высших духовных учебных заведений




Вопросы для итогового экзамена

По Истории Русской Православной Церкви

Для выпускников бакалавриата

высших духовных учебных заведений

 

Период I, (киевский или домонгольский),

от начала русской церкви до нашествия татаро – монголов

 

1. Христианство в пределах нашего Отечества до образования Русской Церкви при св. равноапостольном князе Владимире.

Предание о проповеди апостола Андрея Первозванного в Скифии. Основные источники. Мнения исследователей. Священномученик Климент Римский. Первые христианские общины в Причерноморье. Археологические данные. Епархии в Причерноморье (IV-IХ вв.). Известия об обращении славян в христианство. Жития св. Стефана Сурожского и св. Георгия Амастридского.

Деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Болгарии, Моравии и Паннонии. «Хазарская миссия» св. Кирилла. Гипотеза академика Веселовского. Перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык.

Киевские князья Аскольд и Дир. Предполагаемое «первое крещение Руси» в IX веке. Послание святителя Фотия, патриарха Константинопольского. Договор князя Олега с греками (911), договор князя Игоря с греками (944).

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Происхождение святой Ольги. Ольга-язычница (по сказаниям «Повести временных лет»). Поездка в Царьград. Крещение Ольги. Ольга-христианка. Положение христиан при князьях Святославе и Ярополке.

 

2. Начало Русской Церкви и распространение христианской веры.

Занятие князем Владимиром Киевского престола. Торжество языческой партии. Языческий пантеон в Киеве (983). Мученическая кончина святых Феодора и Иоанна варягов. Характеристика Владимира-язычника.

«Выбор вер». Поход на Корсунь. Крещение князя Владимира (988). Крещение киевлян и образование Русской Церкви. Распространение христианской веры при св. Владимире и его преемниках в ХI-ХII вв. Христианство у инородцев. Причины, способствовавшие успешному распространению христианства. Характеристика языческой религии древних славян.

 

3. Попытки римо-католичества утвердиться на Руси и особенно на северо-западе и в Галицком княжестве.

История взаимоотношений Константинополя и Рима. Окружное послание патриарха Фотия (869). Отношение греков к латиниству. Рим и Русь. Папские послания и миссии на Русь. Полемические сочинения против латинян. Отношение к инославным и иноверцам. Православие в Прибалтике. Орден меченосцев. Распространение католичества в Галицком княжестве. Папа Иннокентий III и князь Роман Волынский. Мстислав Удалой. Гонение на Православие.

 

4. Устройство Русской Церкви. Церковное управление.

Начало Русской митрополии. Митрополиты-греки. Митрополиты из русских: Иларион, Ефрем и Климент Смолятич. Каноническая оценка поставления Илариона (1051) и Климента (1147). Тенденция к независимости. Отношение Киевских митрополитов к Константинопольским патриархам. Первые епархии на Руси. Порядок избрания епископов и их отношение к митрополитам и удельным князьям. Права и власть епископов. Юрисдикция епископского суда. «Церковные люди». Органы управления епархиями. «Клирошане», наместники, десятники.

Приходское духовенство. Условия его избрания и отношение к приходу. Состав приходского клира.

Церковное законодательство. Номоканон. Уставы св.Владимира и Ярослава Мудрого. Грамоты удельных князей. «Белечский устав».

Средства содержания и источники доходов церковного клира и иерархии. Взаимоотношения Церкви и государства. Роль иерархии в общественной и политической жизни.

 

5. Духовное просвещение.

Общая характеристика просвещения и образованности в древней Руси. Влияние христианства на развитие культуры, появление начатков книжного просвещения и образования, на пробуждение интереса и любви к учению. Начало книжного просвещения при св. Владимире. Известия о первых училищах. Грамотность и книжность. Первые библиотеки.

Письменность переводная и оригинальная. Книги Священного Писания на Руси в домонгольский период. Древнейшие памятники. Творения св. отцов, известные на Руси, исторические сочинения (Жития святых, Палеи, хронографы). Сборники переводных произведений.

Оригинальные писатели. Митрополит Иларион. «Слово о Законе и Благодати» - первое оригинальное произведение древнерусской письменности. Полемические сочинения митрополитов Леонтия, Георгия и Иоанна II. Послания митрополита Никифора Владимиру Мономаху и Ярославу Святополковичу. Поучение епископа Новгородского Луки Жидяты. Поучения преп. Феодосия Печерского, св. Кирилл Туровский (слова, послания и молитвы). Начало летописания. Гипотеза А.А. Шахматова. Первые памятники агиографического жанра. Преподобный Нестор. Иоаков мних. «Хождение» игумена Даниила. «Моление» Даниила Заточника. Поучение Владимира Мономаха. Св. Симон Владимирский. Киево-Печерский Патерик.

 

6. Богослужение в Русской Церкви в домонгольский период.

Первые храмы и их общественное значение. Храмоздательство при св. Владимире и Ярославе Мудром. Наиболее замечательные храмы Киевского периода (Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород). Устройство храмов. Святые иконы (Киево-Печерская, Владимирская, «Знамение» иконы Божией Матери, иконы «Никола Мокрый» и «Никола Зарайский»). Мощи святых и других святыни. Новые русские праздники (Покров Пресвятой Богородицы, 1 августа, дни памяти святых, «Юрьев день», празднования в честь чудотворных икон и др.).

Богослужебные уставы, книги и церковное пение. Особенности Студийского устава. Особенности при совершении таинств и обрядов. Спор о постах в среду и пяток в северо-восточной и южной Руси.

 

7. Христианская жизнь.

Влияние христианства на нравственность русского народа. Пережитки язычества. Борьба с ними иерархов и пастырей Церкви. Причины сохранения остатков язычества. Примеры благочестия.

Монашество. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Монастыри до основания Киево-Печерского монастыря. Основание Киево-Печерского монастыря, его устройство и значение. Общежительный устав. Виды подвижничества. Связи с миром. Значение обители в деле духовного просвещения. Другие замечательные монастыри этого периода (Георгиевский, Антониев, Хутынский в Новгороде, Спасский и Богородицкий монастыри в Полоцке, Борисоглебский монастырь в Торжке и др.).

Период II,

от нашествия монголов до разделения митрополии (1237 - 1459)

 

8. Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни.

Нашествие Батыя (1237-1240). Бедствия народа и Церкви. Установление господства монголов. Отношение монголов к христианству. Причины веротерпимости ордынцев. Мученики за веру: свв. Михаил и Феодор, св. Роман Рязанский, св. Михаил Тверской. Отток населения из южной Руси. Ханские ярлыки. Христианство среди татар. Учреждение Сарайской епархии (1261). Св. Петр, царевич Ордынский.

 

9. Христианство на Севере.

Преп. Кирилл Челмогорский, преп. Лазарь Мурманский. Препп. Сергий и Герман Валаамские, преп. Арсений Коневский.

Деятельность святителя Стефана Пермского. Григорьевский затвор в Ростове Великом. Создание зырянский азбуки. Борьба с язычеством. Первые успехи проповеди в Пермской земле (Малая Пермь и Вычегда).

10. Борьба Православия с католичеством на северо-западе.

Распространение Православия среди финно-угорских народностей северо-запада Руси. Поход Биргера. Невская битва (1240). Святой благоверный князь Александр Невский. Объединение меченосцев и тевтонцев Ливонский орден (1237). Ледовое побоище (1242). Борьба св. Александра Невского с Литвой. Послы папы Иннокения IV во Владимире (1248). Внешняя политика св. Александра Невского: отношения с Востоком и Западом.

Св. благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковской (+1299) - защитник западных рубежей Русского государства. Поход короля Магнуса (1347) в Карелию и Ижорскую землю.

 

11. Православие и католичество в Галицко-Волынском княжестве.

Положение Галицко-Волынского княжества после нашествия Батыя. Князь Даниил Романович Галицкий (1229-1264). Восстановление и строительство новых городов. Привлечение переселенцев из Европы. Переговоры с Римом. Коронование в Дрогочине (1255). Разрыв связей с Римом. Отношения с Литвой. Судьба Галиции и Волыни в XIV столетии. Раздел княжества между Литвой и Польшей. Последствия этого раздела для Православной Церкви.

 

12. Православие и католичество в Литве.

Объединение Литвы при Миндовге. Захват некоторых русских земель (Полоцкое, Витебское княжества и часть Смоленского). Влияние Православия в литовских землях. Влияние католичества. Принятие Миндовгом Православия, а затем - католичества. Попытка примириться с Ливонским орденом. Возвращение к язычеству. Войшелг. Шварн Данилович. Распространения Православия. Миссионеры из Новгорода и Пскова. Родственные связи литовских князей с русскими.

Гедимин (1316-1340). Влияние русской культуры в Литве. Родственные связи с русскими князьями. Подчинение Гедимину русских княжеств в юго-западной Руси.

Ольгерд (1345-1377) и Кейстут. Гонение на православных. Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Прекращение гонений. Родственные связи с Русью. Крещение сыновей. Крещение Ольгерда. Борьба против ордена.

Ягайла. Брак с Ядвигой Польской (1386). Уния Литвы с Польшей. Распространение латинской пропаганды. Массовое крещение литовцев. Искоренение язычества. Насильственный характер обращения. Объявление католичества господствующей религией. Ухудшение положения православных.

Витовт (1392-143О). Утверждение латинских кафедр в Вильне и Киеве. Городельский сейм (1413). Запрет на занятие православными высших должностей в государстве. Свидригайло. Борьба с католичеством. Сигизмунд. Католическая реакция.

 

13. Церковное управление и иерархия.

Последствия Батыева нашествия. Труды митрополита Кирилла по восстановлению порядка в делах церковного управления. Владимирский собор 1274 года. Образование нового центра русской государственности в северо-восточной Руси.

Митрополит св. Максим. Перенесение центра церковного управления во Владимир.

Митрополит св. Петр. Жизнь до поставления на кафедру. Спасо-Преображенский Ратский монастырь. Св. Петр - кандидат на Галицкую митрополию. Поставление на общерусскую кафедру. Собор в Переяславле-Залесском (1311). Св. Митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Пребывание митрополита в Москве. Основание Успенского собора (1325).

Митрополит св. Феогност. Окончательное утверждение митрополичьей кафедры в Москве. Борьба митрополита за права Русской Церкви, отстаивание прав в Золотой Орде. Святитель Феогност и великий князь Симеон Гордый.

Митрополит св. Алексий, его церковная и государственная деятельность. Ученые труды святителя. Споры о единстве митрополии. «Мятеж во святительстве». Митрополит Антоний в Галиче. Поставление митрополита Киприана (Киев) с тем, чтобы он после кончины св. Алексия возглавил русскую митрополию.

Смуты в митрополии по кончине св. Алексия. Архимандрит Михаил (Митяй). Поставление митрополита Пимена. Митрополит св. Киприан. Окончательное утверждение на кафедре. Положение Церкви в русском государстве. Церковный суд. Просветительные труды святителя Киприана. Устранение беспорядков в богослужении.

Митрополит св. Фотий. Пребывание в Киеве. Переезд в Москву. Восстановление имущества митрополичьего дома. Поставление Григория Цамвлака - особого митрополита для Литвы. Обвинения в адрес св. Фотия. Протесты св. Фотия против поставления Григория. Кончина митрополита Григория. Соединение всей митрополии под управлением св. Фотия.

Митрополит Исидор. Его участие в Ферраро-Флорентийском соборе. Измена Православию. Осуждение Собором русских епископов (1441). Бегство в Рим.

Поставление митрополита св. Ионы (1448). Установление автокефалии русской Церкви, прекращение зависимости от Константинопольского патриархата. Падение Константинополя (1453).

Посвящение патриархом-униатом Григорием Маммой, жившим в Риме, митрополитом Киевским Григория Болгарина. Собор в Москве (1459). Окончательное разделение митрополии.

 

14. Богослужение.

Состояние храмов и богослужения после нашествия Батыя. Заботы пастырей Церкви об упорядочении богослужебного строя. Определения Владимирского (1274) и Константинопольского (1276) Соборов относительно богослужения. Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения. Распространение Иерусалимского устава. Храмы и их значение. Соборные храмы в Московском Кремле, храмы Новгорода и Пскова.

Святые иконы. Чудотворные иконы Божией Матери: Донская, Владимирская (1395), Феодоровская и Тихвинская. Новые праздники. Богослужения в честь новопрославленных святых.

Ересь стригольников - первое еретическое движение в Древней Руси. Появление ереси в Пскове. Объяснение наименования. Основные положения лжеучения. Борьба иерархов Церкви с ересью. Увещевательные грамоты патриархов Нила и Антония. Послания святителя Фотия.

 

15. Христианская жизнь.

Религиозно-нравственное состояние общества. Примеры высокой нравственности и благочестия. Святители. Благоверные князья. Преподобные. Монашество. Появление новых обителей. Причины «монастырского движения».

Преподобный Сергий Радонежский. Основание и устройство Троице-Сергиева монастыря. Преп. Сергий и св. Алексий Московский. Преп. Сергий и св. Димитрий Донской. «Эпоха Куликовской битвы».

«Игумен Земли Русской». Школа преподобного Сергия. Его ученики - основатели новых обителей. Преп. Савва Звенигородский, преп. Афанасий Серпуховской, преп. Роман Киржачский, преп. Григорий Голутвинский, преп. Авраамий Галичский, преп. Феодор Ростовский, преп. Макарий Писемский, преп. Мефодий Пешношский, преп. Кирилл Белозерский и др.

Значение Троице - Сергиева монастыря.

Другие монастыри и подвижники. Обители, основанные св. Даниилом Московским (Данилов и Богоявленский монастыри), св. Алексием, митрополитом Московским (Зачатьевский, Андроников, Чудов и Серпуховской Владычный).

Сретенский монастырь. Можайский Лужецкий монастырь.

Николо-Угрешский монастырь. Вознесенский монастырь. Преп. Евфросиния Московская.

Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество. Роль св. Алексия в распространении общежития. Монастырские вотчины. Значение монастырей.

 

16. Духовное просвещение.

Пагубные последствия монгольского нашествия для развития духовного образования и просвещения. Состояние грамотности в обществе. Образованность духовенства (характеристика).

Переводная письменность. Афон. Южно-славянское влияние. Сборники.

Распространение апокрифических сочинений.

Оригинальная письменность. Поучения и послания. Митрополит Кирилл, Серапион, епископ Владимирский, святитель Петр, святитель Алексий, преп. Кирилл Белозерский, святители Киприан и Фотий. Святитель Иона.

Сочинения митрополита Григория Цамвлака.

Агиографическая литература. Прохор, епископ Ростовский, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и другие авторы. Стиль «плетения словес».

Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения».

Хождение на Флорентийский Собор иером. Симеона Суздальца.

 

Период III, Период разделённой митрополии (1459 – 1589),

от разделения митрополии до учреждения патриаршества в Москве

17. Русская Церковь в правление великого князя Иоанна Третьего.

Митрополит Феодосий (Бывальцев) и его конфликт с московским духовенством.

Митрополит Филипп Первый. Взаимоотношения с православным Востоком. Новгородская проблема. Соблазн униатства и его преодоление в московских и новгородских землях. Брак Иоанна Третьего и Зои (Софьи) Палеолог: от папской авантюры к восприятию византийского наследия. Новые тенденции в государственно – церковных отношениях. Митрополит Геронтий и его конфликты с великим князем. Роль церковной иерархии в освобождении Московской Руси от ордынского владычества.

 

18. Ересь жидовствующих. Генезис лжеучения. Еретическая доктрина. Распространение ереси в новгородских и московских пределах. Причины успешности еретической пропаганды. Митрополит Зосима Брадатый. Борьба с ересью и еретиками преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Геннадия Новгородского. «Просветитель» и Геннадиевская Библия. Соборы 1490 и 1504 годов. Осуждение ереси и еретиков. Отношение верховной государственной власти к лжеучению и к мерам по борьбе с еретиками.

 

19. Споры о монастырском землевладении. «Иосифляне » и «нестяжатели». Альтернативные пути развития монашества при отсутствии внутреннего антагонизма между последователями двух школ. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Внутреннее устроение их обителей. Собор 1503 года и его решения, направленные на исправление недостатков в церковной жизни, которые использовались еретической пропагандой. Митрополит Симон и его деятельность. Дело архиепископа Серапиона Новгородского.

 

20. Митрополиты Варлаам и Даниил. Чудесное избавление Москвы от нашествия хана Мехмед – Гирея в 1521 году. Дело Василия Шемятича и нравственная позиция митрополита. Низложение и ссылка митрополита Варлаама. Взаимоотношения нового митрополита Даниила с великим князем Василием Третьим. Развод Василия Третьего с Соломонией Сабуровой и вступление в брак с Еленой Глинской. Позиция митрополита.Участие митрополита в борьбе придворных партий. Его низложение и ссылка. Митрополит Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение митрополита.

 

21. Теория Москва – Третий Рим. Идея всемирного центра христианской государственности и её адаптация на русской почве. Объективные предпосылки, способствовавшие утверждению идеи Москвы, как центра православной государствености: османские завоевания, заключение Флорентийской унии, падение Константинополя, восприятие византийского наследия Московским государством и его юридическое признание Западом. Памятники литературы, повлиявшие на формирование теории. Трансформация теории в имперскую и советскую эпохи.

 

22. Церковь в первой половине царствования Иоанна Грозного. Личность святителя Макария и его благотворное влияние на юного государя. Венчание на царство в контексте теории Москва – Третий Рим. Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 годов, как знаковое завершениа процесса объединения русских земель. Литературная, собирательская, кодификаторская деятельность святителя–агиографа. Великие Минеи–Четьи, как опыт создания годичного круга ежедневного назидательного чтения и собрания «всех, чтомых на Руси книг».

 

23. Стоглавый Собор 1551 года – попытка кодификации богослужебного строя.

Особенности богослужения Русской Церкви 16 столетия. Норма и инварианты. Решения Собора, направленные на исправление нравов духовенства и мирян. Соборы на еретиков 1553 – 1554 годов. Ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Осуждение игумена Арсения. Дело дъяка Ивана Висковатого.

 

24. Покорение Казанского ханства. Новые перспективы миссии.

Поход на Казань, религиозная мотивация и характер похода, покорение Казанского ханства, освобождение русских пленников и начало просвещения Казанского края. Собор 1555 года и его постановления о ненасильственом характере проповеди. Основание миссионерской Казанской епархии. Миссионерское служение святителей Гурия, Варсонофия и Германа. Покорение Астрахани (1556) и начало миссии в Нижнем Поволжье. Явление Казанской иконы Божией Матери (1579) и последствия чудесного явления в деле миссии.

 

25. Русская Церковь во второй половине царствования Иоанна Грозного.

Учреждение опричнины. Митрополит Афанасий. Нареченный митрополит св. Герман. Св. Филипп – обличитель беззаконий Грозного и жертва террора. Вопрос о праве «печалования» в контексте государственно-церковных отношений в 16 столетии. Митрополит Кирилл. Разорение Великого Новгорода. Псковский юродивый Никола Саллос – обличитель грозного государя и спаситель Пскова. Митрополит Антоний. Соборы 1573 и 1580 годов. Вопрос о церковном землевладении. Митрполит Дионисий.

 

26. Духовное просвещение и книжность. Преподобный Максим Грек. Его деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды на Руси. Отношения с московским обществом. Преподобный Максим и митрополит Варлаам. Конфликт с митрополитом Даниилом. Осуждение преподобного Максима в 1525 и в 1531 годах. Характер выдвинутых обвинений.Преподобный Максим Грек и князь–инок Вассиан Патрикеев. Литературное наследие преподобного Максима Грека. Его взаимоотношения с митрополитом Макарием.

 

27. Духовное просвещение и книжность. Церковное искусство. Литературная деятельность, вызванная канонизацией святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Новые жития и богослужебные тексты. Полемическая и обличительная литература. Зиновий Отенский «Истины показание». Дидактическая литература. «Домострой » протопопа Сильвестра и «Благохотящим царем правительница» Ермолая–Еразма. Историко-агиографический жанр. «Степенная книга». Начало книгопечатания на Руси. Храмовое зодчество. Новые тенденции в иконописи.

 

28. Православие в Литве и Польше.

Дискриминационные меры против православных. Злоупотребление «правом подавания» (jus donandi), как способ подбора кадров высшей церковной иерархии. Унионалбные тенденции. Деятельность ордена иезуитов по подготовке унии. Братства в борьбе за Православие. Преподобный Иов Почаевский. Развитие просвещения и регулярного образования. Деятельность К. Острожского, А. Курбского, игумена Артемия. Брестский Собор 1596 года. Заключение унии. Восстановление иерархии в 1620 году. Деятельность митрополита Петра Могилы.

 

Период IV, патриарший (1589-1700гг),

от учреждения патриаршества до введения коллегиального управления

в Русской Церкви

 

29. Учреждение патриаршества в Русской Церкви. Начало смутного вемени.

Царь Феодор Иоаннович. Характеристика личности. Роль царского шурина боярина Бориса Годунова при царском дворе. Предпосылки учреждения патриаршества в Русской Церкви. Визит патириарха Иеремии Второго (Траноса) в Московское государство. Поставление патриарха св. Иова. Решение Собора 1593 года. Патриарх св. Иов и царь Борис Годунов. Начало смуты. Лжедмитрий Первый. Низложение патриарха Иова. Лжепатриарх Игнатий.

 

30. Русская Церковь и преодоление смуты.

Патриотический подвиг святителя Гермогена. Героическая оборона Троице – Сергиева монастыря. Роль русского духовенства в преодолении смуты. Патриарх Филарет. Дуумвират царя и патриарха. Дело «справщиков»: архимандрита Дионисия, монахов Антония и Арсения Глухого, попа Ивана Наседки.

 

31. Русская Церковь от патриарха Филарета до патриарха Никона.

Патриарх Иоасаф Первый. Борьба с церковным местничеством и бесчинием в храмах. «Лествица властем » и «Памятная записка». Патриарх Иосиф. Труды по исправлению богослужебных текстов. Критика особенностей русского богослужебно – обрядового строя представителями православного Востока. Поиски критериев унификации текстов и обрядов. Путешествия на Восток Арсения Суханова. Личность боярина Ф.М. Ртищева. Ртищевское учёное братство. Попытки устроения в Москве регулярного образования. Учреждение Монастырского Приказа в целях государственного контроля за церковными вотчинами.

 

32.Русская Церковь при патриархе Никоне.

Личностр патриарха Никона. Жизнь и деятельность до восшествия на патриарший престол. Взаимоотношения с царём Алексеем Михайловичем. Избрание на патриаршество. Начало литургической реформы. Взгляд патриарха Никона на церковно-государственные отношения. Оппозиция патриарху в среде московской аристократии. Конфликт с государем. Оставление Москвы. Дело Зюзина. Осуждение и ссылка патриарха Никона.

33. Церковный раскол. Основные деятели начального периода старообрядчества. Протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Братья Андрей и Симеон Денисовы. Начало разделений в старообрядчестве. Поповцы и беспоповцы. Поиски иерархии. Основные течения в современном старообрядчестве. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года: оценка никоновской реформы и взгляд на дониконовский обрядовый строй. Старообрядные приходы Русской Православной Церкви.

 

34.Русская Церковь от патриарха Никона до патриарха Адриана.

Патриарх Иоасаф Второй. Продолжение работы Большого Московского Собора 1666 – 1667 годов. Решения Собора о неподсудности духовных лиц мирским чиновникам, о недопустимости перекрещивания католиков, о неучастии духовенства в свадебных пирах и мирских потехах. Нереализованная программа, начертанная Собором; значительное увеличение числа епархий, образование митрополичьих округов, учреждение училищ для противодействия расколу. Причины нереализованности соборных решений. Учреждение Нижегородской епархии. Патриарх Питирим. Патриарх Иоаким – «малый Никон». Личность и характер патриарха, его влияние на государственные дела, его позиция в переломные моменты истории («хованщина» и выступления стрельцов, инициированные царевной Софьей Алексеевной). Упразднение Монастырского приказа как разультат возросшего влияния патриарха. Воссоединение Киевской митрополии. Жёсткие меры против старообрядцев. «Хлебопоклонническая ересь».

Период V, синодальный,

от учреждения Синода до избрания патриарха Тихона

 

35.Русская Православная Церковь в эпоху Петра I.

Патриарх Адриан (1690-1700). Период местоблюстительства. Религиозность Петра I. Выдающиеся иерархи и их отношение к реформам Петра I. Личность местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского). Ревнители старины и вольнодумцы. Дело Тверитинова.

 

36. Учреждение Святейшего Синода.

Архиепископы Феодосий (Яновский) и Феофан (Прокопович). «Правда воли монаршей» - абсолютистская теория государственного права. «Духовный регламент». Учреждение духовной коллегии и её состав. Синод. Функции обер-прокурора. Каноническая оценка синодальной реформы.

Общая характеристика синодального периода истории Русской Церкви.

 

37.Миссионерство при Петре I.

Казанская епархия. Нижнее Поволжье. Сибирь. Митрополит Филофей (Лещинский). Св. Иоанн (Максимович). Восточная Сибирь и Дальний Восток. Миссионерство среди старообрядцев.

 

38.Духовное просвещение при Петре I.

Братья Лихуды. Славяно-греко-латинская академия. Латинизация духовной школы. Образовательный ценз для представителей духовного сословия. Училища, их структур, быт и процесс обучения. Семинарии в крупнейших городах России. Богословская полемика: Стефан (Яворский), Феофан (Прокопович) и Феофилакт (Лопатинский). Духовная литература и св. Дмитрий Ростовский.

 

39. Монастыри и монашество при Петре I.

Утилитарный взгляд на институт монашества. Ограничительные меры в отношении монастырей и монашества. Восстановление Монастырского приказа. Причины недоверия государя к монашествующим. Дело Григория Талицкого. Участие духовенства в деле царевича Алексея Петровича. Подвижники благочестия.

 

40. Религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь при Петре I.

Стремительная секуляризация и вестернизация сознания, жизни и быта верхушки общества. Новые церковные праздники (викториальные и царские дни). Церковное искусство: архитектура, живопись и богослужебное пение.

 

41. Русская Православная Церковь в 1725 - 1762 гг.

Статус Синода при Екатерине I. Реставраторские тенденции при Петре II. Положение Церкви при императрице Анне Иоанновне. Бироновщина. Репрессии в отношении духовенства. Архиерейские процессы. Деятельность Феофана (Прокоповича).

Изменение положения Церкви при императрице Елизавете Петровне. Личность государыни и её религиозность. Восстановление прав Священного Синода. Епархиальное управление. Подвижники благочестия (святитель Иоасаф Белгородский, праведный Феодор Ушаков, блаженная Ксения Петербуржская).

 

42. Русская Православная Церковь в 1762 – 1796 гг.

Петр III и проект реформы Церкви. Екатерина II: личность, религиозно-философские взгляды, церковная политика. Опора на иерархов великороссов. Секуляризация монастырских земель и её последствия. Оценка реформы (традиционная точка зрения и мнение И.К. Смолича). Св. Арсений (Мациевич). Проект церковной реформы обер-прокурора Святейшего Синода И.И. Мелиссино. Бедственное положение Православной Церкви в Речи Посполитой. Архиепископ Георгий (Конисский). Меры, предпринятые русским правительством по облегчению положения православных. Разделы Польши и их последствия для Православной Церкви.

 

43. Русская Православная Церковь в 1796 - 1801 гг.

Личность Павла I. Характеристика его религиозных воззрений и церковной политики. Положение духовенства. Павел I и Русская церковная иерархия. Отношение к старообрядцам. Учреждение единоверия.

 

44. Приходское духовенство в XVIII веке.

Обычный состав причтов на большинстве приходов. Фиксированный состав прихожан, ведение клиром метрических книг, фискальные функции духовенства. Падение выборного начала в связи с введением образовательного ценза для кандидатов в священство. Формирование замкнутости духовного сословия. Передача церковных мест по наследству («приход со взятием»). Источники материального обеспечения духовенства. Введение твёрдой таксы за требоисполнение. «Разборы» духовного чина.

 

45. Миссионерство в XVIII веке (после Петра I).

Проповедь среди народов Поволжья. Обращение чувашей, черемисов, вотяков и мордвы. Миссия среди татар. Проповедь среди калмыков. Миссионерство при Екатерине II. Тобольская епархия. Епископ Сильвестр (Гловацкий) и митрополит Павел (Конюскевич). Восточная Сибирь. Св. Иннокентий Иркутский. Св. Софроний Иркутский. Миссия на Камчатке.

 

46. Духовное просвещение в XVIII веке (после Петра I).

Дальнейшее развитие духовного образования. Исправление и издание славянской Библии. Богословская мысль. Митрополит Платон (Левшин).

 

47. Монастыри и монашество в XVIII веке (после Петра I).

Монастыри и монашество в эпоху бироновщины и при Елизавете Петровне. Секуляризация церковных земель. Штаты. Политика Павла I. Митрополит Гавриил (Петров) - ревнитель монашества.

Подвижники иноческого благочестия. Преподобный Федор (Ушаков). Преподобный Паисий (Величковский). Святитель Тихон Задонский.

48. Религиозно-нравственное состояние общества в XVIII веке (после Петра I).

Народное благочестие, отношение к духовному образованию. Западные влияния (деизм, скептицизм, атеизм). Падение нравов в высших слоях общества. Масонство.

Церковная жизнь и церковное искусство в XVIII веке (после Петра I). Канонизация святителя Дмитрия Ростовского – первая в синодальный период, чудотворные иконы. Церковное зодчество. Богослужебное пение.

 

49. Русская Православная Церковь в 1801 - 1825 гг.

Обер-прокурор кн. А.Н. Голицын. «Комитет из духовных и светских лиц». Реформа богословского образования, изыскание способов по обеспечению духовенства. Церковь в период Отечественной войны 1812 г. Духовно-патриотический подъём в русском обществе. Мистические увлечения Александра I и его ближайшего окружения. Адогматический мистицизм, хлысты, усиление масонства. Библейское общество и «двойное министерство». Оппозиция в среде высшего духовенства митрополит Михаил (Десницкий), архимандрит Иннокентий (Смирнов), митрополит Серафим (Глаголевский), архимандрит Фотий (Спасский).

 

50.Русская Православная Церковь в 1825 — 1855 гг. Восстание декабристов. Охранительный курс во внутренней политике. Отношение правительства к переводу Библии на русский язык. Ужесточение духовной цензуры. Обер-прокурор С.Д. Нечаев. Положение митрополита Филарета (Дроздова). Обер- прокурор H.A. Протасов. Устав духовных консисторий. Усиление власти обер- прокурора. Новые епархии. Русская Православная Церковь и Крымская война.

 

51. Русская Православная Церковь в 1855 – 1881 гг.

Реформы Александра II и церковная жизнь. Проект реформы высшего церковного управления А.Н. Муравьева. Мнение святителя Филарета Московского. Митрополит Григорий (Постников). Обер-прокурор Д.А. Толстой. Новые епархии. Русско-Турецкая война 1877-1878 гг. и патриотическая деятельность российского духовенства.

 

52. Русская Православная Церковь в 1881 – 1894 гг.

Обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев: характеристика личности и общественно-политических взглядов, представления обер-прокурора о роли Церкви в обществе и о её внутреннем устройстве. Новые епархии. Окружные соборы архиереев. Митрополит Исидор (Никольский), Иоанникий (Руднев) и другие выдающиеся иерархи.

 

53. Приходское духовенство в ХІХ веке.

Попытки преодоления замкнутости духовного сословия, предпринимавшиеся со стороны государства. «Разборы». Отмена наследственных прав на церковные места (1867). Проблема материального обеспечения духовенства и попытки ее решения при Александре I, Николае I и Александре II. Выдающиеся пастыри ХІХ века.

 

54. Православие на Кавказе и в Западном крае Российской империи. Миссионерство среди народов Поволжья и Западной Сибири.

Вхождение Грузии в состав Российской империи. Образование Грузинского экзархата. Архиепископ Феофилакт (Русанов) и его деятельность на посту экзарха. Восстановление Осетинской Духовной миссии. Митрополит Иосиф Семашко. Воссоединение униатов.

Православие среди татар и других народов Поволжья. Западная Сибирь. Обдорская и Алтайская миссии. Преп. Макарий (Глухарев). Митрополит Макарий (Парвицкий-Невский).

 

55. Духовное образование в XIX веке.

Реформы духовного образования при Александре I. Комиссия духовных училищ. Духовная школа при Николае I. Духовно-учебное управление. Обер-прокурор Протасов и реорганизация учебных программ. Реформы Александра II. Устав 1869 года. Духовная школа при Александре III. Устав 1884г. История духовных академий.

 

56. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Подвижники благочестия и духовные писатели.

Происхождение, образование и учебно-педагогическая деятельность. Участие в реформе духовного образования. Богословие св. Филарета. Московский архипастырь. Св. Филарет и Московская духовная академия. Св. Филарет как церковно-государственный деятель.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, и Феофан (Говоров), затворник Вышенский.

 

57. Монастыри и монашество в XIX веке Подвижники иноческого благочестия.

Ученики преподобного Паисия Величковского и русское монашество. Оптина пустынь. Благотворное влияние оптинских старцев на представителей русского образованного общества. Оптина пустынь: Гоголь, славянофилы и Достоевский. Издания Оптиной пустынью творений святых отцов в русском переводе. Самобытная монашеская традиция. Саровская пустынь и преподобный Серафим. Аскетическое делание подвижников скитов Троице – Сергиевой лавры. Женское монашество. Дивеевская обитель. Спасо-Бородинский монастырь. Аносин Борисоглебский монастырь – «женская Оптина».

 

Период VI, второй патриарший или новейший

 

58. Русская Православная Церковь в правление императора – страстотерпца Николая Второго.

Личность последнего российского императора, характер его религиозности.

Рост количества приходов, монастырей и церковно-приходских школ. Продолжение деятельности К.П. Победоносцева на посту обер-прокурора Священного Синода. Церковь и интеллигенция. Религиозно-философские собрания в г.Санкт-Петербурге. Митрополит Антоний (Вадковский). Попытка отыскать пути обновления церковной жизни. «Записка группы 32 -х». Церковь в годы первой русской революции. Священник Георгий Гапон и рабочее движение. Манифест об укреплении начал веротерпимости. Отставка К.П. Победоносцева. Подготовка к Поместному Собору. Предсоборное присутствие.

 

59. Русская Православная Церковь накануне и при начале Февральской революц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: