Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
-О каких главных человеческих качествах мы говорили на прошлом уроке? А о каком главном качестве говорится в этих поговорках: «Без зубов, а грызет?», «Говори по делу, а живи по …» (ответы учащихся)
Постановка темы и цели урока.
2. Вступительное слово учителя.
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки - славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война - обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях. Они были храбрые воины, готовые в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли», одним словом, они были…? (настоящие богатыри)
Работа по теме урока.
Стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим - осеннее тревожное небо.
3. Работа с иллюстративным материалом:
Рассмотрите внимательно репродукцию картины.
Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов «Три богатыря».) Кто на ней изображен?
Кто такие богатыри? Давайте посмотрим значение слова богатырь в словаре. (Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою Родину, народ и защищал их)
Что вы знаете об этих богатырях? Выступление учащихся.
Объясните, почему богатыри так одеты и вооружены. Чем они заняты в данный момент?
- Какое слово спряталось в слове "БОГАТЫРЬ"?
- Как связаны между собой эти слова? (Бог благословляет их на подвиги)
4. Беседа с учащимися:
Богатырей изображали на картинах художники, композиторы писали музыку.
«Как в народе называли песни о героических подвигах богатырей …» (былинами или старинами)
Какие былины вы уже читали и знаете?
Какие подвиги русских богатырей вы могли бы назвать? Чему служили русские богатыри?
- Кто в былинах противостоит русским богатырям?
-Ребята! Я сейчас Вам назову три предмета, с которыми можно ассоциировать богатырей. Попробуйте найти общее между ними и богатырями.
* береза - красота, защита, тепло;
* воин - сила, героизм, удаль, защита Родины;
* родник - чистота, певучесть, щедрость, источник жизни
Вывод
- Все эти качества присуще русским богатырям, представителям русского народа. Мужчины, с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ, в минуту опасности приходил на помощь своему народу, спасал от порабощения и унижения – это и есть богатыри.
Попробуйте сформулировать нравственный образ богатыря.
Заполни карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.
Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!
- А есть ли в наше время люди с такими человеческими качествами?
- Какой профессии они могут быть?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
- Что для этого надо?
Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.)
- Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков. Богатыри оказали большое влияние на современные нравственные представления о воинах.
Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определенные правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка.
Соблюдение этих правил подчеркивало высокие нравственные качества воинов.
Беседа о доспехах богатырей и их вооружении.
- Давайте еще раз рассмотрим репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри». Как одеты богатыри?
Латы - доспехи из металлической чешуи, которые защищают руки ноги.
Кольчуга - рубашка из мелких плотно сплетенных железных колец.
Шлем – для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
- Как богатыри вооружены?
Меч - носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа, меди, дерева. Иногда обтягивался кожей. По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.
9. Составление пословиц о Родине.
- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Составьте пословицы о Родине.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Своя земля и в горести мила.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Всякому мила своя сторона.
- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.
- Человек без Родины - соловей без песни.
Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин:
Широко ты, Русь, по лицу земли
Красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, горомких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
· А кто в наши дни мог бы сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую?"
- Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»?
- Каких людей можно назвать богатырями сегодня, в наше время.
Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять.И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют.
У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):
- - «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;
- - «саморазвивайся, учись, становись умнее -- тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;
- - «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке -- тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;
- - «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».