предмет, задачи, принципы, методы.




Министерство образования и науки

Донецкой народной республики

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра ПСИХОЛОГИИ

Конспект лекций

По учебной дисциплине

«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Направление подготовки 37.03.01 Психология

(профиль: «Практическая психология»)

Макеевка-2017

Тема 1. История психологии:

предмет, задачи, принципы, методы.

ПЛАН:

 

1. Предмет истории психологии.

2. Периодизация.

3. Принципы историко-психологического анализа.

4. Методы истории психологии.

5. Источники истории психологии.

6. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей.

 

1. Специфика любого научного труда предполагает необходимость иметь информацию о прошлом. Собственное исследование должно быть органически связано с историей изучаемого вопроса, так как нет такой проблемы, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории.

Владение истории психологии не ограничивается воспроизведением воззрений прошлого. В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в том случае, если оно используется в целях решения актуальных проблем.

Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений в современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл.

В отличие от предмета и методов общей психологии в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах развития науки.

Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обыденной практической деятельности, религиозные представления не рассматриваются. За всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Новая постановка проблемы предмета психологии будет намечена в отечественной психологии в 20 гг. ХХ века и развита в советский период. Ее основу составляют положения о роли деятельности в формировании психических свойств и процессов человека и животного.

Развитие науки психологии от науки о душе к науке о деятельном происхождения психики и сознания свидетельствует о прогрессе психических знаний. Но не всегда те знания, которые появляются позже оказывались более содержательными и прогрессивными. Нередко в новой концепции отбрасывалось то положение, что было в старой.

Развитие науки, в том числе и психологии, сложный процесс, на пути которого встречаются не узнавание открытий топтание на месте, кризисы и т. д. Однако, на каждом временном этапе ученые раскрывают все новые и новые стороны психической реальности и все полнее раскрывают, объясняют их.

 

2. Периодизация. Психология имеет многовековую историю. Первые научные представления возникли в 6 в. до н.э.

В истории психологии различают 2 больших периода:

- Когда психические знания развивались в недрах философии и других наук (от 6 в. до н.э. до середины 19 в. н.э.). все это время психология не была самостоятельной наукой.

- Когда психология развивалась как самостоятельная наука (середина 19 в. до настоящего времени).

 

3. Принципы:

1) Принцип историзма - важнейший. В историческом исследовании этот принцип ставится основным. Он требует рассмотрения того или иного отрезка времени во всей полноте его конкретного содержания. Это позволяет показать неповторимость и уникальность изучаемого явления. При этом необходимо представить историю науки во всей полноте. В соответствии с принципом историзма производится и оценка прошлого. Одновременно должно быть раскрыта неизбежная ограниченность любого этапа в развитии знания в сравнении с более поздними его этапами.

2) Принцип единства логического и исторического. Согласно которому, необходимо не просто описать тот или иной этап исторически развивающегося знания, а представить его теоретически, т. е. выявить в нем нечто постоянное.

3) Принцип детерминизма. Т ребует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического явления.

4. Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, систематизацией исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Некоторые из методик и методов заимствованы из гражданской истории, науковедения, философии. В связи с этим история психологии приобретает междисциплинарный характер.

1) Теоретическая реконструкция – основной метод: описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения обоснования и систематизации психического знания. Такой анализ проводится с позиции и по отношению к достижениям и проблемам в современной психологии. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций в исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

2) Метод интервьюирования – беседа по заранее составляемому перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследований.

3) Биографический и автобиографический метод – воссоздают атмосферу реальной жизни, является источником знаний, о духовном развитии ученого и этапах его научного труда. Играет огромную роль в пропаганде науки и дает уникальный материал о научном творчестве человека.

Анализ научных ссылок, т.е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных исследований ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами. Так, из-за языковых барьеров отечественная психология недостаточно известна за рубежом. Названный прием может использоваться в историческом исследовании только в совокупности с другими методами.

 

5. К источникам истории психологии относят все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.

Важными источниками развития психологических знаний является общественная практика – медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т.п. к настоящему времени наиболее освоенной психологами областью оказалась медицина, особенно психиатрия.

Источником психологических знаний являются также другие науки – естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения историка психологии к истории других наук.

 

6. Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые «находятся под господствующим влиянием экономического развития». Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С. Выготский: «Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.п. – все это может быть объяснено на почве связи данной науки:

1. с общей социально – культурной под почвой эпохи;

2. с общими условиями и законами научного познания;

3. с теми объективными требованиями, которое предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования».

(Выготсткий Л.С. Собр. Соч. Т.1.С.302)

И. Лакатос ввел понятия «внутренняя» и «внешняя» история науки, понимая под внутренней историей ту ее часть, которая вычленяется, опираясь на собственные критерии научности.

Внешняя психология определяется вкладом идей ученых разных эпох, психологов..

История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны.

Во – первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы связи языка и мышления в трудах лингвистов).

Во – вторых, в психологии использовались методы этих наук (в частности, метод эксперимента, был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии).

В – третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XII и XIII вв. обусловило возникновение механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля.

Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни.

Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что «будущее психологии – это прежде всего ее собственное развитие». (Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. – М., 1966.С.1).

Учитывая связи психологии с другими науками и обусловленность ее развития социокультурными факторами, необходимо раскрыть собственную логику развития ее идей как объективный процесс.

М.Г.Ярошевский выделяет специфические конкретно – научные категории, воспроизводящие различные стороны психологической реальности: образ, действие, мотив, психосоциальные отношения, личность. Трансформация их содержания в ходе исторического развития психологических знаний путем включения в них все новых данных позволяет рассматривать «категориальный аппарат как развивающийся орган», фиксирующий стадии последовательно развертывающего знания о психической реальности (Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии – М., 1994. С.287.)

С помощью категориального анализа за сменой научных теорий, многообразием новых фактов становится возможным выделение существенных компонентов знаний, их инвариантного ядра (неизмененного).

Ключевые слова: история психологии, периодизация, принцип историзма, принцип единства логического и исторического, принцип детерминизма, теоретическая реконструкция, метод интервьюирования, биографический метод, автобиографический метод, внешняя психология., внутренняя психология.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Предмет и задачи истории психологии.

2. Периодизация истории психологии.

3. Принципы историко-психологического анализа.

4. Методы истории психологии.

5. Источники истории психологии.

6. Методологические проблемы истории психологии.

7. Основные этапы развития психологии как науки.

8. Координаты, определяющие развитие психологии.

 

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 3-12, 15-22.

Дополнительная литература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. завед.. – М.: «Академия», 2001. – С. 3-11.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. – Т. 1,2.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1997.

4. Ярошевский М.Г. Иторическая психология науки. – СПб., 1994.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: