Безопасность в плавательных бассейнах (из опыта работы петербургских школ)




 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красносельского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Аннотация:

На примере опыта работы школ Санкт-Петербурга раскрываются основные проблемы безопасности при осуществлении образовательной деятельности в бассейне, а также даются методические рекомендации по их разрешению.

Ключевые слова:

Школьный бассейн, Плавание, Правила поведения, Безопасность на воде.

 

Целью данной статьи является раскрытие основных аспектов, связанных с системой безопасности нахождения обучающихся на территории школьных бассейнов, выявление слабых звеньев этой системы с позиции заведующих данными подразделениями, инструкторов по плаванию и учителей физической культуры, а также нахождение возможных путей усовершенствования охраны труда в работе вышеобозначенных сотрудников.

В ходе исследования было осуществлено анкетирование административного и педагогического персонала школьных бассейнов Санкт-Петербурга по ключевым вопросам безопасности. В анкетировании принимало участие 33 респондента. Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы попытаться затронуть весь спектр деятельности типового школьного бассейна в контексте обозначенной проблемы.

 

1. Водоподготовка и микроклимат. Технические параметры бассейна

Надлежащее содержание бассейна в первую очередь находится в зоне ответственности технических сотрудников и лаборантов, которым вменили это в должностные обязанности. Уровень хлора, кислотности и температуры воды, концентрация химических веществ в воздухе, а также основные показатели микроклимата (степень освещенности, влажность и температура воздуха в помещениях) должны постоянно отслеживаться и фиксироваться. Администрация решает на основе этих данных, пригоден ли бассейн для использования. При несоответствии показателей нормативным требованиям (выход за обозначенные СанПином параметры воды и воздуха), заведующий бассейном должен быть об этом своевременно осведомлен и принять необходимые решения, при согласовании с директором школы. От слаженности действий всех ответственных лиц и оперативности подачи информации и последующих решений будет напрямую зависеть безопасность участников образовательного процесса и в первую очередь детей. Как правило, у опытных сотрудников бассейна (администрации, технической и лабораторной служб) вкупе с работниками СЭС, это не вызывает серьезных затруднений. В то же время значимость таких совместных усилий в обеспечении требуемых условий в бассейне подчеркивают респонденты в рамках проведенного анкетирования. Опрос также выявил, что сотрудников школьных бассейнов, с учетом высокой дневной загруженности, интенсивности использования мощностей бассейна, беспокоит, как эффективно, без потери качества, формировать режим уборки, дезинфекции, как рационально задействовать «зеркало воды». В ответах респондентов «прозвучала» необходимость усилить контроль со стороны технического персонала (Рисунок 1).

Рисунок 1

В качестве дополнительных комментариев к данным вопросам анкеты заведующие бассейнами отмечают, что для безупречной работы системы водоподготовки, при формировании штата (среди операторов хлораторных установок и лаборантов), следует отдавать предпочтение, по возможности, тем, кто имеет дополнительную специализированную подготовку в области химии.

В своей работе персоналу бассейна надо учитывать потенциальные факторы риска, определяемые значительными размерами (параметрами) «большой чаши». К примеру, возникают проблемы оказания помощи по спасению утопающих при значительной ширине ванны. Впрочем, как и при большой длине ванны, возникают трудности, так как преподаватель или инструктор по плаванию должен ориентироваться в своем местонахождении на центральное «место» во время проведения занятий на воде, иначе некоторые площади бассейна будут выступать в роли «слепых зон».

Металлические поручни (сходни) потенциально могут служить капканом для запястий ребенка. Они также могут быть опасны для обучающихся, когда те всплывают из под воды.

Администрация и технический персонал бассейна должны:

– осознавать, какие опасности для здоровья существуют не только при избытке (недостатке) химических реагентов – отравления различной этиологии, но и крайне бдительно относиться к температуре в бассейне, учитывая риски гипотермии;

– понимать, что чрезмерная загруженность бассейна неизбежно приводит к снижению качества воды;

– учитывать иные факторы, к примеру, в бассейнах с высокой естественной освещенностью качество воды может снижаться в весенне-летний период, когда в помещения ванн проникает ультрафиолетовое излучение, что может провоцировать процессы эвтрофикации и цветения воды.

Раздевалки, туалеты и душевые. Администрация должна обеспечивать адекватное уединение для пользователей бассейна, уделив внимание гендерному, культурному и религиозному требованиям школьного сообщества.

Большое внимание надо уделять системе дренажа. В мировой практике экплуатации бассейнов есть немало прецедентов с запутыванием волос в плохо спроектированной дренажной системе. Иногда дети «играют» с ней, пытаясь просунуть руки или ноги внутрь, и в результате оказываются в ловушке. Случается, что не подозревающие о чем-либо пловцы попадают в зону неисправных (мощных) водостоков, что, как следствие, может привести к серьезной травме, включая эвисцерацию (извлечение внутренних органов).

По данным опроса среди сотрудников школьных бассейнов наиболее серьезной проблемой в эксплуатации помещений бассейна являются скользкие напольные покрытия и несовершенство системы контроля доступа в чаши бассейна (Рисунок 2).

Рисунок 2

О несовершенстве системы доступа косвенно свидетельствуют пожелания сотрудников бассейна снабдить чаши бассейна системой видеонаблюдения и дополнительными сотрудниками, которые могли бы отслеживать доступ к «воде» в период учебных перемен.

В строках для свободных вариантов ответов респонденты отмечают также риски безопасности, связанные с плохим качеством работы вентиляции на территории бассейна (в частности, с отсутствием осушителей воздуха, часто наблюдаемым выходом из строя вентиляционных систем), быстрым износом электроприборов (фенов), низким качеством дренажной системы для стока воды с обходных дорожек.

 

2. Наполняемость групп в бассейне

Вопрос загруженности бассейна – один из первостепенных, в контексте безопасности, при проведении занятий на воде. Максимально допустимое или оптимальное количество обучающихся одновременно, может существенно варьироваться в зависимости от множества факторов.

Во-первых, надо учитывать площадь зеркала воды, которая различается от назначения бассейна.

Во-вторых, необходимо принимать во внимание характеристики обучающихся, в частности, возраст, физические способности (в том числе, учитывать отклонения в здоровье), умение держаться на воде, навыки плавания.

В-третьих, наполняемость групп тесно связана с продолжительностью обучения и этапом «спортивной» подготовки.

В-четвертых, требуется знать допустимое количество обучающихся в группе в зависимости от формы проведения занятий на воде. Наполняемость групп должна меняться в рамках проведения оздоровительного плавания, «тренировочных сессий», игровых форм, празднеств на воде.

Наконец, наполняемость групп должна зависеть от степени компетентности учителя физической культуры. Есть существенная разница между «стажером» в профессии и опытным учителем – тренером.

В реальности, однако, школьное расписание, зачастую, не позволяет строго соблюдать методические рекомендации в вопросе корректного наполнения групп. Значительная часть учителей физической культуры вынуждены организовывать занятия на воде, исходя из реалий современной школы (Рисунок 3).

Рисунок 3

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство преподавателей не устраивает качество наполняемости групп для занятий на воде. Ими предлагаются различные выходы для разрешения этой проблемы (Рисунок 4).

Рисунок 4

Одним из главных средств для оптимального распределения обучающихся на занятиях в бассейне является, по мнению сотрудников, наличие залов для проведения работы с освобожденными (зал для сухого плавания).

Педагогами отмечается, что, при оказании платных образовательных услуг, в отсутствии жестких классно-урочных рамок, необходимо производить набор групп по уровню и профессиональным качествам пловцов. Также набор в группы должен производиться в согласовании с тренерским составом, который ведет учебный предмет. Нужно работать над качеством формирования групп в бассейне, а не пытаться разрешить данную проблему (оптимальный состав группы с позиции безопасности) количеством тренеров «на бортике».

 

3. Гигиенические требования

К правилам техники безопасности также относится соблюдение правил гигиены.

Необходимо использование специальных купальных костюмов, шапочек и сменной резиновой обуви, мочалок, полотенец, моющих средств. Требования к моющим средствам:

– не рекомендуется использование гелей, т.к. они долго не смываются с тела и, попадая в воду чаши бассейна, снижают ее качество;

– практика показывает, что жидкое мыло, из шалости, дети часто разливают на напольное покрытие, делая его скользким, и, тем самым, повышают риск травм. Необходимо отдавать предпочтение кусковому мылу.

Душ перед занятиями на воде должен быть тщательным и без купальных костюмов. Если посетитель примет душ в купальнике (плавках), то значительная часть моющих средств попадет с них в бассейн.

Согласно гигиеническим требованиям, посетителям необходимо принять душ дважды: перед занятием в бассейне и после него, это – «золотое правило».

Кроме того, обучающимся запрещается:

– обмениваться полотенцами или резиновой сменной обувью;

– носить ювелирные украшения;

– посещать занятия с длинными или накладными ногтями (особенно игровые занятия на воде, в частности, игру в мини водное поло);

– плавать без шапочек (длинные волосы могут запутаться в дренажной системе бассейна, могут пострадать органы слуха);

– употреблять пищу на территории бассейна.

Необходимо напоминать обучающимся о том, что:

– рекомендуется посещать туалет перед плаванием;

– нужно тщательно смывать косметические средства, так как под воздействием хлорированной воды, они могут вызывать аллергию и раздражение на коже и не использовать парфюмерию, так как она может попадать в зону дыхания других обучающихся, принося им серьезный дискомфорт;

– для очищения носа разрешается использовать только специальные канавки, расположенные по краям чаши бассейна;

– после водных процедур нужно уделять особое внимание заботе о достаточном высушивании волос, сухости ушных раковин и ног.

В бассейне должна обеспечиваться идеальная чистота, поэтому нельзя проходить в раздевалку бассейна в верней одежде, в уличной обуви (даже в бахилах, так как они могут порваться).

В свою очередь, полы в раздевалках необходимо мыть регулярно и держать сухими настолько, насколько это возможно, для снижения травмоопасности. Ответы респондентов «говорят» о том, что проблема поддержания гигиены стоит остро перед администрацией бассейнов (Рисунки 5, 6).

Рисунок 5

По мнению опрашиваемых, особый акцент надо ставить на работе с обучающимися по соблюдению требований гигиены и механизмах контроля над этим со стороны медицинского и педагогического состава (Рисунок 6).

Рисунок 6

 

4. Медицинский контроль и адекватность нагрузки для обучающихся

Медицинский контроль – неотъемлемая часть деятельности бассейна. В обязанности медицинских сотрудников входит, прежде всего, решение вопроса первоначального допуска обучающихся к занятиям на воде. Есть категория детей с существенными отклонениями в здоровье (эпилепсией, диабетом, астмой, проблемами с сердцем и с другими хроническими заболеваниями), которые не могут осваивать образовательные программы на воде. Очень важно не пропустить таких детей. Здесь есть две крайности. С одной стороны, есть родители, которые игнорируют медицинские запреты и отправляют своих детей на занятия в бассейн, в силу разных причин. Это может быть связано с нежеланием последних лишать ребенка этого занимательного вида учебной активности, делать его «изгоем» в коллективе, либо с непониманием всех рисков, что несет преуменьшение значения тех рекомендаций, что дают медицинские работники. И, таким образом, родители подвергают риску здоровье и жизнь своего ребенка и невольно ставят «под удар» работу учителя.

С другой стороны, надо осознавать, какой оздоровительный потенциал несут в себе занятия на воде, какие реабилитационные возможности дает такой вид физических упражнений, как плавание. Не все дети и их родители это осознают. И, наоборот, всячески прикрываясь различными, зачастую сфабрикованными медицинскими противопоказаниями, родители препятствуют своим детям в посещении бассейна, или идут на это под их давлением. Особенно остро эта проблема стоит в старшей школе. Это обусловлено, отчасти – возможными возрастными психологическими проблемами подростков, связанными с гендерными различиями, отчасти – вопросом образовательных приоритетов (многие обучающиеся нацелены на освоение лишь «основной» учебной программы, с целью дальнейшего поступления в ВУЗы).

Не менее важен вопрос текущего контроля. Без медицинского допуска обучающиеся не могут приступить к занятиям на воде. В последнем может быть отказано в случае медицинского отвода в связи с недавно перенесенной болезнью, глазными инфекциями, клиническими проявлениями ОРВИ, кожными заболеваниями или повреждениями. Вся информация о текущем состоянии здоровья обучающихся фиксируется. Отдельно должна регистрироваться информация о тех заболеваниях, которые могут передаваться друг к другу на территории бассейна.

Помимо риска распространения инфекций, есть проблема, с которой часто сталкиваются учителя бассейна и медперсонал школы – это заболевания органов слуха. Влажность, остающаяся в ушной раковине ребенка после плавания, может приводить к воспалению. Этот тип хронического раздражения носит название «ухо пловца». Оно сопровождается болью и в запущенных стадиях приводит к потере слуха. Болезнь наиболее распространена среди «юных пловцов». Поэтому опытные педагоги выступают категорически против использования во время плавания и ныряния берушей, которые могут повредить слуховой проход и отслеживают обязательность выполнения требования – носить плавательные шапочки во время занятий на воде. Перед педагогами и медицинскими работниками стоит задача по контролю над тем, чтобы дети покидали бассейн не только с сухими волосами, но и ушами.

Необходим систематический наружный осмотр кожных покровов обучающихся медицинским персоналом перед входом в чашу бассейна (здесь, на отдельных этапах, могут привлекаться учителя). В обязанности медслужбы бассейна входит постоянное наблюдение обучающихся во время занятий на воде, с целью возможности оказать оперативную помощь в случае травмы (в случае их получения они должны также фиксироваться) и в других непредвиденных ситуациях (притапливание и утопление).

На сегодняшний день из штата школьных бассейнов выведены медицинские работники, что вызывает недоумение у сотрудников. Только незначительная доля опрошенных педагогов готовы часть медицинских функций переадресовать в зону своей ответственности (Рисунок 7).

Рисунок 7

Классный руководитель, владеющий, посредством помощи со стороны школьных медиков, «медицинской историей» каждого своего ученика, должен работать в тесном контакте с учителем, работающим на воде (инструктором), чтобы быть уверенным, что тот полностью осведомлен обо всех медицинских показаниях для исключения ребенка из активности на воде или для индивидуальной корректировки нагрузки.

В зоне пристального внимания медицинского работника и учителя должен быть вопрос адекватности нагрузки на обучающегося. Перегрузка на воде приводит к переутомлению ребенка. Как следствие, занимающийся на воде ученик дольше не имеет энергии, чтобы плыть или пассивно перемещаться на воде. Переутомление может быть реакцией на холодную воду, на интенсивное плавание, на обезвоживание и, наконец, на сочетание этих факторов. В контексте рассмотрения проблем безопасности на воде, важно, что переутомление часто настигает тех, кто не знает, какие приемы использовать, чтобы сохранить энергию, получить кратковременный отдых (к примеру, плавание на спине требует относительно малых затрат энергии в сравнении с кролем на груди). Молодые, неопытные пловцы – те, кто может истощить свои силы раньше, чем осознают, что находятся в опасности, должны быть под особым наблюдением. Тренеру, в совместной работе с медицинской службой, необходимо отслеживать возгласы со стороны учеников: слишком устал, слишком холодно, слишком энергичная активность.

В компетенции учителя находится вопрос оптимального сочетания нагрузки и отдыха на воде.

Следует делать акцент на особенностях проведения спортивных тренировок в рамках реализация программ дополнительного образования по различным видам водного спорта (мини водное поло, синхронное плавание и т.д.) в условиях общеобразовательных школ. Требуется делать поправку на то, что, в условиях последних, мониторинг воздействия интенсивных нагрузок на обучающихся, особенно необходимый в период их пубертатного развития, не столь совершенен, как в спортивных специализированных школах.

Примечательно, что в условиях отсутствия в штате бассейна медицинского персонала (за исключением медицинских работников школы), педагоги, в силу своего профессионализма, по большей мере, осуществляют связь с обучающимися и классными руководителями в вопросах распределения индивидуальной нагрузки, а не руководствуются «слепо» требованиями образовательной программы (Рисунок 8).

Рисунок 8

Заведующие бассейнами отмечают важность равномерного распределения ответственности за выбор адекватной нагрузки на обучающегося между учителями, медиками и инструкторами по плаванию.

 

5. Информационное обеспечение

Немаловажную роль в вопросе безопасности деятельности на территории школьного бассейна играет информационное обеспечение. Самыми необходимыми информационными блоками, отмечают сотрудники бассейна, являются документы «Правила поведения для посетителей» и схема эвакуации. В меньшей степени уделяется внимание информации о технических характеристиках бассейна и «Положению о работе бассейна» – о чем свидетельствуют данные анкетирования (Рисунок 9).

Рисунок 9

Однако в «Положении о работе бассейна» потребители образовательной услуги (родители) могут получить исчерпывающую информацию по бассейну, а технические характеристики не должны носить закрытый характер. Родители должны обладать сведениями о максимальных и минимальных глубинах, температурном режиме и способах обеззараживания воды в чащах бассейна. Таким образом, многие вопросы снимаются автоматически.

Не надо забывать о значимости родителей, как участников образовательного процесса, в роли «скрытых» помощников в вопросах инструктирования обучающихся по безопасному поведению при занятиях на территории бассейна. Чем больше будет представлено разъяснений по установленным правилам, обоснований тех или иных требований, тем легче будет осуществлять свою деятельность педагогам.

Основной проблемой в информационном обеспечении является доступность расположения тех данных, которые требуется донести до адресата. В условиях прогресса цифровых средств коммуникации, нельзя умалять роль традиционных носителей информации – стендов, плакатов. Необходимо тщательно подходить к тому, как наиболее эффективно, с позиции наглядности,

размещать такие средства подачи материала в административной части бассейна, чтобы они «работали», а не висели «мертвым грузом».

Сотрудники бассейнов, принимавшие участие в анкетировании, сетовали на запрет внешней самостоятельной рекламы школьных бассейнов. Наверное, при ее наличии, можно будет не только продвигать коммерческую составляющую, но и, наряду с иллюстрированием тех заметных плюсов, которые несут с собой занятия по плаванию, давать информацию о том, что те навыки, которые ребенок приобретает в бассейне, предохраняют его от возможных опасностей пребывания на открытых водоемах, о тех мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать для того, чтобы свести на «нет» риски нахождения в воде. Необходимо отображать те усилия, что предпринимает коллектив бассейна, чтобы минимизировать возможные опасности пребывания ребенка на территории учебного заведения – это, безусловно, может повысить его конкурентоспособность.

В целом, надо отметить, что, по результатам анкетирования, значительная доля сотрудников школьных бассейнов не довольна информационным обеспечением их деятельности (Рисунок 10).

Рисунок 10

 

6. Спортивный и спасательный инвентарь

При использовании спортивного и спасательного инвентаря необходимо соблюдать ряд требований:

– весь необходимый инвентарь должен присутствовать в бассейне, перед началом каждого занятия, и быть аккуратно сложен после его проведения (извлечен из воды и возвращен в подходящее место), т.е. должен находиться под постоянным контролем;

– особый акцент следует уделять спасательному инвентарю при проведении массовых празднеств, соревнований на воде;

– спортивный и спасательный инвентарь необходимо располагать равномерно в окружении бассейна, максимально доступно;

– инвентарь не должен заграждать окружение бассейна, чтобы не создавать условий для опасных ситуаций;

–хранить инвентарь необходимо согласно инструкциям производителя, при соблюдении определенного микроклимата, вдали от химических реагентов, чтобы посетители не могли получить доступ к опасным химикатам, и с соблюдением требований регулярной дезинфекции, предусмотренных правилами и нормами СанПин;

– аптечка первой помощи должна быть «под рукой», в полной комплектации;

– нельзя допускать использование в бассейне «водных игрушек», не адаптированных к нему. Во-первых, мелкие игрушки могут засорить фильтрационную систему бассейна, во-вторых – попасть в дыхательные пути маленькому пловцу. Кроме того, вне занятий держать игрушки требуется вдали от чаши и вне поля зрения ребенка, потому как они могут привлечь маленьких детей в воду;

– дети должны быть обучены как корректно надо использовать спортивную экипировку (в частности, плавательные очки), спортивный инвентарь;

– ношение масок, трубок и другой, не предусмотренной образовательными программами, экипировки должно быть под запретом. В целях предотвращения травм у посетителей в воде, в бассейне запрещается использовать ласты на общих сеансах. Ласты можно использовать только на специально установленных сеансах и на специально отведенных дорожках;

– использовать спортивный инвентарь бассейна (доски для плавания, мячи, колобашки и т.д.), как и любой сторонний инвентарь, обучающийся может только с разрешения и под руководством учителя (инструктора), в чью обязанность входит предварительная проверка его на безопасность.

На вопрос по снабжению бассейна спортивным и спасательным инвентарем, респонденты ответили следующим образом (Рисунок 11).

Рисунок 11

В числе наиболее серьезных проблем в этом контексте является некорректное использование инвентаря обучающимися. Здесь, как следствие, могут возникать дополнительные трудности по обеспечению безопасности при занятиях на воде, а также может сокращаться эксплуатационный срок спортивного и спасательного инвентаря.

Отдельно стоит вопрос адаптации спортивного инвентаря к различным видам водного спорта. Понятно, что в условиях школьного бассейна уроки синхронного плавания, детской аквааэробики и занятия по водному поло имеют свои особенности и требуют дополнительного внимания к сопроводительному оборудованию и спортивных аксессуарам.

Ограниченность используемого спасательного инвентаря также беспокоит сотрудников бассейнов (Рисунок 12).

Рисунок 12

 

7. Требования по соблюдению безопасности проведения занятий на территории бассейна

К ключевым требованиям к ведущим занятия на воде следует отнести следующие:

– учитель должен быть соответствующим образом одет (в специальной спортивной экипировке, позволяющей беспрепятственно и незамедлительно оказать помощь по спасению утопающего);

– ведущий занятие не должен входить в воду, кроме крайних случаев;

– учителю необходимо так перемещаться в бассейне, чтобы видеть все площади ванны в период занятия, включая дно);

– задачи, которые ставятся учителем, должны быть адекватными уровню подготовки групп, которые обучаются;

– ведущий занятие не имеет право покидать чашу бассейна в период урока, если на ее территории нет соответствующих квалифицированных сотрудников;

– если это не предусмотрено планом урока, нельзя допускать обучающихся к прыжкам со стартовой тумбы в конце занятия (многие учителя в своей практике неправильно используют это как форму поощрения). Занимающиеся к концу урока от усталости могут терять координацию при нахождении на стартовой тумбе, а наставник – нужную степень бдительности. Надо помнить, что прыжки со стартовой тумбы сопровождаются высокой долей риска для их исполнителей. Преподаватель должен при этом уделять большое внимание технике прыжка, особенно «профессионального», т.е., при вхождении в воду обучающихся головой вперед. Надо фиксировать внимание на том, чтобы пальцы ног ныряющего ученика захватывали передний край стартовой тумбы. Отслеживать, чтобы детьми была соблюдена требуемая безопасная поочередность при нырянии в воду;

– в ходе урока следить, чтобы обучающиеся не «застаивались» на воде, так как это грозит переохлаждением;

– использовать боковые дорожки для «новичков» с целью обеспечения более эффективного спасения данной категории обучающихся;

– чтобы избежать столкновения «юных пловцов» требуется отслеживать правильность движения в чаше бассейна участников занятий на воде, т.е. не вперед - обратно, а по кругу против часовой стрелки, всегда держась правой стороны дорожки, а при обгоне одних другими – левой стороны;

– обучающиеся должны запускаться из душевых только теми, кто непосредственно ведет занятие. Вход к чаше бассейна должен быть закрыт, когда она не используется. За это ответственен только тот, кто завершает занятие и никто другой, будь то медик, лаборант, технический сотрудник или уборщик служебных помещений (не надо следовать в этом вопросе поговорке: «у семи няней дитя без глазу»);

– учитель должен пересчитывать количество детей в группе до и после завершения занятий на воде.

Надо понимать, что безопасность проведения занятий на воде целиком лежит на «плечах учителей». Именно от их компетентности в этом вопросе зависит сохранность обучающихся во время проведения уроков на воде. Соблюдение любых правил, диктуемых обучающимся, во многом, зависит от того, как они контролируются со стороны ведущего занятия и от того, как доходчиво педагог обосновал их целесообразность.

До начала занятий, с разрешения учителя, ученику необходимо:

– пройти в раздевалку, раздеться, не мешая соседям, аккуратно сложить свою одежду;

– вымыться в душе с мылом и мочалкой (без одежды), надеть купальный костюм (плавки), шапочку и плавательные очки (подспорьем для обучающихся должна служить инструкция по правилам поведения во вспомогательных помещениях);

– войти в помещение чаши бассейна только при наличии учителя (необходимо помнить, что опоздавшие и неготовые к занятиям на территорию бассейна не допускаются);

– после, по команде учителя, войти в воду по специальным лестницам, спиной к воде.

На занятиях необходимо соблюдать строжайшую дисциплину и выполнять все указания тренера.

Категорически запрещено: шуметь, бегать, толкаться в помещении чаши бассейна, душевых и раздевалках, проносить посторонние предметы (особенно из стекла), подавать ложные сигналы о помощи, подныривать, мешать плыть другим, висеть или сидеть на бортиках, лестницах, разделительных дорожках, бросать плавательные доски и другой спортивный инвентарь с бортиков в воду или из воды на кафель, хватать друг друга за руки, ноги, голову и другие части тела. Во избежание несчастных случаев и травм нельзя «топить» друг друга, прыгать в воду с бортиков и лестниц, нырять со стартовых тумб без разрешения тренера, соревноваться в задержке дыхания под водой.

При появлении признаков переохлаждения (озноб, посинение губ, «гусиная кожа») или получении травмы, необходимо немедленно сообщить учителю и прекратить занятие.

В конце занятия с разрешения учителя необходимо выйти из воды по специальным лестницам, спиной к воде, организованно покинуть помещение чаши бассейна. Принять душ, одеться, просушить волосы (посредством использования фенов, предварительно ознакомившись с инструкцией по его использованию).

В бассейне не только сама вода представляет опасность, но дорожки, покрытые кафелем, могут стать причиной падения и травмы. Поэтому ходить босиком и бегать в бассейне категорически нельзя.

Очень коварной по последствиям является попытка гипервентиляции легких у детей с целью задержки дыхания под водой. Гипервентиляция является опасной техникой – она включает серию глубоких вдохов и усиленных выдохов. Гипервентиляция сокращает углекислый газ в крови, который задерживает потребность тела во вдохе (это происходит потому, что уровень углекислого газа в крови сигнализирует ложно, что тело сделало вдох). Этот кратковременный «обман» организма (мозга) может, в конечном итоге привести к внезапной потере сознания человека под водой.

Данные опроса среди сотрудников школьных бассейнов дают следующие результаты (Рисунок 13).

Рисунок 13

Диаграмма показывает, что самой значительной проблемой для сотрудников бассейнов является нарушение правил поведения в душевых и раздевалках. В комментариях респонденты пишут о существующих проблемах выработки механизмов контроля над поведением обучающихся в обозначенных помещениях.

Сотрудники бассейнов также указывают на такое частое нарушение правил в бассейне, как бег у чаши. Опытными педагогами проводится предварительная разминка перед занятием на воде, как часть психологической подготовки, чтобы сосредоточить усилия обучающихся на предстоящей тренировке. Это может помочь снизить количество случаев данного нарушения.

 

8. Обучение и инструктаж по охране труда

Для безопасной деятельности бассейна все сотрудники бассейна должны принимать участие в обучении основам безопасности через регулярное повышение квалификации в области охраны труда (это курсы – один раз в 2 года), организованные вне школьного учреждения или с привлечением сторонних преподавателей. Копии свидетельств о прохождении такого обучения должны храниться в архивах школы. Также следует проходить внутри учреждения через такой действенный метод обучения персонала, как инструктирование. Эти методы обучения наиболее часто используются в практике школы среди других возможных (тренинги, конференции, наставничество и т.д.).

Чем более содержательным, своевременным, систематичным будет такой исходный метод обучения, как инструктаж, тем выше будет компетенция педагогов в области охраны труда, тем эффективнее они будут инструктировать обучающихся в вопросах поведения на территории бассейна и совместного взаимодействия при занятиях на воде.

«Золотым правилом» инструктажа среди обучающихся является регулярность его проведения. Необходимо постоянно информировать детей об опасностях, рисках и предосторожностях при занятиях на воде.

Не только в случае получения травм, связанных с нарушением техники безопасности, но и в ситуации грубого нарушения правил поведения на воде со стороны отдельных обучающихся, помимо избирательных дисциплинарных мер в отношении последних, необходимо проводить внеочередной инструктаж для всего коллектива класса.

Требуется уделять повышенное внимание тем рискам, которые несет в себе реализация различных программ по водным видам спорта в рамках дополнительного образования, таким как водное поло, синхронное плавание и т.д., в силу их специфики.

Данные опроса среди сотрудников бассейнов свидетельствуют о том, что реализуемые в практике школ инструктажи не позволяют полностью «оградить» обучающихся от «неправильного поведения» на территории бассейна. Они образуют лишь малую толику в комплексе мер, предпринимаемых учителями и инструкторами по плаванию по обеспечению безопасности при проведении занятий (Рисунок 14).

Рисунок 14

Многих учителей беспокоит, какие можно использовать меры дисциплинарного воздействия на обучающихся за неоднократное нарушение правил техники безопасности и, при этом, как обосновать свою позицию во время диалога с родителями, чтобы избежать возможного непонимания в этом вопросе с их стороны. Родители должны осознавать правомерность действий педагога по отстранению их детей (нарушавших правила поведения) от занятий на воде.

 

9. Действия в экстремальных ситуациях и оказание первой доврачебной помощи

В первую очередь необходимо четко осознавать, где та «черта», за которой начинается экстремальная ситуация.

Любая нестандартная ситуация в работе бассейна: появление запаха в воздухе, задымление, изменение цвета воды в бассейне или нарушение ее циркуляции в чаше – служит сигналом тревоги и требует оперативных действий со стороны персонала школьного бассейна.

Любое притапливание (не фатальное), повреждение головы, спины или шеи, затрудненное дыхание, сдавливание грудной клетки, боли в желудке, потеря сознания, отравление, возможные переломы, сильная головная боль – повод для обращения в скорую помощь. Если такие ситуации, напрямую связанные с безопасностью ребенка, не оценены в полной мере сотрудниками бассейна, это может грозить фатальными ошибками.

Одним из главных критериев эффективности действий в экстремальных ситуациях является быстрота реагирования на нее со стороны участников образовательного процесса в бассейне, которая зависит от отлаженной системы оперативного оповещения.

Бассейн должен быть оснащен стационарным телефоном, при этом, необходимо контролировать его бесперебойную работу. У телефона нужно иметь распечатанные номера аварийных и медицинских служб.

Информация для сотрудников аварийных служб или скорой помощи должна быть по содержанию максимально точной и излагаться в определенном алгоритме: место, где произошел инцидент (точный адрес), номер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: