П.А. Столыпин как политический мыслитель и реформатор




 

Крупным государственным деятелем, выразителем охранительной идеологии, защитником монархии был Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911). Столыпин, выходец из родовитой дворянской семьи, окончил физико-математический факультет Петербургского университета, служил в Министерстве внутренних дел, Министерстве земледелия и государственных имуществ. В 1899 г. он был назначен ковенским губернским представителем дворянства, в 1902 г. стал гродненским губернатором, а в 1904 г. назначен саратовским губернатором. В апреле 1906 г. Столыпин занял пост Министра внутренних дел в правительстве Горемыкина, а с июня 1906 г. – Председателя Совета министров, сохранив прежнюю должность.

Сторонник сильной государственной власти, монархии, строгих порядков, Столыпин с присущей ему энергией взялся за наведение покоя в революционной России. Ему принадлежала заслуга в борьбе с терроризмом, получившим в начале XX в. невиданный размах. За эту деятельность Столыпин получил в дореволюционной радикальной и в советской литературе прозвище «вещатель».

Своей реформаторской деятельностью Столыпин стремился преодолеть социально-экономический и политический кризис Российского государства, укрепить самодержавие, ввести страну в число ведущих держав мира. Выступая в Государственной думе 10 мая 1907 г., Столыпин произнес свою знаменитую фразу, ставшую программой его реформаторской деятельности: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, – заявил он, обращаясь к левым думским фракциям, – путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

Столыпин оставался последовательным защитником монархии, прилагая усилия к созданию условий выхода из революционного кризиса 1905–1907 гг. Эти усилия сводились, с одной стороны, к усилению репрессивно-карательных функций государства (введение военно-полевых судов для борьбы с терроризмом и др.), с другой стороны, к политике лавирования (например, думская тактика правительства). При этом сам Столыпин неоднократно проявлял твердость и настойчивость в решении сложных государственных задач, нередко встречая сопротивление и со стороны самого императора, и со стороны верхних слоев бюрократии, и со стороны радикально настроенных политических сил. Несмотря на некоторые уступки оппозиционным партиям, Столыпин оставался сторонником силовой политики. 16 ноября 1907 г. в своей речи в III Государственной думе он говорил: «…разрушительное движение, созданное крайними левыми партиями, превратилось в открытое разбойничество и выдвинуло вперед все противообщественные преступные элементы, разоряя честных тружеников и развращая молодое поколение. Противопоставить этому явлению можно только силу».

Столыпин был последней надеждой стремительно двигавшейся к своей катастрофе Российской империи. Этого не понимали власть имущие. Но это прекрасно понимали радикальные силы: успех реформаторской деятельности Столыпина сводил на нет их попытки раскачать российское общество, подвинув его к революции. Убийство Столыпина 1 сентября 1911 г. в Киеве стало началом приближавшейся катастрофы.

 

 


Заключение

 

Под впечатлением от падения коммунистических режимов в Европе многие полагают, что наступило торжество принципов свободного рынка и частного предпринимательства в глобальных масштабах подобно тому, как ранее приверженцам марксизма будущее виделось как торжество идей научного социализма.

Синтез частной инициативы и социальной справедливости в духе теории конвергенции или платформы современной социал-демократии имеет все основания занять прочное место в политической мысли XXI века.

Нельзя исключить и новой борьбы полярных идеологий, столь характерной для уходящего столетия.

Наконец, весьма вероятной представляется борьба националистических интересов. Раскол мира на две системы сильно их ослабил и сковал, подчинил интересов блоков. Распад социалистического лагеря привел к бурному всплеску националистических интересов и страстей как в России и в других государствах, возникших на месте бывшего СССР, так и за их пределами. В связи с прекращением глобального противостояния систем сходные тенденции оживились как на Западе, так и на Востоке.

Развитие политической мысли продолжается. Предугадать его результаты едва ли возможно. Реальная цель, которая ставится перед историей политических учений, состоит лишь в том, чтобы осветить прошлое и извлечь уроки из его опыта.

 

 


Список используемой литературы

 

1. Желтов В.В. История политических идей: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 532 с.

2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Издание 2‑е, переработанное и сокращенное / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. М.: ИКД «Зерцало‑М», 2004. – 576 с.

3. История политических учений. Вып. 3 / Под ред. проф. О.В. Мартышина. – М.: Юристъ, 2000. – 560 с.

4. Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли: Учеб. пособие для вузов / Под ред. доктора ист. наук В.И. Жукова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.

5. Федорова М.М. Классическая политическая философия. М.: Издательство «Весь Мир», 2001. – 479 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: