Этап 2. Создание файла значка




 

Запустите графический редактор Paint (Пуск Программы Стандартные Paint).

Убедитесь, что на палитре задан черный цвет в качестве основного и белый — в качестве фонового.

Дайте команду Рисунок Атрибуты, в диалоговом окне Атрибуты задайте ширину рисунка, равную 450 точек, и высоту — 500 точек. Щелкните на кнопке ОК.

Дайте команду Правка Вставить и в рабочем окне графического редактора появится графический образ снимка окна с коллекцией значков (рис. 5.8).

 

Рис. 5.8. Подготовка значка средствами графического редактора Paint

 

Выберите значок по своему усмотрению, например значок, представленный справа.

Выберите инструмент Выделение. Он служит для выделения прямоугольных объектов в изображении.

Инструментом Выделение обведите прямоугольную область вокруг выбранного значка.

Скопируйте выделенную область в буфер обмена командой Правка Копиро­вать или комбинацией клавиш CTRL + С.

Дайте команду на создание нового графического файла Файл Создать. На пред­ложение программы сохранить предыдущий рисунок ответьте отказом. При создании нового файла откроется новая рабочая область.

Уменьшите размеры рабочей области командой Рисунок Атрибуты. Для значка достаточно области размером 40 точек в ширину и 40 точек в высоту.

Сохраните созданный рисунок значка. Для этого дайте команду Файл Сохра­нить как. В качестве места сохранения выберите папку C:\Windows\Temp (по общепринятому соглашению она предназначена для хранения временных фай­лов). В качестве имени файла введите имя Znachok.

► Мы научились использовать графический редактор Paint для редактирования изобра­жений. В частности, мы научились управлять размером изображения, загружать изоб­ражения, хранящиеся в буфере обмена, выделять фрагменты изображений и сохра­нять их в отдельных файлах. При необходимости внести в изображения изменения мы могли бы воспользоваться инструментами графического редактора, а обладая худо­жественными навыками, могли бы создать изображения «с чистого листа».

 

 

Задание 5.3. Отработка приемов форматирования текста в текстовом процессоре WordPad

Мин

 

В этом задании мы создадим словарную статью для одного из терминов, ранее вве­денных в файл list.txt в задании 5.1.

Запустите текстовый процессор WordPad (Пуск → Программы → Стандартные → WordPad).

Дайте команду Файл Сохранить как, в списке Тип файла выберите пункт Word для Windows 6.0, в качестве места хранения выберите папку C:\Windows\Temp и сохраните файл под именем amortization.doc.

► Обратите внимание на то, что наш файл пока пуст. Мы ничего еще не ввели в свой документ и, тем не менее, выполняем его сохранение. Этот прием считается хорошей практикой при работе с любыми программами. Сохранять документ надо не после того, как работа с ним завершена, а в самом начале работе с ним. Это позволит в будущем понизить ущерб от некорректных действий или аварийных ситуаций. Даже если в самом конце работы произойдет аварийное отключение питания, на жестком диске что-то будет сохранено, и не всю работу придется начинать заново.

 

Введите первое слово документа: Амортизация. Выделите его. На панели фор­матирования задайте шрифт Arial (Кириллица), размер шрифта — 14 пунктов, выберите полужирное начертание.

Нажмите клавишу END, чтобы снять выделение, а затем — клавишу ENTER.

Введите краткое описание термина, указанного в предыдущей строке, напри­мер так: «объективный экономический процесс постепенного переноса стоимости средств труда по мере их износа на производимые с их помощью товары и услуги».

Выделите весь только что введенный абзац (можно использовать «тройной щел­чок»). На панели форматирования задайте шрифт Times New Roman (Кириллица), размер шрифта — 12 пунктов.

На линейке, расположенной ниже панели форматирования, перетащите маркер в виде квадратика на расстояние 2 см (по линейке) вправо. Убедитесь, что весь абзац теперь отображается с отступом от левого края.

Снимите выделение и установите курсор в начало первой строки того же самого абзаца. Нажмите клавишу TAB. Убедитесь, что табуляция в первой строке абзаца может использоваться для создания абзацного отступа (рис. 5.9).

 

Рис. 5.9. Пример форматированного текста в процессоре WordPad

 

Сохраните созданный документ командой Файл → Сохранить (или комбинацией клавиш CTRL+S). Обратите внимание на то, что пользоваться командой Файл → Сохранить как уже не нужно. Не нужно ни выбирать место хранения, ни указы­вать имя файла. Все это мы уже сделали заблаговременно в п. 2.

► Хорошая практика работы с документами предполагает, что по ходу создания или редактирования документа регулярно выполняется его сохранение комбинацией клавиш CTRL+S. Так минимизируют ущерб от внезапных сбоев в работе программ и обо­рудования, а также ущерб от собственных ошибочных действий.

 

Создайте файлы с аналогичными краткими описаниями для других терминов электронного «словаря» и отформатируйте термины и описания так, как указано выше. В качестве учебных пользуйтесь следующими краткими опре­делениями.

Аренда — предоставление какого-либо имущества во временное пользование за определенную плату (файл C:\Windows\Temp\arenda.doc).

Коммерция электронная — торговая деятельность, основанная на использовании электронных средств связи и осуществляемая с целью получения прибыли (файл C:\Windows\Temp\commerce.doc).

Лизинг — приобретение какого-либо имущества в собственность и предоставле­ние его арендатору во временное владение и пользование для предприниматель­ских целей (файл C:\Windows\Temp\leasing.doc).

► Мы научились выполнять форматирование текста с помощью текстового процессора WordPad. В частности, мы научились по-разному оформлять заголовки и абзацы основ­ного текста, а также использовать средства управления табуляцией.

 

Задание 5.4. Создание комплексных документов в текстовом процессоре WordPad

Мин

 

В предыдущем задании мы создали несколько форматированных текстовых доку­ментов: amortization.doc, arenda.doc, e-commerce.doc и leasing.doc. Все эти документы являются простыми. В этом задании мы научимся создавать комплексные доку­менты, содержащие, кроме текста, объекты другой природы, например графические.

Запустите текстовый процессор WordPad (Пуск → Программы Стандартные WordPad).

Загрузите в текстовый процессор файл электронного словаря (list.txt), ранее подготовленный в программе Блокнот (упражнение 5.1). Загрузка готового файла выполняется командой Файл Открыть.

Сохраните новый файл в папке C:\Windows\Temp\ под именем dict.doc. Это и будет наш интерактивный электронный словарь.

Протягиванием мыши выделите все содержимое документа и оформите его шрифтом Times New Roman (Кириллица) с крупным размером шрифта, например 16 пунктов.

Еще раз запустите текстовый процессор WordPad — откроется второе (допол­нительное) рабочее окно. В нем откройте ранее сохраненный документ amortization.doc. Выделите текст документа и скопируйте его в буфер обмена командой Правка Копировать. Закройте дополнительное окно без сохранения.

В окне документа dict.doc установите курсор после слова Амортизация, нажмите клавишу ENTER для перехода на новую строку и дайте команду Вставка Объект.

В диалоговом окне Вставка объекта установите переключатель Создать новый, В списке Тип объекта выберите Документ WordPad. Установите также флажок В виде значка.

После щелчка на кнопке ОК откроется окно редактирования объекта WordPad. Скопируйте в него из буфера обмена содержимое словарной статьи Амортиза­ция. Закройте окно редактирования объекта. В основном окне словаря вы уви­дите значок встроенного объекта после слова Амортизация.

Это стандартный значок, принятый в операционной системе для обозначения документов WordPad. Мы можем подменить его значком собственного изго­товления, взяв файл Znachok.bmp, подготовленный в упражнении 5.2.

Щелкните на стандартном значке правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выберите пункт Свойства объекта.

В открывшемся диалоговом окне откройте вкладку Вид. На этой вкладке вос­пользуйтесь командной кнопкой Изменить значок — откроется диалоговое окно Изменение значка.

В диалоговом окне Изменение значка включите переключатель Из файла. С помощью кнопки Обзор разыщите свой файл C:\Windows\Temp\Znacriok и удалите все содержимое поля Надпись, чтобы значок не сопровождался никаким тек­стом. Закройте окно изменения значка щелчком на кнопке ОК.

Закройте окно редактирования свойств объекта сначала щелчком на кнопке Применить, а потом на кнопке Закрыть. В результате под термином Амортиза­ция должен появиться значок, с которым связана словарная статья, раскрыва­ющая этот термин.

Повторите операции пп. 5-12 для прочих терминов словаря.

В итоге должен получиться комплексный документ, аналогичный представленному на рис. 5.10. При щелчке на значке любого из терминов рядом откры­вается окно процессора WordPad, в котором можно прочитать и изменить зна­чение данного термина.

Сохраните документ dict.doc и предъявите его преподавателю в качестве отчета о проделанной работе.

 

 

 

Рис. 5.10. Интерактивный словарь в действии

 

Задание 5.5. Резервное копирование данных

Мин

 

Запустите программу Проводник (Пуск Программы Проводник). Откройте папку \Мои документы. Дайте команду Файл Создать Папку. Переименуйте созданную папку, присвоив ей имя Эксперимент. Скопируйте в папку Экспе­римент файлы, созданные в предыдущих упражнениях.

Запустите программу резервного копирования (Пуск Программы → Стандарт­ные → Служебные → Архивация данных).

Для создания задания архивации щелкните на кнопке Мастер создания архивов на панели инструментов.

Установите флажок Архивация выбранных файлов и щелкните на кнопке Далее.

На левой панели окна мастера разверните структуру папок диска С: и папку \Мои документы. Установите флажок у имени папки \Эксперимент и щелкните на кнопке Далее.

Установите переключатель Новые и измененные файлы и щелкните на кнопке Далее.

Укажите имя архива как A:\MyBackup.qic. Щелкните на кнопке Далее.

Установите флажки, определяющие сравнение файлов после завершения архи­вации и разрешающие сжатие файлов в архиве. Щелкните на кнопке Далее.

Введите имя задания архивации как Эксперимент, вставьте чистый диск в диско­вод А: и щелкните на кнопке Запуск. По отчету программы архивации зафикси­руйте время, потраченное на архивацию.

Переключитесь в программу Проводник и очистите папку \Эксперимент.

Вернитесь в программу архивации, выберите вкладку Восстановление и щелкните на кнопке Мастер восстановления файлов. Выберите только что созданный архив и щелкните на кнопке Далее.

Мастер автоматически выберет файлы, расположенные на резервной копии. Щелкните на кнопке ОК.

Установите флажок у диска С:, чтобы показать, что требуется восстановить все файлы, имеющиеся в архиве. Щелкните на кнопке Далее.

Щелкните на кнопке Далее, чтобы показать, что файлы должны быть восста­новлены в их исходном месте.

Щелкните на кнопке Запуск, а затем на кнопке ОК. Просмотрите отчет о вос­становлении файлов.

Убедитесь, что «утраченные» файлы в папке \Эксперимент восстановлены.

► Мы научились выполнять резервное копирование данных на гибкий магнитный диск. В ходе упражнения мы создали одно задание на архивацию. Таких заданий может быть много. Разные задания могут включать в себя различные наборы папок.

 

Практическое занятие

 

Упражнение 5.1. Проверка жесткого диска

15 мин

 

Запустите программу проверки диска (Пуск Программы → Стандартные Слу­жебные Проверка диска).

Выберите диск С: в списке дисков.

Щелкните на кнопке Дополнительно и ознакомьтесь с настройками, используемыми программой при проверке логической структуры файловой системы. Закройте диалоговое окно Дополнительные параметры настройки диска щелчком на кнопке Отмена.

Установите переключатель Полная и щелкните на кнопке Настройка.

Ознакомьтесь с настройками, используемыми программой при проверке магнитной поверхности диска. Закройте диалоговое окно Режим проверки поверхности диска щелчком на кнопке Отмена.

Установите переключатель Стандартная. Сбросьте флажок Исправлять ошибки автоматически.

Щелкните на кнопке Запуск и наблюдайте за ходом проверки.

При обнаружении ошибок на диске ознакомьтесь с сообщением об ошибке и выберите среди предлагаемых вариантов исправления тот, при котором ошибка игнорируется и работа продолжается дальше.

Закройте отчет о результатах проверки. Закройте программу Проверка диска щелчком на кнопке Закрыть.

► Мы научились настраивать и выполнять частичную и полную проверку жесткого диска. Частичную проверку (проверку логической структуры) рекомендуется выполнять доста­точно часто, например после каждого сбоя в работе операционной системы. Полную проверку выполняют реже (два раза в год).

 

Упражнение 5.2. Контроль состояния системных ресурсов

Мин

 

В этом упражнении мы будем принудительно «перегружать» компьютер запущен­ными процессами и наблюдать за тем, как исчерпываются системные ресурсы и как они высвобождаются.

Запустите программу Индикатор ресурсов (Пуск → Программы → Стандартные → Служебные Индикатор ресурсов).

Двойным щелчком на значке индикатора ресурсов на панели индикации откройте окно Индикатор ресурсов. Запишите показания индикаторов о наличии ресурсов.

Запустите программу Проводник (Пуск → Программы Проводник).

Дайте команду Справка → О программе. Убедитесь, что информация о свободных системных ресурсах, отображаемая в диалоговом окне О программе «Windows», совпадает с данными индикатора ресурсов.

Открывайте окна произвольных программ, доступных через Главное меню. Сле­дите за тем, как при этом падает резерв ресурсов операционной системы.

Обратите внимание на то, как изменяется вид значка индикатора ресурсов на панели индикации при уменьшении количества свободных ресурсов.

Обратите внимание на то, как изменяется цвет значка индикатора ресурсов на панели индикации, после того как количество свободных ресурсов упадет ниже одной трети от исходного значения.

Обратите внимание на дальнейшее изменение цвета значка индикатора ресурсов на панели индикации.

Прочтите системное сообщение, появляющееся, когда будет исчерпано более 90% системных ресурсов. Закройте соответствующее диалоговое окно.

Постепенно закрывайте все окна, которые были открыты в ходе выполнения этого упражнения. При этом следите за процессом освобождения ресурсов.

Совпали ли значения количества свободных ресурсов до эксперимента и после него? Если нет, то чем можно объяснить различие? Оцените величину различия, если оно есть.

Если есть возможность, проведите этот эксперимент порознь на компьютерах с операционными системами Windows 95 и Windows 98. Обратите внимание на различие в результатах. Сделайте вывод о том, какую систему целесообразнее использовать для эффективной работы.

 

► Мы научились использовать служебную программу Индикатор ресурсов для контроля за состоянием системных ресурсов. Опытным путем мы установили наличие явления «утечки системных ресурсов» и проанализировали его величину в операционных сис­темах Windows 95 и Windows 98.

 

Упражнение 5.3. Контроль загруженности процессора

15 мин

Запустите программу Системный монитор (Пуск Программы → Стандартные Служебные Системный монитор).

Щелкните на кнопке Удалить на панели инструментов. Выберите в списке все показатели и щелкните на кнопке ОК.

Щелкните на кнопке Добавить на панели инструментов.

В диалоговом окне Добавление показателя в списке Категория выберите пункт Ядро. В списке Показатель выберите пункт Использование процессора. Щелк­ните на кнопке ОК.

Подождите некоторое время, чтобы оценить загруженность процессора в отсут­ствие каких-либо активных действий (фактически она определяется необхо­димостью обслуживания самой программы Системный монитор).

Двойным щелчком на значке Мой компьютер откройте окно Мой компьютер. Измените размер окна так, чтобы в нем помещалось 2-4 значка.

Щелкните правой кнопкой мыши на свободном от значков месте экрана и выберите в контекст­ном меню пункт Свойства. Откройте вкладку Эффекты. Установите флажок Отображать со­держимое окна при перетаскивании. Щелкните на кнопке ОК.

Наведите указатель мыши на строку заголовка окна Мой компьютер и в течение 10-20 секунд подвигайте окно по экрану, следя за показате­лями в окне Системный монитор. Запишите сред­нюю загрузку процессора во время этой опера­ции.

Щелкните правой кнопкой мыши на свободном от значков месте экрана и выберите в контекстном меню пункт Свойства. Откройте вкладку Эффекты. Сбросьте флажок Ото­бражать содержимое окна при перетаскивании. Щелкните на кнопке ОК.

Наведите указатель мыши на строку заголовка окна Мой компьютер и в тече­ние нескольких секунд подвигайте окно по экрану, следя за показателями окне Системный монитор. Запишите среднюю загрузку процессора во время этой операции.

Результаты эксперимента занесите в таблицу.

 

Дежурный режим Перетаскивание окна без отображения содержимого Перетаскивание окна с отображением содержимого
           

 

Упражнение 5.4. Запуск приложений MS-DOS

Мин

 

Дайте команду Пуск Выполнить.

В диалоговом окне Запуск программы введите mem.exe (это приложение MS-DOS, служащее для контроля распределения первого мегабайта оперативной памяти) и щелкните на кнопке ОК. Программа автоматически запустится в Сеансе MS-DOS.

В окне Сведения о памяти MS-DOS щелкните на кнопке Полноэкранный режим на панели инструментов.

Нажмите комбинацию клавиш ALT+TAB, чтобы переключиться в другое прило­жение или на отображение Рабочего стола. Вернитесь к работе с программой MS-DOS щелчком на соответствующей ей кнопке Панели задач.

Нажмите любую клавишу, ознакомьтесь с информацией о завершении Сеанса MS-DOS, закройте окно щелчком на закрывающей кнопке.

Подготовьте запуск этой же программы в режиме MS-DOS. Для этого сначала создайте ярлык программы. Щелкните правой кнопкой мыши на свободном месте Рабочего стола и выберите в контекстном меню команду Создать Ярлык.

В окне мастера Создание ярлыка щелкните на кнопке Обзор, в диалоговом окне Обзор откройте папку C:\Windows\Command, выберите файл mem.exe и щелк­ните на кнопке Открыть.

Щелкните на кнопке Далее, ознакомьтесь с предлагаемым именем ярлыка, щелк­ните на кнопке Готово.

Щелкните на созданном ярлыке правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню команду Свойства. Выберите вкладку Программа и щелкните на кнопке Дополнительно.

В диалоговом окне Дополнительные настройки программы установите флажок Режим MS-DOS и щелкните на кнопке ОК.

Убедитесь в том, что вкладки Шрифт, Память, Экран и Разное в диалоговом окне свойств ярлыка теперь дезактивированы и не содержат элементов управления. Щелкните на кнопке ОК.

Дважды щелкните на созданном ярлыке.

Убедитесь, что происходит завершение работы графической части операционной системы и выполняется запуск программы в однозадачном режиме (комбина­ция ALT+TAB не работает). Проверьте, как выполняется автоматическая пере­загрузка Windows после завершения работы программы.

► Мы научились запускать приложения MS-DOS в окне Сеанс MS-DOS и в режиме MS-DOS. Мы убедились, что в первом случае параллельно с приложением MS-DOS возможен запуск иных приложений, а во втором случае приложение захватывает все ресурсы компьютера. Для приложений, запущенных в Сеансе MS-DOS, мы научились выполнять переход в полноэкранный режим работы и обратно. Для приложений, запускаемых в режиме MS-DOS, мы научились выполнять редактирование свойств значка приложения.

 

Глава 6. Компьютерные сети. Интернет. Компьютерная безопасность

 

6.1. Компьютерные сети

 

Назначение компьютерных сетей

 

При физическом соединении двух или более компьютеров образуется компьютер­ная сеть. В общем случае, для создания компьютерных сетей необходимо специ­альное аппаратное обеспечение (сетевое оборудование) и специальное программ­ное обеспечение (сетевые программные средства). Простейшее соединение двух компьютеров для обмена данными называется прямым соединением. Для создания прямого соединения компьютеров, работающих в операционной системе Windows 98, не требуется ни специального аппаратного, ни программного обеспечения. В этом случае аппаратными средствами являются стандартные порты ввода/вывода (после­довательный или параллельный), а в качестве программного обеспечения исполь­зуется стандартное средство, имеющееся в составе операционной системы (Пуск Программы Стандартные Связь Прямое кабельное соединение).

Все компьютерные сети без исключения имеют одно назначение — обеспечение совместного доступа к общим ресурсам. Слово ресурс — очень удобное. В зависи­мости от назначения сети в него можно вкладывать тот или иной смысл. Ресурсы бывают трех типов: аппаратные, программные и информационные. Например, уст­ройство печати (принтер) — это аппаратный ресурс. Емкости жестких дисков — тоже аппаратный ресурс. Когда все участники небольшой компьютерной сети пользуются одним общим принтером, это значит, что они разделяют общий аппа­ратный ресурс. То же можно сказать и о сети, имеющей один компьютер с увели­ченной емкостью жесткого диска (файловый сервер), на котором все участники сети хранят свои архивы и результаты работы.

Кроме аппаратных ресурсов компьютерные сети позволяют совместно использо­вать программные ресурсы. Так, например, для выполнения очень сложных и про­должительных расчетов можно подключиться к удаленной большой ЭВМ и отпра­вить вычислительное задание на нее, а по окончании расчетов точно так же получить результат обратно.

Данные, хранящиеся на удаленных компьютерах, образуют информационный ресурс. Роль этого ресурса сегодня видна наиболее ярко на примере Интернета, который воспринимается, прежде всего, как гигантская информационно-справоч­ная система.

Наши примеры с делением ресурсов на аппаратные, программные и информаци­онные достаточно условны. На самом деле, при работе в компьютерной сети любого типа одновременно происходит совместное использование всех типов ресурсов. Так, например, обращаясь в Интернет за справкой о содержании вечерней телеви­зионной программы, мы безусловно используем чьи-то аппаратные средства, на которых работают чужие программы, обеспечивающие поставку затребованных нами данных.

 

Локальные и глобальные сети. Основные понятия

 

Для обеспечения необходимой совместимости как по аппаратуре, так и по программам в компьютерных сетях действуют специальные стандарты, называемые про­токолами. Они определяют характер аппаратного взаимодействия компонентов сети (аппаратные протоколы) и характер взаимодействия программ и данных (про­граммные протоколы). Физически функции поддержки протоколов исполняют аппаратные устройства (интерфейсы) и программные средства (программы под­держки протоколов). Программы, выполняющие поддержку протоколов, часто тоже называют протоколами.

Так, например, если два компьютера соединены между собой прямым соединением, то на физическом уровне протокол их взаимодействия определяют конкретные устройства физического порта (параллельного или последовательного) и механи­ческие компоненты (разъемы, кабель и т. п.). На более высоком уровне взаимо­действие между компьютерами определяют программные средства, управляющие передачей данных. На самом высоком уровне протокол взаимодействия обеспечи­вают приложения операционной системы. Например, для Windows 98 это стан­дартная программа Прямое кабельное соединение.

В соответствии с используемыми протоколами компьютерные сети принято раз­делять на локальные (LAN — Local Area Network) и глобальные (WAN — Wide Area Network). Компьютеры локальной сети преимущественно используют единый ком­плект протоколов для всех участников. По территориальному признаку локаль­ные сети отличаются компактностью. Они могут объединять компьютеры одного помещения, этажа, здания, группы компактно расположенных сооружений. Гло­бальные сети имеют, как правило, увеличенные географические размеры. Они могут объединять как отдельные компьютеры, так и отдельные локальные сети, в том числе и использующие различные протоколы.

Группы сотрудников, работающих над одним проектом в рамках локальной сети, называются рабочими группами. В рамках одной локальной сети могут работать несколько рабочих групп. У участников рабочих групп могут быть разные права для доступа к общим ресурсам сети. Совокупность приемов разделения и ограни­чения прав участников компьютерной сети называется политикой сети. Управление сетевыми политиками (их может быть несколько в одной сети) называется администрированием сети. Лицо, управляющее организацией работы участников локальной компьютерной сети, называется системным администратором.

Создание локальных сетей характерно для отдельных предприятий или отдельных подразделений предприятий. Если предприятие (или отрасль) занимает обширную территорию, то отдельные локальные сети могут объединяться в глобальные сети. В этом случае локальные сети связывают между собой с помощью любых тради­ционных каналов связи (кабельных, спутниковых, радиорелейных и т. п.). Как мы увидим ниже, при соблюдении специальных условий для этой цели могут быть использованы даже телефонные каналы, хотя они в наименьшей степени удовлетво­ряют требованиям цифровой связи.

Для связи между собой нескольких локальных сетей, работающих по разным про­токолам, служат специальные средства, называемые шлюзами. Шлюзы могут быть как аппаратными, так и программными. Например, это может быть специальный компьютер (шлюзовый сервер), а может быть и компьютерная программа, шлюзо­вое приложение. В последнем случае компьютер может выполнять не только функ­цию шлюза, но и какие-то иные функции, типичные для рабочих станций.

При подключении локальной сети предприятия к глобальной сети важную роль играет понятие сетевой безопасности. В частности, должен быть ограничен доступ в локальную сеть для посторонних лиц извне, а также ограничен выход за пределы локальной сети для сотрудников предприятия, не имеющих соответствующих прав. Для обеспечения сетевой безопасности между локальной и глобальной сетью уста­навливают так называемые брандмауэры. Брандмауэром может быть специальный компьютер или компьютерная программа, препятствующая несанкционированному перемещению данных между сетями.

 

6.2. Интернет. Основные понятия

 

В дословном переводе на русский язык интернет — это межсеть, то есть в узком смысле слова интернет — это объединение сетей. Однако в последние годы у этого слова появился и более широкий смысл: Всемирная компьютерная сеть. Интер­нет можно рассматривать в физическом смысле как миллионы компьютеров, связан­ных друг с другом всевозможными линиями связи, однако такой «физический» взгляд на Интернет слишком узок. Лучше рассматривать Интернет как некое информационное пространство.

Интернет — это не совокупность прямых соединений между компьютерами. Так, например, если два компьютера, находящиеся на разных континентах, обменива­ются данными в Интернете, это совсем не значит, что между ними действует одно прямое соединение. Данные, которые они посылают друг другу, разбиваются на пакеты, и даже в одном сеансе связи разные пакеты одного сообщения могут пройти разными маршрутами. Какими бы маршрутами ни двигались пакеты данных, они все равно достигнут пункта назначения и будут собраны вместе в цельный доку­мент. При этом данные, отправленные позже, могут приходить раньше, но это не помешает правильно собрать документ, поскольку каждый пакет имеет свою мар­кировку.

Таким образом, Интернет представляет собой как бы «пространство», внутри кото­рого осуществляется непрерывная циркуляция данных. В этом смысле его можно сравнить с теле- и радиоэфиром, хотя есть очевидная разница хотя бы в том, что в эфире никакая информация храниться не может, а в Интернете она перемещается между компьютерами, составляющими узлы сети, и может храниться на их жест­ких дисках заданное время.

 

Краткая история Интернета

 

Ранние эксперименты по передаче и приему информации с помощью компьюте­ров начались еще в 50-х годах и имели лабораторный характер. В США решение о создании первой глобальной сети национального масштаба было принято в 1958 г. Оно стало реакцией на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли.

Поводом для создания глобальной компьютерной сети стала разработка Пентаго­ном глобальной системы раннего оповещения о пусках ракет (NORAD — North American Aerospace Defence Command). Станции системы NORAD протянулись через север Канады от Аляски до Гренландии, а подземный командный центр располо­жился вблизи города Колорадо-Спрингс в недрах горы Шайенн. Центр управле­ния был введен в действие в 1964 г., и, собственно, с этого времени можно говорить о работе первой глобальной компьютерной сети, хотя и ведомственной. С середины 60-х годов к ней стали подключаться авиационные, метеорологические и другие военные и гражданские службы.

Курированием работы сети занималась специальная организация — Управление перспективных разработок министерства обороны США (DARPA — Defense Advanced Research Project Agency). Основным недостатком централизованной сети была недостаточная устойчивость, связанная с тем, что при выходе из строя какого-либо из узлов полностью выходил из строя и весь сектор, находившийся за ним, а при выходе из строя центра управления выходила из строя вся сеть. Во времена ядерного противостояния сверхдержав этот недостаток был критичным.

Решение проблемы устойчивости и надежности сети было поручено управлению DARPA. Основными направлениями исследований стали поиск новых протоко­лов обслуживания сети и новых принципов сетевой архитектуры. Полигоном для испытаний новых принципов стали крупнейшие университетские и научные цен­тры США, между которыми были проложены линии компьютерной связи. Со сто­роны министерства обороны работы курировались тем же управлением DARPA, и первая вневедомственная национальная компьютерная сеть получила название ARPANET. Ее внедрение состоялось в 1969 г.

В 70-е годы сеть ARPANET медленно развивалась. В основном развитие происхо­дило за счет подключения региональных сетей, воссоздающих общую архитектуру ARPANET на более низком уровне (в региональном или локальном масштабе). Основной объявленной задачей ARPANET стала, координация групп коллективов, работающих над едиными научно-техническими проектами, а основным назначе­нием стал обмен электронной почтой и файлами с научной и проектно-конструкторской документацией. В то же время не прекращались работы над основной необъявленной задачей — разработкой новых сетевых протоколов, способных обес­печить живучесть глобальной сети даже в ядерном конфликте.

Всякий раз, когда мы говорим о вычислительной технике, нам надо иметь в виду принцип единства аппаратного и программного обеспечения. Пока глобальное рас­ширение ARPANET происходило за счет механического подключения все новых и новых аппаратных средств (узлов и сетей), до Интернета в современном понима­нии этого слова было еще очень далеко.

Второй датой рождения Интернета принято считать 1983 г. В этом году произошли революционные изменения в программном обеспечении компьютерной связи. Проблема устойчивости глобальной сети была решена внедрением протокола TCP/IP, лежащего в основе всемирной сети по нынешний день. Решив, наконец, эту задачу, управление DARPA прекратило свое участие в проекте и передало управление сетью Национальному научному фонду (NSF), который в США выполняет роль нашей Академии наук. Так в 1983 г. образовалась глобальная сеть NSFNET. В середине 80-х к ней начали активно подключаться академические и научные сети других стран, например академическая сеть Великобритании JANET (Joined Academic Network).

Годы, когда глобальной сетью руководил Национальный научный фонд США, вошли в историю как эпоха решительной борьбы с попытками коммерциализации сети. Сеть финансировалась на правительственные средства. Национальный науч­ный фонд распределял их между узлами и материально наказывал тех, кто пытался иметь от сети побочные доходы. В то же время, развитие сети после внедрения протокола TCP/IP значительно ускорилось, NSF уже не успевал отслеживать деятельность каждого узла, а с подключением иностранных секторов его роль стала чисто символической.

Во второй половине 80-х годов произошло деление всемирной сети на домены по принципу принадлежности. Домен gov финансировался на средства правительства, домен sci — на средства научных кругов, домен edu — на средства системы образования, а домен com (коммерческий) не финансировался никем, то есть его узлы должны были развиваться за счет собственных ресурсов. Национальные сети дру­гих государств стали рассматриваться как отдельные домены, например uk — домен Великобритании, su — домен Советского Союза, ru — домен России.

Когда во второй половине 80-х годов сложилась и заработала система доменных имен (DNS, Domain Name System), Национальный научный фонд США утратил контроль за развитием сети. Тогда и появилось понятие Интернета как самораз­вивающейся децентрализованной иерархической структуры. Если во времена ARPANET и NSFNET ceть финансировалась сверху вниз, то теперь она финансиру­ется от периферии, снизу вверх — от конечных пользователей к владельцам опор­ных сетей.

Стек протоколов TCP/IP. Чем же выделяется протокол TCP/IP, что он сыграл столь важную роль в становлении Интернета? Здесь прежде всего требуется уточ­нить, что, в техническом понимании TCP/IP — это не один сетевой протокол, а два протокола, лежащих на разных уровнях (это так называемый стек протоколов). Протокол TCP — протокол транспортного уровня. Он управляет тем, как происходит передача данных. Протокол IPадресный. Он принадлежит сетевому уровню и определяет, куда происходит передача.

Протокол TCP. Согласно Протоколу TCP, отправляемые данные «нарезаются» на небольшие пакеты, после чего каждый пакет маркируется таким образом, чтобы в нем были данные, необходимые для правильной сборки документа на компьютере получателя.

Для понимания сути протокола TCP можно представить игру в шахматы по пере­писке, когда двое участников разыгрывают одновременно десяток партий. Каж­дый ход записывается на отдельной открытке с указанием н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: