Русский материализм, радикализм, марксизм




Русский радикализм возникает в последние десятилетия царствования Николая I. С его смертью (от простуды) в 1855 г. в русской жизни совершается великий перелом – внутренний и внешний. Идейным вождем и ярким представителем РР был Николай Чернышевский(1828-1889). В 60-х годах XIX века он возглавил группу материалистов, в которую вошли Бакунин, Добролюбов и Писарев. М
МихаилБакунин (1814-1876) (материалист) разрабатывает свою теорию анархизма. Он считал государство основным источником угнетения народа, поэтому высказывался против всякой государственности. Бакунин говорит, что всем истинно свободным людям власть не нужна, так как эти люди и без того заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу (теория гуманного эгоизма). М
ДмитрийПисарев (1840-1868) (материалист) отрицал традиционные устои общественной жизни (нигилизм). Нигилисты отрицали Бога, «абстрактные» ценности искусства и нормы морали. Они абсолютизировали науку, прежде всего естествознание. Такой поворот к реализму, к действительности доходит до крайности, до вульгарного материализма. М
НиколайДобролюбов (1836-1861) (материалист) В центре его системы — человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира. Равенство людей - «естественное состояние» (влияние руссоизма), а угнетение – следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Утверждал материальное происхождение всех идей, из внешнего опыта, выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. М
Георгий Плеханов (1856-1918) – основоположник русского марксизма, также материалист. Его теоретические взгляды развивал Владимир Ильич Ленин, оба уделяли внимание материалистическому пониманию исторического процесса. М

М - представители материалистического направления в русской философии

7.4. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) становится противником распространения в России универсального, общеевропейского прогрессизма и революционных преобразований. Атеистический социализм, по Достоевскому, принципиально не отличается от буржуазности и потому не может ее заменить.

В ХХ в. русская фил. раскололась на советскую и русскую зарубежную. Начало ХХ века принесло подъем отечественной мысли на фоне общего расцвета культуры «серебряного века», ставшего «золотым» по обилию ярких имен и творческих достижений для русской философии. Русская мысль первой половины ХХ века настолько разнообразна и богата, что невозможно перечислить имена всех ее представителей. Революционные потрясения начала ХХ века создали феномен русской эмиграции, когда значительная часть представителей интеллигенции, покинула Советскую Россию. На философском пароходе (2 рейса 1922 г.) вывезли за границу таких выдающихся философов как Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, И. Ильин, Н. Лосский и др. Русская философия в этот период разделилась на два направления: 1) имплицитно содержащееся в рамках официальной советской науки и 2) эмигрантское, которое сохранило интенции дореволюционной философии.

7.6. Идеи марксистской философии на русской почве развивал Александр Богданов (1873-1928).

Богданов выделяет три исторически сменяемых (по критерию доминантности) и, одновременно, сосуществующих культурных принципа — авторитарный, индивидуалистический и коллективистский. Каждый из них концентрирует свое самосознание в определенной идеологии. Соответственно: консервативной (для авторитарного принципа), либеральной (для индивидуалистического принципа) и социалистической, или пролетарской (для коллективистскогопринципа).

Богданов – один из основоположников теории систем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: