Российской Федерации на период до 2035 года




ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 4

I. Цель, приоритеты и направления развития энергетики 6

1.1. Цель и приоритеты развития 6

1.2. Основные направления деятельности 8

1.3. Достижение национальных целей и решение стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года 9

II. Оценка состояния и тенденций развития мировой и российской энергетики 12

2.1. Оценка состояния и тенденции развития российской энергетики 12

2.1.1. Общая характеристика, вызовы и угрозы 12

2.1.2. Недропользование 14

2.1.3. Нефтяная отрасль 15

2.1.4. Газовая отрасль 16

2.1.5. Нефтегазохимия 18

2.1.6. Угольная отрасль 19

2.1.7. Электроэнергетика 21

2.1.8. Атомная энергетика 22

2.1.9. Гидроэнергетика, иная возобновляемая энергетика и местные виды топлива 23

2.1.10. Теплоснабжение 25

2.1.11. Энергосбережение и энергоэффективность 25

2.1.12. Охрана окружающей среды и противодействие изменениям
климата 26

2.2. Тенденции и вызовы развития мировой энергетики 27

2.2.1. Мировой топливно-энергетический баланс 27

2.2.2. Мировые рынки нефти и нефтепродуктов 27

2.2.3. Мировой рынок газа 29

2.2.4. Мировой рынок угля 29

2.2.5. Электроэнергетика 30

2.2.6. Развитие и распространение прорывных технологий 31

2.3. Сценарные условия развития российской энергетики 32

III. Задачи и ключевые меры развития 34

3.1. Эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей ТЭК 34

3.1.1. Нефтяная отрасль 34

3.1.2. Газовая отрасль 37

3.1.3. Нефтегазохимия 40

3.1.4. Угольная отрасль 41

3.1.5. Электроэнергетика 42

3.1.6. Атомная энергетика 44

3.1.7. Водородная энергетика 46

3.1.8. Энергосбережение и энергоэффективность в сфере энергетики 47

3.2. Пространственное и региональное развитие сферы энергетики 48

3.2.1. Реализация пространственных приоритетов государственной энергетической политики 48

3.2.2. Нефтяная отрасль 49

3.2.3. Газовая отрасль 50

3.2.4. Нефтегазохимия 52

3.2.5. Угольная отрасль 52

3.2.6. Электроэнергетика 53

3.2.7. Гидроэнергетика и иная возобновляемая энергетика 54

3.2.8. Теплоснабжение 56

3.2.9. Охрана окружающей среды и противодействие изменениям
климата 57

3.3. Достижение технологической независимости ТЭК и повышение его конкурентоспособности 60

3.3.1. Недропользование 60

3.3.2. Научно-техническая и инновационная деятельность 61

3.3.3. Развитие кадрового потенциала и социальная защита 65

3.4. Совершенствование государственного управления и развитие международных отношений в сфере энергетики 67

3.4.1. Совершенствование государственного и корпоративного управления в отраслях ТЭК 67

3.4.2. Развитие международных отношений в сфере энергетики 70

IV. Механизм, этапы и основные результаты реализации Стратегии 72

Заключение 75

Приложение А. Показатели реализации Стратегии 76

Приложение Б. Прогнозный топливно-энергетический баланс 81

Приложение В. Перечень технологического оборудования, востребованного организациями ТЭК, создание или локализация которого необходимы на территории Российской Федерации 83

 


Введение

 

1. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период
до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии
с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162, и является межотраслевой стратегией для совокупности отраслей и сфер государственного управления в сфере энергетики.

2. Стратегия обеспечивает реализацию в сфере энергетики положений:

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
"О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации № 204);

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 31 декабря 2015 г. № 683;

Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 1 декабря 2016 г. № 642 (далее - Стратегия научно-технологического развития);

Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р (далее - Стратегия пространственного развития);

Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 (далее - Доктрина энергетической безопасности).

3. При разработке Стратегии учтены:

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (далее - долгосрочный прогноз социально-экономического развития);

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

Стратегический прогноз Российской Федерации на период
до 2035 года;

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208;

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176;

Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. № 2914-р (далее - Стратегия развития минерально-сырьевой базы), а также другие документы стратегического планирования Российской Федерации.

4. В Стратегии учтены опыт и результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. № 1715-р (далее - ЭС-2030).

5. При разработке Стратегии учитывалась принципиальная взаимозависимость развития энергетики и обеспечения национальной безопасности, прежде всего - энергетической безопасности. Направления развития энергетики согласованы с основными направлениями деятельности по обеспечению энергетической безопасности, определенными в Доктрине энергетической безопасности.

6. Неотъемлемой частью Стратегии являются указанные в Доктрине энергетической безопасности вызовы, угрозы и риски в области энергетической безопасности, а также другие положения. Кроме того, в Стратегии дополнительно учтены вызовы и риски, специфические для развития отраслей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации (далее - ТЭК).

7. При постановке задач и в прогнозных расчетах учитывалось возможное влияние на развитие энергетики реализации Стратегии научно-технологического развития, а также широкого круга прорывных и приоритетных технологий, рассмотренных в Прогнозе научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года (далее - прогноз НТР ТЭК), который составляет со Стратегией единое целое.

8. Для оценки предлагаемых мер и перспектив развития энергетики
с учетом факторов неопределенности и вариативности развития энергетических рынков сформированы два прогнозных сценария, определяющих нижнюю и верхнюю границу значений целевых показателей и возможных изменений параметров топливно-энергетического баланса (далее - ТЭБ), в диапазоне которых отрасли ТЭК и российская энергетика в целом гарантировано сохраняет устойчивость. При этом нижняя граница гарантирует выполнение требований энергетической безопасности, определенных Доктриной энергетической безопасности.

9. Период реализации Стратегии с учетом существующего механизма реализации документов стратегического планирования разделен на два этапа: первый этап - до 2024 года, второй - с 2025 по 2035 год.
В качестве года для установления базового уровня показателей
и параметров выбран 2018 год (далее - базовый год).

10. Основным содержанием первого этапа развития будет обеспечение достижения национальных целей и решение стратегических задач развития, поставленных в Указе Президента Российской Федерации № 204.

 

I. Цель, приоритеты и направления развития энергетики

 

1.1. Цель и приоритеты развития

 

11. В рамках ресурсно-сырьевого и технологического уклада мировой энергетики, который сформировался в конце XX века, Россия занимает уникальное место, будучи одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером всех видов углеродных энергоресурсов, а также одним из мировых лидеров в атомной энергетике и гидроэнергетике. Однако с начала XXI века в мировой энергетике, включая российскую, происходят процессы, которые с большой долей вероятности на горизонте 30 - 40-х годов приведут к смене указанного уклада.

В российской экономике ТЭК занимает существенное место и играет роль базовой инфраструктуры, основы формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и крупнейшего заказчика для других отраслей.

12. Целью развития российской энергетики является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию России, а с другой - укрепление и сохранение позиций в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.

При этом в период до 2024 года ТЭК должен внести свой вклад и способствовать другим секторам экономики в достижении национальных целей и решении стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации № 204.

13. Для достижения поставленной цели в условиях прогнозируемых изменений мировой и российской экономики потребуется ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы.

Характеристики указанного рывка включают:

а) структурную диверсификацию, в рамках которой
углеродная энергетика дополнится неуглеродной, централизованное энергоснабжение - децентрализованным, экспорт энергоресурсов - экспортом российских технологий, оборудования и услуг в сфере энергетики, расширится спектр применений электрической энергии, сжиженного природного газа и газомоторного топлива;

б) цифровую трансформацию и интеллектуализацию отраслей ТЭК, в результате которой новое качество приобретут все процессы в сфере энергетики, новые права и возможности получат потребители продукции и услуг отраслей ТЭК;

в) оптимизацию пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергоресурсов, Россия станет ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР);

г) уменьшение негативного воздействия отраслей ТЭК на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата, в результате чего Россия внесет существенный вклад в переход к низкоуглеродному развитию мировой экономики, в международные усилия по сохранению окружающей среды и противодействию изменениям климата.

14. Приоритетами государственной энергетической политики являются:

а) гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности расположенных на геостратегических территориях;

б) первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики;

в) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;

г) развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности ТЭК на внутреннем рынке;

д) рациональное природопользование и энергетическая эффективность;

е) максимально возможное использование оборудования, имеющего подтверждение производства на территории Российской Федерации;

ж) повышение результативности и эффективности всех уровней управления в отраслях ТЭК;

з) максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения.

 

1.2. Основные направления деятельности

 

15. Основными направлениями деятельности по достижению поставленной цели являются:

а) эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей ТЭК;

б) пространственное и региональное развитие сферы энергетики;

в) достижение технологической независимости отраслей ТЭК и повышение их конкурентоспособности;

г) совершенствование государственного управления и развитие международных отношений в сфере энергетики.

16. В приведенных выше формулировках основных направлений деятельности:

а) эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития означает эффективное удовлетворение внутреннего спроса, в том числе формируемого в рамках реализации национальных программ и проектов, и основывается на балансе, с одной стороны, доступности и полезности для потребителя энергетической продукции или услуг, а с другой - эффективности производства указанной продукции или услуг;

б) пространственное и региональное развитие сферы энергетики означает трансформацию и оптимизацию энергетической инфраструктуры с учетом развития внутренних и внешних рынков продукции и услуг в сфере энергетики, политических и экономических интеграционных процессов и изменений в международных отношениях;

в) технологическая независимость отраслей ТЭК означает достаточный для устойчивого функционирования и развития уровень обеспеченности организаций ТЭК собственными компетенциями и производимыми на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, технологическими комплексами, оборудованием, материалами, программным обеспечением и соответствующими услугами.

17. Показатели реализации Стратегии и их значения, характеризующие целевое состояние энергетики Российской Федерации, приведены в Приложении А, прогнозный топливно-энергетический баланс Российской Федерации приведен в Приложении Б.

 

1.3. Достижение национальных целей и решение стратегических
задач развития Российской Федерации на период до 2024 года

 

18. Вклад российской энергетики в достижение национальных целей и решение стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации № 204:

национальная цель № 1 "Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации" - улучшение условий жизни населения, уменьшение отрицательного воздействия деятельности организаций ТЭК на окружающую среду и снижения негативного воздействия деятельности организаций ТЭК на климат (подраздел 3.2.9 Стратегии), обеспечение безопасных условий труда работников организаций ТЭК (подраздел 3.4.1);

национальная цель № 2 "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет)" - снижение количества аварий на объектах ТЭК и снижение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве, в том числе за счет внедрения автоматизированных и роботизированных технологий добычи (производства) энергоресурсов (подразделы 3.3.2 и 3.4.1);

национальная цель № 3 "Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции" - обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы и социального пакета в отраслях ТЭК, расширение социального партнерства между работодателем и работниками, внедрение в компаниях ТЭК международной практики корпоративной социальной ответственности (подраздел 3.3.3);

национальная цель № 4 "Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации" - оптимизация и обеспечение предсказуемости тарифообразования в отраслях ТЭК (подраздел 3.4.1);

национальная цель № 5 "Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно" - повышение доступности электросетевой инфраструктуры, надежности и качества энергоснабжения потребителей до уровня, сопоставимого с лучшими зарубежными аналогами; развития газификации субъектов Российской Федерации с учетом особенностей региональных ТЭБ; повышения эффективности систем централизованного теплоснабжения с учетом приоритета повышения уровня когенерации (подразделы 3.1.5, 3.2.3, 3.2.6 и 3.2.8);

национальная цель № 6 "Ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа" - координация государственных программ научно-технологического развития отраслей ТЭК, программ инновационного развития компаний с государственным участием, а также выполняемых за счет бюджетных средств фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ; создание отраслевых центров компетенций по приоритетным направлениям технологического развития ТЭК; создание инжиниринговых центров и испытательных полигонов, обеспечивающих условия для внедрения инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК, образцов нового оборудования и технологий; создание центров тестирования и сертификации новой продукции; развитие венчурного бизнеса в сфере инноваций и поддержки коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в энергетике, совершенствование механизмов государственной поддержки инновационных проектов, в том числе проектов в области внедрения "сквозных" и цифровых технологий
(в том числе платформенных решений) в отраслях ТЭК (подраздел 3.3.2);

национальная цель № 7 "Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере" - формирование системы управления, координации и мониторинга цифровой трансформации ТЭК России; внедрение цифровых технологий в государственное управление и контрольно-надзорную деятельность в отраслях ТЭК; реализация пилотных проектов по внедрению цифровых технологий и отраслевых платформенных решений, в том числе в рамках плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет" (подразделы 3.3.2 и 3.2.6);

национальная цель № 8 "Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов" - рост производства энергоносителей к 2024 году на 5 - 9% по сравнению с базовым уровнем 2018 года, формирование доходной части бюджета от экспорта продукции и услуг в сфере энергетики, развитие конкуренции
и рыночных отношений в сфере энергетики, рост производительности труда и повышение инвестиционной активности в отраслях ТЭК
(рост ежегодных инвестиций в отраслях ТЭК к 2024 году составит
1,35 - 1,4 раза, а суммарные инвестиции за период 2018 - 2024 годах - около 40 трлн. рублей) (подразделы 3.1.2 – 3.1.7и 3.4.1);

национальная цель № 9 "Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами" - рост экспорта энергоресурсов на 9 - 15%, в том числе рост производства СПГ
в 2,4 - 3,4 раза, формирование шести нефтегазохимических кластеров; развитие производства и потребления водорода, вхождение Российской Федерации в число мировых лидеров по его производству и экспорту; создание гелиевых производств и инфраструктуры для транспортировки жидкого гелия на Дальнем Востоке, создание системы долгосрочного хранения гелия и его поставок на мировой рынок (подразделы 3.1.2, 3.1.3, 3.1.7, 3.2.4 и 3.4.2).

19. Решение стратегических задач развития Российской Федерации в рамках исполнения Комплексного план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года отраслями ТЭК будет обеспечено путем:

а) реализации федерального проекта "Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией";

б) реализации федерального проекта "Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата";

в) участия в федеральном проекте "Железнодорожный транспорт
и транзит".

 

II. Оценка состояния и тенденций развития мировой
и российской энергетики

 

2.1. Оценка состояния и тенденции развития российской энергетики

 

2.1.1. Общая характеристика, вызовы и угрозы

 

20. Энергетика Российской Федерации, основой которой является ТЭК, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны.

21. ТЭК Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации. Доля ТЭК в инвестициях в основной капитал составляет около одной трети, в структуре доходов федерального
бюджета - около половины, а в российском экспорте (в стоимостном выражении) - более половины, при доле занятых в отраслях ТЭК менее 4% от общей численности занятого в экономике населения.

22. Объемы добычи и производства энергетических ресурсов из добытого сырья, производство топлива и электрической энергии, в России устойчиво превышают внутреннее потребление: по нефти - более, чем в 1,9 раза; по газу - в 1,5 раза; по углю - в 1,8 раза; по дизельному топливу -
в 2,6 раза, по автомобильному бензину - в 1,1 раза.

23. Россия входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергоресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики.

24. Среди крупнейших экономик мира ТЭБ Российской Федерации является одним из самых экологически чистых (низкоуглеродных): более трети генерации электрической энергии приходится на атомную энергетику, гидроэнергетику и другие ВИЭ; около половины -
на природный газ.

25. Российская энергетическая инфраструктура, основу которой составляют Единая энергетическая система России (далее - ЕЭС), Единая система газоснабжения (далее - ЕСГ), система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях: от арктической до субтропической зоны.

26. Российская Федерация, исходя из своих национальных интересов, своего ресурсного и интеллектуального потенциала, с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН, вносит существенный вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности.

27. Для российской энергетики в полной мере актуальны вызовы, стоящие перед мировой энергетикой, в то время как угрозы имеют специфику, определяемую следующими общими для большинства отраслей ТЭК проблемами:

а) замедление темпов роста мировой экономики, изменение структуры потребления и снижение спроса на продукцию ТЭК, перепроизводство углеводородных энергоресурсов и, как следствие, сохранение цен на них на низком уровне;

б) недостаточный для инновационного развития текущий и перспективный объем спроса на внутреннем рынке на основные виды продукции российского ТЭК, обостряющий зависимость от объема спроса и конъюнктуры мировых рынков традиционных энергоресурсов;

в) критическая зависимость организаций ТЭК от импорта технологий, оборудования, материалов, услуг и программного обеспечения по ряду наиболее перспективных направлений развития энергетики;

г) дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе вследствие сдерживания роста тарифов в сфере энергетики, ограничения возможности привлечения организациями ТЭК долгосрочного финансирования со стороны иностранных инвесторов и слабого развития венчурного кредитования;

д) сохранение наряду с рыночными нерыночных отношений и обременений в сфере конечного потребления продукции и услуг отраслей ТЭК, в том числе наличие перекрестного субсидирования;

е) высокая неопределенность и нередко непредсказуемость внешних условий и факторов, влияющих на развитие энергетики, включая условия и факторы культуры, социальных изменений, международных отношений, научных открытий и технических изобретений;

ж) вызовы пространственному развитию, указанные в Стратегии пространственного развития;

з) "большие вызовы" научно-технологическому развитию, указанные в Стратегии научно-технологического развития, в частности качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивания объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и эффективного использования.

28. Среди вызовов пространственному развитию Российской Федерации следует отметить дисбаланс размещения центров производства и потребления энергоресурсов, что порождает беспрецедентно большой и постоянно растущий объем наиболее дорогих сухопутных перевозок топлива на дальние расстояния. С одной стороны, происходит все большая концентрация экономического роста и энергопотребления в центральных районах европейской части страны, доля которых превысила 60% потребления энергии в стране, с другой стороны, происходит смещение добычи и производства энергетических ресурсов в северные и восточные районы с ростом их доли свыше 80%.

 

2.1.2. Недропользование

 

29. Основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики Российской Федерации является одна из крупнейших в мире минерально-сырьевая база ТЭК.

30. Прирост запасов с 2008 года (базовый год в ЭС-2030, далее приводится сравнение значений показателей 2018 года с уровнем 2008 года) составил: жидких углеводородов (нефть и конденсат) по категории AB1C1 - 7,1 млрд. т; газа (свободный газ и газ газовых шапок) по категории AB1C1 - 8,1 трлн. куб. м, угля - 2,2 млрд. т; урана -
337,7 тыс. т.

31. Основные вызовы, угрозы и факторы риска в области минерально-сырьевой базы сформулированы в Стратегии развития минерально-сырьевой базы. Среди них следует отметить:

а) практическое отсутствие в нераспределенном фонде недр крупных разведанных месторождений углеводородного сырья и крайне малое количество месторождений с небольшими, но экономически эффективными в разработке запасами;

б) низкий уровень инвестиций в геологоразведочные работы, вследствие чего динамика разведки новых месторождений, начиная с 2008 года, падает;

в) отставание отечественных технологий геологоразведки
от передового уровня, повышающее зависимость российских организаций от импортного оборудования, технологий и сервисных услуг.

 

2.1.3. Нефтяная отрасль

 

32. Добыча нефти с конденсатом по сравнению с 2008 годом выросла более чем на 14%, в том числе за счет начала широкомасштабного освоения месторождений в Восточной Сибири (Ванкорский кластер) и Республике Саха (Якутии), а также месторождений, расположенных в акватории Каспийского моря. На арктическом континентальном шельфе Российской Федерации начата разработка Приразломного месторождения. В 2016 году вступил в строй уникальный нефтеналивной терминал "Ворота Арктики".

33. В результате принятых мер, в том числе налогового стимулирования, добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке выросла в 5 раз (с 14,3 до 74,6 млн. т); на континентальном шельфе Российской Федерации более, чем в 2 раза (с 12,7 до 29,1 млн. т); трудноизвлекаемых запасов (далее - ТРИЗ) - на 6 млн т (до 38 млн. т).

34. Достигнутый уровень добычи нефти существенно превышает прогнозные внутренние потребности Российской Федерации до 2035 года.

35. Объем переработки нефтяного сырья с 2008 года увеличился на 22,9%, глубина переработки - на 10,1 п.п., выход светлых нефтепродуктов - на 5,4 п.п. В результате масштабной модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов введено в эксплуатацию 83 установки вторичной переработки нефти, созданы все условия для перехода внутреннего рынка нефтепродуктов с 1 января 2016 г. на использование моторных топлив высшего экологического класса.

36. В части трубопроводного транспорта в целом завершены крупномасштабные проекты по развитию системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, направленные на диверсификацию маршрутов экспортных поставок и повышение конкурентоспособности российских нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Введены в эксплуатацию первая и вторая очередь трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) до порта Козьмино, нефтепровод "Сковородино - Мохэ - Дацин", "Балтийская трубопроводная система - 2". В новых нефтедобывающих районах построены нефтепроводы "Пурпе - Самотлор", "Заполярье - Пурпе", "Куюмба - Тайшет". Реализованы проект "Север" развития системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск и проект "Юг" - в порт Новороссийск. По ряду направлений нефтепроводов достигнут профицит мощностей, обеспечивающий возможность оперативного изменения направлений перекачки нефти.

37. Сформирована система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. В 2016 году началась торговля фьючерсами Urals с условиями поставки FOB в порту Приморск.

38. Объем экспорта сырой нефти на 7,2% превысил уровень 2008 года. При этом объемы поставок нефти на традиционные для российских производителей рынки Европы и стран СНГ снижались, а в страны АТР - увеличились более чем в 3 раза.

39. Несмотря на сложности с расширением российской доли на мировом рынке нефтепродуктов из-за жесткой конкуренции, экспорт нефтепродуктов вырос на 27,2%, причем преимущественно за счет поставок светлых нефтепродуктов.

40. Наряду с указанными выше общими для ТЭК, проблемами и факторами риска в нефтяной отрасли являются:

а) увеличение себестоимости добычи вследствие преобладания ТРИЗ в составе запасов, вводимых в разработку, и высокой выработанности "зрелых" месторождений, что усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти и обуславливает необходимость применения дорогостоящих технологий добычи;

б) ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти, включая повышение плотности и содержания серы, что требует внедрения новых технологических решений и инвестиций и повышает себестоимость переработки нефти;

в) незавершенность процесса формирования долгосрочных механизмов налогообложения нефтяной отрасли, в том числе недостаток стимулов для инвестиций в нефтепереработку и нефтегазохимию, сложность стабилизации ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов в условиях завершения "налогового маневра", уменьшения демпфирующего механизма и ограничения роста розничных цен на моторное топливо в пределах инфляции;

г) сохранение торговли суррогатным топливом на внутреннем рынке.

 

2.1.4. Газовая отрасль

 

41. Добыча газа по сравнению с 2008 годом увеличилась на 9,1%, существенно вырос производственный потенциал отрасли. Ведется разработка крупных месторождений на полуострове Ямал (Бованенковское, Хасавейское, Южно-Тамбейское и др.), в Восточной Сибири (Ковыктинское, Ванкорское и др.) и Республике Саха (Якутия) (Чаяндинское, Талаканское и др.), Иркутской области (Верхнечонское). Начато освоение глубоко залегающих пластов и залежей Заполярного и Уренгойского месторождений. Реализуется инновационный проект добычи метана из угольных пластов в Кузбассе. Началась добыча газа с использованием подводных добычных комплексов в рамках проекта "Сахалин-3".

42. Дальнейшее развитие получила инфраструктура магистральных газопроводов и газотранспортных систем (ГТС). Введены в эксплуатацию первая и вторая очереди ГТС нового поколения "Бованенково - Ухта", обеспечивающие вывод в ЕСГ газовых ресурсов полуострова Ямал. Началось формирование ГТС на Дальнем Востоке: завершено строительство первого пускового комплекса ГТС "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Завершилось расширение Уренгойского газотранспортного узла и магистрального газопровода "Северные районы Тюменской области (СРТО) - Торжок".

43. Принципиально новым маршрутом экспорта российского газа в Европу стал газопровод "Северный поток" (Nord Stream). Реализуются проекты расширения инфраструктуры поставок в Европу ("Турецкий поток", "Северный поток - 2"), в Восточном направлении завершено строительство магистрального газопровода "Сила Сибири", рассматривается другие возможности наращивания экспорта в страны АТР.

44. На 1 января 2019 г. средний по стране уровень газификации составил 68,6% (рост на 6,2 п.п. к 2008 году), в том числе в городах - 71,9% (рост на 4,6 п.п.), в сельской местности - 59,4% (рост на 14,5 п.п.).

45. Новым направлением развития отрасли стало производство сжиженного природного газа (далее - СПГ). В 2009 году в России введен первый завод по производству СПГ - "Сахалин - 2" с проектной мощностью 9,6 млн. т в год, в 2017 - 2018 годах - три производственных линии с суммарной проектной мощностью 16,5 млн. т в год второго
завода - "Ямал СПГ", ресурсной базой которого является Южно-Тамбейское месторождение. Планируется к запуску дополнительная
4-я линия "Ямал СПГ" мощностью 0,95 млн. т с использованием новой технологии сжижения "Арктический каскад". В рамках реализации проекта создана транспортная инфраструктура, включающая морской порт
и аэропорт Сабетта.

46. Расширяется география производства и потребления природного газа в качестве газомоторного топлива (далее - ГМТ). Общее число введенных в эксплуатацию стационарных объектов газомоторной инфраструктуры к концу 2018 года достигло 419 (рост на 80%), а объем реализации газа на АГНКС - 680 млн. куб. м. Несколько лет действует программа субсидирования из федерального бюджета затрат на приобретение газомоторной техники, также в 50 субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы развития этого рынка. Развиваются проекты по использованию СПГ как моторного топлива на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте, при использовании карьерной техники, а также как бункерного топлива для судов.

47. Наряду с указанными выше общими для ТЭК, проблемами и факторами риска в газовой отрасли являются:

а) увеличение затрат при добыче и транспортировке газа на внутренние и внешние рынки в связи с сокращением находящихся в разработке высокопродуктивных и неглубоко залегающих запасов, переходом к разработке месторождений со сложными природно-климатическими и геологическими условиями, удаленностью новых районов добычи от центров потребления газа;

б) отсутствие полноценного, конкурентного внутреннего рынка газа, необходимость которого обостряется ввиду принятого решения о создании общего рынка газа Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

в) незавершенность процесса формирования законодательных и нормативно-правовых основ функционирования внутреннего рынка СПГ.

 

2.1.5. Нефтегазохимия

 

48. Производство нефтегазохимического сырья (этан, СУГ, нафта) по сравнению с 2008 годом увеличилось на 64%, а его использование для производства нефтегазохимической продукции и крупнотоннажных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: