Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №77 Невского района, Санкт – Петербурга
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
«Щит и меч»
Подготовила: воспитатель Ивасенко Оксана Валерьевна
Цель – систематизировать знания о князе Александре Невском, познакомить с геральдическим изображением щита и меча.
Программные задачи:
ü учить рисовать щит и меч;
ü учить передавать характерные особенности русского щита и меча;
ü закреплять технические навыки рисования простым карандашом;
ü развивать ориентировку на листе бумаги, глазомер, внимание, память, речь;
ü воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.
Материал: изображение ледового побоища, геральдическое изображение щита и меча (для мультимедиа), карандаш простой, карандаши цветные (желтый, серый, красный), листы А4 (на каждого ребенка).
Предварительная работа: презентация «Александр Невский – славное имя руси», рассматривание картин М.В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец»; чтение художественной литературы: «Илья Муромец и соловей разбойник».
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем о том, что с давних времен нашу землю охраняют воины. В наше время – наша российская армия, а в старину – ратники, богатыри. И вот в те времена жил один великий князь, который прославился тем, что всегда одерживал победы над врагами, которые нападали на нашу землю. Скажите, кто этот князь? (Александр Невский). А какая битва его прославила? (Ледовое побоище).
(На экране мультимедиа репродукция изображения Ледовое побоище)
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на изображение. Что изображено (битва). У воинов острые мечи, которыми они одерживали победу. А защищались от мечей щитом.
(Появляется геральдическое изображение щита и меча). Воспитатель читает стихотворение:
Богатырь я славный, русский,
И надежда всей Руси!
Ваши мне костюмы узки,
И примерить не проси!
Где же меч мой знаменитый?
Коль появится со мной.
Я щитом своим укрытый,
Прогоню врага долой!
Воспитатель: Вот такое стихотворение про меч и щит. С тех пор щит и меч являются символами воинской славы и побед. Мы с вами тоже должны стать сильными и любить свою родину – нашу Россию. А мы знаем, что для того, чтобы быть сильным нужно крепкое здоровье, и для этого нужно заниматься физкультурой, а у нас богатырская физкультминутка.
Физкультминутка:
Дружно встанем раз-два-три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу).
Мы ладонь к глазам приставим, (руку правую подносим козырьком к глазам)
Нога крепкие расставим, (ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (правая рука над глазами, поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек (левая рука над глазами, поворот налево)
Наклонились влево – вправо (руки на поясе наклоны влево – вправо)
Получается на славу! (Руки вверх).
Воспитатель: Отлично! Вот мы немножечко стали сильнее и попробуем превратиться в художников – будем учиться рисовать щит и меч. Расположите лист вертикально. Начинаем рисовать простым карандашом. Сначала мы будем рисовать щит. Он похож на капельку. По краю щита есть кайма, подпитая к щиту кованными гвоздями. В центре щита крест (дети рисуют). Теперь мы будем рисовать мечи. Обратите внимание, что с каждой стороны щита мы видим два меча и не полностью. Почему так происходит? Правильно, потому что щит закрывает скрещенные мечи и выглядывают из под щита, только, острие и рукоятка. Мы рисуем сначала острие, проводим карандашом вниз (не касаясь места, где уже нарисован щит), в месте, где щит закончился рисуем рукоятку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами очень стараемся рисовать с картинки и передавать то, что мы видим и наши глазки тоже должны быть зоркими и хорошо видеть. Предлагаю сделать зарядку для глаз и приступить к раскрашиванию.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Глазки вправо,глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем. (дети выполняют движения по тексту)
Воспитатель: Наши глазки отдохнули, а теперь нам осталось раскрасить наши символы. Берем сначала желтый карандаш и раскрашиваем кайму щита и крест внутри. Кайма прикреплена к щиту гвоздями и нам надо их обозначить серым цветом. Теперь нам нужен серый карандаш, чтобы раскрасить стальные мечи. Осталось раскрасить меч внутри красным цветом.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами научились рисовать? (щит и меч). Почему они являются символами славы и побед? (мечом прогоняют врага, а щитом защищались). Да правильно. Все ли было легко нарисовать? (ответы детей). Вы молодцы! Постарались на славу. Сегодня вашими работами мы оформим выставку в группе. Спасибо за ваше старание!