Пожалуй, наиболее полное перечисление отличительных особенностей красоты дано великим немецким философом Кантом в его «Аналитике прекрасного». Первое его определение, которое называется «первым законом красоты» является следующее:
I. «Красивый предмет вызывает удовольствие, свободное от всякого интереса». То есть, по Канту, прекрасное – есть «незаинтересованное удовольствие».
«Для того, чтобы выступать судьей в вопросах вкуса, надо быть совершенно незаинтересованным в существовании вещи, о которой идет речь, и испытывать к этому полное безразличие».
По мнению П.В. Симонова, этот закон несколько противоречив: вступает в противоречие с потребностно-информационной теорией эмоций, которая содержит очень важный принцип: оценка поведения идет через эмоциональную сферу. Из этой теории следует, что за любым интересом кроется породившая его потребность. Эмоция ― это универсальный механизм регуляции поведения, побудительный, санкционирующий и оценивающий.
По П.В. Симонову «любая эмоция есть отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) удовлетворения этой потребности, которую субъект оценивает, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, прогностически необходимых для достижения цели (удовлетворения потребности), с информацией, поступившей в данный момент».
Э = ― П(И1-И2)
По Канту, удовольствие, доставляемое красотой, оказывается эмоцией без потребности. По-видимому, все же это не так. Говоря о свободе от «интереса», Кант, по-видимому, имел в виду только витальные, материальные и социальные потребности человека в пище, одежде, продолжении рода, в общественном признании, в соблюдении этических норм и т.п. Однако человек обладает рядом других потребностей, среди которых и те, что принято называть «эстетическими потребностями».
Согласно классификации, предложенной П.В. Симоновым, потребности делят на три группы – потребности биологические (витальные), социальные и идеальные. В каждой группе выделяют так называемые базисные(основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые, по сути, сводимы к той или иной базисной потребности.
I. Биологические или материальные потребности обеспечивают существование человека как биологического существа и человечества как биологического вида. Биологические потребности удовлетворяются материальными объектами.
Базисными в этой группе являются потребности 1) в безопасности, 2) в личной территории и3) потребность в продолжении рода. Базисные биологические потребности порождают множество квазипотребностей. Так, например, базисная потребность в безопасности, включающая в себя потребность (квазипотребность) в поддержании постоянной температуры тела, порождает у человека потребность в одежде, а та, в свою очередь – потребность в производстве одежды, в создании технических средств для этого производства. Базисная биологическая потребность в безопасности порождает также потребность человечества в медицине, производстве лекарств и т. д. Эта же базисная потребность в безопасности, т. е. выживании, включает в себя потребности человека в пище и питье.
Среди биологических потребностей выделяют также принцип экономии сил, который может проявляться двояко: и как всем знакомая лень, и как стремление к изобретательству, к совершенствованию навыков.
II. Социальные (социоэмоциональные) потребности человека включают в себя необходимость принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться уважением и любовью окружающих, т. е. занимать определенную социальную нишу (территорию).
К этой группе относятся также потребности в самоутверждении, в достижении социальных успехов, потребность быть лидером или наоборот – быть ведомым, потребность следовать нормам, принятым в обществе, потребность в одобрении со стороны окружающих, потребности в идеологии и в культуре.
Прообразом социоэмоциональных потребностей в животном мире является так называемый «эмоциональный резонанс » - способность животных реагировать на сигналы эмоционального состояния других особей.
Социальные и биологические потребности делятся на две ветви – потребности «для себя» и потребности «для других».
Биологические потребности «для себя» обеспечивают выживание индивида самого по себе. Биологические потребности «для других» обслуживают выживание вида в целом как общности биологических особей.
Социальные потребности «для себя» обусловлены представлением человека о своих правах, под их влиянием человек стремится улучшить свое общественное положение. Под влиянием социальных потребностей «для других» человек заботится о справедливости по отношению к другим людям, борется за улучшение социального положения какой-либо группы людей, действует, исходя из представлений о своих обязанностях.
Потребности «для других» и «для себя» обуславливают альтруистическое и эгоистическое поведение индивида. И то, и другое имеет свое эволюционное значение, способствуя выживанию человечества как целого.
III. Идеальные (духовные) потребности ― это потребности в новой информации, в познании окружающего мира, в поиске своего места в нем, в познании смысла и назначения своего существования на Земле, в самовыражении, самореализации, творчестве, эстетическая потребность, потребность освоить некую «идеальную территорию».
Базисной в этой группе является потребность в новой информации, которая проявляется уже у грудных детей. Потребность в познании происходит от присущей всему живому потребности в информации, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии. Потребность в новой информации существует у человека независимо от ее практического значения для удовлетворения биологических или социальных потребностей. Она проявляется не только как стремление к новому, неизвестному, но и как стремление это новое объяснить, упорядочить, познать присущие ему закономерности.
Биологические, социальные и идеальные потребности можно разделить на две группы: потребности сохранения (нужды) и потребности развития (роста).
Потребности нужды удовлетворяются в пределах существующих общественно-исторических норм, их неудовлетворение, как правило, сопровождается отрицательными эмоциями, переживаемыми как тревога, ощущение нависшей угрозы, боязнь наказания.
Удовлетворение потребностей развития связано с выходом за пределы существующих общественных норм удовлетворения данной потребности, со стремлением улучшить свое положение. Поэтому удовлетворение потребностей развития вызывает у человека положительные эмоции. Угроза неудовлетворения потребностей развития вызывает у человека тоску, раздражение, вызванные отсутствием удач.
Помимо перечисленных выше трех основных групп потребностей существуют так называемые вспомогательные потребности: потребность в вооруженности и потребность в преодолении препятствий (воля).
Потребность в вооруженности навыками и умениями, необходимыми для удовлетворения других потребностей, существует и проявляется независимо от них.
Она появляется с раннего детского возраста в виде потребностей в игре и в подражании. Подражание позволяет, копируя поведение окружающих, бессознательно усваивать поведение, навыки. Именно подражанию, имитации принадлежит решающая роль в овладении навыками, придающими деятельности человека – производственной, спортивной, художественной и др. – черты мастерства. Реализация потребности в вооруженности у взрослого человека определяет его квалификацию, компетентность, тем самым определяя общественную ценность личности.
Потребность в преодолении препятствий проявляется как качество, называемое обычно волей. Являясь вспомогательной потребностью, она способствует достижению целей, продиктованных актуализацией какой-либо из других ― основных (биологический, социальных или идеальных) потребностей. Сильная выраженность потребности в преодолении препятствий выглядит, как склонность человека выбирать труднодостижимые, далекие цели, делает его волевым в глазах окружающих. Именно положительные эмоции, вызванные удовлетворением потребности в преодолении препятствий, заставляют спортсменов стремиться к победе над как можно более сильным соперником.
Здесь важно будет отметить, что индивидуальная выраженность и композиция вспомогательных потребностей в преодолении, вооруженности, а также принципа экономии сил определяют характер человека.
Потребность в познании, тяга к новому, еще неизвестному, не встречающемуся ранее (идеальная потребность) может удовлетворяться красотой.
Сам Кант определил прекрасное как игру познавательных способностей. Исследовательское поведение, свободное от поиска пищи, самки, материала для строительства гнезда и т.п., можно наблюдать даже у животных. У человека оно достигает высших своих проявлений в бескорыстном познании.
Итак, потребность познания, любознательность побуждают нас созерцать предметы, ничего не обещающие для удовлетворения наших материальных и социальных нужд, дают нам возможность увидеть в этих предметах что-то существенное, отличающее их от многих других аналогичных предметов. Однако «бескорыстное» внимание к предмету – важное, но явно недостаточное условие обнаружения красоты. К потребности познания должны присоединиться какие-то дополнительные потребности, чтобы в итоге возникло эмоциональное переживание прекрасного.
Анализируя многие примеры деятельности человека, где конечный результат оценивается не только как полезный, но и красивый, мы видим, что при этом непременно удовлетворяются потребность в экономии сил (разновидность витальной потребности), потребность в вооруженности (вспомогательная потребность) теми знаниями, навыками, умениями, которые наиболее коротким и верным путем ведут к достижению цели.
Красота в науке возникает при сочетании трех условий: 1) объективной правильности решения (качество, которое само по себе не обладает эстетической ценностью), 2) его неожиданности и 3) экономичности.
Сочетание этих трех потребностей – познания, вооруженности (компетентности, оснащенности) и экономии сил, их одновременное удовлетворение в процессе деятельности или при оценке результата деятельности других людей вызывают в нас чувство удовольствия от соприкосновения с тем, что мы называем красотой.
Но опять не получается логическое обоснование того, ПОЧЕМУ какой-либо предмет является красивым. Удовлетворение комплекса трех перечисленных потребностей может породить чувство глубокого удовлетворения, а не радостного переживания не «изумления» от восприятия прекрасного.