DRAWING BY THE NEUROGRAPHIC METHOD WITH CHILDREN - THIS IS A NEW KEY TO THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN OF ELDER-PRESCHOOL AGE.




РИСОВАНИЕ МЕТОДОМ НЕЙРОГРАФИКИ С ДЕТЬМИ – ЭТО НОВЫЙ КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

DRAWING BY THE NEUROGRAPHIC METHOD WITH CHILDREN - THIS IS A NEW KEY TO THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN OF ELDER-PRESCHOOL AGE.

Сорокоумова И.Ю., педагог-психолог

МБДОУ детский сад № 151, г. Уфа

SorokoumovaI.Y., teacher-psychologist

Кагарманова С.В., педагог-психолог

Ветеран труда

Kagarmanova S.V., teacher-psychologist

 

Аннотация: В статье раскрываются особенности влияния нейрографики на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Annotation: The article reveals the features of the influence of neurography on the development of emotional intelligence in children of preschool age.

Ключевые слова: нейрографика, эмоциональный интеллект, дошкольный возраст.

Key words: neurography, emotional intelligence, preschool age.

 

Всем нам хорошо известно, да и в периодических изданиях по педагогике, психологии читаем: «За последние годы в нашей стране произошло бурное развитие информационных и компьютерных технологий, которые накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Современного ребенка практически невозможно отвлечь от телевизора или компьютера с играми. Они порою не замечают сколько времени проводят перед экраном, потому что очень увлечены этим процессом. А значит, у детей остается совсем мало времени на общение между собой.

Наблюдая за детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что детям в процессе совместных игр иногда очень сложно принять победу или поражение, у них недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями (законными представителями). И с каждым годом им становится все тяжелее понять свои чувства и эмоции, разобраться с сомнениями или разочарованиями. Только опираясь на эмоции свои и других людей, дети учатся ориентироваться на другого, получая полезную информацию о том, что действительно происходит. Становиться понятно, что без эмоций и чувств неполноценно восприятие окружающего мира». Вновь задаем вопрос: «Что такое эмоциональный интеллект, и кому он нужен?»

Эмоциональный интеллект – это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Эмоции – это друзья, а не враги, помогающие в достижении цели.

Т.М.Грабенко, кандидат педагогических наук, директор центра креативных образовательных проектов, автор книг по эмоциональному интеллекту отмечает: «Основа развитого эмоционального интеллекта - понимание самого себя. Это способность видеть и правильно толковать собственные чувства и эмоции, а также оценивать их влияние на окружающих. Это самоконтроль, саморегуляция. Умение направлять свои чувства и порывы в нужное русло. Это мощное, идущее изнутри желание работать, действовать, двигаться вперед. Основа взаимодействия с другими людьми – эмпатия. Это способность понять эмоциональное состояние других людей и строить диалог на основе этого понимания».

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития — почти на 80 процентов. Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми. И эту задачу можно и нужно решать уже в дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст — благодатный период для развития эмоционального интеллекта. Дети впечатлительны и, как правило, открыты для усвоения социальных и культурных ценностей. У них есть стремление к признанию себя среди других людей и ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Приобретенные в этот возрастной период навыки оказывают решающие воздействие на дальнейшую жизнь человека, открывают возможности в различных сферах общения. И наряду с использованием традиционных методов в преодолении сложностей развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста могут сыграть инновационные методы, такие как, нейрографика.

Нейрографика – это современный подход к формулированию, постановке и раскрытию смысла задач с помощью переноса графических образов на бумажный или иной носитель. Первая часть слова (нейро) указывает нам на связь понятия с нейронами, нервной системой и сознанием. Графика — это творческая составляющая, связь с изобразительным искусством.

Основателем нейрографики является Павел Михайлович Пискарев, ректор институтов психологии творчества и аналитического коучинга, член-корреспондент международной академии психологических наук, член ассоциации русскоязычных коучей. Разработана данная методика в 2014 году.

В чем польза от рисования нейрографики?

Когда ребенок впервые берет карандаш в руки, заполняя пустое пространство этого лист, он становиться творцом чего-то нового и неизведанного для него. Через некоторое время готов первый рисунок – это каракули.

В процессе рисования ребенку намного легче выражать свои впечатления о мире, уходя от стереотипов мышления. Работая через нейрографическое рисование, он изучает и познает свой внутренней мир, постепенно учится разбираться в своих душевных переживаниях. В художественном творении дети открывают свои чувства и эмоции, отображенные на листе бумаге.

Основная цель нейрографики, на мой взгляд, состоит в гармонизации развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.

В процессе рисования в нейрографике для детей старшего дошкольного возраста отмечено несколько правил:

1. Критерии оценки отсутствуют.

Методика очень простая, не требует художественного навыка. Доступна в выполнении без какой-либо подготовки, не имеет возрастного ограничения. Рисунку не ставиться оценка, значит, каждая работа уникальна и индивидуальна, а в результате доработки станет еще лучше. Процесс рисования ориентирован на положительный результат. Следовательно, всё это помогает ребенку развивать уверенность в себе.

2. Правило внезапности.

Художественный процесс начинает рождаться при передаче эмоций: от мечтаний, приятных воспоминаний или же, наоборот, от неприятных воспоминаний, страха, испуга. Именно таким образом создается первое творение эмоционального отпечатка на листе бумаги.

3. Правило бесконечности.

У рисунка отсутствует норматив размера, то есть в момент рисования с любой стороны можно приложить один, два или несколько листов для расширения изображения. Мир воображения не имеет границ.

4. Правило округления углов.

В нейрографике есть важное правило «округления» углов. Любой угол равно конфликт. Все острое для бессознательного означает агрессивное, разрушительное. Оборванные линии продолжаются и соединяются воедино с уже нарисованными. Ребенок рисует так, как ему подсказывает настроение. Нейрографика помогает развивать навыка концентрирования (невозможно скруглять уголки, не концентрируясь на них).

5. Правило архепирование.

Нужно объединить малое в большое. Ребенок берет цветные карандаши и разукрашивает большие фигуры, те фигуры, которые видит его глаз. Он может несколько маленьких форм разукрасить одним цветом в одну большую фигуру. Именно таким образом получается объединение.

6. Линии поля.

Линия поля - нейрографическая линия, проходящая через всю работу в одном направлении. Они могут быть разной степени извилистости и иметь разный объём по толщине.

Любая нейрографическая линия в рисунке не похожа на другую, каждая их них уникальна и своеобразна. И заканчивается она в неожиданном месте листа. Эти линии создают фоновое поле, из-за этого рисунок не имеет границ. В завершении получается оригинальный и неповторимый рисунок, объединяющий линии и смысл.

При рисовании методом нейрографики у ребенка развивается гибкое мышление – волшебная нейрографическая линия идет туда, где мы не ожидаем ее увидеть! Это создаёт образование новых нейронных связей, которые приводят к виденью различных возможностей, а иногда дают возможность по-новому решать задачи.

7. Рисунок без образов.

У каждого ребенка в подсознании заложено индивидуальное восприятие мира. Он выбирает цвета в соответствии с внутренним эмоциональным состоянием по отношению к существующей проблеме, которую он изобразил.

У завершенного рисунка не ищут сходства с конкретными образами, не анализируют изображение. В этой методике дети рисуют настроение в линиях, а не картину. В этом случае нейроны мозга и нейронные связи откликаются на рисунок и подсознательно воспринимаются, ребенок рисует

Рисование методом нейрографики с детьми – это новый ключ к развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Приложение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: