Русская религиозная философия




К представителям русской религиозной философии XX века относятся … С. Л. Франк Л. П. Карсавин С. Н. Булгаков

Н. А. Бердяев. Многие из них последователи религиозной философии В. Соловьева

*Семен Леонидович Франк, следуя концепции «всеединства», создал метафизическую систему мистического реализма. Истинная философия, по его мнению, может быть только мистической философией. Объектом мистического опыта является предметная реальность внешнего мира.

* Идея «всеединства» также получила свое развитие в трудах Л.П. Карсавина, хотя он и не был последователем В.С. Соловьева. Наиболее ценны и интересны мысли философа, касающиеся взаимоотношения Творца и творения (совершенства и несовершенства).

* Последователем идей В.С. Соловьева является и С.Н. Булгаков, развивающий идею о трагической раздвоенности человека: с одной стороны он подчиняется стихиям мира, с другой – сопротивляется этим стихиям и осуществляет в себе образ Божий.

*Николай Бердяев (1874-1848) – виднейший представитель русск. религ. экзистенциализма и русской зарубежной философии. Экзистенциализм – напр. в фил, утверждающее человеческое существование, а точнее экзистенцию – основной проблемой философии. Основная проблема философии Н.А. Бердяева – бытие человека. Человек рассматривается им как микрокосм, сосредоточение всех мировых сил. Он изначально божественен, имеет в себе

образ Божий, который и делает человека человеком. Но человек содержит в себе и образ звериный. Между этими двумя образами происходит постоянная борьба. Н. Бердяев впервые рассмотрел феномен техники с точки зрения религиозного смысла. Он является автором произведения «Судьба России».

7.6. Философия любви. По словам Василия Розанова, человек познает Бога "в точке пола". Вначале было не Слово, не Логос, а пол, эрос. Бог - половое существо. Все древние религии не случайно связаны с культом фаллоса, а иногда и самооскопления, приношения пола в дар Богу, с безбрачием, посвящением себя богу любви или семьи (весталки в Древнем Риме, жрицы любви в Египте). Розанов получил широкую известность именно как критик христианского учения о любви. По его словам, христианство - это "религия похорон", "религия смерти". В христианстве "прогорк мир", в нем невозможна первобытная, языческая радость. Здесь мир обледенел, с ним наступил какой-то "мировой декабрь", когда все замерзло, покрылось льдом. Христианство - отрицательная религия, она держится исключительно на запретах и ограничениях. И в первую очередь ее отрицательность проявляется в том, что она отрицает плоть и пол. Христиане отказались от того радостного мистического эротизма, которым, по мнению Розанова, пропитана вся культура и религия семитского Востока. Христианство породило институт монашества, проповедующего идеалы аскетизма. Этот темный лик христианства оказал огромное воздействие на европейскую культуру, в особенности на институт брака. "Законы о браке у христианских народов, все продиктованные аскетами, - или когда они и светского происхождения, то все же несущие исторический привкус этих монашеских диктовок, остаток этих диктовок, уклон их, план их, - все суть обобщенные, коллективные, нормированные преступления"

Семен Франк: Нельзя любить "человечества", как нельзя любить "человека вообще"; можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей конкретности его образа. Так всеобъемлющая любовь, объемлет всю полноту многообразия людей, народов, культур, исповеданий, и в каждом из них - всю полноту их конкретного содержания. Любовь есть радостное приятие и благословение всего живого и сущего, та открытость души, которая широко открывает свои объятия всякому проявлению бытия, как такового, ощущает его божественный смысл.
Для любви все злое, дурное в живом существе есть только умаление, искажение его истинной природы, только момент небытия, примешивающийся к бытию и препятствующий его осуществлению: она отвергает зло и борется против него, как любящий борется с болезнью и упадком сил любимого существа. Напротив, всякая положительная реальность, вся многообразная полнота сущего радостно приемлется любовью, ибо все истинно-сущее, как таковое, она воспринимает как проявление божественного первоисточника жизни. Любовь есть положительная, творческая сила, расцвет души, радостное приятие другого, удовлетворение своего собственного бытия через служение другому, перенесение центра тяжести своего бытия на другого. Если эта чудесная, возрождающая и просветляющая человеческое существование сила любви обычно, в порядке естественного бытия, направлена на кого-нибудь одного или на немногие личности близких, родных, друзей, "любимых" - существ, которые мы ощущаем нам духовно-сродными, или общение с которыми нам дает радость - то христианское сознание открывает нам, что таково же должно быть наше отношение ко всем людям, независимо от их субъективной близости или чуждости нам, от их достоинств и недостатков. Но завет любви к людям не есть моральное предписание; он есть попытка помочь душе открыться, расшириться, внутренне расцвести, просветлеть. Это есть попытка открыть глаза души, помочь ей увидеть что-то, что ее притягивает к отдельному, избранному человеческому существу и делает его "любимым", - фактически присутствует, наличествует в какой-либо форме и менее явно для естественного взора души во всяком человеке и потому может и должно оказывать такое же действие на нашу душу. Это есть попытка воспитать внимание и зоркость души к истинной реальности всего конкретно сущего, научить ее воспринимать в нем его ценность и притягательность, благодаря чему любовь, как субъективное чувство, любовь-предпочтение, прикованная к одному или немногим избранным существам, превращается в универсальную любовь, - в любовь, как общую жизненную установку. Поэтому живая любовь к человеку - ко всякому человеку - есть мерило реального осуществления стремления души к Богу.

7.5. Русский космизм. Основоположник РК – Николай Федорович Федоров (1828-1903). Представители: К. Э. Циолковский В.И. Вернадский. Под философией общего дела понимал победу над смертью через достижение человеческого бессмертия и воскрешение мертвых. Общее дело может объединить всех людей и это задача науки. Победив смерть человек становится всесильным Богом. Наука должна помочь овладеть космосом для проживания всех.

Характерные черты русской философии

1) Одной из специфических черт русской философской традиции является панморализм.

2) Вторая характ. черта и сториософичность – пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории.По утверждению Н. А. Бердяева, «русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что есть Россия и какова ее судьба».

В. В. Зеньковский уточняет, что «русская мысль сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории и т.п.». Многие мыслители видели особую роль России в истории человечества.

Тесты: Отечественная философия
На формирование «предфилософии» в России повлияли … Нестяжательство утверждение идеологемы «Москва – третий Рим» раскол русской православной церкви появление западничества и славянофильства развитие русского вольтерианства

1. Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к … а)XI–XII вв. б) XIX в в) XX в г)VI в до н. э.

2. Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» …а) П. Я. Чаадаева б) А. С. Хомякова в) А. Н. Радищева г) А. С. Пушкина

3. Отстаивая самобытность и самостоятельность исторического пути России от Запада, славянофилы указывали в качестве основы русского типа мировоззрения … православие славянскую мифологию космополитизм евразийство

4. Идеи марксистской философии на русской почве развивал а) Богданов А.А; б) П.Я. Гончаров в) П.Я. Чаадаев г) В. Соловьев

5. Одной из специфических черт русской философии является а)материализм б)пантеизм в)скептицизм г)панморализм

6. Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал … проект воскрешения мертвых проект строительства коммунизма русское мессианство дело социалистической революции

7. Виднейшим представителем русского религиозного экзистенциализма является… а) А.С. Хомяков б) Н.А. Бердяев
в) В.С. Соловьёв г) Н.Ф. Фёдоров

8. Н. Я. Данилевский, предвосхитивший теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, является создателем теории … а) пассионарности Б) общественно-экономических формаций в) культурно-исторических типов г)ноосферы

9. Центральное место в философии В.С. Соловьева занимает идея … Радикализма Нигилизма Материи Всеединства

10. Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на … советскую и русскую зарубежную массовую и элитарную Формальную и неформальную прогрессивную и консервативную

11. Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель …а) Ф. М. Достоевский

б) Н. Г. Чернышевский в) И. А. Герцен г) М. А. Бакунин

12. Течение русской обществ.-политической мысли 40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название … западничества историцизма радикализма авангардизма

13. Отстаивая самобытность и самостоятельность исторического пути России от Запада, славянофилы указывали в качестве основы русского типа мировоззрения … православие славянскую мифологию космополитизм евразийство

14. Один из ярчайших представителей русского Просвещения - В. Мономах А. Н. Радищев И. Ильин И. В. Киреевский

15. Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть … историософичностью историофобией ретроспективностью архаичностью

16. Представителями материалистического направления в русской философии являются … В. С. Соловьев Н. А. Бердяев П. А. Флоренский Г. В. Плеханов Д. И. Писарев М. А. Бакунин
17. Представителями русского космизма являются … Г. В. Плеханов А. Н. Радищев В. И. Ленин Н. Ф. Федоров К. Э. Циолковский В.И. Вернадский

16. Критическое отношение русских философов к рационалистической системе европейского законодательства, пренебрежение законом во имя высшей моральной истины составляет такую специфическую черту отечественной философии, как … правовой нигилизм радикализм анархизм иррационализм

17. К русским философам XIX века относятся … а) Н. Г. Чернышевский б) В. С. Соловьев в) А. И. Герцен г) П. Я. Чаадаев д) Г. Г. Шпет е) А. Ф. Лосев

18. Свойствами Добра, по мнению В. С. Соловьева, являются … чистота самозаконность действенность рациональность

19. К философам, разрабатывавшим тему любви в русской философии, относятся … В. В. Розанов С. Л. Франк Л. И. Шестов Э. В. Ильенков

20. К представителям русской религиозной философии XX века относятся … И. Копнин С. Л. Франк Л. П. Карсавин С. Н. Булгаков Н. А. Бердяев А.Н. Радищев

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: