Истории «татарских субботников и исследований» мусульманского кладбища города Уфы.




УДК 070

ББК 76.1

З 59

Истории «татарских субботников и исследований» мусульманского кладбища города Уфы.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН.

Пока суд да дело опубликуем наше видение истории уфимских субботников, так как эти материалы могут раскрыть сути моего искового заявления к ответчикам. Хронология фактов таковы, как они показаны ниже.

***

1.В публикации https://milliard.tatar/news/kazan-eto-pariz-dlya-tatar-baskortostana-eto-nasa-mekka-762 от 9 июля 2021, под названием «Казань – это Париж для татар Башкортостана. Это наша Мекка», участницей которой была и Эльза Маулимшина, говорится – «…Я сама ученый, у меня больше 80 научных трудов, в том числе изданных за рубежом, по психологии, я писала диссертацию. Я вам под любую тему подведу любую статистику, сделаю анализ, как нужно. Когда говорят, что тот или иной момент вывели путем корреляции… я что угодно могу скоррелировать… уточню, что как председатель башкирского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры я борюсь за все памятники. Для меня все памятники, все здания в Уфе одинаково ценны: что русские, что польские, что татарские. Но как татарка я все-таки более эмоционально воспринимаю потерю татарского, мусульманского наследия, потому что его у нас осталось так мало, что можно просто по пальцам пересчитать. Мне немного обидно, когда начинают говорить: «Он же татарин, нам его наследие, его значимость не важны». Но тот же Зия Камали - башкир, это раз. Никогда он и остальные наши предки в Уфе, приехавшие из Кушнаренковского района, когда-то переехавшие из Пензы и из Подказанья, не противопоставляли татарам башкир, русских. Мы все всегда жили очень дружно, это подтверждается историческими документами. Происходит утрата последних домов, связанных с личностями, которые формировали интеллигенцию Уфы, Башкирии и даже близлежащих регионов. Зия Камали — это такой человек... как бы сплав всего, он свой и для туркмен, и для казахов, и черкесов. Считать, что это какой-то рядовой человек, было бы ошибкой. Это раз. Вторая моя большая головная боль – это квартал Первой соборной мечети Уфы, где практически каждый дом является памятником истории. Тем не менее, практически ни одно из зданий не поставлено на госохрану, за исключением дома муфтия Тевкелева. То есть под угрозой дом того же Ризы Фахретдина, где жил он, а потом и второй муфтий Габдрахман Расулев. Я общаюсь с его внучкой, она говорит: «Да, мы жили в этом доме, и мне дедушка, папа и мама рассказывали, что мы отсюда переехали дальше». Сказать, что это развалюха, не имеющая никакой ценности, - разве так можно? Именно в этих домах созданы великие труды. Там, в том числе, Габдрахман Расулев писал свое знаменитое воззвание к мусульманам мира, чтобы все объединились против фашизма. Именно Габдрахман Расулев стал тем объединяющим человеком. Почему после этого воззвания Сталин в итоге разрешил строить мечети? До этого он искоренял любое духовенство в принципе, что русское православное, что мусульманское… Шайхразиеву (Примечание: ШАЙХРАЗИЕВ ВАСИЛЬ ГАБТЕЛГАЯЗОВИЧ Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан) писала дважды: в 2019 году и в 2020-м. Тогда курирующие вице-премьеры были другие. Башкультнаследие у нас курировала Ленара Хакимовна Иванова, она сразу и в личке мне ответила, и тут же благодаря ей мы тогда выявили здание и поставили его на госохрану. Сейчас они уже второй раз сделали отрицательную историко-культурную экспертизу, уже за счет республики, официально. Посчитали, что личность не играет никакой роли. Ну да, дом, где Мажит Гафури жил шесть лет, ну и что? У него же есть мемориальный дом на улице Гоголя, этого достаточно. Ну и что, что улицу Мажита Гафури переименовали, потому что Гафури в этом доме жил, говорят, не имеет мемориальной ценности. Ну и татарская интеллигенция Уфы тоже, к сожалению, подписывала соответствующее обращение. Правда, про эту интеллигенцию я впервые слышала…».

2. В публикации https://islamrb.ru/mer-ufy-navedet-poryadok-na-musulmanskom-kladbishche/ от 20.08.2012 г. говорится – «На днях глава Администрации города Уфы Ирек Ишмухаметович Ялалов побывал на мусульманском кладбище, расположенном на территории города между улицами Алтайская и Малая Ахтырская (за Телецентром)… На мусульманском кладбище захоронено множество выдающихся личностей. Их могилы посещают сотни людей. На следующий благоустроительный сезон необходимо запланировать работы по ремонту асфальтового покрытия дорожек. Здесь просто невозможно нормально пройти, — подчеркнул мэр».

3. В публикации https://ufavesti.ru/2173-musulmanskoe-kladbische-ufy-stalo-istoriko-memorialnym.html от 23 октября 2012 года, под названием «Мусульманское кладбище Уфы стало историко-мемориальным» говорится – «В Уфе прошло ХХ заседание Совета городского округа город Уфа, на котором депутатский корпус рассмотрел почти два десятка вопросов. В ходе заседания депутаты проголосовали за внесение изменений в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Уфы. В частности, двум старейшим кладбищам, расположенным на территории Уфы – Мусульманскому и Сергиевскому – будет придан статус историко-мемориальных, передает Горсовета Уфы».

4. В публикации https://www.bashinform.ru/news/culture/2013-11-06/gazeta-istoki-o-neftyanoy-sostavlyayuschey-lend-liza-2193467 от 06 ноября 2013 года говорится – «Иршат Зианбердин публикует в номере переводы текстов старых надгробий, сохранившихся на мусульманском кладбище в Уфе, а также переводы текстов некоторых старинных монет, обнаруженных на территории республики. В частности, на золотой монете халифа Али из Стерлитамакских курганов начертано: «Али, претворяющий правду Бога в жизнь».

5. В https://irbis.ufa-lib.ru/cgi/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=JOURNALS&P21DBN=JOURNALS&S21STN=1&S21REF=5&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=30&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR= (МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.УФА) взята на учет газетная публикация «Мусульманское кладбище Уфы / И. Зианбердин // Истоки. - 2013. - N 44 (6 Нояб.). - С. 6: фот. - (Краеведение). ББК 63.3(2Рос.Баш)-7.

6. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_43%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 27 мая 2015 года) опубликована фотография статьи газеты «Истоки» И.Зианбердина и А.Барановского «Мусульманское кладбище Уфы».

7. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_42%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 27 мая 2015 года) опубликована фотографии Мухамедкарима Биглова, Мухамедрахима, Хайруллы Госманова и других.

8. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_41%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 27 мая 2015 года) опубликована фотографии эпитафии Идриса ибн Абубакира, Гайнильхаята, Марзии Шагимардановой дочери Еникиевой и других.

9. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_40%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 27 мая 2015 года) опубликована фотографии эпитафий Уммугульсум Сулеймановой дочери Давлеткильдиевой и других.

10. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_39%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 27 мая 2015 года) опубликована фотографии эпитафий Зулейхи Мухамедьяровой дочери Терегуловой и других.

11. В публикации Башинформа https://www.bashinform.ru/news/social/2017-11-20/v-ufe-na-musulmanskom-kladbische-ustanovlen-informatsionnyy-pavilon-dlya-poiska-zahoroneniy-2183716 от 20 ноября 2017 года говорится – «На Мусульманском кладбище Уфы появился информационный павильон, с помощью которого можно найти захоронения своих родных и близких, а также могилы наших знаменитых земляков. Он представляет собой сенсорный экран, имеющий выход на специальный сайт, разработанный и внедренный год назад МБУ «Комбинат специализированного обслуживания г. Уфы». Кроме того, уже действует комплексное программное обеспечение для мобильных устройств на платформе Android для поиска захоронений и построения маршрута до места погребения».

12. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_199%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 14 января 2018 года) впервые опубликован пост Эльзы Маулимшиной под названием «Провинциальный рай: Москва им больше не нужна»

13. В публикации https://www.business-gazeta.ru/news/427439 от 08 июня 2018 года под названием «На татарском кладбище Уфы обнаружили захоронение казыя Оренбургского духовного мусульманского собрания» сообщается – «На татарском кладбище Уфы, носящем статус мемориального, прошел субботник, в ходе которого было обнаружено захоронение казыя Оренбургского духовного мусульманского собрания Гиниятуллы Кабкаева. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказала один из активистов «Архзащиты» и инициатор субботника Эльза Маулимшина. Она известна татарской общественности тем, что пытается сохранить от сноса в Уфе дома известного татарского богослова Зия Камали, Третью соборную мечеть и дом имама Сатаева».

14. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_247%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 06 октября 2018 года) опубликована статья Эльзы Маулимшиной под названием «К истории Уфы».

15. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_249%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 02 ноября 2018 года) опубликована статья Эльзы Маулимшиной – админа группы https://vk.com/club94970701, под названием «Эти документы я уже опубликовывала. Думаю, что настало время еще раз обнародовать старинные документы о разрешении постройки деревянного Домам имама при Третьей соборной мечети Уфы».

16. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_251%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 27 декабря 2018 года) опубликована статья Эльзы Маулимшиной – админа группы https://vk.com/club94970701, под названием «Объявление 1906г.».

17. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_252%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 27 декабря 2018 года) опубликована статья Эльзы Маулимшиной – админа группы https://vk.com/club94970701, под названием «Мечети дореволюционной Уфы».

18. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_257%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 15 января 2019 года) опубликована статья Эльзы Маулимшиной – админа группы https://vk.com/club94970701, под названием «Фото шакирдов Медресе "Галия" в г.Уфа из из турецкого журнала "Шехбал"».

19. В публикации https://vk.com/club94970701?w=wall-94970701_311%2Fall (группы «Об архивном фонде Уфимского района» от 15 января 2019 года) опубликована последняя статья Эльзы Маулимшиной – админа группы https://vk.com/club94970701, под названием «В эту субботу, 18 мая 2019г., в 12-00ч. на Мусульманском кладбище Уфы (ориентировочно по ул.Алтайская, 19, за Телецентром) пройдет акция по уборке могил выдающихся исламских деятелей (муфтиев России и их семей, основателя медресе "Усмания" и др.).».

20. В публикации https://vk.com/wall-159920908_1360 от 20 мая 2019 года говорится о том, что на Мусульманском кладбище акцию по уборке могил организовали впервые. В приоритете места захоронений известных исламских деятелей Башкирии, России и их семей. Идея привести в порядок заброшенные могилы пришла в голову общественнице Эльзе Маулимшиной… С прошлого года Эльза фотографирует старые могилы и выкладывает в интернет. На них нет ни оград, ни табличек. Лишь надгробные камни на "иске имлә". Это алфавит на основе арабской графики. Использовался до 1920 года. Надписи на плитах переводят специалисты со всей России… Участники субботника облагородили 8 могил и ещё 2 безымянных надгробия. Места захоронений очистили от опавшей листвы и дикой поросли, высадили цветы и покрасили ограды».

21. В публикации https://www.business-gazeta.ru/news/427439 от 08 июня 2019 года говорится - «На татарском кладбище Уфы, носящем статус мемориального, прошел субботник, в ходе которого было обнаружено захоронение казыя Оренбургского духовного мусульманского собрания Гиниятуллы Кабкаева. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказала один из активистов «Архзащиты» и инициатор субботника Эльза Маулимшина… Кроме известного татарского богослова Фахретдина на татарском кладбище Уфы похоронены также такие выдающиеся деятели татарского народа, как Фарида Кудашева, Ангам Атнабаев, Загир Исмагилов, Гюлли Мубарякова, Даут Юлтый, Бахти Гайсин, Радик Гареев, Файзи Гаскаров и многие другие».

22. В публикации https://mkset.ru/video/general/12-07-2020/v-bashkirii-zhurnalisty-predprinyali-novuyu-popytku-nayti-mogilu-ottsa-rudolfa-nureeva от 12 июля 2020 года под названием «В Башкирии журналисты предприняли новую попытку найти могилу отца Рудольфа Нуреева» говорится – «…И тем не менее известно, что захоронения на уфимском мусульманском кладбище, которое давно заполнено, продолжаются…».

23. В публикации https://ufa1.ru/text/gorod/2020/09/28/69464253/ от 28 сентября 2020 года под названием «Как можно к истории так относиться?» Гуляем по старейшему кладбищу Уфы. Выясняем, кто виноват в его разрухе» говорится – «…Корреспондент UFA1.RU прогулялся по погосту вместе с исполняющим обязанности председателя местного республиканского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории культуры» Эльзой Маулимшиной и выяснил, кто, по ее мнению, виноват в уничтожении памяти о предках и что с этим делать …В центре Уфы на мусульманском (магометанском) кладбище похоронены видные общественные деятели Башкирии. Словом, цвет национальной интеллигенции. Впервые о нем упоминалось в 1852 году. Само кладбище, по мнению Маулимшиной, могло бы стать еще одной визитной карточкой республики, если бы не одно «но» — его удручающее состояние. По ее словам, мусор с могил убирает только один уборщик, и то за небольшую плату… «В Казани вот как можно понять, что там похоронен видный мусульманский деятель? Рядом с могилой высится палка метра в три или четыре, на которой возвышается полумесяц. Рядом с оградкой. Люди понимают, здесь похоронен значимый человек. Там же, на размещенном рядом маленьком стенде, значится и информация о захороненном. Кто такой, кем работал, чем запомнился, — рассказывает она. Таких табличек на уфимском мусульманском кладбище нет, поэтому имена и фамилии, захороненных несведущим людям ни о чем, не скажут» … Чтобы побольше людей узнали том, кто захоронен на кладбище, могилы нужно оцифровать и вместе с дополнительной информацией ввести в единую базу, считает Маулимшина. Это нужно для того, чтобы любой желающий смог в интернете прочитать кратко биографию покойного и посмотреть на могилу … На старейших башкирских надгробиях информация о захороненных написана на алфавите на основе арабской графики — иске имля, которая распространилась до появления башкирской и татарской письменности. Эти надгробия со временем разрушаются, а любая информация о покойных — стирается …Вот так мы теряем историю. Надписи облезают. Никаких переводов с иске имля на русский или башкирский нет… Идем дальше и приходим к священному для всех мусульман месту — могиле восьмого муфтия России Ризаитдина Фахретдинова, умершего в 1936 году. К нему ежегодно приезжают паломники со всей страны. Они читают молитвы и отдают таким образом почтение его деятельности… — Имя Ризаитдина Фахретдинова, наверное, известно любому мусульманину, — уверяет Маулимшина… Здесь лежит семья муфтия Султанова: его дети, мама, невестка и внучка. Его сын Искандер, к примеру, известен тем, что был одним из предводителей Башкирского национального движения, от имени Башкирского правительства в 1918 году подписал «Акт об образовании всероссийской верховной власти». Он был соратником Заки Валиди и в годы террора пропал без вести. Невестка Анна Рябинкина, так сильно полюбившая мужа Искандера, что ради него поменяла религию и взяла мусульманское имя Гайниль-Хаят, известна тем, что, окончив в Париже курс акушерства, во дворе своей усадьбы построила еще один дом, в котором устроила больницу и родильный дом на шесть коек. Здесь и сама родила троих детей: Марьям, Рустема и Гумер Искандера, — отмечает Маулимшина».

24. В публикации https://www.tatar-inform.ru/news/uchenyy-ufu-mozhno-nazvat-tatarskim-gorodom-s-tochki-zreniya-istorii от 26 декабря 2020 года говорится – «С исторической точки зрения Уфу можно назвать татарским городом. Об этом на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» сообщил доктор исторических наук, заведующий отделом «Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков» Института истории имени Ш. Марджани Академии наук республики Татарстан Радик Исхаков… По материалам этой книги относительно Уфы и второго такого крупного города Башкирии — Стерлитамака — можно сказать, что да. То есть можно так сказать (тогда Уфа была городом, а Стерлитамак еще деревней), что уже в XVIII веке там жили татары», — отметил Исхаков.

25. В публикации https://www.ufa.kp.ru/daily/27283/4419303/ под названием «Тишина, вековые надгробья и могила авторитета: как сейчас выглядит мусульманское кладбище Уфы. «Комсомолка» прошлась по аллеям одного из старейших погостов Уфы» от 21 мая 2021 года говорится – ««Комсомолка» прогулялась по мусульманскому кладбищу, посмотрела, как сейчас выглядят могилы таких знаменитых людей как Зайнаб Биишевой, Мустая Карима, Баязита Бикбаева, Радика Гареева и скончавшегося в мае 2019 года генерал-лейтенанта Артура Ахметханова. Кстати, есть на мусульманском кладбище и целые могильные склепы – например, усыпальница башкирского дворянина Алиаксара Сыртланова, который скончался в далеком 1912 году. Удивительный контраст: в столетнем склепе установлен новый памятник с портретом Сыртланова. К сожалению, не только время потрудилось на уже ветшающем состоянии усыпальницы. На стенах видны нацарапанные надписи вандалов, которые часто тут раньше собирались. Еще один склеп, только более современный, принадлежит знаменитому башкирскому лингвисту и педагогу, заслуженному деятелю башкирской науки Закиру Шакирову, тут же похоронена и его жена Гафифа Шакирова другие члены семьи…Известные лица, похороненные на кладбище: Абдуллин, Ибрагим Ахметович (1920–2005) – драматург и писатель; Гильван Гильмутдинович Амиров (1916–1991) – заслуженный работник культуры БАССР. Атнабаев, Ангам Касимович (1928–1999) – поэт и драматург, лауреат республиканской премии Г.Саляма, заслуженный деятель искусств РСФСР (1988) и БАССР (1977), народный поэт Башкортостана (1997); Бикбай, Баязит (1909 – 1968) – поэт, прозаик, драматург, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР; Биишева, Зайнаб Абдулловна (1908–1996) – писатель, прозаик, поэт, драматург, переводчик; Салих Шайбакович Валеев (1912–1970) – Герой Советского Союза; Гатауллин Мутыгулла (1875–1936) – муфтий ДУМ Башкирской республики в 1923–1936 гг; Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003) – башкирский композитор; Кадыров, Габдрахман Файзурахманович (1941–1993) – спортсмен (мотоспорт, спидвей), шестикратный чемпион мира в мотогонках на льду (1966, 1968, 1969, 1971–1973), чемпион Европы (1964); Фарида Кудашева (1920–2010) – народная артистка Башкортостана и Татарстана; Тагир Таипович Кусимов (1909–1986) – Герой Советского Союза. Рыфат Рахматуллович Мавлютов (1926–2000) – ректор УГАТУ, членкор РАН; Мубаряков, Арслан Котлыахметович (настоящее имя – Котлоахметов Арслан Мубарякович) (1908–1977) – актер, режиссер, драматург. Народный артист СССР (1955); Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов, 1919–2005) – народный поэт Башкортостана; Рами Гарипов (Рами Ягафарович Гарипов, 1932–1977) – народный поэт Башкортостана; Габдрахман Расулев (1889–1950) – муфтий, религиозный деятель; Габдулвахид Сулейманов (1786–1862) – муфтий, религиозный деятель; Гениатулла Нигматуллович Терегулов (1891–1984) – врач-терапевт; Файзи Адгамович Гаскаров (1912–1984) – заслуженный деятель искусств БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, награжден орденом «Знак Почета» (1967); Фахретдинов, Ризаитдин Фахретдинович (Ризаэтдин Фахретдин) 1859-1936 – писатель-просветитель, ученый-востоковед, религиозный деятель; Закир Шакирович Шакиров (1881–1970) – лингвист, педагог; Мидхат Закирович Шакиров (1916–2004) – государственный и партийный деятель, первый секретарь Башкирского обкома (1969–1987)».

©Иршат ЗИАНБЕРДИН.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: