Конспект урока по музыке в 8 классе
Тема урока: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт"».
23.11.21
Цель: развитие интереса учащихся в познании музыкальной культуры норвежского народа
Задачи: познакомить с культурой Норвегии и творчеством Э.Грига;
формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; выявить характерные особенности норвежской музыки; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала; воспитывать любовь к музыке народов мира.
Ход урока:
- Сегодня нам предстоит путешествие, а вот куда…
- Итак, мы отправляемся путешествовать в Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. И познакомимся с музыкальной культурой Норвегии.
творчество Э.Грига
- Первой остановкой станет город Берген.
В живописном местечке в одной большой семье родился мальчик – Эдвард. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала всё большее место в жизни мальчика, он ещё не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым.
Всё изменилось совершенно неожиданно.
Однажды летним утром к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль – скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.
Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Эдвард окончил играть, Уле Булль подошёл к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом».
С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора Эдварда Грига.
Сюита- музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.
Звучит «Утро» Э.Грига
https://www.youtube.com/watch?v=6n41kxhkZDs
- Закройте глаза и представьте себе утреннюю картину. Повсюду нас окружают высокие горы, скалы. Едва до нас доходит солнечный свет. Но с каждой минутой мы ощущаем всё больше тепла и света. Природа просыпается. В долине на лугу сидит пастушок. Он взял свой пастуший рожок и заиграл такую красивую мелодию. И казалось, что вот-вот, ещё немного, и не только растения, но и все животные проснуться от звучания этой мелодии.
слушание и анализ «В пещере горного короля» Э.Грига
https://www.youtube.com/watch?v=g8aMXJXWzto
- Вернёмся к сюите «Пер Гюнт». Кто такой Пер Гюнт? (смелый, обаятельный парень, но очень хвастливый и не имеющий цели в жизни)
Жил он со своей мамой в старенькой хижине. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали Пера за враньё. И вот пошёл Пер странствовать по миру и искать такое место, где бы его уважали и он бы ничего не делал.
И оказался Пер…
- Посмотрите на картину. Это пейзаж Норвегии. В чём особенность? Чего здесь много? (скал, гор)
- В Норвегии много гор, склоны которых покрыты лесами, а обрывистые берега изрезаны фьордами – узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами.
- Как вы думаете, кто мог поселиться в таких местах?
«В пещере горного короля» Э.Грига
- Кого можно представить? Что это за произведение?
Итак, Пер Гюнт попал в подземное царство Доврского деда – горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером.
- Прослушайте и определите в чём особенность произведения?
https://www.youtube.com/watch?v=g8aMXJXWzto
- Как звучит мелодия? (настороженно, таинственно) Она изменяется? (постоянно повторяется)
- А что изменяется? (темп постепенно ускоряется, динамика становится постепенно громче)
- Какую картину в музыке рисует изменение темпа и динамики? Что можно представить? (движение убыстряется, и музыка переходит в какой-то безумный вихрь)
- Какой жанр лежит в основе произведения? (марш)
- Для чего композитор использует в конце произведения внезапные аккорды? (исчезновение сказочной картины)
слушание и анализ танца «Халлинг» Э.Грига
https://www.youtube.com/watch?v=5dl1UWxLtMI
- Продолжим наше путешествие. Следующей остановкой будет долина Халлингдаль, которую со всех сторон окружают скалы и горы.
Что же привело нас сюда? Давайте узнаем.
- К какому жанру можно отнести произведение?
- Что вы услышали? К какому жанру можно отнести? Почему вы так решили?
- Это прозвучал норвежский танец Халлинг, название происходит от долины Халлингдаль.
- Халлинг – это сольный мужской танец-соревнование в высоких прыжках и сложных виртуозных фигурах.
Как вы понимаете слово «виртуозный»?
В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья...
Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке...
В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.
Домашнее задание: в рабочих тетрадях записать тему урока, выделенные понятия и биографию Э.Грига. Подготовить сообщение по истории создания драмы «Пер Гюнт» (знать краткое содержание)