Механизм дыхания, методические рекомендации по организации работы над певческим дыханием




Г.

Конспект занятия в вокальном ансамбле «Глория»,

Рук. Чернецкая Т.Е.

Группа №1

Тема занятия:

«Певческое дыхание в распевках и песнях.»

«Работа над музыкальным репертуаром»

Цель занятия:

ü Повышение вокального мастерства учащихся

ü Ознакомление с навыками певческого дыхания

Задачи занятия:

ü Обучающая - обучение методам и приемам работы с основными навыками певческого дыхания, при помощи вокальных упражнений

ü Развивающая – развитие дыхательного аппарата

ü Воспитательная – Воспитать такие черты характера как трудолюбие, целеустремлённость, собранность, пунктуальность); Воспитать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность;

 

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: групповая.

Используемое оборудование: фортепиано, ноутбук, микрофоны, микшер, вокальная литература.

Методический и дидактический материал: нотные партитуры для работы с вокальным ансамблем, фонограммы «плюс» и «минус».

Ход занятия:

ü Теоретическая часть:

 

Механизм дыхания, методические рекомендации по организации работы над певческим дыханием

«Учиться больше умом, а не голосом, так как, утомив его, никакими средствами не приведешь опять в хорошее состояние «Хорошая голова – залог успешной работы, она так же важна, как и хороший голос. Фундаментом, основой в пении является дыхание. Считается, что хорошее пение – это «мастерство выдоха», но чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться «вдыхать»».

Фраза педагога вокалиста Ф. Ламперти.

Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходит постепенно, струей через связки – горло, как смычок по струнам, заставит наш голосовой аппарат звучать. Конечно, это очень упрощенная схема, но главная идея здесь показать важность дыхания в процессе звукообразования.

В вокальном исполнении дыхание должно быть активным, целенаправленным, максимально собранное в упругий «пучок».

Дыхание бывает трех видов:

· Ключичное – очень поверхностное.

· Грудное

· Грудобрюшное (диафрагмальное)

При ключичном дыхании у человека поднимаются плечи, «вздергиваются» ключицы, а воздух входит только в верхушки лёгких, при этом совершенно не раздвигая грудную клетку. Такой тип дыхания не годится для вокалиста. Поющий человек должен брать дыхание, так чтобы «раскрылась» грудная клетка, наполнилась воздухом, а плечи при этом должны остаться в спокойном состоянии.

Попробуйте представить (или же взять и попробовать), что перед вами зажженная свеча, которую вам нужно потушить. Что вы будите делать? Я думаю, ни у кого не возникнет и мысли об этой «проблеме», а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь попробуйте повторить это еще раз и проследите свои действия. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом целенаправленным потоком посылается наружу. Подобный процесс должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть постоянно. Сначала вдох – потом выдох.

Диафрагма- это самая большая мышца в организме и для нашей работы она играет не маловажную роль, она разделяет грудную и брюшную полость, охраняя при этом сердце и легкие от случайных повреждений. Так вот когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличивающихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот становится в форме шара (мяча) – следствие вдоха! Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.

Для того чтобы певческое дыхание было правильным, нужно встать (сесть) в правильное положение: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому очень важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо зафиксированы.

Самая сложная задача певческого дыхания – это контроль и регуляция выдоха, что обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый поток воздуха, сохраняя при этом объем грудной клетки. Пение – мастерство выдоха!

Для начала неплохо было бы научиться, не сбрасывать, все дыхание за один раз (на первых звуках фразы), а попробовать распределить его до конца фразы, постепенно подавая ровной струей, что обеспечит и ровный звук. Давайте еще раз вернемся к упражнению «свечка», но только сейчас положите руку на живот и прочувствуйте, как работает диафрагма. Она как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу «выплеснуться» на первых моментах выдоха. А сейчас попробуйте помочь животом ускорить выдувание воздуха (толкают мышцы живота). Обратите внимание, что живот поднимается постепенно, а грудная клетка не опадает, она остается все в том же состоянии (развернутая), как при вдохе. Диафрагма при выдохе резко не меняет своей формы, а медленно возвращается к своему первоначальному, куполообразному состоянию, и этот процесс помогает осуществить певческий выдох.

При пении не должно резко опадать объем грудной клетки, именно в этом и заключается парадоксальность певческого выдоха: дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает.

А теперь свои ощущения полученные при упражнении «свечка» повторите со звуком, то есть спойте на выдохе любой звук, потяните его, а руками в это время «следите» за «работой» выдоха. При звукоизвлечении живот не должен зажиматься, дергаться, выпячиваться.

Мышцы живота + диафрагма = регулятор певческого выдоха, а грудная клетка не меняет свою форму при звучании голоса, делает звук объемным, мощным. Это называется опорой на диафрагму и использование грудной клетки. На первом этапе обучения упражнения должны быть простыми, чтобы внимание начинающего вокалиста была сконцентрировано на возникнувшие перед ним задачи и трудности. При овладении техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Ф. Ламперти для тренировки дыхания и контроля плавности и экономии выдоха рекомендовал своему ученику поставить перед собой свечку. Если пламя остается неподвижным во время пения, значит, дыхание используется совершенно правильно. Этим приемом пользовался известный русский тенор Д. Смирнов, только вместо свечи он брал страусовое перо, которое держал во время пения на расстоянии 20 см. ото рта.

Педагог М.Э. Тессер процесс певческого выдоха сравнила со струей фонтана, которая благодаря своему напору может удержать легкий мячик. Так и звук никогда не должен «падать», его беспрерывно поддерживает поток (струя) дыхания.

В этой не легкой работе очень важен самоконтроль как слуховой, так и мышечный. Помогайте себе руками контролировать весь процесс. Чередуйте простые дыхательные упражнения с вокальными, и запомните «Оканчивая звук, нельзя выпускать остаток воздуха быстрым опусканием грудной клетки или допускать расслабление диафрагмы, то есть сохранять «вокальную форму» своего инструмента – тела. Добиться этого в начале не легко, но зато в этом единственно верный путь выработки красивого кантиленного пения» (М. Гарсия)

Рекомендации начинающим вокалистам при работе:

· Встаньте прямо, опора на обе ноги, корпус прямой;

· Нельзя учиться на полный желудок (диафрагма лишена свободы и подвижности), приступите к пению минимум через час после еды;

· Дышите тихо, призвуки во время дыхательных тренировок недопустимы;

· Берите полный объем воздуха, однако избегайте перебора, который в своем времени приведет к зажатию;

· Не выдыхайте полностью, ваше пение утратит естественность и красоту;

· Нельзя при окончании ноты опускать грудь, расслаблять диафрагму. Сохраняйте ровность, опорность звучания.

Заданиепо теории:

1. Изучить конспект, ознакомиться с терминологией.

2. Петь вокальные упражнения на развитие дыхания вместе с видеороликом.

3. Знать типы дыхания (названия и характеристика каждого типа).

4. Что такое «диафрагма».

Работа с муз. репертуаром:

1. Вокальные упражнения. Петь вокальные упражнения, данные на странице сайта. Прослушать вначале, как исполняется упр., затем соединить свой голос с исполнением педагога.

2. «Пульс планеты» - повторять песню, работать с фонограммой «плюс» и «минус», следить за интонацией. Повторить партии по голосам. Вспомнить партию отдельно, затем соединить с фонограммой «плюс» и «минус». Звук фонограммы включать не громко, чтобы он не заглушал ваш голос.

3. «Сапожки русские» - повторять партии по голосам. Соединять с фонограммой. Вспомнить сценические движения. Исполнять вместе с фонограммой, соединяя пение со сценическим движением.

4. «Кто, если не мы » - повторить песню, вспомнить партии по голосам. Петь с фонограммой «плюс» и «минус».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: