1. Полное название продукта.
«Использование сочинений-миниатюр в процессе изучения младшими школьниками грамматико-орфографического материала»
2. Аннотация продукта
Вид продукта:
- методическое пособие;
- методические рекомендации;
- программа: образовательная, учебная, досуговая, программа внеурочной деятельности, методического сопровождения, психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся;
- проект, сетевой проект;
- программа развития;
- другое
Адресат: кому продукт предназначен (учителя, работники образовательных учреждений, администрация и др.) – продукт предназначен дляучителей начальной школы
Паспорт (описание) продукта ИОД[1]
№ п\п | Критерий | Описание |
Актуальность (обоснованность проблемы инновационного продукта с точки зрения педагогических исследований, соответствие проблемы современным тенденциям развития образования, самооценка потенциала внедрения продукта в практику образовательного учреждения, в процесс развития муниципальной (региональной) системы образования) | Российская начальная школа, которая является важным звеном в школьной системе, в настоящее время переживает качественно новый этап в развитии. Начальный курс русского языка должен выполнять определенные задачи: учить чтению, письму, обогащать речь учащихся, давать знание о языке. Исследования в области дидактики, психологии, методологии за последние два десятилетия выявили условия, при которых познавательная деятельность учащихся в классе осуществляется более успешно. Огромную значимость приобретают грамматико-орфографические уроки. Их суть должна заключаться не только в обогащении и разнообразии речи ребенка, но и в том, чтобы быть ориентированной на развитие его личности в целом. Проблема. Отвлеченность грамматических понятий и орфографических правил, их абстрактность, является значительным препятствием в усвоении содержания обучения русскому языку в начальной школе. Чтобы ребенок овладел знаниями, умениями и навыками по грамматике и орфографии, важно формировать у него первоначальные языковые обобщения. Значит, что он должен уметь в любых позиционных положениях выделять фонему в слове, чувствовать морфологический состав слова, общую значимость каждой из его частей, выделять слово как самостоятельную речевую единицу, иметь достаточный запас слов. Результатом отсутствия у детей языковых обобщений, как пишет Р.Е. Левина, «оказывается разрыв между уровнем речевого развития и сообщаемым в школе материалом». Для эффективного усвоения грамматического и орфографического материала в преподавании русского языка используются сочинения малых форм или миниатюры. Гораздо меньше времени занимает подготовительная работа к ним, продолжительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая или полностью отсутствует, не составляется план в письменной форме, на подготовку устного текста уходит меньше времени. Дети используют в сочинении-миниатюре изучаемые грамматические формы, используют их в тексте, который составили самостоятельно. В данной работе подробно расписаны этапы работы, фрагменты проведённых уроков, способы применения миниатюр на уроках русского языка и их эффективность. | |
Концепция продукта(соблюдение принципа ясности в изложении концептуальной идеи, соответствие цели и задач решаемой проблеме, наличие теоретического и методологического обоснования проблемы) | 1.Основная идея продукта – сочетание творческих работ (миниатюр) и грамматико-орфографического материала на уроках русского языка. 2.Вопрос об использовании сочинений-миниатюр на уроках русского языка в методике освещён недостаточно. Многие методисты писали о грамматике и орфографии (для данной работы ближе оказалась методика Тамары Григорьевны Рамзаевой). Но в методической литературе вопрос об использовании сочинений-миниатюр освещен недостаточно и требует исследования. Проблема – детям трудно даётся изучение грамматико-орфографических тем из-за их абстрактности На основе этого была поставлена цель: Цель: создание методических условий (рекомендаций), способствующих повышению уровня освоения младшими школьниками грамматико-орфографического материала при использовании сочинений-миниатюр, разработать цикл заданий, способствующих эффективному использованию сочинений-миниатюр в процессе изучения грамматико-орфографического материала младшими школьниками. | |
Инновационность (новизна) (инновационность идеи, содержания решения проблемы, способов (методов и технологий, диагностики результата). | Большинство учителей ошибочно считают, что сочинения-миниатюры могут быть использованы только на уроках развития речи. Проведённый эксперимент, описанный в работе, показал, что такой вид упражнения эффективен в использовании на уроках русского языка. Новизна заключается в том, что в современной методике не освещён вопрос об использовании миниатюр на уроках русского языка. В качестве методических рекомендаций и сочетания сочинений-миниатюр и уроков русского языка, это прозвучит впервые. В данной работе можно найти необходимые методические рекомендации, которые помогут эффективно изучить любую грамматико-орфографическую тему. Все фрагменты уроков, задания, карточки были проведены вживую. Идея заключается в том, чтобы на каждом уроке русского языка грамматико-орфографического содержания, использовать разные виды сочинений-миниатюр (устные, в паре, коллективные, индивидуальные). Как правило, миниатюра занимает 5-10 минут в конце урока. | |
Результативность (ориентированность продукта ИОД на конкретный практический результат совершенствования образовательного процесса, наличие мониторинга, диагностики и анализа результатов, наличие отзывов, рецензий об успешной реализации продукта) | Результат – повышение уровня освоения младшими школьниками грамматико-орфографических тем, путём использования на уроках русского языка сочинений малых форм или миниатюр. Поэтапно расписаны результаты первичного мониторинга (диагностики составлены самостоятельно) и контрольного. На втором этапе представлен самостоятельно разработанный и практически применённый цикл уроков русского языка грамматико-орфографического содержания с использованием сочинений-миниатюр. | |
Транслируемость(возможность использования продукта для разных категорий потребителей, степень готовности к трансляции продукта ИОД (описание методики, опыта, наличие пособий, методических комплексов, рекомендаций и т.д.),наличие публикаций, выступлений по теме инновационного опыта) | Весной 2021 года в журнале «Начальная школа» можно будет прочитать статью на тему данной работы в соавторстве с Галиной Сергеевной Щёголевой. Продукт уже апробирован и по результатам двух диагностик (начальная и заключительная) были составлены методические рекомендации для учителей начальной школы. | |
Условия реализации (какие необходимы ресурсы, каковы ограничения, трудоемкость, риски) | Продукт реально использовать, реализовать каждому учителю в начальной школе. Такая работа занимает 5-10 минут в середине или конце урока, не требует дополнительной подготовки. Детям такой вид работы нравится, т.к.сочинение-миниатюра должна быть не более 7-ми предложений. Но с этим могут возникнуть проблемы, т.к.младшему школьнику легче развёрнуто выразить свою мысль, нежели в краткой форме. | |
Эффекты (какие произошли дополнительные изменения, не связанные напрямую с целью, задачами инновации) | Приоритетной целью являлось – повышение уровня знаний учеников по определённой грамматико-орфографической теме. Цель была достигнута. Побочно (данную цель не преследовали) - развитие речи учащихся: умение излагать свою мысль в краткой форме, подбор заголовка, составление плана, пересказ текста, умение выделить главное, определить тему и идею текста. | |
Презентационность (доступность и ясность подачи инновационного материала, структурированность продукта, логичность, последовательность, культура оформления работы, в т.ч. электронной версии) | Работа представлена в электронной версии формата word-документ. В проекте указана актуальность, цель, этапы работы, используемые диагностики, упражнения карточки, цифровые данные, примеры ответов детей, методические рекомендации и разработанный цикл уроков. |
Согласие автора(ов) на размещение материалов на тематическом сайте ЛОИРО:
Подпись _______________________________ ______________________________________( руководитель инновационной площадки (ОУ)
Подпись ____________________________________________________(руководитель органа управления образованием муниципального района (городского округа)
М.П.