О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ




Аннотация. В данной статье дан анализ роли и деятельности Правительства РФ, указаны изменения в тексте Конституции РФ, касающиеся формирования Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

Ключевые слова: Правительство, Российская Федерация, поправки, Конституция, исполнительная власть.

Наиболее масштабные преобразования в области организации деятельности произошли именно в системе исполнительной власти.

Исходя из новой редакции 2020 года ч. 1 ст. 110 Конституции РФ «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации». Данная формулировка содержит закрепление на высшем уровне фактически сложившееся распределение полномочий институтов государственной власти. В предыдущей редакции Конституция обозначала Президента как главу государства, не относящегося ни к одной из ветвей власти, несмотря и на то, что ст.83 предусматривала право Президента председательствовать на заседаниях Правительства. При этом же Правительство РФ было тесно взаимосвязано Президентом, осуществляя главные направления внутренней и внешней политики, определяемые Президентом.

Также поправки были внесены и в ст. 113 Конституции, которая содержит функции Председателя Правительства РФ. В предыдущей редакции указанная статья содержала то, что «Председатель Правительства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу», однако же по данной статье новой редакции он исключительно организует работу Правительства, основываясь при не только лишь на указы, но так же и на распоряжения и поручения Президента, но также сказано, что «Председатель Правительства РФ несет персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий» [2, с. 384].

В результате поправок 2020 года в ст. 110 Конституции РФ был внесен ранее не существовавший пункт. Согласно пункту 3: «Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ». То есть в самом содержании Конституции отражается установленная система разделения функций по управлению государственными органами исполнительной власти: Президент определяет сферу деятельности органов "силового" и внешнеполитического блока, остальные органы исполнительной власти подчинены Правительству. До новой редакции Конституции в 2020 году правовой базой данной системы считалась ст. 32 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Данный закон в свою очередь брал свои истоки из конституционных норм, предоставляющих Президенту право устанавливать главные направления внутренней и внешней политики государства, реализовывать руководство внешней политикой, а также из статуса Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (ст. 80, 86, 87 Конституции РФ).

Введенная часть 4 ст. 110 обозначает для Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров, а также других руководителей федеральных органов исполнительной власти традиционный список требований и ограничений. Данные должности могут занимать граждане РФ, которым не менее 30 лет, у которых отсутствует гражданство иного государства либо вида на жительство, либо другого документа, предоставляющего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иного государства. Помимо этого данным лицам запрещается создавать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами границ РФ.

Также одним из наиболее масштабных преобразований в Конституции РФ стал новый порядок формирования Правительства РФ [3, с. 439].

Новая редакция статьи 111 Конституции РФ содержит в себе положения о том, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры нижней палатой Федерального Собрания- Государственной Думой. До внесения поправок в Конституцию 2020 года он назначался Президентом с согласия Государственной Думы.

Поправки так же были внесены и в часть 4 статьи 111 Конституции, в которой говорится о том, что после трех отклонений нижней палатой Федерального Собрания представленных кандидатур Председателя Правительства Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. При данном условии заместители Председателя и федеральные министры, утверждаемые в должности Государственной Думой, назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства (ч. 5 ст. 112), но при этом Президент может распустить Государственную Думу, а также назначить новые выборы.

Была изменена очередность утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти. До принятия поправок в 2020 году любой вновь назначенный Председатель Правительства РФ по прошествии недели представлял Президенту предложения по их структуре, после же принятия поправок в 2020 году следуя принятому пункту "б.1" ст. 83 и измененной части 1 статьи 112 Конституции РФ вновь назначенный Председатель Правительства не представляет Президенту предложения о составе федеральных органов исполнительной власти при условии, если предыдущий Председатель Правительства освобожден от должности Президентом.

Принятие данного новшества связано с тем, что после принятия новой редакции пункт "а" статьи 83 Конституции РФ Президент может освободить Председателя Правительства от должности. До 2020 года схожего специального полномочия Президента в Конституции не содержалось (он был уполномочен отправить в отставку лишь Правительство в целом). Право Президента освободить от должности единолично Председателя Правительства содержалось в статье 7 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", однако исходя из этой же статьи освобождение от должности Председателя Правительства в то же самое время влечет за собой и отставку Правительств, то есть фактически разницы между отставкой Правительства и освобождением от должности его Председателя почти по существу не было.

Помимо этого новая часть 4.1 статьи 117 Конституции РФ дает возможность добровольной отставки Председателя Правительства, но в данном случае новый Председатель должен представить Президенту предложения по новому составу.

Председатель Правительства РФ представляет нижней палате Федерального Собрания на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства, а также и федеральных министров. По прошествии недели Государственная Дума принимает решение насчет представленных кандидатур. Члены Правительства, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом РФ. Президент не может отказать в назначении на должность утверждённых Государственной Думой кандидатов.

При условии трехкратного отклонения Думой кандидатур глава государства может назначить из их числа соответствующих членов Правительства. Если же после трехкратного отклонения Думой кандидатов более одной трети должностей членов Правительства, утверждаемых Думой, остаются вакантными, Президент может распустить Государственную Думу и назначить новые выборы, при этом члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства (ч.ч. 2-5 ст. 112 Конституции) [4, с. 451].

Другие условия назначения на должность предусмотрены для руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации.

Председатель Правительства РФ, его заместитель, федеральный министр могут подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до формирования нового Правительства. В случае освобождения от должности Президентом или отставки Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, федерального министра Президент могут поручить данному лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на иное лицо до соответствующего назначения (ч. 4.1, 5 ст. 117).

Изменена ч. 4 ст. 117 Конституции РФ, наделяющая Председателя Правительства возможностью ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В случае отказа в доверии Президент по истечении 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Принятые поправки оставляют за Президентом данное право, но при этом не обязывает его принимать одно из этих решений. Но если Правительство в течение 3 месяцев снова поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а та в свою очередь откажет в доверии, Президент обязан будет отправить Правительство в отставку или распустить Думу и назначить выборы.

Изменена ч. 4 ст. 117 Конституции РФ, наделяющая Председателя Правительства возможностью ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В случае отказа в доверии Президент по истечении 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Принятые поправки оставляют за Президентом данное право, но при этом не обязывает его принимать одно из этих решений. Но если Правительство в течение 3 месяцев снова поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а та в свою очередь откажет в доверии, Президент обязан будет отправить Правительство в отставку или распустить Думу и назначить выборы [5, с. 316].

По принятой новой части 6 статьи 117 Государственная Дума не вправе выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства не вправе ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству в определенных ситуациях:

- в течение года после избрания Государственной Думы (ч. 3 ст. 109);

- в период с момента выдвижения Думой обвинения против Президента РФ до принятия решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109);

- в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения (ч. 5 ст. 109);

- в течение полугода до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5 ст. 109);

- в течение года после назначения Председателя Правительства РФ по ч. 4 ст. 111 Конституции РФ (после трехкратного отклонения Думой представленных кандидатур).

Таким образом, данные поправки закрепили на высшем уровне фактически сложившееся распределение полномочий данных институтов государственной власти, расширили полномочия Председателя Правительства РФ, отразили установленную систему разделения функций по управлению государственными органами исполнительной власти, чего не было в предыдущей редакции, для Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров, а также других руководителей федеральных органов исполнительной власти определен традиционный список требований и ограничений, была изменена очередность утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти. Внесенные поправки во многом расширяют полномочия Правительства РФ, повышают эффективность деятельности Правительства РФ.

 

Список источников и литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2. Братановский, С. Н. Конституционное право России; РИОР, Инфра-М — Москва, 2020. — 384 с.

3. Маркгейм М.В. Конституционное Право Российской Федерации: учебник. – СПб: Юридический центр Пресс, 2020. – 439 с.

4. Некрасов С.И. Конституционное право России: учебное пособие/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. –М.: Юрайт, 2020. – 351 с.

5. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 316 с

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: