университет водных коммуникаций, 2003.




судостроительно-судоремонтного завода»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Санкт-Петербург


УДК

ББК

 

Рецензент: д-р экон. наук, профессор Г.В. Поваров

 

Лазарев А.Н. «Расчет производственной мощности и технико-экономических показателей ведущего цеха судостроительно-судоремонтного завода». Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Организация производства в судостроении и судоремонте». – СПб.: СПГУВК, 2003 г. – 80 с.

 

 

Методические указания предназначены для студентов очного и очно-заочного обучения по специальностям 060800Т «Экономика и управление на предприятии водного транспорта» и 140200 «Судовые энергетические установки».

Указания содержат описание последовательности выполнения курсовой работы, расчетные формулы, таблицы и приложения, в которых приведена вся необходимая информация для выполнения работы.

В приложении 1 приведена методика выбора варианта задания по курсовой работе исходя из индивидуального шифра студента.

Структурной основой настоящей работы послужили методические указания И.М. Гуревича, В.Л. Черкасова для выполнения курсового проекта на тему «Расчет годовой загрузки судоремонтно-судостроительного завода, мощности и технико-экономических показателей одного из ведущих цехов». Ленинград: ЛИИВТ, 1986 г.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.

 

УДК

ББК

 

 

© Санкт-Петербургский государственный

университет водных коммуникаций, 2003.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Состав работы по проекту. 4

1. Расчет годовой загрузки завода. 5

1.1. Краткая характеристика судов. 5

1.2. Принципиальная схема организации производства по ремонту и постройке судов. 5

1.3. Расчет трудоемкости и численности работающих на годовую программу. 6

1.3.1. Расчет трудоемкости. 6

1.3.2. Расчет численности работающих. 12

1.4. Расчет размеров слипа, потребной площади и глубины акватории завода. 15

1.4.1. Разработка плана расстановки судов на слипе на зимний период. 15

1.4.2. Расчет пропускной способности слипа. 18

1.4.3. Расчет площади и глубины акватории завода. 20

1.4.4. Расчет потребной площади акватории завода. 20

1.5. Расчет технико-экономических показателей по заводу в целом.. 21

1.5.1. Расчет плана производства на годовую программу. 21

1.5.2. Расчет показателей производственной деятельности. 26

2. Расчет мощности и технико-экономических показателей ведущего цеха. 27

2.1. Общие указания. 27

2.2. Расчет потребности в основных материалах по ведущему цеху. 29

2.3. Методика расчета потребной общей площади ведущих цехов. 33

2.3.1. Корпусно-сварочный цех (КСЦ) 33

2.3.2. Механосборочный цех (МСЦ) 37

2.3.3. Деревообрабатывающий (деревообделочный) цех (ДОЦ) 39

2.4. Расчет стоимости основных производственных фондов. 42

2.4.1. Основные положения. 42

2.4.2. Методика расчета стоимости здания и промышленных проводок. 43

2.4.3. Методика расчета стоимости оборудования, приспособлений, специального инструмента и производственного инвентаря. 44

2.5. Расчет себестоимости и технико-экономических показателей ведущего цеха. 48

2.5.1. Структура себестоимости товарной продукции. 48

2.5.2. Расчет стоимости материалов. 52

2.5.3. Расчет расходов на оплату труда основных производственных рабочих (РОТ) 53

2.5.5. Расчет полной себестоимости. 59

2.5.6. Сводный расчет технико-экономических показателей ведущего цеха. 60

Список литературы.. 65

Приложение 1. 66

Приложение 2. 69

Приложение 3. 71

Приложение 4. 76

 


Состав работы по проекту

Курсовой проект состоит из двух частей. В первой части выполняется расчет годовой загрузки завода, включающий:

- краткую характеристику строящихся и ремонтирующихся судов;

- принципиальную схему организации производства;

- расчет трудоемкости на годовую программу с разбивкой на зимний и летний периоды;

- расчет численности работающих (промышленно-производственного персонала) по предприятию в целом;

- расчет габаритных размеров слипа, потребной площади и глубины акватории, разработку плана расстановки судов на слипе по программе зимнего периода;

- расчет технико-экономических показателей по заводу в целом.

Во второй части выполняются расчеты по одному из ведущих цехов, включающие:

- расчет потребности в основных материалах;

- расчет площади цеха;

- расчет стоимости производственных фондов;

- расчет полной себестоимости продукции цеха;

- расчет технико-экономических показателей цеха;

- выводы.

Годовая программа предприятия по шифру……

Программа судостроения и судоремонта принимается согласно приложения 1, по приведенной в нем форме.


1. Расчет годовой загрузки завода

1.1. Краткая характеристика судов

Таблица 1.1

Краткая характеристика строящихся и ремонтирующихся судов

Типы судов № проектов судов Место постройки Класс Регистра Грузоподъемность, т Мощность, СЭУ, кВт Конструктивные размеры
L B H T
                   

Всего:

где L – длина судна;

В – ширина судна;

Н – высота борта;

Т – осадка без груза.

Характеристика судов принимается по данным приложения 2.

1.2. Принципиальная схема организации производства по ремонту и постройке судов

 

В пояснительной записке к проекту даются предложения по совершенствованию организации производства по следующим направлениям:

а) организации ремонта судов узким фронтом:

указать, на какие группы судов разбита программа зимнего судоремонта и указать очередность работ по группам;

б) нулевой этап, его значение и объем работ;

в) предлагаемый метод постройки судов (поточно-бригадный или поточно-позиционный).

 


1.3. Расчет трудоемкости и численности работающих на годовую программу

1.3.1. Расчет трудоемкости

Суммарная трудоемкость на ремонт и постройку судов определяется в таблице 1.2.

Трудоемкость постройки и ремонта судов принимается из приложения 3.1÷3.2 (на одно судно) и заносится в раздел 1 таблицы 1.2.

в разделе 2 таблицы 1.2 определяется нормативная трудоемкость на годовую программу по типам (проектам) судов и видам ремонта.

Трудоемкость непланового (навигационного) ремонта принимается в размере 15% от суммарной трудоемкости среднего и текущего ремонтов судов.

Трудоемкость прочих заказов принимается в размере от 10% от суммарной трудоемкости по судостроению и всем видам судоремонта.

В разделе 2 таблицы 1.2 рассчитывается также трудоемкость работ нулевого этапа, выполняемого в навигационный период. Трудоемкость работ по нулевому этапу принимается в процентах от суммарной трудоемкости среднего и текущего ремонтов судов на годовую программу:

а) корпусно-сварочные работы – 5-10%;

б) деревообделочные работы – 10-15%;

в) станочные работы механического цеха – 20 - 40%;

г) слесарные работы, выполняемые в цехе – 15 - 20%;

д) прочие работы (нормальные условия труда) – 6 - 10%;

е) прочие работы (вредные условия труда) – 25 - 40%;

в разделе 3 таблицы 1.2 производится распределение трудоемкости по периодам года, причем год условно делится на две равные части: межнавигационный (6 месяцев, включающие осенний, зимний и весенний периоды) и навигационный (летний) период (6 месяцев).

Трудоемкость на постройку одного судна указывается дважды:

- по нормативам;

- с учетом коэффициента серийности, определяемого по графику приложения 3.1.


Таблица 1.2

Трудоемкость работ на годовую программу в нормированных человеко-часах

Вид работ и тип судна Номер проекта судна Кол-во судов на годовую программу Трудоемкость в нормированных человеко-часах по видам работ (цехам) Всего
Корпусно-сварочные Деревообрабатывающие Механо-сборочные Прочие работы
Станочные Столярные Плотничные Станочные Слесарно-сборочные Нормальные условия труда Вредные (тяжелые) условия труда
В цехе На судне
Раздел 1. Трудоемкость на одно судна
1. Судостроение 1.1.по нормативам 1.2.с учетом коэффициента серийности (Ксер)                        
2. Капитальный ремонт                          
3. Средний ремонт                          
4. Текущий ремонт                              
Раздел 2. Трудоемкость на годовую программу
1. Судостроение ____________________ Итого по судостроению                        

Продолжение таблицы 1.2

2. Капитальный ремонт ____________________ ____________________ Итого по капитальному ремонту                        
3. Средний ремонт ____________________ ____________________ ____________________ Итого по среднему ремонту                        
4. Текущий ремонт ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ Итого по текущему ремонту                        
5. Средние и текущие ремонты                        
6. Нулевой этап                        
7. Средний и текущий ремонт без нулевого этапа                        
8. Неплановый (навигационный) ремонт (15% от п.5)                        
9. Итого по судостроению и судоремонту (пункты 1+2+5+8)                        
10.Прочие заказы (10% от п.7)                        
11.Итого на годовую программу

Продолжение таблицы 1.2

Раздел 3. Распределение трудоемкости по периодам года
А. Межнавигационный период
1. Судостроение ____________________ Итого по судостроению                        
2. Капитальный ремонт ____________________ ____________________ Итого по капитальному ремонту                        
3. Средние и текущие ремонты судов без нулевого этапа                        
4. Прочие заказы                        
5. Итого по зимнему периоду                       Тз
Б. Навигационный период
1. Судостроение ____________________ Итого по судостроению                        
2. Капитальный ремонт ____________________ ____________________ Итого по капитальному ремонту                        
3. Нулевой этап                        
4. Неплановый (навигационный) ремонт                        
5. Прочие заказы                        
6. Итого по летнему периоду                       Тл
                           

Для ремонта в межнавигационный период включаются:

- все суда текущего и среднего ремонта, причем из суммарной трудоемкости текущего и среднего ремонтов следует вычесть трудоемкость работ по нулевому этапу, который выполняется в навигационный период;

- 20-50% судов капитального ремонта (целое число судов);

- судостроение – исходя из использования резервной мощности ведущих цехов (целое число судов).

В летний период включаются:

- 80-50% судов капитального ремонта (целое число судов);

- объекты судостроения, не включенные на зимний период (целое число судов);

- неплановый (навигационный) ремонт;

- работы нулевого этапа.

При распределении трудоемкости по периодам года необходимо обеспечить равномерную (разность не более 1000 нормо-ч) загрузку ведущих цехов и участков (корпусно-сварочного цеха, участков деревообделочного цеха и станочного участка механосборочного цеха).

По всем прочим цехам и участкам загрузка в межнавигационный период должна быть больше, чем в летний, так как в это время к выполнению работ привлекается часть судовых команд (слесарные, трубопроводные, малярные и др. работы).

Выравнивание загрузки по ведущим цехам (участкам) достигается за счет преимущественного выполнения капитального ремонта, судостроения и прочих заказов в навигационный период.

Прочие заказы могут распределяться произвольно для обеспечения равномерной загрузки ведущих цехов и участков и превышения зимней загрузки по сравнению с летней по прочим цехам и участкам.

Коэффициент неравномерности по предприятию в целом, определяемый согласно табл. 1.2, отношением трудоемкости межнавигационного (Тз) и навигационного (Тл) периодов, не должен быть более 1,3.

В таблице 1.2 должны быть представлены и сбалансированы все горизонтальные и вертикальные итоги по трудоемкости.

 

1.3.2. Расчет численности работающих

Численность основных производственных рабочих определяется исходя из трудоемкости работ на расчетный период, действительного (полезного) фонда времени рабочего и коэффициента переработки норм.

(1.1)

где Ро – численность основных производственных рабочих, чел.;

Тн – нормативная трудоемкость в человеко-часах;

Фд – действительный (полезный) фонд времени на расчетный период (на год, или полгода зимнего (летнего) периода);

Кп – коэффициент переработки норм.

Действительный расчетный годовой фонд времени одного рабочего Фд равен номинальному фонду Фн за вычетом потерь на очередные отпуска и невыходы по уважительным причинам, т.е. Фдн (структура Фн показана в формуле 1.2).

Величина этих потерь зависит от длительности очередных отпусков рабочих разных специальностей и места выполнения ими работ. Значение Фд принимается из табл. 1.3.

Таблица 1.3

Действительные (полезные) годовые фонды времени рабочих

Наименование цехов и участков Процент потерь времени (от Фн), % Действительный фонд времени Фд, ч
Годовой На навигационный и межнавигационный периоды
1. Корпусно-сварочный 10÷11 1740-1780 870-890

Продолжение таблицы 1.3

2.Деревообрабатывающий цех: станочный участок столярный о плотничный участки      
3. Механо-слесарный цех
4. Прочие цехи и участки при 8-часовом рабочем дне при 7-часовом рабочем дне   8-10 11-12   1800-1840 1540-1560   950-920 770-780

Номинальный годовой фонд времени одного рабочего Фн при восьмичасовом рабочем дне и 40-часовой неделе (кроме прочих работ с тяжелыми и вредными условиями труда)

(1.2)

где Дк – число календарных дней в году;

Дп – число праздничных дней в году;

- число предпраздничных дней в году.

 

При семичасовом рабочем дне (для прочих работ с тяжелыми и вредными условиями труда):

Коэффициент переработки норм принимается (условно)

Кп = 1,20…1,40.

Расчет численности основных производственных рабочих производится по форме, приведенной в таблице 1.4 путем деления полугодовой трудоемкости по цеху не соответствующий полугодовой фонд времени и коэффициент переработки норм.

Постоянным кадровым составом рабочих считаются рабочие по летнему периоду.

Недостающая численность рабочих в зимний период привлекается из числа судовых команд.

В таблице 1.4 должны быть приведены из таблицы 1.2 трудоемкости по отдельным участкам и итоговые данные по периодам года. Суммарная численность основных рабочих в зимний период должна равняться количеству основных рабочих в летний период плюс привлекаемые рабочие из числа судовых команд.

Среднегодовая численность основных производственных рабочих (гр. 7 табл. 1.4) при равных по продолжительности зимнем и летнем периодах определяется следующим путем:

(1.3)

Среднегодовая численность вспомогательных рабочих Рв определяется в процентах от численности основных рабочих по заводу в целом. С учетом вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств принимается в размере 45-50%, т.е. Рв = (0,45¸0,5)Ро

Численность прочих (остальных) категорий работников (руководителей, специалистов и служащих) определяется в процентах от численности основных и вспомогательных рабочих: с учетом заводоуправления принимается в размере 20 – 22%, т.е.

Рпр = (0,2¸0,22)(Ро + Рв), чел.

Таблица 1.4

Расчет численности основных рабочих

Наименование цехов и участков Зимний период Летний период Привлекается из числа судовых команд (гр.3-гр.5) Среднегодовая численность, чел. (гр.3+гр.5)/2
Нормированная трудоемкость в человеко-часах Количество рабочих, чел. Нормированная трудоемкость в человеко-часах Количество рабочих, чел.
1. Корпусно-сварочный цех            
2. Деревообрабатывающий цех 2.1.станочный участок 2.2.столярный участок 2.3.плотничный участок            
Продолжение таблицы 1.4
3. Механослесарный цех 3.1.станочный участок 3.2.слесарный (работы в цехе) 3.3.слесарный (работы на судах)            
4. Прочие работы 4.1.Нормальные условия труда 4.2.Вредные условия труда            
Итого:            

Численность всего промышленно-производственного персонала (ППП), необходимого для выполнения заданной программы, получаем суммированием численности основных и вспомогательных рабочих и прочих работников:

Рп = Ро + Рв + Рпр (1.4)

 

1.4. Расчет размеров слипа, потребной площади и глубины акватории завода

1.4.1. Разработка плана расстановки судов на слипе на зимний период

Суммарная длина стапельных мест горизонтальной части слипа определяется по программе зимнего периода (период ледостава):

(1.5)

где - сумма длин судов, строящихся в зимний период, м;

- сумма длин судов, проходящих капитальный ремонт в зимний период, м;

- сумма длин судов среднего ремонта, м;

К1 – коэффициент, определяющий противопожарные разрывы между судами, К1=0,88¸0,92;

К2 – коэффициент, учитывающий некратность длин судов, К2=0,87¸0,93.

, (1.6)

где - число судов, строящихся в зимний период;

Lс – длина строящегося судна, м.

Вос = Вmax + 2Вл + (0,8 ÷ 1,0), (1.7)

где Вmax – максимальная габаритная ширина строящихся или ремонтирующихся на слипе судов.

 

, (1.8)

где - количество судов i-го проекта, проходящих капитальный ремонт в зимний период;

- длина судна i-го проекта, м.

, (1.9)

где - количество судов i-го проекта, поставленных на слип для среднего ремонта в зимний период;

- длина судна i-го проекта, м.

На зимний период на слипе должны быть размещены:

а) 50% судов годовой программы со средним ремонтом (исходя из 50% суммарной длины судов среднего ремонта);

б) суда капитального ремонта, ремонтирующиеся в межнавигационный период (табл. 1.2);

в) суда, строящиеся в межнавигационный период (табл. 1.2).

В весенне-летне-осенний период слип загружается:

а) судами среднего ремонта, не прошедших слипование в период ледостава (зимнего периода);

б) судами капитального ремонта, ремонтируемыми в навигационный период (табл. 1.2);

в) судам, строящимся в навигационный период (табл. 1.2).

Компоновка горизонтальной части слипа должна обеспечивать:

а) минимальную суммарную длину стапельных мест;

б) наилучшее использование площади слипа;

в) наибольшее число стапельных мест с независимым спуском;

г) рациональное расположение подкрановых путей и автодорог для лучшего обслуживания стапельных мест;

д) требуемые технологические и противопожарные разрывы между судами;

Расстояние между осями стапелей (Вос), определяют в зависимости от максимальной ширины корпусов ремонтирующих судов, прибавляя при этом ширину лесов Вл = 1,5 м и необходимые проходы между лесами 0,8 – 1,0 м.

Подкрановые пути стапельных (портальных или башенных) кранов должны располагаться параллельно стапельным дорожкам таким образом, чтобы при минимальном числе подкрановых путей обеспечивать крановое обслуживание возможно большего числа устанавливаемых на слипе судов.

На горизонтальной части слипа должны быть сквозные автодороги, располагаемые параллельно стапельным дорожкам (в местах расположения кранов) и закольцованные по торцам стапельных площадок поперечными проездами.

Расстояние между осями стапелей в местах расположения кранов находим по формуле:

= Вmax + 2Вл + (4÷6) (1.10)

Число рельсовых путей, укладываемых на наклонном стапеле «П», определяется по формуле:

(1.11)

где Lmax - длина наибольшего судна, м.;

Во - расстояние между осями двух рядом уложенных путей на наклонном стапеле, м (обычно принимаются 8-10 м);

l - допускаемые свесы с кормы и носа судна (обычно принимается для самоходных судов по 10% и для несамоходных по 15% от Lmax).

Число поперечных горизонтальных путей на среднем откатном стапеле

П1 = П + I (1.12)

Число продольных горизонтальных путей выбирается в пределах от 3-х до 6-ти в зависимости от числа судов на одном пути, которое не должно превышать 4-6 единиц.

На рис. 1.1 показан пример расстановки судов на слипе.

 

1.4.2. Расчет пропускной способности слипа

Пропускная способность слипа определяется в метро-сутках стоянки судов в ремонте и постройке, т.е. произведением длины стапельных мест (двойных или тройных рельсовых путей) на число суток его работы.

Расчет ведется раздельно на зимний период и для весенне-летне-осеннего периода.

Пропускная способность слипа на зимний период определяется по формуле:

(1.13)

где Lсл – суммарная длина стапельных мест (формула 1.5), м;

Тз – зимний период в сутках (условно принимается равным 150).

Пропускная способность слипа в весенне-летне-осенний период, включающий весенний, навигационный и осенний периоды, определяется по формуле:

(1.14)

где tп, tк, tср – длительность стоянки судов на слипе, принимается из таблицы 1.5;

- сумма длин судов, строящихся в навигационный период;

, (1.15)

где - количество судов, строящихся в межнавигационный период:

, (1.16)

где nс – годовая программа судостроения (задание).

– сумма длин судов i-го проекта, проходящих капитальный ремонт в этот период.

– сумма длин судов i-го проекта со средним ремонтом, проходящих слипование в весенний и осенний периоды;

 

Таблица 1.5

Длительность стоянок судов на слипе в сутках

Типы судов Мелкосерийное судостроение tп Капитальный ремонт tк Средний ремонт (слипование) tср
1. Грузовые теплоходы, пассажирские т/х и буксирные т/х: а) мощность свыше 1000 кВт б) мощность свыше 300 кВт в) мощность до 300 кВт     120-150 100-120 50-60     120-170 90-150 60-70     25-35 21-30 15-20
2. Несамоходные суда: а) грузоподъемностью 1000-3000 т б) грузоподъемностью до 1000 т   60-80   30-40   60-90   30-40   16-20   10-15

Коэффициент использования мощности слипа в весенне-летне-осенний периоды:

(1.17)

где Пз – потребная мощность слипа в зимний период;

Пл – потребная мощность слипа в весенне-летне-осенний периоды;

К3 – коэффициент, учитывающий использование стапельных мест во времени, К3 = 0,8-0,84;

К4 – коэффициент, учитывающий использование только боковых стапельных мест (в весенне-летне-осенний периоды средняя часть слипа загружается в основном только навигационным ремонтом); в зависимости от размеров слипа К3=0,7¸0,8.

 

1.4.3. Расчет площади и глубины акватории завода

Расчет необходимой глубины акватории завода для расстановки судов заданной программы судоремонта и судостроения должен учитывать: максимальную осадку порожнем судов Тmax (табл. 1.1), максимальные колебания уровня воды в затоне h, толщину ледяной чаши под корпусом судна, образующейся в процесс отстоя флота, возможные увеличения осадки судов в процессе ремонта за счет погрузки на них тяжелых механизмов или технологической оснастки Δt, а также запас воды под днищем.

Расчет производится по следующей формуле:

(1.18)

где Н – расчетная глубина затона, м.;

Тmax – наибольшая осадка судна порожнем для судов заданной программы, м.;

DТ – запас на толщину ледяной чаши под днищем в м. (зависит т климатических условий района расположения завода. Условно можно принимать 0,3…0,4 м.);

h – максимальные колебания уровня вода в затоне (зависят от района расположения затона и метеорологических условий. Условно можно принимать 0,3…0,6 м.);

t – гарантированный запас воды под днищем судна, t = 0,25…0,3 м.;

Dt – возможное увеличение осадки судна в процессе ремонта (условно можно принимать Dt = 0,1 м.).

 

1.4.4. Расчет потребной площади акватории завода

На акватории предприятия на зимний период должны быть размещены (см. табл. 1.2 и раздел 1.4.1):

а) суда капитального ремонта, подлежащие ремонту в навигационный период – Nк;

б) суда среднего ремонта, слипуемые в осенний и весенний периоды (50% судов среднего ремонта) – Nс;

в) все суда текущего ремонта – Nт.

Общее число судов, устанавливаемое на акватории заносится в таблицу 1.8:

No = Nk + Nc + Nт, (1.19)

Площадь акватории Ар рассчитывается по формуле:

(1.20)

где Ку – коэффициент, учитывающий: расстояния между судами по длине (между линиями и группами), расстояния между бортами судов (в линии, между линиями и группами), проходы между бортами для обслуживания;

L и В – длина и ширина судов i-го проекта;

ni – число судов i-го проекта, устанавливаемых на акватории.

Значение коэффициента Ку принимается 1,6-2,0 в зависимости от габаритов судов. При крупных габаритах судов принимается меньшее значение коэффициента.

 

1.5. Расчет технико-экономических показателей по заводу в целом

1.5.1. Расчет плана производства на годовую программу

Расчет плана производства производится по форме, приведенной в таблице 1.6.


План расстановки судов на слипе

 

На плане указать: масштаб (М1:1000), габариты слипа, номера проектов судов,

виды ремонтов (СР и КР), судостроение (СТР).

 


Таблица 1.6

Производственная программа судоремонтного предприятия





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!