Вопрос 15. Методы лечения




Как лечили больных в XV и XVI вв., у нас сохранилось мало сведений. Имеется сообщение, что в 1440 г. князю Дмитрию Юрьевичу Красному при носовом кровотечении была применена тампонация (Тампонация — вставление тампона в полость или рану с целью остановки кровотечения). В 1462 г. у Василия Васильевича применяли моксы (Моксы — небольшой прижигательный цилиндрик, приставлялся к коже и зажигался с верхнего конца). Но обычно лечили раны водкой, а болезни баней. Тогда же стало применяться лечение кумысом при грудных болезнях. При болезни великого князя Василия Ивановича врачи лечили его прикладыванием к ране пшеничной муки с медом и печеным луком. Когда это не помогло, они прибегли затем к мазям и, наконец, стали лить в рану водку. Вообще в затруднительных случаях даже цари предпочитали «поспрошать боярынь», вместо того чтобы обращаться к врачам.

Лекарства получались благодаря сбору «волшебных» трав, производившемуся обычно в ночь под Ивана Купалу. Но Иван III завел кругом Кремля сад и первый огород с аптекарскими травами. В это время в Москве уже существовал москательный ряд с хозяевами-лекарями, продававшими целебные травы. В 1534 г. появляется первая лечебная книга «Благопрохладный Вертогляд» (рис. 9) [17]. Эта рукопись начинается перечислением имен сорока пяти древних философов и распадается на три части. В первой части следует описание трав, камней в алфавитном порядке, причем под каждым описанием следуют стихи с указанием болезни и ссылкой на соответствующего философа. Вторая и третья части посвящены учению о моче и кровопусканию. Кстати, упомянем, что в то время врачей делили на два разряда: на таких, которые узнавали болезни по пульсу, — эти считались более научно-образованными врачами, и на таких, которые узнавали болезни по моче, — это были врачи более низкого разряда. Когда, при Годунове, приехал из Англии врач Виллис, его спрашивали: «Как ты болезни познаешь, по жилам (пульсу) или по воде (моче)?»

Основное место в древнерусской медицине занимали «зелия» растительного происхождения

Вопрос 17. Законодательные акты (я думаю, что все можно не писать, только основные моменты выделить, остальное для понимания и я исключила эпоху ПетраI \, по-моему это уже 18 век и российская империя)

Ещё в 1581 году был создан Аптекарский приказ - орган государственного управления медициной. В ведении Аптекарского приказа находились доктора, лекари, аптекари, костоправы, астрологи, травники, которые оказывали медицинскую помощь.

Учитывая незначительное количество отечественных врачей, получивших профессиональное образование в XVI веке, Аптекарский приказ предусматривал возможность выписывать квалифицированных врачей и специалистов из-за границы. В исторической литературе отмечается, что иностранные медики, врачи и аптекари, стали опорой аптекарского приказа, и постепенно расширяли сферу своего влияния на государственную медицину. аптекарский приказ как государственный орган не только выписывал в Россию специалистов в области медицины, но и устраивал им экзамен на право лечебной деятельности, следил за тем, как заграничные врачи осуществляли лечение. Более того при подборе зарубежных кадров для службы в России Аптекарский приказ проявлял большую осторожность, благодаря чему в Россию не проникали заведомые шарлатаны и проходимцы

Этот же орган осуществлял обеспечение и лекарственными средствами. Он закупал лекарства за границей – в Англии, Германии, Франции.

Аптекарский приказ сыграл решающую роль в подготовке отечественных врачей. В 1654 году была открыта первая Московская врачебная школа, где готовили отечественных лекарей, а в конце 17 века начали отправлять молодых людей за границу для обучения врачебному делу.

Аптекарского приказ заложил основы ещё одного важного действия в России – было урегулировано врачебное освидетельствование для определения степени утраты здоровья. По результатам врачебного освидетельствования составлялись «дохтурские сказки » в которых указывалось, в частности какой болезнью болен пациент и годен ли он для государственной службы. Таким образом, Аптекарский приказ заложил основы современного документирования течения болезни, то есть создал историю болезни.

В 1682 году государственный характер общественного призрения богаделен был закреплен в указе царя Федора Алексеевича. На тот момент только в Москве было 8 богаделен для 412 человек.

Стоглавый собор 1551 года, созванный Иваном IV (1530-1584) для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях «Стоглава» записано: «Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и состарившихся описати по всем градам, опричь здравых строев. До в коемуждом граде устроити богадельни мужские и женские, и тех прокаженных и престарившихся и не могущих нигде главы преклонити, устроити в богадельнех пищею и одеждою…». Призрение немощных и больных и открытие богаделен постепенно становится делом государственным. В 1653 году при Троице-Сергиевом монастыре были построены двухэтажные больничные палаты, а в 1656 году в Москве на средства боярина Ф.М.Ртищева была сооружена небольшая гражданская больница из двух палат.

 

 

Вопрос 15

Фармакология - наука бурно прогрессирующая. Прогресс в области лекарствоведения и фармакологии в целом привел к тому, что в последнее время выделился и обособился ряд самостоятельных научных дисциплин и направлений. Синтез отдельных веществ,затем групп соединений создал предпосылки к выделению отдельных направленийлекарственной терапии и профилактики, таких, например, как радиационнаяфармакология, иммунофармакология, психофармакология, педиатрическаяфармакология и др.

Современная же фармакология как отрасль науки сформировалась сравнительнонедавно; она развилась благодаря экспериментам на животных, впервые проведенным Francois Magendi/Франсуа Мажанди (1783-1855) и Сlaude Bernard/Клод Бернар (1813-1878).

 

Вопрос 16.

Профила́ктика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

В настоящее время а зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно выделить три вида профилактики.

1. Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2. Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

3. Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Эпидемия - это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией,в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни.

Для профилактики эпидемий необходимо улучшать очистку территории, водоснабжения и канализации, повышать санитарную культуру населения, соблюдать правила личной гигиены, правильно обрабатывать и хранить пищевые продукты, ограничивать социальную активность бациллоносителей, их общение со здоровыми людьми.

Вопрос 17

Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено учреждением при Иване IV в конце XVI века.

Аптекарской палаты, переименованной в XVII веке в Аптекарский приказ. В то время как в странах Западной Европы медицинское дело находилось целиком в ведении монастырей и других религиозных установлений, в Московском государстве XVII века управление всеми медицинскими делами было поручено светскому органу -- Аптекарскому приказу. Аптекарский приказ, наряду с другими приказами (Посольский, Большая Казна, Иноземский, Сибирский, Стрелецкий и т. д.) представлял собой часть государственного аппарата Московской Руси и существовал в течение всего XVII века.

Функции Аптекарского приказа постепенно усложнялись и расширялись. Аптекарский приказ был обязан наблюдать за аптеками, за врачами, за призрением больных и «прилагать старание о всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространению прилипчивых болезней».

Аптекарский приказ осуществлял собирание дикорастущих лекарственных растений в различных частях страны. В его ведении находились сборщики лекарственных растений - помясы.

В 40-х годах XVI века при Иване IV Московское правительство пригласило на службу ряд иностранных врачей. Особенно много их было приглашено в XVII веке. Врачи-иностранцы в Московской Руси были поставлены в привилегированное положение, получали значительно более высокое содержание по сравнению с отечественными лекарями. Многие врачи-иностранцы приезжали за высоким заработком и обычно не долго жили в Москве, не интересовались нуждами народа, не стремились передать свои знания. В итоге они ничего не сделали для медицинского просвещения России, для устройства и улучшения медицинской помощи, а во многих случаях выступали с идеями, даже враждебными русскому народу.

В XVI и XVII веках в Московском государстве была подготовлена почва для коренных сдвигов и преобразований, происшедших в отечественной медицине в XVIII веке.

Вопрос 17. Законодательные акты (я думаю, что все можно не писать, только основные моменты выделить, остальное для понимания и я исключила эпоху ПетраI \, по-моему это уже 18 век и российская империя)

Ещё в 1581 году был создан Аптекарский приказ - орган государственного управления медициной. В ведении Аптекарского приказа находились доктора, лекари, аптекари, костоправы, астрологи, травники, которые оказывали медицинскую помощь.

Учитывая незначительное количество отечественных врачей, получивших профессиональное образование в XVI веке, Аптекарский приказ предусматривал возможность выписывать квалифицированных врачей и специалистов из-за границы. В исторической литературе отмечается, что иностранные медики, врачи и аптекари, стали опорой аптекарского приказа, и постепенно расширяли сферу своего влияния на государственную медицину. аптекарский приказ как государственный орган не только выписывал в Россию специалистов в области медицины, но и устраивал им экзамен на право лечебной деятельности, следил за тем, как заграничные врачи осуществляли лечение. Более того при подборе зарубежных кадров для службы в России Аптекарский приказ проявлял большую осторожность, благодаря чему в Россию не проникали заведомые шарлатаны и проходимцы

Этот же орган осуществлял обеспечение и лекарственными средствами. Он закупал лекарства за границей – в Англии, Германии, Франции.

Аптекарский приказ сыграл решающую роль в подготовке отечественных врачей. В 1654 году была открыта первая Московская врачебная школа, где готовили отечественных лекарей, а в конце 17 века начали отправлять молодых людей за границу для обучения врачебному делу.

Аптекарского приказ заложил основы ещё одного важного действия в России – было урегулировано врачебное освидетельствование для определения степени утраты здоровья. По результатам врачебного освидетельствования составлялись «дохтурские сказки » в которых указывалось, в частности какой болезнью болен пациент и годен ли он для государственной службы. Таким образом, Аптекарский приказ заложил основы современного документирования течения болезни, то есть создал историю болезни.

В 1682 году государственный характер общественного призрения богаделен был закреплен в указе царя Федора Алексеевича. На тот момент только в Москве было 8 богаделен для 412 человек.

Стоглавый собор 1551 года, созванный Иваном IV (1530-1584) для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях «Стоглава» записано: «Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и состарившихся описати по всем градам, опричь здравых строев. До в коемуждом граде устроити богадельни мужские и женские, и тех прокаженных и престарившихся и не могущих нигде главы преклонити, устроити в богадельнех пищею и одеждою…». Призрение немощных и больных и открытие богаделен постепенно становится делом государственным. В 1653 году при Троице-Сергиевом монастыре были построены двухэтажные больничные палаты, а в 1656 году в Москве на средства боярина Ф.М.Ртищева была сооружена небольшая гражданская больница из двух палат.

 

 

Вопрос 18

Переселение в Москву иноземных врачей,аптекарей и хирургов началось в середине XVI столетия, когда доктора и аптекари фигурировали в царских списках "нужных людей", которые в то время приглашались ко двору из Европы. Так, в 1567 г. прибыли в нашу страну из Лондона доктор Рейнольд (Dr. Reynold) и аптекарь Томас Кавер (Carver, Thomas), которые служили при русском дворе.Была ли уже тогда в Москве аптека или какое-либо специальное помещение, где работали приезжие аптекари, не известно.

Первые достоверные сведения о первой на Руси аптеке относятся к 1581 г, когда в правление Иоанна IV Грозного (Иван IV, 1533-1584) на территории Московского Кремля в каменном здании напротив Чудова монастыря была устроена придворная аптека. Называли ее "Государевой", так как она обслуживала только царя и членов царской семьи.

В конце этого же года по приглашению Иоанна IV Грозного прибыл в Москву к царскому двору придворный врач английской королевы Елизаветы Роберт Якоб (Jacobus, Robertus). В его свите были лекари и аптекари /один из них, по имени Яков (англ Jacob), упоминается в царской переписке/, которые служили в Государевой аптеке. Первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, германцы), поскольку в XVI в. на Руси еще не было аптекарей-професио-налов из "прирожденных россиян". Однако руководство аптекой во все времена доверялось лишь особо приближенному к царю боярину.

Помещения Государевой аптеки были обставлены с большой роскошью для своего времени. Стены и потолки комнат были расписаны. Полки и двери обиты "английским добрым" сукном. Окна пестрели разноцветными стеклами. Па подоконниках расстилались дорогие бархатные ковры. Комнаты украшали заморские часы, чучела павианов, глобус и т.п. Повсюду соблюдалась чистота. Даже на улице поблизости от аптеки не дозволялось "ни грязи, ни вони, ни какого дурна".
В 20-х годах XVII века был основан Аптекарский приказ. Он стал центральным правительственным органом, ведающим всем врачебным делом в стране. В его обязанности входило наблюдение за врачевателями всех категорий.

 

Вопрос 21

Иеромонах Епифа́ний Славине́цкий (ок. 1600 — 19 ноября 1675, Москва) — постриженник Киево-Печерского монастыря, иеромонах, экзегет, уроженец Малой России. Активно участвовал в книжной справе, инициированной Патриархом Никоном; был одним из лидеров «греческого» направления в просвещении и богословии.

Учился в Киевской братской школе и за границей.

В 1640-е годы был учителем языков в Киевской братской школе.

В 1649 году был вызван в Москву Алексеем Михайловичем в числе прочих киевских «справщиков» для подготовки нового издания Библии, которое было осуществлено в 1663 с предисловием самого Епифания Славинецкого. Первоначально жил в Андреевском монастыре.

С 1651 года жил в Чудовом монастыре, который в тот период стал центром «грекофильства», поддерживаемого Патриархом Никоном. Последний в 1653 привлёк Епифания к подготовкереформы. Перевёл Деяния Константинопольского собора 1593 года, которые стали цероковно-каноническим обоснованием богослужебных реформ. В дальнейшем фактически стал научным главой всех переводчиков московского Печатного двора, участвовавших в книжной справе.

В деле Патриарха Никона отстаивал точку зрения, что архиереи Русской Церкви не полномочны судить своего Патриарха, что, видимо, повлияло на решение отложить суд над Никоном в 1660 году.

В 1674 был поставлен руководителем нового перевода Библии с греческого на славянский язык, начатого им в сотрудничестве с Сергием, бывшим игуменом Молчанского монастыря,Евфимием, иеромонахом Чудова монастыря, и др.

Перевёл Ирмолог (1673) и литургию Иоанна Златоуста. Ему принадлежит множество предисловий к московским изданиям богослужебных книг, а также перевод несколькихсвятоотеческих сочинений с греческого и латинского и нескольких книг светского характера.

Составил «Лексикон греко-славяно-латинский» (рукопись Синодальной библиотеки) и «Лексикон филологический» — объяснения терминов Священного Писания, извлеченные из Отцов Церкви.

С благословения Никона, Епифаний возобновил прекратившийся в Московской Церкви обычай проповеднического слова в храме (сохранилось более 50 его Слов).

В 1657 году Епифаний перевел на русский язык трактат Иоганна Блеу «Введение в космографию» под названием «Зерцало всея Вселенныя», где содержится первое изложениесистемы мира Коперника на русском языке.

Юрий Михайлович Котермак из Дрогобыча, более известный как Юрий Дрогобыч из Руси — средневековый философ, астроном, астролог из Червонной Руси (совр. Западная Украина).

Считается первым украинским автором печатного произведения (на латыни) и доктором медицины. Ректор Болонского университета.Профессор Краковского университета.

· Родился в Дрогобыче в семье солевара. Первое обучение получил в приходской школе при церкви святого Юрия Евтимия. Тогда получил первые знания о расчёте пасхалий и основные знания латыни.

· После смерти отца вёл торговые дела пана Айнольфа во Львове.

· В конце 1468 или в начале 1469 поступил в Ягеллонский университет (Краков), где получил научные степени бакалавра (1470) и магистра (1473).

· В Болонском университете, где стал доктором философии читал лекции по астрономии и одновременно учился медицине и свободным искусствам (ок. 1478) и медицины (ок. 1482).

· В 1478—1479 и 1480—1482 годах читал в Болонье лекции по астрономии, а с 1481 по 1482 был ректором университета.

· В 1482 году работал над предсказанием на грядущий год по приказу Папы Римского Сикста IV.

· 7 февраля 1483 в Риме издал книгу Прогностическая оценка текущего 1483 года (Iudicium pronosticon Anni M.cccc.lxxxiii), которая является первой известной печатной книгой восточнославянского автора. Подписал он эту работу как Юрий Дрогобыч из Руси. В этой книге кроме ненаучных астрологических прогнозов были помещены сведения погеографии, астрономии, метеорологии, а также предпринята попытка определить, в пределах каких географических долгот расположены города Вильнюс, Дрогобыч, Львов и т. п. Юрий Дрогобыч отмечал здесь, что населению христианских стран угрожают большие опасности… в связи с угнетением князьями и господами. Выразил уверенность в способности человеческого ума познать закономерности мира. Папа Сикст IV узаконил Инквизицию и Совет, которые начали хладнокровное уничтожение евреев, еретиков и других неугодных Инквизиции людей. В этом же году Папой Сикстом IV была введена строгая цензура всех книг. Тогда же Юрий Дрогобыч понял свою ошибку: он слишком открыто писал свои предсказания, следовало их зашифровать. После этого потрясения Котермак решил навсегда перестать делать предсказания для людей.

· В 1486 или в 1487 году вернулся в Галицию, а с 1488 года читал лекции в Краковском университете, как раз в то время, когда там учился Николай Коперник. Проживая в Кракове, получил титул королевского лекаря.

· Живя в Кракове, сотрудничал с книгоиздателем Швайпольтом Фиолем, способствовал изданию нескольких книг, в том числе «Часослова», который был первой книгой, напечатанной на западнорусском языке. Вероятно, Юрий Дрогобыч вместе с Павлом Русином был редактором книг Фиоля.

 

Франци́ск Луки́ч Скори́н около — белорусский ивосточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик. Переводчик на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка книг Библии, издатель этих книг[6][7].

Некоторое время считалось, что вторым именем Франциска Скорины было имя Георгий. Впервые об этом стали говорить во второй половине XIX века, после того как в 1858 году были опубликованы копии двух грамот короля и великого князя Сигизмунда I на латинском языке. В одной из них перед именем первопечатника стоял латинское прилагательное egregium в значении «отличный, знаменитый», во второй же значение слова egregium было подано как georgii. Эта единственная форма послужила основанием некоторым исследователям считать, что настоящее имя Скорины было Георгий. И только в 1995 году белорусский историк и книговед Георгий Голенченко нашёл оригинальный текст привилея Сигизмунда, в котором известный фрагмент «с Георгием» был изложен следующим образом: «… egregium Francisci Scorina de Poloczko artium et medicine doctoris». Ошибка переписчика вызвала споры вокруг имени первопечатника, которые велись в течение более чем 100 лет.

Пётр Васильевич Постников — перввый российский доктор медицинских наук и философских наук.

Около 1690 года окончил Славяно-греко-латинскую академию. Служил при царском дворе.

В 1692 году был направлен для изучения медицины в Падуанский университет. В 1694 году стал доктором медицины и философии. Служил дипломатом и переводчиком при российских дипломатических представительствах в Европе. Участвовал в работе Карловицкого конгресса (1698—1699). Возвратился в Россию в 1701 году.

Около 1697 года выполнил первый перевод Корана на русский язык (с французского перевода Дю Рие), сохранившийся в двух рукописях и превосходящий по уровню анонимный перевод, изданный в Петербурге в 1716 году.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: