Игра с заданной позиции.




Кружок: «Шахматы в школе».

Руководитель: Щедловский К.А.

Дата проведения: 08.10.20 г.

Тема занятия: Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Что такое Ничья? Пат и другие случаи ничьи

Цель: познакомить детей с новым шахматным понятием шах, мат, ничья и пат.

Задачи занятия:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с новым понятием – шах и тремя защитами от шаха, мат-цель шахматной партии. Что – такое Ничья? Пат и другие случаи ничьи.
  2. Закрепить умения обучающихся ориентироваться в шахматной доске.
  3. Закрепить особенности передвижения шахматных фигур.

Оздоровительные:

1. Формировать у обучающихся правильную осанку, зрительно – моторную координацию

Воспитательные:

1. Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

2. Научить анализировать детей свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений - единственно правильное.

Образовательные технологии: технология разноуровневого обучения (дифференцированного обучения), компоненты здоровьесберегающей технологии.

Методы и приемы обучения:

1. Наглядный метод (При знакомстве с новым материалом и объяснении правил в д/и)

2. Словесно - диалогический (Проговаривание детьми на протяжении всего занятия)

3. Методы дифференцированного обучения (В течении всего занятия: разбитие детей на подгруппы, выдача и подача программного материала в соответствии с уровнем подготовленности и силы игры)

Формы и средства обучения:

1. Дидактические шахматные игры: «Почтальон Шахматного царства», «Побей незащищенную фигуру», «Дай шах», «Шах или не шах», «Пять шахов».

2. Шахматная мини – викторина «Блиц - опрос»

3. Шахматная игра с заданной позиции.

Оборудование: шахматная доска и фигуры, демонстрационная шахматная доска и фигуры, раздаточный материал (диаграммы с задачками), карандаши, фишки.

Ход занятия

1. Орг.момент.

Блиц – опрос:

ü Сколько полей в одной горизонтали, вертикали, в самой большой диагонали.

ü Сколько стоит ладья, ферзь, слон, конь, король.

ü Какого цвета поле: а1, b3, c5, h6, g7, e2, d4, f8.

2. Закрепление пройденного материала. (Технология разноуровневого обучения)

ü

 
Шахматная нотация. Д/и «Почтальон в Шахматном царстве»

- Ребята, мы сейчас с вами превратимся в почтальонов, но не простых, а шахматных! Нам нужно будет разнести почту по шахматным квартирам.У каждой квартиры есть название, которое состоит из буквы и цифры. Вы готовы? Тогда берем письмо, я называю адрес, а вы относите письмо в квартиру с данным названием, называете адрес и говорите какого цвета квартира(белого или черного).

¾ A3, B8, D5, F1, G7;

¾ A8, B2, C7, E6 H5;

¾ A1,B7, C3, F5, H1.

¾ Молодцы! Вы настоящие почтальоны.

ü Игра «Побей незащищенную фигуру»

- Ребята, давайте с вами повторим:

- Назовите основные правила шахматной игры: тронул – ходи, отпустил фигуру – ход сделан. Что бы поправить фигуры сначала говорим: - Поправляю. И т.д.

- Как вы понимаете, что значить напасть на неприятельскую фигуру?

- Что обозначает взять или срубить неприятельскую фигуру?

- Молодцы, ребята! Теперь можно и поиграть. Играем в игру, которая называется «Побей незащищенную фигуру» Вам предоставляется диаграмма с заданием.

ü Посмотрите на нее внимательнее, какими фигурами играем мы? Как вы узнали? (По значку рядом с диаграммой)

ü Посмотрите, какие фигуры есть у вас, у вашего противника, как они расположены.

ü Посмотрите все ли ваши фигуры стоят в безопасности, ни ктоли, на них не напал? Перечислите.

ü Теперь посмотрите на какие фигуры противника напали вы! Нашли? Перечислите.

ü Теперь нам нужно найти незащищенную фигуру противника, на которую мы напали. Нашли?

ü Прежде чем дотронутся до фигуры, проверяем еще раз.

ü Теперь можно взять или срубить неприятельскую фигуру. Таким образом одержав победу.

Решение задач

Физ. минутка.

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений.

4. Новый материал. Ребята мы с вами знаем, что такое нападение на неприятельскую фигуру. Нападение - это своего рода маленькая угроза. Какая же тогда будет угроза, если мы нападем на главную фигуру, на короля? Такое нападение будет называться шахом. Поэтому, шах – это нападение неприятельской фигуры на короля. Давай те попробуем поставить шах неприятельскому королю.

Д\и «Шах или не шах»

Посмотрите король не может, как любая другая фигура, оставаться под шахам, он должен от него защитится. В шахматах существует три вида защиты:

ü Срубить, ту фигуру, которая напала на короля, своей фигурой, пешкой или королем.

ü Закрыться от шаха – значит поставить свою любую фигуру между нападающей фигурой и королем.

ü Уйти королем, с поля, которое находится под боем, на любое свободное.

Давайте поиграем Д/и «Защита от шаха» (технология разно уровневого обучения)

Мат.

И так, что такое шах и мат? Шах – это нападение фигуры или пешки накоролясоперника, при этом король имеет поля для отступления. Посмотрим на диаграмму 1, на ней белый ферзь с поля d3 объявил шах черному короля на поле d6. При этом черный король имеет поля для спасения (отступления) с5, с6, с7, е5, е6, е7.

Мат – это нападения на короля (шах королю), после которого у него нет полей для отступления. На диаграмме 2, белая ладья с поля d8 объявила шах черному королю на g8. При этом черному королю с поля g8 нет полей для отступления, там, где ему не будет поставлен шах.

Следует так же помнить, при шахе игра продолжается до тех пор пока королю не будет поставлен мат! Разберем еще пару любопытных примеров защиты от шаха. Диаграмма 3, белый ферзь объявил шах черному королю, и казалось бы все, черному королю некуда ходить и белые поставили мат! Но не спешите, так как у черных есть спасительный ход, слон с g7 отступил на f8 и тем самым закрыл короля от шах ферзя.

На диаграмме 4 показан еще один способ спасения от шаха (он был ранее применен в примере на диаграмме 1), белая ладья объявила шах королю соперника, но тот легко спасается отступив на поле h7.

Последний способ спасения от шаха, диаграмма 5, ладья поставила шах черному королю и тому некуда отступить, но на помощь приходит черный ферзь. Черные просто на просто своим ферзем бьют белую ладью которая объявила шах и тем самым спасаю черного короля от мата.

Помните следующее правило: если королю объявлен шах, то нужно делать такой ход, который спасает короля от объявленного шаха (отступить королем, защитить короля своей фигурой или побить фигуру которая объявила шах).

Пат. Ничья.

Ребята, мы разберем пару примеров в котором результат партии будет — ничья. Первый пример это пат (диаграмма 1). Пат — это такая позиция на доске, при которой королю некуда ходить, а также нет ходов другими (своими) фигурами и при этом не объявлен шах.

Разберем пример пата на диаграмме 1, ход черных, король с поля h8 не имеет хода так как на g8 ему будет шах от белого ферзя, а поля g7 и h7 не доступны, они контролируются белым королем и ферзем. Позиция патовая, поэтому ничья.

Второй пример при котором возникает ничья это – вечный шах, часто связанный с трехкратной повторение позиции. Позиция ниже, для черных партия практически проиграна, но ход черных.

1...Qf1+ 2.Kh2 Qf2+ 3.Kh1 Qf1+ 4.Kh2 и т.д. не выпуская белого короля из ловушки делая ему вечный шах, после чего засчитывается ничья.

Как видно из примеров путем пата, вечного шаха, трехкратного повторения позиции, можно спастись от поражения.

Закрепление

Побей незащищенную фигуру

Шах или не шах

Защита от шаха

Игра с заданной позиции.

- Как вы думаете, какие ходы были сделаны? Назовите ходы за белых, за черных? Для чего они были сделаны? ü Подводится небольшой анализ разыгранного дебюта, выполнение основных правил игры в дебюте. ü Детям предлагается продолжить игру с данного момента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: