Творческая предприимчивость и креативность




 

Эрудит – резервуар знаний, но не фонтан идей.

Джеймс Норткот

 

Что означает термин «творческая предприимчивость»? Наверное, лучшим определением было бы «желание думать, синтезировать и внедрять нестандартные решения в сфере бизнеса».

Прежде всего предприниматель не должен быть ленивым. Как говорил Вольтер, ленивые люди обычно бывают посредственными. Но одного этого недостаточно. Он не должен быть ленивым именно в умственной деятельности. Мозг должен быть «живчиком». В нем постоянно должно «свербить».

«Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему» (Бернард Барух)[41].

Человек должен постоянно думать: «Как бы сделать супербизнес?» Все время изобретать и пробовать все новые и новые виды бизнесов. Обдумывать их. Пробовать реализовать. Креативно соединять разные знания и бизнесы. Синтезировать бизнесы в прямом смысле этого слова.

Если отталкиваться от определений пассионарности, как:

 

● неуемной жажды деятельности[42];

● способности к сверхнапряжению[43];

● непреодолимого внутреннего стремления и способности к деятельности, направленной на изменение своей жизни и окружающей обстановки[44],

 

то, несомненно, предприимчивость – это пассионарность в экономической жизни общества. А творческая предприимчивость – пассионарность в синтезе новых решений в экономической жизни.

 

 

Как отмечал Николай Бердяев: «Смысл вещей открывается не вхождением их в человека, при пассивной его установке к вещам, а творческой активностью человека, прорывающегося к смыслу за мир бессмыслицы»[45].

Понятие «креативность» в бизнесе во многом пересекается с понятием «творческой предприимчивости».

Это именно творческие наклонности, проявляющиеся в применении нестандартных методов в решении задач экономического характера.

«Воображение важнее, чем знание» (Альберт Эйнштейн)[46].

«Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения» (Джон Дьюи)[47].

Но реализовать этот нестандартный подход в творчестве гораздо легче, применяя методы одного вида бизнеса в другом. Именно в процессе синтеза бизнес-методов из разных отраслей и проявляется креативность, как творческая предприимчивость.

Удачно внедренная новая бизнес-методика, выросшая на творческой предприимчивости и креативности, и называется эффективной инновацией.

 

Корреспондент BBC Capital Мур обратился к посетителям и авторам сайта вопросов и ответов Quora с вопросом: «Что отличает миллиардеров от миллионеров?» И вот какие ответы в том числе он получил:

● «Миллиардеры считают мир “ощутимо гибким, понимают мир и хотят его основательно изменить”».

● «Они ищут недостатки системы, находят большие пробелы и придумывают, что можно создать, чтобы воспользоваться этими возможностями»[48].

Понятие предприимчивости всегда пересекается именно с понятием активности. В случае суперуспеха – гиперактивности и креативности. Именно про гиперактивного предпринимателя сказано: «В каждой бочке затычка». И именно таким и является обычный «средний» миллиардер.

 

Задача заработать миллиард – это классическая сверхзадача. «Что такое сверхзадача? Это то, что (постепенно или вдруг) стало очень важно; очень нужно; чего безумно хочется; или, наконец, чего не избежать. Но выполнение ее нельзя купить, нельзя украсть – нельзя даже взять напрокат. Сверхзадачу можно выполнить, только включив свой творческий потенциал. И далее, по принципу положительной обратной связи – творческая задача (сверхзадача) – мысль – активирует возможности мозга; мысль развивается, обрастает деталями – мозговой творческий потенциал активируется, и вот уже не сразу, но скоро – думать становится легко и приятно, мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Нерешаемая, невыполнимая вчера задача становится решаемой, выполнимой – такой, или почти совсем такой, какими были задачи “раньше”, тогда, когда проблемы “быть или не быть” (могу или не могу) не было. Человек открыл, казалось бы, не просто закрытую, а забитую дверь – в свое возрождение, возвращается в свой рабочий возраст. Сверхзадачи иногда (да, в общем, и нередко) ставит сама жизнь, они возникают перед нами, вызывая вопрос: “принять или не принять”. И сверхзадачу можно принять – или, зная ее потенции, смоделировать. А также иногда (хотя и нечасто) нельзя не принять. Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу, матрицы стереотипа нет, ее надо решать заново», – писала российский нейрофизиолог Н. П. Бехтерева.

Гениальность состоит в том, что «рецепт» подходит абсолютно всем, не только работникам умственного труда. «Просто надо пробовать нетривиально решать свои проблемы, даже бытовые. В жизни каждого человека происходит очень много всего, что может задействовать мозг, заставить его придумать нечто неординарное», – объясняла она окружающим[49].

 

Но эта предприимчивость и креативность должна всегда воспроизводиться только через критическое мышление, о котором разговор будет ниже. Иначе «инновационный зуд» до добра не доведет.

Как говорил Некрасов, «осторожность, осторожность, осторожность, господа».

 

Опыт

 

 

Если творчество и креативность – это теоретический синтез знаний, то опыт возникает исключительно из практики.

 

Один из анекдотов сравнивает свой опыт, чужой опыт и творчество-креативность.

 

«В России есть три вида образования, как жить: начальное, среднее и высшее.

Начальное образование, как жить, – это когда человек учится на своих ошибках.

Среднее образование, как жить, – когда учится на чужих ошибках.

Высшее образование, как жить, – это когда человек учится жить на ошибках в законах».

 

Этот анекдот дает следующие установки: чтобы избегать ошибок, нужно использовать опыт, но чтобы набраться опыта, надо совершать ошибки. Именно поэтому лучше использовать чужой опыт, чтобы учиться не на своих ошибках. Но самое главное – не только учитывать свой и чужой опыт, а анализировать ситуацию и синтезировать свои решения и программы действий.

 

Аналитическая часть мозга, «процессор», позволяет творить. Но именно внедрение в бизнес творческих идей, через процесс «набивания шишек» и познания «подводных камней» позволяет наполнить память не теоретическими, а фактическими знаниями и уже на основании этой «базы знаний» точнее построить в своем мозгу картину окружающего мира, сделать ее более адекватной.

И именно опыт, как результат знаний, полученных непосредственно, а не из книг и средств массовой информации, имеет наивысшую ценность.

Ценность опыта заключается, прежде всего в том, что человек, получивший его, может намного быстрее и точнее принимать решения, чем только теоретик.

Опытные бизнесмены снисходительно именуют теоретиков от бизнеса «ботаниками», про себя отмечая, что «за одного битого двух небитых дают».

Молодежь всегда умнее в смысле творчества, теоретические знания свежи в их памяти и отсутствие опыта всегда является отсутствием границ в креативности, «старики» же, имея память своих и чужих ошибок, быстрее отсекают хоть и креативные, но неправильные решения, поскольку их картина окружающей среды является гораздо более полной, чем у молодежи.

Например, очень невысокий эффект имеет прочтение повести «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких в возрасте до 35 лет. Молодежь не просто верит людям, но хочет им верить, и даже обжигаясь на этом доверии, все равно доверяет им. Только получив к 35–40 годам жизненный опыт в виде неоднократных примеров лжи, глупости, предательства и скотства, можно понять, почему главный герой решил истребить население планеты.

Как говорил Уинстон Черчилль, «если человек в молодости не был либералом, то у него нет сердца, если в зрелом возрасте не стал консерватором, то у него нет ума»[50].

 

У нас на военной кафедре преподавал майор Шмидт, который часто повторял студентам одну и ту же фразу: «Все, что торчит из окопа, будет отстрелено нахрен!». И будучи молодыми и глупыми, студенты смеялись над ним, не понимали смысла высказывания. И только уже после достижения возраста в 40 лет, набравшись опыта, бывшие студенты с благодарностью вспоминают майора Шмидта, пытавшегося вбить в тупые студенческие головы основы самосохранения не только в военных условиях, но и в обычной жизни.

 

Любопытным примером также может являться анализ в оценке личности таких весовых коэффициентов, как сила, красота, порядочность, ум.

Ребенок редко в состоянии оценить ум собеседника и обычно склонен доверять собеседникам, не опираясь на оценку возможной порядочности, ценит прямо видимые факторы – силу, отчасти красоту.

 

 

Молодежь, часто руководимая гормонами, прежде всего оценивает красоту и уже в меньшей степени силу. Но с возрастом и опытом уже более уважительно относится к уму и порядочности.

 

 

К «излету» молодости люди становятся несколько более прагматичны к красоте и еще более внимательно взвешивают ум и порядочность собеседника. Сила же почти перестает интересовать их.

 

 

А в зрелом возрасте их интересуют прежде всего порядочность и ум. Ни красота, ни сила собеседника уже не интересуют.

 

 

 

Опора на опыт позволяет предпринимателю намного быстрее, а главное точнее ориентироваться в самых разных ситуациях. Поэтому успешный предприниматель – это не только тот, кто все знает, а тот, кто еще и быстро учится, накапливает опыт и руководствуется им при принятии решений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: