Задания 18 и 19 предлагаются детям, быстро правившимся с упражнением 5.
УРОК 6
Тема: "Геометрические фигуры" (обобщение).
Упражнение 1
На этом занятии повторяется входная проверочная работа (домик и трактор). Сравнение результатов даст учителю возможность определить степень продвижения ребенка.
В качестве задания более высокого уровня сложности можно использовать задание 20 из тетради: "Дорисуй вторую половину Тянитолкая". Следует заранее познакомить детей со сказкой "Айболит" и ее героями (у Тянитолкая две головы, поэтому справа рисуется зеркальное отражение левой части рисунка).
Детям, быстро справившимся с рисунком, предлагается задание 21 из тетради: сложи из деталей мозаики домик, машину и елочки.
Упражнение 2
Измени рисунок по заданию. Нарисуй свой вариант.
Примечание: задание "Перекодировка" показывает уровень сформированности учебной самостоятельности, распределения внимания и умения самостоятельно понимать и воспринимать инструкцию. Можно сначала предложить детям выполнить задание на листке бумаги с последующим разбором. Не следует предварительно объяснять детям способ выполнения задания, поскольку в этом случае дети проявят не уровень учебной самостоятельности, а исполнительность и прилежание.
При анализе результата выполнения задания учитель помогает детям связно выразить суть "инструктивного письма": круг заменяется на треугольник, а квадрат ни на что не заменяется, потому что в задании он не обозначен.
Задание 26 "Нарисуй коня" можно использовать для домашней работы. Можно использовать задание 31 "Клоун". Следует попросить детей обвести на кальке нужные фигуры к заданию 31, а затем вырезать их из цветной бумаги и приклеить на рисунок "Клоун".
Задание 23. Найди лишнюю фигуру и закрась ее синим карандашом.
Задание 24. Среди фигур справа найди такие же, как и слева. Одинаковые фигуры закрась одним цветом.
Задание 25. Сложи из деталей мозаики рыбку, робота и кошку.
Задание 26. Сложи из деталей мозаики лошадь.
УРОК 7
Тема: "Сравнение фигур. Круг".
Упражнение 1
Материал: на фланелеграфе несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета).
Задание: разделите круги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (По цвету.)
Упражнение 2
Способ выполнения: учитель добавляет несколько квадратов тех же цветов (два цвета) и примерно тех же размеров, перемешивает фигуры.
Задание: попробуйте снова разделить фигуры на две группы. (Два варианта: цвет, форма.)
Упражнение 3
Материал: набор фигур.
Задание: выберите круг из группы фигур.
– Почему только вторая фигура – круг? Как можно назвать фигуры 1, 3 и 6? (Полукруг, часть круга, овал.)
Упражнение 4
Материал: у детей на столе два круга из плотной бумаги или картона – большой красный и маленький зеленый.
Задание: давайте попробуем рассказать про этот круг. Возьмите его в руки. Что можно рассказать о нем? (Он из бумаги, красный.)
Учитель показывает мяч.
– Можно сказать, что это круг? (Нет.) Но что-то похожее есть? (Да.)
– Возьмите круг пальцами вот так: . Говорят, что круг плоский.
– Можно сказать, что мяч плоский? (Нет.) Мяч не будет кругом. Мяч имеет форму шара.
Упражнение 5
Материал: два круга на фланелеграфе.
Задание: посмотрите на эти две фигуры.
– Чем они похожи? (Обе круглые. Круги.) Чем отличаются? (Цветом: красный и зеленый. Размером: большой и маленький.)
Упражнение 6
Задание: посмотрите на эти яблоки.
Учитель выставляет на фланелеграф модели двух яблок: большого зеленого и маленького красного.
– Какой из ваших кругов похож на это яблоко? Чем?
Учитель показывает маленькое красное яблоко. Дети могут показать и тот и другой круг. Разбирают оба варианта: похож цветом, похож размером. Тот же вопрос с другим яблоком.
Упражнение 7
Материал: игра "Сложи круг".
Способ выполнения: детям раздают конверты с разрезанным на части кругом. Его надо сложить. Все варианты разные. Учитель проверяет результаты, подходя к каждому ребенку. Сложив свой круг, дети меняются конвертами. Каждый складывает 5–6 вариантов.
Упражнение 8
Материал: образец закладки с узором из кругов, рамка, цветные карандаши, полоски бумаги.
Способ выполнения: учитель показывает детям закладку для книг с узором из кругов. Узор анализируется. Используя рамку, дети рисуют его на готовых полосках бумаги (картона). Закрашивают по рамке.
Это задание можно заменить выполнением задания "Две гусеницы": нарисуй таких же гусениц, используя рамку. Раскрась правую зеленым цветом, левую – красным.