Александр Андреевич Иванов (1806-1858)




Конспект 6

Тема: Творчество Александра Андреевича Иванова

Центральной фигурой в живописи середины XIX в. был, несомненно

Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

Иванов окончил Петербургскую Академию с двумя медалями. Малую золотую медаль он получил за картину

1. «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» 1824, ГТГ

на сюжет Гомера, в Большую золотую медаль – за произведение

2. «Иосиф, толкующий сны заключенным в темнице виночерпию и хлебодару» 1827,ГРМ

Полное экспрессии, однако, просто и ясно.

Родился художник в семье профессора петербургской Академии художеств, художника Андрея Иванова. Он учился у отца и ему не раз приходилось доказывать академическому начальству собственный профессионализм и самостоятельность. Учебные рисунки Иванова уже на протяжении почти двух столетий входят во все учебные пособия как образцы.

В 1830 г. Иванов уезжает через Дрезден и Вену в Италию на средства Общества поощрения художников. Там он остро и живо ощутил античность; особо его занимал образ Аполлона как покровителя искусств. Результатом стала картина, с характерной для классицизма композицией

3. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением»

3 4

Аполлон главный персонаж выделен светом, его уста полуоткрыты, взгляд устремлен в даль, он словно созерцает то высокое, о чём говорит чарующая музыка. Картина, однако, осталась неоконченной. Сам художник объяснил это тем, что настроение первозданной радости греческого мифа неподвластно нынешнему художнику и непонятно зрителю.

4. «Явление Христа Марии Магдалине»

Сюжет: евангельский, Магдалина, пришедшая к гробнице Христа, с другими женщинами, чтобы умостить его тело миром, обнаружила гробницу пустой и видит неподалеку прекрасного человека. Узнав Учителя, Магдалина устремляется к нему, но Христос отстраняет её.

Идея: создать идеально прекрасные, неземные образы. Картина имела успех в Петербурге и принесла ему звание академика. Но сам художник не был удовлетворен и картину назвал только «початком», от которого в дальнейшем ждал новых ростков.

Путь Иванова никогда не был легким, за ним не летела слава как за «Великим Карлом». При жизни его талант ценил Н.Гоголь, Н. Герцен, П. Сеченов, но среди них не было живописцев. Жизнь Иванова в Италии была наполнена работой и размышлениями о живописи. Ни богатства, ни светских развлечений он не искал, проводя свои дни в стенах мастерской или на этюдах. На мировоззрение Иванова оказала влияние немецкая философия, прежде всего шеллингианство (В. Шеллинг- немецкий филосов, представитель немецкого идеализма, входит в круг первых романтиков) с его идеей пророческого предназначения художника в этом мире, затем философия истории религии Штрауса. Увлечение историей религии повлекло за собой почти научное изучение Священных текстов, следствием которого явилось создание знаменитых библейских эскизов и обращение к образу Мессии. Романтизм Иванова, это принцип «эстетического романтизма», акцент перенесен с эстетического начала на нравственное. Страстная вера художника в нравственное преобразование людей, в совершенствование человека, ищущего свободы и правды. Эта идея привела Иванова к основной теме его творчества – к картине, которой он посвятил 20 лет (1837-1857),

5. «Явление Христа народу» ГТГ, авторский вариант – ГРМ.

«Человечество на историческом перепутье»- такова ведущая тема картины, где люди показаны на рубеже эпох – язычества и христианства.

Первое упоминание о замысле большой картины Александр Иванов сделал в письме к отцу, единственному близкому человеку. Он отправил ему первый эскиз и краткое описание. Уже тогда появилась идея изобразить фигуру Хирса в отдалении. «Он должен быть совсем один», - настаивал Иванов. Тема одиночества, непонимания, но и подвига, совершаемого для людей, была глубоко прочувствована художником и в собственной жизни.

Сюжет: первое появление Христа перед людьми как Мессии, Спасителя мира.

Иванову казалось странным, сто до него этот сюжет никем не изображался. Не было разработанной иконографии э того сюжета. Художник считал, что такая картина непременно должна быть написана если не им, то кем либо другим.

С этого момента жизнь Иванова всё более подчинялась высокому служению искусству. Он понимал живопись как долг, подвиг. Картина которую он писал два десятилетия, сделала его мучеником идеи.

Общество поощрения художников отказывало ему в поддержке, считая, что художнику следует вернуться в Россию. Иванов считал, что картина должна быть написана только в Италии. Обращается за помощью к Н. Гоголю. Ко всем пресвященным русским людям с просьбой помочь ему завершить картину.

Эволюцию Иванова в работе над «Явлением…» можно определить как путь от конкретно-реалистической сцены к монументально-эписескому полотну. Каждая из фигур тщательна разработана художником в натурных штудиях. Для некоторых персонажей написаны десятки этюдов. В поисках облика Христа с головами живых натурщиков сопоставлялись головы античных статуй. В зарисовках порой сталкивались два противоположных характера, но образ в картине их примиряет, он всегда более нейтрален и спокоен.

Помимо разработки человеческих типов, большую роль уделял художник поиску природного окружения. По началу Иванов мечтал отправится в Палестину, на места евангельских событий. Но затем заменил её Римом, мест связанных с более древней историей. Но писал широкие панорамные пейзажи с горами и дальними деревьями, этюды каменистых берегов, рек и ручьев.

Еще одна важная для художника задача – изобразить обнаженное тело на открытом воздухе. Самое светлое пятно в этюде

6. «Семь мальчиков» этюд

- это разовое тело обнаженного мальчика залитое солнечными лучами, и сверкающая белизной драпировка с ярко-голубыми и зелеными тенями. Именно здесь Иванов увидел эффект разложения локального цвета и ближе всего подошел к пленэру, который будет разработан позже французскими импрессионистами.

Композиция картины: классическая основа. Симметрия, размещение главной фигуры на переднем плане – Иоанн Креститель - по центру; барельефное расположение всей группы в целом.

Схема композиции

Но традиционная схема переосмыслена художником. Смысловым центром – фигура Христа, самая малая по размеру. Он становится смысловым ядром полотна. Взоры людей обращены к Иоанну Крестителю, но она не абсолютный центр, это вносит к картину ощущение драмы. В картине поражает необычайная правдивость разнообразных персонажей, их психологическая характеристика, сообщающая потрясающую достоверность всей сцене. Отсюда убедительность духовного перерождения героев.

Художник не закончил своего произведения, но он сделал главное – «разбудил внутреннюю работу в умах русских художников», говорил Крамской. Находки Иванова были настолько новыми, что зритель не в состоянии был их оценить. До сих пор картинка остается настоящей академией для поколения мастеров, как «Афинская школа» Рафаэля или Сикстинской плафон Микеланджело.

7. Библейские эскизы ГТГ

Благовещание Хождение по водам

Эскизы эти представляют нам новые возможности графики, его пластического и линейного ритма, акварельного пятна, не говоря уже о творческой свободе в трактовке самих сюжетов, показывающей глубину Иванова-философа, и о его величайшем даре монументалиста («Захария перед ангелом», «Сон Иосифа»,»Моление о чаше» и др.)

В последнее десятилетие пребывания в Италии работал над циклом Библейских эскизов. Его увлекло монументальное искусство. Замысел: создать настенные росписи общественного здания или специально выстроенный храм, где перед зрителем прошла бы вся история человечества, рассказанная в библейских сюжетах. Художник задумал 22 цикла, сквозным стержнем которых была жизнь Христа. Художник стремился увидеть события по-своему, сохранив достоверность обстановки, в которой они могли происходить. Тема величия человека проходит через весь Библейский цикл.

Цикл Иванова - доказательство того, что гениальная работа и в эскизах может быть новым словом в искусстве. Библейские эскизы не имеют аналогий в искусстве. Колоссальный труд художника над эскизами, создает впечатление того, что будто эскизы рождались один за другим на одном дыхании.

Исчерпав все средства к существованию, А. Иванов вернулся на родину в Петербург. Художник мечтал продать картину «Явление Мессии» и уехать на Восток. Едва успев устроить выставку и завести первые знакомства, Иванов заразился холерой и умер.

Художественное наследие А.Иванова было оценено потомками после его смерти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: