Проблема использования проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии




Доклад

 

Выполнил учитель технологии

МОУ «Школа № 5 города Докучаевска»

Тимченко В.Л.

 

Обращаясь к истории, заметим, что метод проектов в обучении не является инновационным и прочно вошел в практику еще в прошлом веке. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов Дж. Дьюи, У. Килпатрик. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году этот метод активно внедрялся в практику преподавания.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания технологии проектного метода обучения.

Проектное обучение - технология, цель которой заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности. Технология современного проектного обучения – метатехнология, охватывающая производство, социальную сферу, политику, и служащая таким образом подготовке учащихся к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Методу проектов посвящено немало исследований в зарубежной и отечественной педагогике. Существует множество определений метода проектов: как форма организации обучения, как система обучения, как способ достижения дидактической цели. Метод проектов - форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 80)

В основе метода лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Основная цель технологии проектной деятельности - самореализация и социализация всесторонне развитой и конкурентоспособной личности.

Что же такое учебный проект?В педагогической литературе приводятся следующие определения.

Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед),

реалистичный замысел, план о желаемом будущем;

Учебный проект - это итоговая самостоятельная работа уча­щихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педаго­га. В современной школе учебные проекты выполняются учащимися по предметам с 1 по 11 классы.

Классификация учебных проектов:

1. По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые (внутриклассные, внутришкольные, региональные. межрегиональные, международные).

2. По продолжительности: мини-проекты (урок или менее урока); краткосрочные (4-6 уроков); недельные (проектная неделя); годичные (во внеурочное время).

3. По предметно-содержательной части: монопроекты (один предмет), межпредметные (разные области знаний, во внеурочное время).

4. По содержанию:

· практико-ориентированный (решение практических задач заказчика проекта - учебные пособия, макеты, инструкции, памятки);

· исследовательский (доказательство или опровержение гипотезы);

· информационный (сбор информации о каком-либо объекте - статистика, результаты опросов);

· творческий (привлечение интереса публики к проблеме - литературные произведения, произведения ДПИ, изобразительного искусства, видеофильмы);

· игровой или ролевой (предоставление публике опыта участия в решении проблемы - мероприятие, игра, экскурсия и др.)

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем выдвижения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В наше время, впервые в образовании о методе проектов начали говорить и внедрять его именно на предмете «Технология» в конце 90-х годов. В настоящий момент образовательная область «Технология» предусматривает целый модуль «Основы проектирования» как обязательный элемент и выделяет на выполнение проектов до 20-25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеурочного. По мнению многих ведущих ученых (Симоненко В.Д., Сасова И.А., Хотунцов Ю.Л.) проектный метод обучения является приоритетным в формировании универсальных учебных действий учащихся в контексте ФГОС второго поколения. Одной из составляющих Всероссийской олимпиады школьников по технологии является защита проектной деятельности, где учащиеся демонстрируют свое мастерство не только в разработке и оформлении проекта, но и показывают разнообразные техники и технологии, применяемые ими в изготовлении изделий. Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании школьников показала:

1. Значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;

2. Школьники всех возрастов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность;

3. Учащиеся видят социальную и личную значимость предметно-преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации труда;

Условия реализации проектного метода обучения по предмету «Технология» и ме­тодика его применения имеют свои отличительные особенности.

Проект – это «пять П»:

1) Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.

2) Проектирование (планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации, сроков выполнения и ответственных.

3) Поиск информации или исследовательская деятельность учащихся.

4) Продукт. Результатом работы над проектом является продукт, т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для решения проблемы.

5) Презентация. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику посредством презентации.

Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению. Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и "нужных" объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности. Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 8-9 классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.

Если рассматривать более подробно, то проектную деятельность можно разделить на следующие этапы:

I. Поисково-исследовательский:


1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблем или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:
а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;
б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;
в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.

II. Технологический:
1. Составление конструкторской и технологической документации.
2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
3. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
4. Внесение, при необходимости, изменений в конструкции технологию.
5. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
6. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.

III. Заключительный:
1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты.

Проект по технологии – это комплексная работа учащихся, в структуру которого входят следующие составные части:

· - пояснительная записка;

· - творческая работа (изделие);

· - защита творческого проекта;

Содержание пояснительной записки может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

2. Схема обдумывания.

3. Выявление основных параметров и ограничений.

4. Теоретические сведения.

5. История и современность.

6. Банк идей.

7. Эскизная проработка базового варианта.

8. Требования к изделию.

9. Дизайн-спецификация.

10. Инструменты и оборудование.

11. Материалы.

12. Правила безопасности во время работы.

13. Технология изготовления (технологическая карта).

14. Контроль качества.

15. Экологическое обоснование.

16. Экономическое обоснование.

17. Реклама.

18. Самооценка.

19. Словарь терминов.

20. Литература.

21. Приложения

К оформлению пояснительной записки предъявляются в пер­вую очередь требования как к печатной работе, которая имеет свои правила в оформлении титульного листа, содержания, иллюстраций и соответствующих разделов и подразделов. Практическая работа по проекту также имеет свои критерии, которые зависят от многих факторов (возраст проектанта, технологии изготовления, сложность изделия ит.д.) В помощь учащимся в работе над проектами в учебной мастерской целесообразно оборудовать "Уголок проектов" ("Школа и производство", 1998, №1), на котором могут быть размещены различные материалы по учебному проекту. Итогом проектной деятельности учащихся является защита проекта. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий шаг еще более интересным и совершенным. Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда, но и имеет большое воспитательное значение. Если работа по проекту выполнялась на занятиях в рамках учебной программы, то на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют детей, также их нужно учитывать при подведении итоговой оценки. Для этого целесообразно использовать зачетный лист проектной деятельности учащихся. Итоги защиты проекта желательно отразить в стенгазете или оформить фотоотчет. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества. В конце учебного года рекомендуется проводить фестивали учебных проектов. Итоги можно подводить по различным номинациям «Декоративно-прикладное творчество», «Технология изготовления швейных изделий», «Культура дома». Такой фестиваль творческих проектов можно использовать как форму итогового контроля.

Грамотно спланированная и организованная, проектная деятельность даёт возможность обучающимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы. Имеющийся опыт проектного обучения школьников на уроках технологии показывает, что, если учащиеся выполняют по одному проекту в учебный год как итоговую работу, потенциальные возможности метода проектов реализуются в малой степени. Целесообразнее планировать небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае учащиеся постепенно осваивают этапы проектирования, время от запуска проекта и выполнения готового изделия не растянуто, что способствует мотивации школьников, не угасает их интерес к работе над проектом, виден результат, пополняется банк проектов.
В процессе обучения учащимся предлагается выполнять 2-3 мини-проекта (краткосрочных проекта), в которых фокус смещается в сторону новых знаний. При этом продукт проектной деятельности выполнен полностью, проектная документация отражает, в первую очередь, ход работы мысли учащихся и логику их деятельности (те моменты их деятельности, которые они выносят на защиту). Особенно такая работа с мини-проектами актуальна в начальной стадии применения учителем технологии проектной деятельности. Метод проектов – интересен не только ученикам, которые получают интеллектуальный продукт своей деятельности достаточно быстро, но педагогам, т.к. подготовка и планирование учебных проектов позволяет им постоянно заниматься самообразованием как в рамках своего предмета, так и в рамках смежных дисциплин и информационных технологий. «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» - говорил Л.Н.Толстой.

Какова же роль учителя в технологии проектной деятельности? К ответу на этот вопрос, ответу весьма индивидуальному для каждого педагога, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

1. Энтузиаст, инициатор, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

2. Специалист, который обладает знаниями и умениями по многим вопросам, в первую очередь, по вопросам проектирования, компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект в указанные сроки.

5. «Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому учителям технологии необходимо углублять и расширять это направление в своей работе. Метод проектов - мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по пути саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самовоспитания. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся позволяет реализовать право на получение качественного образования, реализовать их жизненные цели. Но нельзя забывать, что это всего лишь один из эффективных методов обучения и он не может решить все педагогические проблемы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: