Особенности социально-экономических систем.





- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
- формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

 

19. Системный анализ как метод исследования социально-экономических процессов. Понятие, особенности, сферы применения.

Системный анализ является таким методом исследования, при котором исследуемый объект представляется как система взаимосвязанных компонентов. Он в первую очередь, характеризуется тем, что предполагает рассмотрение объекта исследования или любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его и взаимодействующих между собой элементов.

Основная особенность системного анализа заключается в том, что он ориентирует исследователя не на моментальное решение проблемы определения окончательной модели объекта или процесса принятия решения (как это обычно имеет место при математическом моделировании или в изобретательской деятельности), а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адекватность на каждом шаге формирования: вначале при выборе элементной базы, затем — при формулировании целей и выборе критериев, далее — при выборе методов моделирования, при получении вариантов решения.из которых выбирают лучший. Иными словами, в методике системного анализа главное — процесс постановки задачи, а после получения модели часто (но не всегда) методика системного анализа становится ненужной.

 

20. Основные задачи системного анализа.

В системный анализ входят задачи декомпозиции, анализа и синтеза.Задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов. Часто задачу декомпозиции рассматривают как составную часть анализа.Задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы или среды, окружающей систему. Целью анализа может быть определение закона преобразования информации, задающего поведение системы. В последнем случае речь идет об агрегации (композиции) системы в один-единственный элемент.Задача синтеза системы противоположна задаче анализа.

 

21. Определение «системы». Понятия, входящие в определение системы.

Система – это совокупность элементов, объединенных в единое целое, каким-либо образом ограниченное от среды, и структура связей между этими элементами. В качестве системы может быть рассмотрен любой неэлементарный объект, в котором можно выделить части, находящиеся во взаимодействии, будь то организация или целое государство.

 

22. Сущность основных подходов к описанию систем: функционального и морфологического.

В рамках функционального подхода система рассматривается исключительно с позиции ее внешнего аспекта. Теперь нас интересуют отношения системы как целого с другими, лежащими вне ее объектами, т.е. со средой. Исходя из этого, функцией, или поведением, системы можно назвать все то, что можно узнать о системе, не касаясь ее внутреннего содержания, абстрагируясь от него. Структура системы полагается как "черный ящик".

Морфологический уровень дает представление о строении системы. Морфологическое описание не может быть исчерпывающим. Глубина описания, уровень детализации, то есть выбор элементов, внутрь которых описание не проникает, определяется назначением системы. Морфологическое описание иерархично.

 

23. Понятия, характеризующие функционирование и развитие систем.

Состояние – множество значений, характеристик системы в данный момент времени.
Его характеризуют либо через входные параметры и выходные сигналы, либо через макропараметры, макросвойства системы.
Последовательности состояния системы во времени, это траектория его движения.

Поведение. Если система способна переходить из одного сосотяния в другое, значит она обладает поведением. Это понятие используют когда известны правила перехода из одного состояния в другое, т.е. сначала просто определяют, что система обладает поведением, а затем выясняют ее алгоритм.

Переходный процесс – реакция системы на какой-либо входной сигнал или внутреннее изменение.

Равновесие – способность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий или при постоянных воздействиях сохранять свое поведение сколь угодно долго.

Устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена.

Развитие – процесс закономерного изменения перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому.

 

24. Классификация систем.

1. По отношению системы к окружающей среде:

· открытые (есть обмен ресурсами с окружающей средой);

· закрытые (нет обмена ресурсами с окружающей средой).

2. По происхождению системы (элементов, связей, подсистем):

· искусственные (орудия, механизмы, машины, автоматы, роботы и т.д.);

· естественные (живые, неживые, экологические, социальные и т.д.);

· виртуальные (воображаемые и, хотя реально не существующие, но функционирующие так же, как и в случае, если бы они существовали);

· смешанные (экономические, биотехнические, организационные и т.д.).

3. По описанию переменных системы:

· с качественными переменными (имеющие лишь содержательное описание);

· с количественными переменными (имеющие дискретно или непрерывно описываемые количественным образом переменные);

· смешанного (количественно-качественное) описания.

4. По типу описания закона (законов) функционирования системы:

· типа "Черный ящик" (неизвестен полностью закон функционирования системы; известны только входные и выходные сообщения);

· не параметризованные (закон не описан; описываем с помощью хотя бы неизвестных параметров; известны лишь некоторые априорные свойства закона);

· параметризованные (закон известен с точностью до параметров и его возможно отнести к некоторому классу зависимостей);

· типа "Белый (прозрачный) ящик" (полностью известен закон).

5. По способу управления системой (в системе):

· управляемые извне системы (без обратной связи, регулируемые, управляемые структурно, информационно или функционально);

· управляемые изнутри (самоуправляемые или саморегулируемые - программно управляемые, регулируемые автоматически, адаптируемые - приспосабливаемые с помощью управляемых изменений состояний, и самоорганизующиеся - изменяющие во времени и в пространстве свою структуру наиболее оптимально, упорядочивающие свою структуру под воздействием внутренних и внешних факторов);

· с комбинированным управлением (автоматические, полуавтоматические, автоматизированные, организационные).

6. По виду объекта - технические, биологические, организационные и др.;

7. По научным направлением - математические, физические, химические и др.;

8. По виду формализации - детерминированные, стохастические;

9. По сложности структуры и поведения - простые и сложные;

10. По степени организованности - хорошо организованные, плохо организованные (диффузные), с самоорганизацией.

25. Закономерности сложных систем.

Целостность системы. Здесь рассматривается две взаимосвязанных стороны:

  • свойства системы, как целого, не являются суммой свойств элементов или подсистем;
  • свойства системы, как целого, зависят однозначно от свойств элементов, подсистем.

При оценке целостности выделяется два фактора:

  • прогрессирующая факторизация, т.е. стремление системы к такому состоянию, когда отдельные части приобретают независимость;
  • прогрессирующая систематизация, т.е. уменьшение системой определенной автономности элементов или систем.

Интегрированность системы - эта закономерность соединена однозначно с предыдущей (целостностью), но интегрированность подчеркивает внутренние процессы системы. Главным в интегрированности являются системообразующие и системосохраняющие факторы.

В технических системах, особенно компьютерно-интегрированных структурах, рассматриваются такие виды интеграции:

 

  • программная интеграция;
  • техническая интеграция;
  • алгоритмическая интеграция;
  • организационная интеграция.

Коммуникативность системы. Эта закономерность характеризует особые связи системы с внешней средой, дает возможность выделить элементы, как системы низших порядков.
Иерархичность системы - это закономерность, которая показывает, что живая природа и технические системы всегда имеют несколько уровней организации, принятие решений, задач и т.д. Для автоматизированных технологических комплексов выделяют разные виды управления: технологический аппарат, отделение, предприятие. Здесь главными являются такие стороны:

· с помощью иерархических представлений можно отображать системы с разными неопределенностями;

  • определение количества уровней, построение всей иерархической системы всегда зависит от задачи и от цели системы.

26. Особенности научных исследований в экономике и управлении.

27. Особенности отдельных видов научно-исследовательской работы студентов.

Осуществление любого вида научно-
исследовательской деятельности включает, как
минимум, следующие обязательные действия:
обоснованный выбор образовательной програм-
мы, учебно-методического обеспечения, пробле-
мы, темы и методов исследования; планирование
и организацию научного исследования; теорети-
ческий и методический анализ выбранной про-
блемы исследования; непосредственное проведе-
ние научно-исследовательской работы; обработ-
ка, анализ и интерпретация результатов исследо-
вания; письменное оформление результатов на-учно-исследовательской работы; устная презен-
тация или защита полученных результатов; взаи-
модействие с преподавателями, руководителями
научно-исследовательской работы, другими сту-
дентами и аспирантами в ходе подготовки и реа-
лизации научного исследования.

28. Основные требования к студенческой научной работе.

В соответствии с главной целью, научная работа студента (как и любая научная работа) оформляется для представления специфическому читателю — ученому, специалисту в определенной области знания, который должен ее понять и извлечь интересующую именно его информацию, а также оценить ее с точки зрения научной новизны, обоснованности полученных результатов, перспективности использования и т.п.Поэтому при оформлении работы необходимо это учитывать, максимально облегчая процесс понимания на всех уровнях: 1) Использовать хороший литературный русский язык (рекомендуется тщательно считывать текст на предмет исправления грамматических, орфографических, стилистических и других ошибок). 2) Текст должен быть легко читаемым, напечатан через 1,5-2 интервала шрифтом порядка 12 пунктов для основного текста (близко к стандартному шрифту механической пишущей машинки). Общий объем работы, как правило, не должен превышать 50-75 стр., соответственно (без учета приложения). 3) Следует использовать лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения (журналистский пафос может быть иногда уместен только во введении и заключении). Необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий, пояснять, почему выбран тот или иной вариант употребления понятия), не использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранного языка, если существуют полностью эквивалентные понятия в русском языке. 4) Специально структурировать работу и представлять результаты в удобной форме (рекомендуется основные схемы, графики и таблицы, представляющие материал в конденсированном виде и необходимые для лучшего понимания текста, размещать по ходу изложения, в то время как дополнительные материалы в виде таблиц или графиков, размещать в конце текста в приложении, чтобы не загромождать текст и не отвлекать читателя от основной мысли). 5) Строгий и единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники (рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок) — а) через указание в скобках фамилии автора и года работы (в случае двух соавторов — указываются оба автора, в случае большего числа соавторов — фамилия первого автора и обозначение «и др.»), б) через указания в скобках номера источника в списке литературы. ФИО редко цитируемых зарубежных авторов желательно приводить дважды — как в русской транскрипции, так и на языке оригинала. 6) Возможны два способа цитирования — а) прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через точку с запятой требуется точно указать страницу, на которой начинается данная цитата), б) косвенное цитирование, когдаодна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту. 7) В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствия ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т.п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них; способ и форма изложения материала должна облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез и пр.), упоминаемых в работе является авторскими, а какие — продуктом чужого творчества (с точной ссылкой на источник в соответствии с принятыми требованиями цитирования) или уже являются общепринятыми. (Напоминаем, что в соответствии с п. 19 «Положения о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий» — постановление Совета Министров СССР от 30.12.1989 N 1186 — в случае использования в работе чужого материала без ссылки на автора и источник, диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии прохода без права ее повторной защиты). В случае выполнения данной работы в рамках группового проекта, рекомендуется точно указывать всех,    
    кто способствовал его реализации, в том числе и спонсоров проекта (возможно с выражением благодарности). В этом случае необходимо также определить личный вклад автора (указать, какой именно аспект проблемы и объем работы выполнен автором самостоятельно). 8) Необходимо корректно употреблять понятие «экспериментальное исследование» — не всякое эмпирическое исследование является экспериментальным. В связи с этим необходимо помнить, что эмпирическое исследование, в отличие от экспериментального, не должно содержать в своих выводах утверждения о причинно-следственных зависимостях между переменными. Выводы должны содержать утверждения лишь о взаимосвязи переменных и степени ее значимости. Следует также обращать внимание (особенно в экспериментальном исследовании) на формы контроля за переменными, способными оказать прямое или косвенное влияние на результаты.

 

29. Этика научных исследований.

Этические принципы проведения исследования с участвующими в нем людьми происходят из необходимости их защиты от причинения им длительного психологического или физического вреда; поэтому многие типы поведения не подлежат экспериментальному изучению, а могут изучаться лишь при помощи описательных подходов.
Сейчас советы общественного контроля оценивают все исследовательские проекты на предмет наличия в них потенциала для причинения испытуемым длительного вредного воздействия.
Среди дополнительных этических принципов можно назвать осведомленное согласие, конфиденциальность, осведомленность о результатах и доступ к любым выгодам, которые может предоставить исследование. Согласие, основанное на полной осведомленности, является потенциальной проблемой, потому что в экспериментах с людьми часто необходимо применение лжи; компромисс достигается тем, что участников нельзя обманывать в отношении чего-либо, что может повлиять на их готовность участвовать в исследовании, а также после окончания эксперимента должен проводиться тщательный опрос участника

30. Понятие инновации. Виды инноваций.

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

 

 

Виды инноваций

· Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

· Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

· Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

· Организационные — совершенствование системы менеджмента.

· Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

 

31. Инновационная экономика.

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её создает.

В настоящее время в число стран с инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом - важнейшей составляющей инновационной экономики - входят США, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны.

 

32. Сильные и слабые стороны российской науки сегодня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: