Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Цель: Формировать у детей духовно-нравственные ценности, чувство патриотизма.
Воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням.
Задачи:
- Познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.
- Формировать и закреплять у детей интерес к своей Родине, к историческим корням и традициям Отечества.
- Расширять и обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать чувство любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям российского народа.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас непростое занятие. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в прошлое. Для этого нам понадобятся внимание, сообразительность и наши знания.
И сегодня я хочу Вас познакомить с человеком, который не только был князем, но и великим полководцем нашей страны Александром Невским.
(Показ портрета Александра Невского)
Князь Александр - победой Невской
Прославлен, честью озарен.
Коварный враг, безумный дерзкий,
Не раз разбит и усмирен.
Не в силе Бог, а в правде! Помни!
Звучит призывом его речь.
Долг перед Родиной исполни.
Непобедим наш русский меч!
Князь благоверный, грозный воин,
Правитель мудрый и святой,
Народной памяти достоин
За подвиг праведный земной.
Воспитатель. Родился Александр Невский в 1220 году, в городе Переславле-Залесском, в княжеской семье. Его отца звали Ярослав Всеволодович, а маму Феодосия Мстиславна/ Показ фотографий/ Когда ему исполнилось четыре горда, посвятили его в воины - препоясали мечом и посадили на коня, а в руки дали лук со стрелами. С этого времени Александр обучался воинским наукам, а также письму, чтению, счету.
Сделавшись взрослым, Александр стал князем Великого Новгорода, одного из самых богатых и крупных тогда городов Европы.
/Показ Фотографий/
Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение.
Но летом 1240 года шведский король отправил в русские северные земли корабли с войском, что напасть и разграбить Великий Новгород. Флотилия под командованием Биргера (Показ фото) стала там, где в реку Неву впадает река Ижора и разбили лагерь (Показ фото)
— Теперь эта земля — наша. Сказал Биргер, я послал русскому князю Александру послание: «Если можешь, сопротивляйся...» Но надо быть безумным, чтобы сопротивляться с воинами шведского короля! Они надеялись на быструю победу так как их было много.
Шведы не могли предполагать, что каждый шаг их известен русским. За ними следили местные жители и передавали князю Александру информацию о флотилии шведов.
Александр срочно собрал воинский совет и предложил он воеводам вот такой план. Пока дружина будет сражаться со шведами в лагере, пешие ополченцы и несколько конных отрядов нападут на корабли. Тогда главное войско Биргера будет отрезано от Невы и своих кораблей.
Решено было идти на врага немедленно: лишь быстротой и внезапностью можно одолеть неприятеля. В полдень 15 июля 1240 года, когда шведские рыцари, только что пообедав, скрылись от жаркого солнца в шатрах, Александр Ярославич напал на вражеский лагерь.
Охрана растерялась в первый миг. Что за конница? Откуда?
А русская дружина неслась без крика, без свиста. Лишь нарастал гул, лишь тряслась земля. Ураганным ветром налетела конница. Заплясали в руках мечи, повалились на землю сраженные рыцари. Князь Александр бился в первых рядах.
Шведские воины кинулись к кораблям, и Биргер вместе с ними. Князь Александр хотел сразиться с ним, но Биргер уклонился от боя. Князь Александр всё-таки сумел достать Биргера и ранил его
Целыми у шведов остались два корабля и ближе к ночи эти корабли с обвисшими парусами, покачиваясь на водах реки Невы, уплывали на запад.
Туда, откуда пришли.
Князь Александр с дружиной вернулся в Новгород. Люди радостно встречали победителей и эта битва вошла в историю России под названием как «Битва на Неве» и после этой битвы народ стал звать своего князя Александр Невский. В битве на Неве юный князь проявил себя не только как храбрый воин, но и как умный полководец.
Воспитатель: Ребята, а кто как вы думаете, кто помог одержать победу в битве на Неве Александру Невскому?
/Ответы детей/
Воспитатель: А какой должен быть русский воин7
/Ответы детей/
Воспитатель: Сообразительным, хитрым, умным. Вот и мы сейчас проверим вашу сообразительность и смекалку
/Отгадывание загадок и составление слова доспехи /
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим русского воина: снаряжение и оружие.
/Ответы детей/
Воспитат ель: Следующие задание у меня в конвертах мозаика с видами битвы на Неве. Вам надо будет её собрать.
Делимся на команды
/Дети собирают мозаику/
Воспитатель: За всю свою жизнь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. В честь него во время Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского. Этим орденом награждались офицеры Красной Армии, проявившие отвагу и мужество на полях сражений.
Чтобы его увидеть этот орден мы должны с вами правильно назвать снаряжение и оружие русского воина?
/Дети собирают пазл https://learningapps.org/display?v=pto2crmsk21/
Воспитатель: Вы хотите его получить?
/Ответы детей/
Воспитатель: Для этого мы должны выполнить следующие задания:
Дети расходятся по центрам
Центр Математики –соедини по точкам, реши примеры (найди каждому русскому воину, щит с ответом).
Центр Искусства- лепка русского воина, рыцаря
Центр Лего – собрать корабли, рыцаря, крепость
Центр Игра –собери войско, собрать мозайку «Битва на Неве»
За выполненные задания дети награждаются изображением орденом Александра Невского