Технология взаимодействия семьи и школы в профилактике социальных девиаций обучающихся




Щекина Ольга Александровна,

Доцент кафедры социально-педагогического

Образования СПб АППО, к.п.н.

Технология взаимодействия семьи и школы в профилактике социальных девиаций обучающихся

 

Семья и школа являются социальными институтами, развитие взаимодействия которых, предполагает создание условий для успешной самореализации ребенка, обеспечения его личностного роста, формирования мотивации к обучению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации и интеграции, для успешной самореализации ребенка, решения проблем его социальной жизни.

Известно, что в процессе формирования личности ребёнка, его самосознания главенствующую роль играет семья. Семья оказывает значительной влияние на развитие духовной культуры, на социальную направленность, мотивы поведения ребенка в той или иной ситуации Здесь складываются нравственный облик и характер ребёнка, его отношение к людям и окружающей действительности [2]. Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них, системы семейных ценностей, особенностей семейного воспитания.

Как отмечают современные исследователи, современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. Существуют группы семей, которые вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, формируют правонарушителей.

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке проблемных семей, семей в социально опасном положении, опыта разработки и внедрения новых программ поддержки различных категорий семей с целью профилактики асоциального поведения несовершеннолетнмх, социальных девиаций, правонарушений. социального сиротства.

На основании опросов родителей, проведенных в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (исследование проведено кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО), можно выделить следующие причины, порождающие проблемы социальной жизни ребенка, правонарушений подростков: влияние улицы, занятость родителей; неполный состав семьи; экономический кризис. Ответы родителей показали, что многие дети предоставлены сами себе, родители не имеют информации об их занятиях; проблема девиантного поведения не находится в центре внимания родителей, или они не знают как решать эту проблему.

Одной из причин возникновения социальных девиаций и правонарушений подростков (как показывают опросы детей и родителей) являются нарушения детско-родительских отношений, незнание родителями особенностей развития ребенка. его одиночество в семье, отсутствие любви и заботы со стороны родителей.

Таким образом, поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности профилактики социальных девиаций является одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом. В связи с этим существует необходимость взаимодействия семьи и школы, которе включает систему педагогических, психологических, правовых мер, направленных на выявление и устранение причин и условий возникновения данных проблем и явлений.

Школа сегодня берет на себя не только функции воспитания и обучения, но и функции социальной защиты и поддержки ребенка. Именно педагоги, другие специалисты образовательного учреждения реализуют социальные и педагогические возможности оказания помощи подросткам и их семьям в трудной жизненной ситуации, профилактике девиантного поведения.

Таким образом, взаимодействие семьи и школы становится все более актуальным и является основой в решении проблем не только обучения, но и социальной жизни подростка.

Трудность в организации взаимодействия школы и семей обучающихся, склонных к правонарушениям, проявлениям социальных девиаций, заключается в наличии проблем социально-педагогического характера, низкой педагогической культурой родителей, асоциальным поведением взрослых, отсутствием навыков взаимодействия с подростками.

В работах по социальной педагогике отмечается, что владение современными технологиями взаимодействия семьи и образовательного учреждения позволяет преодолеть хаотичность, неорганизованность, случайность использования методов и форм взаимодействия, обеспечить повышение качества взаимодействия(Т.А. Воронина, В.А. Сластенин, П.А. Шептенко).

Для решения проблемных ситуаций ребенка предлагаются следующие направления взаимодействия семьи и школы

- создание благоприятных условий для обеспечения профилактики и реабилитации детей, склонных к девиантному поведению и правонарушениям;

- консультирование и специальная помощь в профессиональном

cамоопределении ребенка;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- образовательная помощь родителям в решении проблемных ситуаций;

- педагогические способы выявления и решения проблем взаимоотношений между детьми и родителями в воспитании;

- информационный обмен между образовательными учреждениями, различными службами и ведомствами для координации совместной деятельности в связи с решением проблем конкретной семьи и конкретного ребенка [3].

Технология взаимодействия педагогов с семьями обучающихся предполагает овладение специальными средствами и приемами, обеспечивающими достижение прогнозируемой цели и результата педагогической деятельности (Селевко,Г.К., Барышников Е.Н.и др.). Технология включает различные этапы педагогической деятельности, в то же время имеет и системообразующие компоненты. К ним относятся: диагностирование, целеполагание, проектирование, содержание, организационно – деятельностный и контрольно – аналитический компоненты.

По мнению М.Н.Недвецкой технология взаимодействия семьи и школы опирается на следующие принципы [ 1]:

- системность как ведущий принцип, проходящий через всю работу педагога с семьей;

- индивидуальный подход к каждому ребенку и его родителю;

- прогностичность, обязательное составление прогноза развития для ребенка, его родителей, педагога;

- координация действий руководителя ОО, классного руководителя, социального педагога и т.д.;

- взаимодоверие и взаимоуважение всех участников процесса взаимодействия.

Для реализации технологии заимодействия семьи и школы необходимо изучить состояние и потребности детей и родителей в их взаимодействии; социальные ожидания, образовательные и информационные потребности семьи, базовые материальные, профессиональные, информационные ресурсы и методические возможности школы, воспитательный потенциал семьи.

В контексте наших рассуждений технолоогию взаимодействия семьи и школы можно представить как взаимосвязанные этапы деятельности в соответствии с опредленной целью и задачами для достижения результата.

На диагностическом этапе осуществляется сбор и обмен информацией о семье и школе как субъектах взаимодействия, включающий информацию о социальном положении семьи, о культурном, образовательном и профессиональном статусе семьи; о деятельности образовательного учреждения и возможностях дополнительного образования детей; о возможностях включения семьи в совместную деятельность с детьми и педагогами. Также необходимо проанализировать воспитательные возможности семей обучающихся, образовательные и информационные потребности, уровень и понимание важности взаимодействия с образовательным учреждением. Данный этап включает выявление проблем семейного воспитания, возможностей и необходимости оказания социально-педагогической и психологической поддержки детям и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. установление контакта с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменение ситуации.

Соответственно эти задачи могут быть достигнуты с использованием следующих методов: педагогическое наблюдение, анкетирование детей и родителей, диагностическая беседа, интервью и т.д. Анализ полученной информации дает возможность разработать содержание программ и планов, определить механизмы и формы взаимодействия семьи и школы для решения социально-педагогических проблем ребенка.

На следующем проектировочно-деятельностном этапе ставится задача по осуществлению разработки форм и методов взаимодействия семьи и школы, социально-педагогической, психологической помощи семье. Планируется система работы с педагогами, составляются программы повышения квалификации для успешной профессиональной деятельности педагогов по сотрудничеству с семьями обучающихся.

Для организации и проведения совместных событий, реализации социальных проектов, образовательных и просветительских программ используются возможности всех специалистов образовательного учреждения, детей, родителей. Большое значение имеет использование различных форм информирования семьи о деятельности школы, о возможностях сотрудничества с семьей. Для достижения поставленных целей и решения задач необходима четкая организация и управление процессом взаимодействия со стороны администрации школы и родительской общественности. В связи с тем, что во взаимодействие должны быть вовлечены обе стороны: и семья, и школа, то ими должны быть приняты общие цели взаимодействия. Необходимо спроектировать участие администрации, учителей-предметников, классных руководителей, педагога - психолога, социального педагога через использование следующих форм и методов.

Индивидуальные: беседа с родителями (диагностическая, воспитательная); посещение семьи на дому совместно с представителями органов опеки и ОДН; индивидуальные консультации специалистов ОУ,ЦППМСП и т. д.; дистанционное общение (переписка, виртуальные кабинеты для родителей).

Групповые и коллективные: лекции и консультации для родителей; конференции, педагогические чтения; открытые уроки, практикумы, тренинги, классные и школьные события и родительские вечера, выставки творческих работ, концерты, родительские собрания, родительские ринги, дискуссии, дни открытых дверей,семейные гостиные, семейные клубы

Задачей этого этапа также является изменение стереотипа поведения ребенка, индивидуальное и групповое сопровождение проблемной семьи. Большое значение при этом имеет индивидуальная работа с каждой семьей, а также практика разрешения конфликтных ситуаций.

Одной из проблем взаимодействия семьи и школы является недостаточные знания о нормативно-правовой базе взаимодействия и неумение ее использовать в решении вопросов профилактики социальных девиаций, воспитания и обучения ребенка. Эту проблему можно решить при помощи специально организованных информационных собраний, консультаций, бесед, информационных материалов, которые включает информацию о законах и нормативных документах системы образования, системы социальной защиты семьи и детства, о правилах взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Задачей аналитического этапа является анализ эффективности реализации планов, программ, результативность консультативной помощи семьям, их совместное с педагогами участие в решении социально-педагогических проблем ребенка. Корректировка программ и плпнов способствует прогнозированию и проектированию дальнейшей деятельности школы по взаимодействию с семьей. Здесь разрабатываются пути расширения пространства взаимодействия, участия специалистов различных учреждений и ведомств. Возможно проанализировать изменения профессиональной деятельности педагогов по организации сотрудничества с семьей. На основе анализа теоретической литературы можно выделить следующие принципы реализации программ и планов работы с обучающимися и их семьями [2]:

- конфиденциальности — информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы, без разрешения не используется;

-адресности — ориентированность работы на целевую группу;

- добровольности — все виды просветительской и профилактической деятельности подчинены праву выбора людей, получающих помощь;

- законности— педагог руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации;

- комплексности — все действия педагогов, психолога, социального педагога (планирование, анализ и пр.) носят целевой, комплексный характер;

- непрерывности — мероприятия просветительского и профилактического циклов проводятся ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.

Таким образом, главной целью всех этапов технологии взаимодействи семьи и школы в профилактике социальных девиаций подростков является организация конкретно-личностной помощи каждому ребенку и его родителям, когда возникают трудности и проблемы социального и педагогическогот плана, конфликтные и кризисные ситуации, отклонения в поведении, обучении и общении. Здесь разрабатываются пути расширения пространства социально-педагогического взаимодействия, межведомственного взаимодействия, социального партнерства с другими организациями и учреждениями.

Технология взаимодействия семьи и школы имеет свои особенности на каждом этапе. Наличие структурных элементов процесса является показателями развития взаимодействия, а содержание этих элементов – индикаторами, отражающими педагогическую целесообразность характера взаимодействия. На каждом этапе применяются конкретные методики и формы, основанные на общей технологии разрешения социально-педагогической проблемы, учитываются конкретные ситуации.

Представляется, что для достижения эффективного взаимодействия семьи и школы необходима профессиональная подготовка педагога, которая обеспечивает формирование компетенций. связанных с развитием у педагога критического мышления по отношению к собственной деятельности, принятием родителей как равноправных субъектов образовательного процесса, развитием диалогового общения с родителями и обучающимися, готовностью к обсуждению и принятию решений по вопросам образования совместно с родителями обучающихся.

Таким образом, можно утверждать, что взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся - это особая сфера профессиональной деятельности педагога. Готовность педагогов к осуществлению деятельности по привлечению семей к участию в решении социально-педагогических проблем ребенка как равноправных субъектов, взаимодействие с родительским активом, использование положительного воспитательного потенциала семей в совместной деятельности с педагогами и учащимися отвечает современным реалиям образовательной и социальной ситуации [4].

Если системно и профессионально выстроить взаимодействие с родителями, можно избежать большого количества конфликтов в современной семье и школе, результативно решать вопросы воспитания, обучения и социализации ребенка, профилактики социальных девиаций и правонарушений.

 

 

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Семья и школа - социальные институты и субъекты профилактики социальных девиаций учащихся: проблемы и особенности.

2. Технология взаимодействия семьи и школы: этапы, направления формы реализации.

3. Опыт, особенности и проблемы реализации технологии взаимодействия семьи и школы в профмлактике социальных девиаций учащихся.

Использованная литература

1. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 148 с.

2. Никитина Л. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников.-2000.-№8.- С.30-32.

3.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М., 2001. - 134с.

4. Щекина О. А. Подготовка педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в условиях ФГОС: компетентностный подход: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб АППО, 2015. -52 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: