Лекция № 5. Прекрасное познается без посредства понятия




Выражаясь языком современной науки, IV «закон красоты» И. Канта «Прекрасное познается без посредства понятия»означает, что деятельность мозга, в результате которой возникает эмоциональная реакция удовольствия от созерцания красоты, протекает на неосознаваемом уровне.

Кратко напомним, что высшая нервная (психическая) деятельность человека имеет трехуровневую (сознание, подсознание, сверхсознание) функциональную организацию.

Сознание – это специфическая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью слов, математических символов, образцов технологии, образцов художественных произведений может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры.

Передавая свое знание другому, человек тем самым отделяет себя от этого другого и от мира, знание о котором он передает. Общение с другими вторично порождает способность мысленного диалога с самим собой, то есть ведет к появлению самосознания. Внутреннее «Я», судящее о собственных поступках, есть не что иное, как сохраняющиеся в моей памяти «другие».

Подсознание – разновидность неосознаваемого психического, к которой принадлежит все то, что было осознаваемым или может быть осознаваемым в определенных условиях. Это хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты, глубоко усвоенные субъектом социальные нормы поведения, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга» и т.п.

Сверхсознание в форме творческой интуиции обнаруживает себя на первоначальных этапах любого творческого процесса, не контролируемых сознанием и волей. Нейрофизиологическую основу сверхсознания составляет трансформация и рекомбинация следов ранее полученных впечатлений, хранящихся в памяти субъекта. Деятельность сверхсознания всегда ориентирована на удовлетворение доминирующей витальной, социальной или идеальной потребности, конкретное содержание которой определяет характер формирующихся гипотез.

Но важнейшая функция отбора рождающихся гипотез принадлежит не сверхсознанию, а сознанию: сначала путем их логического анализа, а позднее – с использованием такого критерия истинности, как практика.

Потребность в новом, ранее неизвестном в информации, прагматическое значение которой еще не выяснено, может быть удовлетворена двумя путями: непосредственным извлечением информации из окружающей среды или с помощью рекомбинации следов ранее полученных впечатлений, то есть с помощью творческого воображения.

Творческое воображение – определение (представление) возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций (путем рекомбинации следов ранее полученных впечатлений).

Сила продуктивного воображения, сила творчества может оказаться исходной для других силой, реализующей себя в интуиции, в интеллекте и высших эмоциях, в нравственном императиве и в воле.

Творческое воображение обладают свойствами оригинальности и реалистичности.

Если спонтанное, бесформенное и нестабильное воображение обнаруживает себя во внезапных, произвольно возникающих и обрывающихся видениях, то художественный вымысел целенаправлен. Он обеспечивает повторение реальности путем переступания границы и тем самым придает воображаемому определенность, сообщает ему форму.

К какой из сфер неосознаваемого психического – к подсознанию или сверхсознанию – относится деятельность механизма, в результате которой возникает эмоциональное переживание красоты?

Здесь, несомненно, велика роль подсознания. На протяжении всего своего существования люди многократно убеждались в преимуществах определенных форм организации и своих собственных действий, и создаваемых человеком вещей. К перечню таких форм можно отнести соразмерность частей целого, отсутствие лишних, «не работающих» на основной замысел деталей, координация объединяемых усилий, ритмичность повторяющихся действий и многое, многое другое. Поскольку эти правила оказались справедливыми для самых разнообразных объектов, они приобрели самостоятельную ценность, были обобщены, а их использование стало автоматизированным, применяемым «без посредства понятия», т.е. неосознанно.

Но дело в том, что подсознание фиксирует и обобщает нормы, нечто повторяющееся, среднее, устойчивое, справедливое подчас на протяжении всей истории человечества.

Красота же – всегда нарушение нормы, отклонение от нее, сюрприз, открытие, радостная неожиданность. Для возникновения положительной эмоции необходимо, чтобы поступившая информация превысила ранее существовавший прогноз, чтобы вероятность достижения цели в этот момент ощутимо возросла.

Итак, подсознание само по себе не в состоянии выявить, извлечь из объекта то новое, что в сопоставлении с хранящимися в подсознании «эталонами» даст положительную эмоцию удовольствия от восприятия красоты. Открытие красоты является функцией сверхсознания.

Красота становится источником изумления. То есть, для того чтобы удовлетворить потребность познания, предмет, который мы оцениваем как красивый, должен содержать в себе элемент новизны, неожиданности, необычности, должен выделяться на фоне средней нормы признаков, свойственных другим родственным предметам.

Феномен творческой интуиции, инсайта, озарения с давних пор рассматривался как наиболее загадочный, трудно поддающийся не только логическому анализу, но даже вербальному описанию.

С точки зрения синергетики механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле сознания и мозга. Самодостраивание целостной структуры, по-видимому, происходит как в процессе как научного, так и художественного творчества. Синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем.

Порядок из хаоса

Одним из ключевых моментов теории И.Р. Пригожина является утверждение возможности спонтанного (самопроизвольного) возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации.

Как может быть описан процесс самоорганизации в открытых системах?

С поступлением новой энергии или вещества в ходе постоянного обмена системы со средой, неравновесность в системе возрастает. В конечном счете, прежняя взаимосвязь между элементами системы, которая определяет ее структуру, разрушается. Между элементами возникают новые связи, приводящие к кооперативным процессам, т.е. коллективному поведению ее элементов (их «сотрудничеству» - отсюда название – «синергетика»).

Просмотр различных, альтернативных ходов развития мыслей, продумывание и варьирование ассоциаций на заданную тему играют позитивную роль в творческом мышлении. В результате нарабатывается некий продуктивный ментальный мицелий (пересеченная, сложноорганизованная сеть ходов), который служит полигоном для свободного движения мысли, для ее выхода на иные уровни. Случайные блуждания по ментальному мицелию служит подготовкой к эмерджентному инновационному скачку мыслей.

Если произошло событие выхода на структуру-аттрактор, то в открытой нелинейной системе мозга и сознания начинается процесс самодостраивания этой структуры-аттрактора. Процесс выпадения на аттрактор также естественен, как и процесс падения тел в гравитационном поле притяжения Земли.

Е.Н. Князева, автор работы «Синергетическая модель эволюции научного знания» считает, что самодостраивание дано нам как великий подарок природы, подарок, многократно сокращающий тщетные попытки, … неудачные усилия и пробы. Самоорганизация в области творческого мышления есть воплощение недостающих звеньев, «перебрасывание мостов», самодостраивание целостного образа. Мысли вдруг обретают структуру и ясность.

Происходит не только объединение целого из частей, самоструктурирование частей в целое, не просто проявление более глубокой структуры из подсознания, а самовыстраивание целого из частей в результате самоусложнения этих частей. Сам поток мыслей и образов в силу своих собственных потенций усложняется и спонтанно выстраивает себя. В самой методологии лежит поиск человеком себя, его самостроительство, то, что называется автопоэзисом.

Из простой структуры вырастает сложная. Это есть автопоэзис мысли, если применить центральное в концепции У. Матураны[1] понятие, выражающее свойство прежде всего живых систем самообновляться при функционировании.

Управлять интуицией, насколько это вообще возможно, значит овладеть способами инициирования процессов самодостраивания и направленного морфогенеза на поле мозга и сознания.

Истина как когерентное [2]

Первое. Ни одну теорию или гипотезу, длительное время существовавшую, но отброшенную в результате дальнейшего развития научного знания, нельзя считать полностью ложной. Полной, совершенной истины не существует, истина всегда частична, неполна. Нельзя провести жесткую демаркационную линию между мифами, предрассудками, так называемым ненаучным знанием и строгими представлениями в науке.

Второе. Вопрос об истине в науке не решается большинством голосов. Но никто не знает доподлинно, что именно является крупицами абсолютно истинного знания в наличном океане научного знания. Знание все же включается в научную традицию.

Третье. Это чисто синергетический аргумент. Истина – добро – красота – триединый идеал научного познания и человеческой практики вообще, в котором соединяется следование стандартам научности с этическими и эстетическими нормами. Один из наиболее интересных подходов в синергетике состоит в том, что красота представляет собой не полное совершенство, не абсолютную, ничем не нарушаемую симметрию, порядок, а нечто промежуточное между хаосом и порядком. Стало быть, истина в науке (ведь красота научных результатов всегда рассматривалась как сопровождающая характеристика к их истинности) может быть интерпретирована не как полная красота и правильность, не как достижение структуры-аттрактора знания, а как приближение к ней.

 


[1] Понятие было введено в 1973 году.

[2] Когерентность – от лат. cohaerentia – сцепление, связь – согласованное протекание по времени нескольких колебательных или волновых процессов, разность фаз которых постоянна; когерентные волны при сложении либо усиливают, либо ослабляют друг друга (наблюдается интерференция волн).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: