Станковая живопись Византии представлена иконописью. Икона (от греч. Eikon – образ) – это изображение Христа, Богоматери, событий из их жизни, а так же изображений святых. Первые иконы были выполнены в технике энкаустика – живопись красками на основе воска.
Характеристика икон написанных в технике энкаустика:
· Пастозность
· Экспрессивность
· Изображения объемны
· Образ возникал подобно лепной статуе, при помощи инструмента каутерий
· Особый колорит, красочный пигмент, обволакивающий со всех сторон воском, делал цвет глубоким, живым – жизнеподобным, «дышащим».
1. Образ Иоанна Предтечи (монастырь Святой Екатерины на Синае)
2. Богоматерь с младенцем (монастырь Святой Екатерины на Синае)
С V в. техникой иконописи стала темперная живопись. В качестве связующего вещества для приготовления красок из природных пигментов мастера использовали яичный желток., разбавленным водой с вином или в России хлебным квасом.
Этапы изготовления иконы:
· Подготовка доски (2-3 доски соединялись шпонками)
· На лицевой стороне выполнялось углубление – ковчег (для главной композиции иконы), ковчег окружают поля, на них располагаются образы или композиции небольшого размера.
· На подготовленную доску наклеивается ткань – паволока.
· Паволока покрывалась грунтом – левкасом, на основе мела или алебастра.
· Начинают писать многослойную живопись (Сначала прокладываются основные цветовые пятна – роскрыш; доличное письмо – написание элементов пейзажа, драпировок, животных; самая ответственная часть иконы написание ликов и кур – личное письмо. Послойно иконописец добивается небольшой степени объемности. Последними накладываются движки – белые или светлые черты и точки. Они символизируют блеск божественного света, дающего жизнь и дыхание всякому живому существу).
· Завершающий этап – покрытие иконы олифой – натуральным лаком.
Изобразительные особенности иконы:
· Иконография традиционна и хорошо узнаваема.
· Обратная перспектива – система изображения пространства. Персонажи находящиеся на первом плане могут быть меньших размеров, чем персонажи расположенные дальше. Точка схода параллельных линий находится не на горизонте, а перед изображением.
· В иконе могут соединятся события происходившие в различное время в разных местах.
· Один и тот же персонаж может повторяться несколько раз.
· В иконе нет определенного источника света, нет падающих теней: все изображение светоносно.
· Во многих иконах стилизуются или деформируются пропорции человеческого тела.
· Применяется символика цвета, света, жестов.
· Главным является композиционное решение, ритм, выразительность линии и цвета, чаще всего локального.
· Особую роль в иконе играет золото ( нимбы, фоны).
· Золото в иконе символ божественного света.
3. «Богоматерь Владимирская» привезена в Киев из Константинополя.
Считается произведением великого византийского художника XII в. Строго соблюдал требования, которым отвечали, в течение веков, все иконы Богоматери. Фон иконы покрыт золотом. В центре доски в углублении ковчега располагается изображение Богоматери с младенцем, нежно прижавшегося к ее щеке (Образ «Умиление»).
Мария закутана в темно-вишневый плащ мафорий, известно, что у Марии «лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля т руци (руки) тонкостью источены». Этому описанию дословно следовал константинопольский мастер.
Но узнаваемые черты под кистью художника обрели одухотворенную красоту. Красота неотделима от бездонной, чистой печали – печали Матери, у которой пронзенное сановным страданием сердце навеки отозвалось на все людские беды и горести.
В лике младенца слились детская мягкость и глубокая мудрость. Золотым ассистом – знаком божественной силы и сиянием благодати - расчерчена его рубашка, а через плечо по ней проходит клав – особая полоса, традиционный византийский символ царской власти, ставший символом власти Небесного Царя…
В 1204 г. Константинополь захвачен западными рыцарями – крестоносцами, из Иерусалима. Спустя пол вера византийскому императору удалось вернуть власть в столице. Она существовала еще более 1000 лет. К началу XV в. она оказалась во враждебном мусульманском окружении.
Византия имела огромный авторитет как родина и опора православия, восточной ветви христианства.
В мае 1453 г. Константинополь был захвачен турками – османами под предводительством султана Мехмеда II. Это означало уничтожение Восточной Римской империи (Византии).