Вопрос 4. Философия истории




Греческое слово история означает рассказ о прошлом, о том, что действительно было. Уже в античности возникла традиция связывать прошлое с настоящим и будущим. Отсюда возникает комплекс философских вопросов:

· в чем источники, движущие силы развития общества

· какова связь прошлого, настоящего и будущего

· имеет ли история народов единый универсальный смысл

Главные интересы философии истории связаны с познанием направленности и необратимости исторического движения, а так же того, какое место занимает человек в драматическом развитииистории. Человек – историческое существо, он погружён в бег времени, чувствует и знает это, поэтому он не может не испытывать интереса к своей исторической участи. Рассмотрим главные философские подходы к разрешению вышеназванных вопросов, и в первую очередь о диалектике (развитии) общественной жизни.

Общество как органическая система находится в постоянном движении, изменении, развитии. Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы. Вопрос об источниках и движущих силах развития общества занимает умы исследователей истории с античных времён и до наших дней. Ответ на этот вопрос никогда не был однозначным, наоборот, ответов на него существует множество, например:

· религиозные философы видели источник развития общества в Боге и в божественном мире;

· представители географического детерминизма (Ш. Л. Монтескье, Ф. Ратцель, Л. И. Мечников и др.) считали, что развитие общества полностью зависит от географических условий и приводили в доказательство своей точки зрения множество примеров (о речных и морских цивилизациях, о влиянии жаркого и умеренного климата на работоспособность граждан общества, о богатстве и бедности природных условий, влияющих на разделение труда и т.п.);

· представители позиции «героев и толпы» (философы эпохи Просвещения, философии жизни, английский историк А. Тойнби и др.) считали источником развития и движения общества идеи и теории, создаваемые критически мыслящими личностями с высоким интеллектом (сверхчеловек у Ницше, творческое меньшинство, возглавляемое великой личностью, лидером у А. Тойнби);

· марксистская философия видит источник развития общества в нём самом, т.е. в социальных противоречиях, главным из которых является противоречие между потребностями людей и возможностью общества их удовлетворить. Ведь потребности людей и их интересы всегда являются побудительными силами человеческой деятельности, т.к. они отражаются в сознании и направляют, определяют поступки человека. Если потребность удовлетворена, то возникают другие потребности. Социальная философия сформулировала закон возвышения потребностей, который состоит в том, что удовлетворенная потребность вызывает к жизни другую, третью… Этот процесс повторяется, сохраняя устойчивость и внутреннюю необходимость. Помимо материальных потребностей (в пище, одежде, жилье и т.п.), у людей есть и духовные потребности (в знаниях, духовной «пище» в виде музыки, живописи и т.п.). Чтобы удовлетворить возрастающие материальные и духовные потребности, обществу необходимо постоянно расширять производство материальных и духовных благ, что ведёт к постоянному и непрерывному прогрессивному развитию общества.

 

Способы и формы развития общества весьма многообразны, каждый социальный организм идёт своим путём, имеет свою историю. Социальная философия, используя историческое описание многообразных форм развития общества, предлагает два важных подхода к анализу истории:

- первый подход подмечает единство истории, момент её повторяемости. Этот подход называется «линейным », его представители считают, что исторический прогресс совершается путём перехода общества от одной стадии к другой, от менее совершенной к более совершенной (направленное развитие);

- второй подход подчёркивает многообразие, многовариантность развития стран, народов, государств и в целом истории. Этот подход называется культурно-релятивистским (развитие осуществляется циклически, не направленно).

Примером «линейного» подхода является учение об общественно-экономических формациях, созданное К. Марксом. Оно основывается на материалистическом понимании истории, суть которого в признании того, что основу жизни общества составляет производство материальных благ.

К. Маркс обратил внимание не на особенности отдельных конкретных обществ, а на их сходство, заключающееся в том, что у этих разных обществ есть единая материальная основа – способ производства материальных благ. Если все единичные общества имеют своим фундаментом одну и ту же систему социально-экономических отношений (способ производства), то эти общества относятся к одному и тому же типу (несмотря на другие различия). Эти типы К. Маркс назвал общественно-экономическими формациями (ОЭФ). Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства материальных благ и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества. В целом К. Марксом было выделено пять общественно экономических формаций:

· первобытнообщинная;

· рабовладельческая;

· феодальная;

· капиталистическая;

· коммунистическая (социалистическая).

Примером культурно-релятивистского подхода является цивилизационная теория, согласно которой ход истории приводит к образованию многих цивилизаций, весьма своеобразных гражданских сообществ, которые определённым образом взаимодополняют друг друга. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби, центральным понятием которого является цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий свет в истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации (особенно по религиозным вопросам). К основным цивилизациям Тойнби относит:

· шумерскую

· вавилонскую

· минойскую

· эллинскую (греческую)

· китайскую

· индусскую

· исламскую

· христианскую

· некоторые другие цивилизации

Локальных, т.е. национальных цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (русская, германская, американская и т.д.).

Движущими силами истории, по мнению А. Тойнби, являются:

· вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

· ответ цивилизации в целом на вызов;

· деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Развитие всей истории строится по схеме «вызов-ответ». По своей внутренней структуре, цивилизации состоят из:

· творческого меньшинства;

· инертного большинства.

Творческое меньшинство ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своём существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

· зарождение;

· рост;

· надлом;

· дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Другим примером культурно-релятивистского подхода является теория немецкого философа Освальда Шпенглера, центральным понятием которой выступает культура, поэтому эта теория называется культурологической. Культура – это совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни, т.е. всё, что создано умом и руками человека. Культура – это автономная, самодостаточная, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живёт и умирает. Понятие «культура » у Шпенглера близко понятию «цивилизация » у Тойнби, однако «цивилизация » у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация у Шпенглера в рамках его культурологического подхода -

высший уровень развития культуры, завершающий этап развития культуры, предшествующий её смерти. Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

· индийская;

· китайская;

· вавилонская;

· египетская;

· античная;

· арабская;

· русская;

· западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX века. В настоящее время среди современных философов получила широкое распространение точка зрения о том, что человечество в своём историческом развитии проходит три стадии:

· традиционного, аграрного общества;

· индустриального общества;

· постиндустриального (информационного, технологического) общества.

Получается, что современная философия рассматривает историю как объективный и закономерный процесс, что свидетельствует о её «линейном» развитии.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что изучает социальная философия?

2. Дайте философское определение обществу и объясните его.

3. Чем отличается философия общества от философии природы?

4. Назовите основные признаки зрелого общества и дайте им краткую характеристику.

5. Какова структура современного общества?

6. Какие вопросы интересуют философию истории?

7. Расскажите о различных ответах на вопрос об источниках и движущих силах исторического развития.

8. Что представляет собой «линейное» развитие общества? Кто из философов и как объясняет этот принцип развития?

9. Приведите примеры культурно-релятивистского подхода к анализу развития человеческого общества.

10. Охарактеризуйте взгляд современных философов на историю общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: