1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальная стратификация
Вид разделения | Социальные группы |
… | Учителя |
Демографический | Подростки |
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальные конфликты
Тип конфликта | Цель конфликта |
Политический | Борьба за властные полномочия |
… | Борьба за ресурсы, сферы влияния, распределение собственности |
3. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных, понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) богатые; 2) средний класс; 3) социальные страты; 4) высокий уровень образования; 5) представители престижных профессий.
4. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) мать; 2) шаблон поведения; 3) ученик 10 класса; 4) пассажир автобуса; 5) социальная роль.
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «национальное самосознание».
1) знания; 2) оценки; 3) культура; 4) национальная общность; 5) национальный парк; 6) разделение труда.
6. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт ».
1) противоборствующие стороны; 2) парадокс;3) эскалация; 4) патология; 5) скрытая стадия; 6) долгосрочный.
7. Установите соответствие между видом девиантного поведения и конкретным примером поведения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ |
А) гражданин Ш. и гражданка Э. подбирали бродячих собак и сдавали их в питомник Б) гражданин М. завещал имеющийся у него денежный вклад детскому дому В) гражданка М. ушла в гости к подруге, оставив свою трехлетнюю дочь дома одну Г) студентка П. не уступила место в автобусе инвалиду Д) группа молодежи вовремя сухого жаркого лета разожгла в лесу костер для приготовления шашлыков | 1) отклоняющееся позитивное 2) отклоняющееся негативное |
8. Найдите в приведенном списке конституционные принципы межнациональной политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка
2) равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
3) контроль субъекта власти над действиями и идеями объектов власти
4) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности
5) накопление властных полномочий и возрастание власти
9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».
Список терминов:
|
10. Найдите в приведенном списке признаки семьи партнерского типа. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в конфликтной ситуации партнеры ищут компромиссы
2) семейные обязанности строго не закреплены
3) муж — глава семьи, без его ведома ничего не происходит
4) муж является основным добытчиком
5) совместное планирование семейного бюджета
11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения. | |
Деление общества на страты допускает наличие привилегий у представителей некоторых страт | |
К критериям социальной стратификации относят объём власти. | |
Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека | |
Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную. |
12. Маргарита вышла замуж и перешла жить в семью мужа, в которой столкнулась с незнакомым ей ранее бытом партнерской семьи. Какие примеры из жизни новой семьи Маргариты могут свидетельствовать о том, что семья носит партнерский характер? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) родители мужа вместе обсуждают, что нужно купить на гонорар, полученный отцом семейства
2) возникшие разногласия родители мужа пытаются разрешить совместно, находя компромиссы
3) утром вся семья обсуждает, кто и что может купить по дороге домой и кто заберет младшую сестренку молодого мужа из детского сада
4) в небольшой квартире помимо родителей мужа и молодой четы в отдельной комнате еще проживает бабушка мужа
5) после того как молодожены получили зарплату, муж предложил все деньги сложить вместе и расписать возможные траты на месяц
6) летом вся семья вместе с бабушкой выезжает на дачу
13. Характеризуя социальный контроль, обществоведы выделяют такой его вид, как самоконтроль. Какой смысл обществоведы вкладывают в это понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно, содержащее информацию о проявлении самоконтроля, второе – о месте самоконтроля в современном обществе.
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность любого критерия социальной стратификации.
15. Назовите любые три функции семьи и проиллюстрируйте примером каждую из них (сначала назовите функцию, а затем проиллюстрируйте ее примером).
16. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
17. В одной из книг по социологии это социальное явление характеризуется так: «Индивиды и группы могут перемещаться в социальном пространстве.
На различных этапах возможны либо подъём, либо опускание индивида (группы в целом)». Назовите социальное явление, о котором идёт речь, и его вид. Назовите другой вид этого социального явления и кратко охарактеризуйте его сущность
18. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.
19. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
20. Составьте развернутый план по теме «Социальная стратификация и мобильность в современном обществе»
Гендер — понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер — это культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. Гендер — это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.
Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин. Через игры и игровые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с малолетства начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в «дочки-матери», «учителя», «доктора» и вообще «в куклы», а также увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т.п. В этих ранних актах социализации большую роль играет культурная среда. Именно она определяет «сферу должного», которая в разных культурах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях действиях, вызовом и утверждением собственного «Я». Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, с ценностью равенства, справедливости и свободы и т.п. Тем не менее, представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. В таких странах (Скандинавские страны, например) гендерная идеология склоняется к равенству в отношениях между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус женщины далек от равноправия, и поведение женщины в обществе строго регламентировано.
И. Р. Чикалова, Е.И. Янчук
21. Укажите цель, для которой, по мнению авторов, в социальных науках используется понятие «гендер». Приведите названные автором три характеристики понятия «гендер».
22. Автор утверждает: «Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин». Назовите приведенные автором любые три типичные характеристики мужчины и любые три типичные характеристики женщины, ожидаемые обществом.
23. Иллюстрируя на примере детских игр ранние акты социализации, авторы говорят о роли культурной среды в этом процессе. Проиллюстрируйте влияние культурной среды на социализацию мальчиков или девочек (мальчиков и девочек) на трех примерах.
24. Авторы приводят различие в гендерной идеологии между экономически развитыми странами и странами с традиционной культурой. Назовите одну любую причину, приведшую к различиям в гендерной идеологии. Приведите любые другие два примера, иллюстрирующие различия в гендерной идеологии экономически развитых стран и стран с традиционной культурой.