Ученическое самоуправление как средство формирования демократической культуры обучающихся.




Щеглова О.А, педагог-организатор муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 37 города Донецка»

 

Среди принципов, на которых строится работа в образовательном учреждении, главным и порой доминирующим является принцип демократии. Реализуется он при помощи таких составляющих, как: управление, соуправление, самоуправление.

Первый пункт – управление школой. Подразумевает обеспечение оптимального функционирования учреждения, что входит в обязанности администрации. Второй – соуправление, означает, что все участники образовательного процесса имеют право участвовать в выработке и принятии различных решений, касающихся улучшения качества образовательного процесса. Но самый интересный – ученическое самоуправление (УС). УС –первый шаг проявления демократии в школе, и передача ряда функций управления учащимся.

 

Ученическое самоуправление – организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей. Основные цели УС:демократизация жизни ученического коллектива и формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.

 

 

Развитие самоуправления помогает детям сформировать свою социальную позицию, определить возмож­ности, реализовать организаторские функции, почувствовать сложность социальных отношений, ощутить взаимозависимость между личностью и коллективом. И это не просто слова, а проверенные факты, опыт, которым можно поделиться сегодня. А соответственно примером нам послужит ученическое самоуправление «Республика Добрых Дел» МОУ «Лицей № 37 г. Донецка».

В достижении демократичности взаимоотношений и налаживания работы УС помогают следующие действия:

 

1. Первый шаг к воспитанию демократической культуры – предоставление свободы волеизъявления и законотворчества.

Для получения результата в организации и координации ученического самоуправления требуется огромное количество времени (на это уходят годы), и сил. Но главное – зажечь в детях интерес и показать, что их мнение может влиять на окружающую действительность. На первом заседании в 2015 году, ребятам было предложено внести изменения в структуру УС. Ребята решили придумать новые называния комиссиям. Вот, что из этого вышло…

(Приложение 1)

Ежегодно на занятиях с активом проводят игры-тренинги по конструированию моделей и структур ученического самоуправления. С видео-презентацией опыта вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке:

 

 

https://youtu.be/msZw-UTe3CQ

 

 

Модель, которая тогда получилась у ребят, была адаптированной к современной модели нашего государства. Во главе находился Совет справедливых (лидеры, дополняющие и заменяющие друг друга в случае необходимости). Власть принадлежала Большому общелицейскому совету, мини-группы были объединены в министерства. Названия министерств – творческий порыв сделать не так, как у всех. Потому получились…

· «Министерство Добрых Дел» – внутренняя политика лицейского ученического государства

· «Министерство Успеха» занималось вопросами учебной деятельности

· «Министерство Улыбок» организовывало культурно-массовую работу во внеурочное время.

· «Министерство Актива» – спортивное направление.

· «Министерство «Агенты добра» – занималось шефской работой.

· PRESS-­центр взял на себя обязанности по информированию учащихся, педагогического коллектива и родительского комитета о событиях, организованных ученическим самоуправлением. Но главная миссия данного центра – привлечение интереса к «Республике Добрых Дел».

 

Подобные модель, структура и распределение работы по направлениям присущи практически всем ученическим организациям.

Когда ребята поняли, что им не навязывают чужое мнение, не только позволяют решать что-то самим, но и прислушиваются к их суждениям, работа ученического самоуправления вышла на новый уровень.

 

2. Второй шаг – просьба педагогов и администрации о помощи в решении проблем, касающихся дисциплины. Образовавшийся коллектив активистов с большим интересом взялся за новые проекты: в попытке решить спорные вопросы между учителями и учащимися, ребята придумали «Кодекс лицеиста» (сборник правил и свобод учащегося лицея).

3. Шаг третий – анализ деятельности. Спустя несколько лет активисты задумались о том, почему при наличии более 900 учащихся, количество ребят в министерствах, а также комиссиях классов, распределено неравномерно. Большинство выбирает культурно-массовое и шефское направление. А остальные остаются без работы. Мы пришли к выводу, что для нашего учебного заведения такая форма работы не продуктивна. Она сужает рамки самореализации личности. И в 2018-2019 учебном году, ученик 10 юридического класса Бузулук Андрей выступил с предложением об изменении модели ученического самоуправления «Республика Добрых Дел». Его проектом является новое Положение, структура и схема ученического самоуправления, в основу которого легла организация работы пионерии, к ней были добавлены элементы устройства и чинообразования морского флота. Получилась новая модель организации.

(Приложение 2)

Работу курируют три капитана (первого, второго и третьего рангов). Капитан первого ранга занимается внешней политикой и сотрудничеством с молодежными организациями, капитан второго ранга – законтворчеством, и координирует работу старшего и среднего звена. Капитан третьего ранга – занимается вопросами начальной школы.

1. Все учащиеся являются юнгами. Чтобы стать матросом и получить звание выше (старшина, мичман, лейтенант) необходимо:

2. Быть инициатором мероприятий;

3. Стать участником оргкомитета в более 5 мероприятиях «Республики Добрых дел»;

4. Участвовать в шефской работе;

5. Провести более одного игрового занятия (с обязательной разработкой конспекта) в школе лидеров «Капитанский кубрик».

Вывод: Наделение ученического коллектива правом соуправления жизненными процессами школы неоспоримо является самым главным методом демократизации и стимуляции социальной активности учащихся. Но в данном случае развивается только актив школы.

Решение: Чтобы задействовать абсолютно всех пришлось пойти на следующий шаг – предложить классным коллективам поучаствовать в проекте «Великая классная регата»

(Приложение 3)

«Великая классная регата» - состязание классных коллективов в активности. «Республика Добрых Дел» предлагает множество мероприятий, за которые начисляет определенное количество баллов. Так, максимум можно собрать за благотворительную, шефскую деятельность, участие в патриотических мероприятиях и самостоятельность. Итоги подводятся ежемесячно на собраниях ученического самоуправления, а награждение в конце года на традиционном чествовании призеров конкурсов и олимпиад «Звездный дождь», либо на общелицейской линейке, посвященной Последнему звонку.

(Приложение 4)

Еще один интересный метод работы по части соуправления – предложить детям стать тренерами таких же, как и они учеников. Те, кто максимально активен и уверен в себе вместе с координатором проводят занятия в «Капитанском кубрике» – школе лидеров.

Благодаря хорошо организованной шефской работе, регулярном сотрудничестве с начальной школой, активность стали проявлять даже 4-е классы, а потому для них была организована своеобразная школа лидеров в рамках кружка.

Со временем ребята стали самостоятельно подбирать материал, распределять роли, проводить лицейские мероприятия. Из традиционных можно назвать следующие: здоровье сберегающее развлекательное мероприятие «Танцевальная радуга», день дублеров ко Дню учителя и проведение педсовета, праздничная поздравительная программа ко Дню учителя, «Шоу талантов» – мероприятие, направленное на развитие творческих инициатив, линейка «День мира», День счастья, развлекательное мероприятие с патриотической направленностью «А ну-ка, мальчики!», посвященное Дню защитника Отечества, «А ну-ка, девочки», посвященное Международному женскому дню, КВН (старшеклассники против учителей), квест ко Дню первого кирпича (День закладки первого кирпича в новое здание лицея), акция «Каждой птице свой дом», которая проводится совместно с учащимися начальных классов. Совместно с театральным коллективом проводятся музыкальные переклички «И песня тоже воевала», а также концерт для ветеранов ко Дню Победы. Во время каникул проводятся Весенние и Осенние гуляния силами двух коллективов. Дети, занятые в подготовке праздников и агитбригад, сами создают декорации, костюмы, и постепенно учатся ответственности не только за себя, но и за товарищей, за успех общего коллективного дела.

Подводя итог, хочется заметить, что основная часть актива ученического самоуправления, после окончания обучения в лицее, продолжает социальную активность. Выпускники лицея, и ученического самоуправления «Республика Добрых Дел» в частности, становятся старостами студенческих групп, занимаются волонтерской работой. Некоторые заняли свое место в организации «Молодая Республика» и являются членами «Молодежного Парламента». Их примеру желают соответствовать новые активисты лицея. Основная часть актива имеет выраженную гражданскую позицию, принимает участие во всех мероприятиях района, города и Республики, обладает чувством ответственности, осознанием гражданского и патриотического долга.

Ученическое самоуправление является действенным средством формирования социально-нравственных ориентаций и социальной активности учащихся, но только в том случае, если достаточно развита демократическая сторона отношений. А создать ее способны только взрослые, обеспечив свободой выбора и лояльностью к проявлении инициатив.

Закончить выступление хочется найденной на просторах интернета цитатой: «Вы не можете управлять ветром, но вы можете натянуть паруса». Детский коллектив – ветер. Паруса – это ученическое самоуправление. И направление корабля зависит от уверенности и свободы, которые способны дать детям координатор, администрация учебного заведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: