Большой энциклопедический словарь.




Урок 9.Тема: Свобода и моральный выбор человека.

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.

Задачи:

формировать понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;

формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе.

учить осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий

учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, и высказывать свое понимание прочитанного.

воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, обыгрывание ситуаций.

 

 

Ход урока.

1. Организация деятельности учащихся. (Слайд 1)

 
 


Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами говорили о добродетели и пороке. Скажите, как вы разнесли слова? Почему?

 

Застенчивость скромность бесстыдство

 

 

3. Открывается эпиграф к уроку. (Слайд 2)

Глаза у нас намного выше ног

В том смысле вижу я особый знак:

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Р. Гамзатов

Беседа по прочитаному:

– О чем хотел сказать автор?

– Что такое выбор?

– Часто ли в жизни нам приходиться выбирать?

– Что мы выбираем?

4. Сообщение темы урока:

Вот сегодня на уроке мы с вами и поговорим о выборе, свободе, узнаем, что такое «моральный выбор» человека и к чему может привести нас неправильный выбор.

Послушайте рассказ. (Слайд 3)

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел малень­кий взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

В. Осеева

 

· Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков?

· Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок?

· А был ли у мальчиков выбор как постуить?

· Они были свободны в своём выборе?

 

Первое понятие, о котором мы поговорим, «СВОБОДА».

(Слайд 4)

На слайде представлен ряд слов. Какие из них вы отнесли бы к слову СВОБОДА? Почему?

Выбор-уважение-каникулы-птицы-небо-простор-ветер

 

Добавьте свои слова. Объясните.

 

Так что же обозначает слово свобода? Обратимся к словарям.

 

Словарь Ожегова (Слайд 5)

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.
Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе».

Большой энциклопедический словарь.

«Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор».

(Слайд 6)

¢ Что значит быть свободным?

¢ Для чего нужна свобода?

¢ Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

 

С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора.

Давайте разберёмся с этим понятием.

Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между теми нормами, которым следует человек. Это выбор между различными идеалами, к которым он стремиться. В конечном счете, моральный выбор – это выбор между добром и злом.

Ситуаций морального выбора, в которых оказывается человек на протяжении свой жизни очень много. Вот наиболее известные из них.

Во-первых, это выбор между нравственным и безнравственным поведением. Этот выбор прежде всего зависит от стойкости следования добродетелям, которые объединяясь составляют характер человека. Поэтому, можно сказать, что моральный выбор есть результат стойкости его характера. Именно от человека зависит, станет ли он добрым или злым, пойдет ли он по пути добродетели или порока.

Во-вторых, это выбор между своими интересами и интересами других людей. С одной стороны, считается, что добродетельный человек должен следовать интересам других. Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам и желаниям. К сожалению, не все люди, которые нас окружают, являются всегда хорошими и добродетельными. Иногда их интересы противоречат нормам морали. Если кто-то хочет что-то украсть или обмануть кого-то и просит помочь ему, то в этом случае моральный выбор требует от человека не только не помогать, но и помешать другому сделать задуманное. Оставаться нравственным, добродетельным и заботиться о добродетельности других – все это в интересах самого человека. То же касается и общественного мнения, оценок со стороны других людей. В своем поведении человек не может не учитывать мнения других, но если он убежден в своей моральной правоте, то он делает моральный выбор с пользу отстаивания своей позиции.

В-третьих, это выбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека. Так, например, очень трудно сделать выбор между долгом благодарности человеку и моральной принципиальностью, если последняя требует осудить его за дурной поступок. Люди связаны друг с другом очень сложной сетью взаимных обязанностей и обещаний, некоторые из которых трудно исполнить, не нарушив другойвыбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека. Как, например, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если ее сокрытие может нанести вред другим людям? Поэтому очень важно, давать только такие обещания, которые точно можно выполнить без ущерба для других.Задание 3.

 

А приходилось ли вам быть в ситуации морального выбора?

 

Давайте рассмотрим ситуации: задание в тетради 4.

 

· Учитель поставил двойку, а ты недоволен. Как поступить?

· Друг зовёт гулять, а у тебя не выучены уроки.

· Друзья предложили пойти погулять к пруду, а ты не прополол грядки на огороде.

· Ситуации на слайде. (Слайд 7)

Так что же такое моральный выбор? Запишите определение в тетради 5. (Слайд 8)

 

Связаны ли между собой понятия «свобода» и «выбор»?

Что нужно, чтобы правильно сделать выбор?

Любой ли человек может сделать выбор?

 

Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится.

 

Посмотрите притчу. (видео) https://youtu.be/Z-v_8nW67FU

Притча о добром самаря́нине (Притча о добром самаритя́нине, Притча о милосердном самаря́нине) — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий»

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Что произошло с человеком?

Как поступили люди?

А почему они поступили по-разному?

Кто из них оказался добродетельным?

А как бы вы поступили бы в данной ситуации? На этот вопрос ответьте сами себе только честно. (Слайд 9)

 

(Слайд 10)

Послушайте стихотворение С Михалкова «Находка».

Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Четыре отделения
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги.
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти. Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его.
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
(Слайд 11) Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы непростой,
Да маленькие ножницы,
Да штопор завитой.
И вдруг я вижу, девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: «Твой?»


Как по вашему поступит мальчик?

(Слайд 12)
Я бросился за девочкой,
И я догнал ее,
И я спросил у девочки:
•Твое? Скажи, твое?
•Мое, - сказала девочка, -Я шла, разинув рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.

 

6. Домашнее задание: (Слайд 14)

В тетрадях нарисован цветок ПОЖЕЛАНИЙ. На одном листочке напишите пожелания для родителей, на другом для себя, на третьем для друзей, на четвёртом для врагов.

 

(Слайд 15) Прочитайте «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. В какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка? Как она поступила?

 

Дополнительный материал

Прочитай историю.

 

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

Ответь на вопросы

Перед каким выбором оказался Вадим? ____________________________________________________________________________

Какой выбор есть у Кости? ____________________________________________________________________________

Чем могла закончиться эта история? Напиши вариант, который ты считаешь правильным

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: