артикуляция звука г;

б) слоговые сочетания со звуком г;

в) слова и фразы со звуком г.

2. Анализ слов на все пройденные звуки. Составить слова из букв разрезной азбуки с предварительным и последующим анализом.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Закрепление звука г:

а) слова и фразы на звук г;

б) тексты на звук г (можно выучить стихотворение “Гуси”).

2. Звуковой анализ слов, содержащих звуки п — б; т — д.

3. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Анализ слов, содержащих звук г:

а) отобрать слова на звук г по картинкам;

б) услышать в слове звук г.

2. Постановка звука щ.

Е занятие

1. Закрепление звука щ:

а) артикуляция звука;

б) слоговые сочетания;

в) слова и фразы на звук щ.

2. Анализ слов со звуком г:

а) придумать слова на звук г;

б) указать место звука г в слове.

Е занятие

1. Закрепление звука щ:

а) слова и фразы со звуком щ;

б) текст на звук щ.

2. Дифференциация звуков к — г:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в произношении;

в) слова, содержащие звуки к и г.

Е занятие

1. Анализ слов, содержащих звук щ (устно).

2. Составление из букв разрезной азбуки слов со звуками п — б: т — д; к — г.

Е занятие

1. Анализ слов, содержащих звук щ. Придумать слова и составить по разрезной азбуке.

2. Анализ на все пройденные звуки. Составить слова из букв разрезной азбуки.

Е занятие (учет)

Дать текст диктанта с включением всех пройденных звуков. Устно спросить текст.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: