Педагогическая ситуация № 1
Стандартная ситуация
Описание ситуации.
Воспитатель начала проводить занятие на тему «Волшебница сказка». Взяла хрестоматию издательства Самовар, и не нашла в ней сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Дети начали отвлекаться, занятие было прервано.
Оценка ситуации.
Воспитатель заранее не посмотрела есть ли данная сказка в этой хрестоматии, так как думала что если эта сказка есть в программе детского сада «От рождения до школы», то она есть в любой хрестоматии.
Прогнозирование результатов.
Если воспитатель и в дальнейшем не будет заранее готовится к занятиям и не будет просматривать какой либо материал, в нашем случае хрестоматию, и не будет готовится, то занятие будет прервано. Дисциплина на занятии будет на низком уровне и у детей пропадает желание заниматься.
Решение.
Необходимо заранее просматривать материал, наличие в них каких либо деталей, которые нужны на занятии, и без которых занятие в целом не будет эффективным.
Психологическое обоснование.
Чтобы успешно провести занятие, воспитателю необходимо к нему тщательно подготовиться.
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.
При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми — наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т.п. Накануне занятия нужно еще раз посмотреть план, воспроизвести в памяти содержание занятий и методические приемы (вопросы, указания, образец, рассказ), повторить весь литературный материал (стихи, рассказы, сказки, загадки, потешки) смотря по тому, что включено в занятие.
Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы.
Необходимо отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
Создавать интерес к предстоящей работе. Предупреждать детей о начале занятия заранее, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организовать работу дежурных по подготовке к занятию.
Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.
Педагогическое обоснование.
При подготовке к занятию необходимо учитывать максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста составляет: в первой младшей – 10 занятий, во второй младшей группе – 11 занятий, в средней группе – 12, в старшей – 15, в подготовительной – 17.
Продолжительность занятий для детей: ясельного возраста от 1,5 до 3-х лет не более 8-10 минут (допускается проводить одно занятие в первую, и одно во вторую половину дня, в теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки); 4-й год жизни – не более 15 мин; 5-й год жизни – не более 20 мин; 6-й год жизни – не более 25 мин; 7-й год жизни – не более 30 мин. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку. Перерывы между занятиями не менее 10 минут. Что касается воспитателя, то он должен заранее подготавливать материал, проверять на наличие тех или иных оборудований. Продумать в какое время будет проведено занятие, подготовить рабочее (игровое) место. Если может быть недостаток материала, нужно продумать, чем можно его заменить. Например, в нашем случае вместо овоида, можно было показать яйцо или слепить из пластилина, чтобы детям было понятно различие между овоидом и овалом.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, требования к занятию являются:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
13. Преждевременная подготовка к занятию.
В заключении, необходимо уточнить следующее – слово «занятие» как таковое теперь не используется, его заменило словосочетание «образовательная деятельность» с детьми.