Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности




 

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.

Итак, ребенок приходит в школу. Начинает посещать ГПД. Здесь дети в основном расслаблены, не держат себя в таких рамках, как на уроке. Это связано с тем, что все уроки им приходится сдерживать свои эмоции, «сидеть смирно», не отвлекаться, поэтому в ГПД дети приходят уже эмоционально и физически уставшие. Во многом рабочий процесс в ГПД зависит от правильно выбранного режима дня. Прогулка является обязательным моментом перед самоподготовкой (чаще всего это выполнение домашнего задания). Польза прогулки в том, что дети благодаря активным играм на воздухе снимают свою эмоциональную усталость, отдыхают от учебы, общаются с одноклассниками, лучше узнают друг друга, чувствуют себя более раскрепощено.

Помимо помощи в организации самоподготовки и выполнении домашнего задания совместно, существуют методы и принципы работы со слабоуспевающими детьми.

 

Методы работы с такими детьми:

1. Словесный – беседы на темы, в которых есть «пробелы».

2. Наглядный – разбор сложного материала на доске, совместно со слабым учеником.

3. Использование игрового момента в выполнении сложных для учащегося заданий. Многих слабоуспевающих детей сложно усадить за выполнение работы. У них сразу находится тысяча более важных дел, никак не связанных с учебой. Но стоит их заинтересовать, похвалить за сознательность, как их отношение меняется.

4. Метод самостоятельных работ. Этот метод лучше использовать после первых 3-х.

При использовании данных методов есть определенные принципы работы со слабоуспевающими детьми:

1. не ставить детей в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа,

2. желательны ответы в письменной форме, по ним становится понятно правильно ли выполнено задание;

3. необходимо подбадривать ребенка, хвалить его. Создавать атмосферу благожелательности, всесторонней поддержки.

4. выполнять аналогичное задание. Разбирать его вместе, затем предложить самостоятельно выполнить нужное задание, проводя видимую аналогию. Но ни в коем случае: НИЧЕГО НЕ РЕШАТЬ ЗА РЕБЕНКА!

 

При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

 

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: