Тысяча и одна ночь. Фальсификация. Правда о Харуне ар-Рашиде, правителе мусульман.




 

фото с сайта: www.stihi.ru

По Ибн-Тагриберди 'Убейдулла)-ибн-ал-Мехдием, который правил Египтом от Мухаррема по Рамадан 179 г. и от Джумады II 180 по Рамадан 181 г. (Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, I, 492-3, 501)

Ал-Бекрий (стр. 897-900, 903 пер.) сообщает о посещении ар-Рашидом некоторых монастырей. Как при Омейядах, так и при 'Аббасидах, халифы и [758] высокопоставленные лица имели обыкновение, во время путешествий, останавливаться в монастырях, которые, за отсутствием благоустроенных гостиниц и достаточных домов, являлись, вне городов, единственными местами, где можно было с удобством расположиться на ночлег. Хотя такие посетители не всегда вели себя прилично, устраивая в них попойки, однако монахи, ради блага монастыря, старались всячески угостить и задобрить таких посетителей, смотря сквозь пальцы на некоторые их проделки. В монастыре ал-Каим-ал-Акса ар-Рашид провел три дня, пьянствуя и любуясь красотою одной монахини. Уезжая, он отменил харадж с нив монастыря и положил уплачивать за него ежегодно по десяти динаров (стр. 897-8 пер.). В другом монастыре ар-Рашиду показали чан, из которого пили вино ал-Валид II и его брат, после чего наполнили его серебряными монетами в дар монастырю. Размеры чана поразили ар-Рашида; он позавидовал Омейядам, признавая, что в этом отношении никто с ними не может состязаться (стр. 809-900 перев.). К второй же половине II в. хиджры относится рассказ о посещении монастыря Павла, около Рамлы, ал-Фадлом-ибн-Исмаил-ибн-Салих-ибн-'Алием, дед которого, Салих-ибн-'Алий, дядя халифа ас-Сеффаха, скончался в 151 году. При ар-Рашиде, во время патриаршества Кириака, христиане яковиты выстроили новую церковь и монастырь около Маридина. Кириак был выбран в 793 г. п. Р. X. (= 177 хиджры). После этого известия Абу-л-Фарадж переходит к событиям 798 г. (=182 хиджры). Следовательно, постройки эти относятся к 177-182гг. хиджры (См. выше, стр. 220). [759]

В 191 г., будучи в Ракке, ар-Рашид приказал разрушить церкви, находящиеся в ac-Сугуpе, т. е. в пограничной с византийскими владениями области (Ибн-Тагриберди, стр. 1768 перев.). Кроме того (по ат-Табарию, стр. 238-9 перев.), он послал в Багдад приказ заставить зиммиев одеваться и ездить верхом иначе, чем мусульмане. По Ибн-ан-Наккашу (без даты), ар-Рашид уволил зиммиев, заменив их мусульманами, изменил их одеяние и разрушил их церкви (стр. 1357 перев.). Христианский писатель Абу-л-Фарадж объясняет причину этого внезапного гонения: яковиты разделились на две партии, и одна из них обвинила другую в сношении с греками, в государственной измене; тогда халиф приказал опустошить нововозведенные церкви 2. Сопоставляя эти известия, мы находим, что принятая ар-Рашидом мера касалась не всех церквей, а только новопостроенных, и не повсюду, а только в пограничной области ас-Сугур; судя по Ибн-ан-Наккашу, можно было бы подумать, что приказано было разрушить все церкви и повсюду, Этот последний автор прибавляет, что законоведы издали по этому случаю фетвы. Отсюда мы заключаем, что ар-Рашид забыл наставления Абу-Юсуфа (ум.182) или не считал нужным сообразоваться с ними до 191 года. Пожелав наказать изменников, он не счел, однако, авторитета Абу-Юсуфа достаточным для изменения установившегося порядка вещей, а обратился за разрешением к живым законоведам, которые подтвердили мнение Абу-Юсуфа. Все это показывает, что ар-Рашид не восстанавливал временно не соблюдавшихся законоположений, а принял меру, которую одобрили ссылкой на давно минувшие времена первых халифов. [760]

На полях "Муснада" Ибн-Ханбаля помещено сочинение "Мунтахаб-канз-ал-'уммаль" некоего 'Ала-ад-дина ал-Муттаки ал-Хиндия, переделка сочинения ас-Суютия "Джами'-ал-Джауами'" (См. Муснад Ибн-Ханбаля, заглавный лист и I, 5,7-8-13).В этом сочинении 'Ала-ад-дина (II, 310; указано у de Goeje, Memoire sur la conquete de la Syrie, 1900, стр. 143)помещен договор 'Омаров с христианами, весьма сходный с вышерассмотренными редакциями ат-Туртушия и Ибн-ан-Наккаша. Договор заканчивается ссылкой на Ибн-Менду (ум. 396) и на Ибн-Зебра, который скончался в 164 году (Ibid.). Если доверять этой последней ссылке, то окажется, что еще до Абу-Юсуфа некоторые законоведы придерживались таких же взглядов. как и он (чего и следовало ожидать), и даже пустили в обращение целую грамоту 'Омара I, в виде его договора с христианами. Этой последней грамоты Абу-Юсуф не знал или не признавал ее подлинной: иначе он не преминул бы внести ее в свое сочинение, предназначенное служить руководством для Харуна-ар-Рашида.

По Абу-л-Фараджу, вызванное халифом преследование не ограничилось ас-Сугуром, а распространилось по антиохийской области и до Иерусалима, причем разрушали не только новые, но и старые церкви. Оно понятно: возбужденная чернь не была в состоянии отличить старые церкви от новых. Однако преследование длилось недолго. Обвиненный патриарх Кириак бросился к ногам халифа и был выгорожен служащим при дворе Измаилом Барсалехом — своим единоверцем (См. выше, стр. 220). Затем все пошло по старому, и принятые против христиан ограничительные меры были отменены или же не стали применяться (Далеко не все новопостроенные церкви были разрушены; это явствует из сообщения того же Абу-л-Фараджа о разрушении новопостроенных церквей в Едессе в 825 (210 хиджры) году. См. выше стр. 221). [761]

По Евтихию (стр. 279 перев.), в 8-м году царствования ар-Рашида (= 177-8 г.) Феодорит был назначен патриархом антиохийским. Он патриаршил 17 лет и умер.

В 180 или в 185 г. в Иерусалиме скончалась одна из наиболее выдающихся женщин своего времени, Раби'а ал-'Адавийя, которая славилась своим благочестием и созерцательной жизнью. После своей смерти она прослыла святой, и к ее гробнице на вершине Масличной горы приходили на поклон паломники (Ибн-Батута, Муджир-ад-дин, стр. 1160, 1255 перев.) (Ибн-Батута называет Раби'ю ал-Бедавийю, указывая ее гробницу там же. где, по Муджир-ад-дину и Ибн-Халликану (изд. Wuestenfeld, № 230). находится гробница ал-'Адавий'и. У Ибн-Батуты описка). По другим сведениям, она скончалась в 135 г. (Муджир-ад-дин и Ибн-Халликан дают 185 и 135 г. Ибн-Тагриберди дает, по аз-3ехебию, 180 г., а по другим источникам 135 г. (изд. Juуnbо1l, I, 305, 500)).

 

Сказка ложь, да в ней намек... Чего не скажешь о 1001 ночи. Это - сплошная ложь. Ниже мы коснемся переводов и дополнений, а сейчас, как мне кажется, главная ложь этого сборника - ложь о Халифе Гаруне аль Рашиде.

В этом сборнике великий халиф предстает перед нами праздным слостолюбцем - любителем вина и женщин, проводящем свое время в пустословии и развлечениях. Но кто же он на самом деле? Факты его жизни просто поразительны даже для нашего времени. Итак, кто он, великий Халиф Харун ар-Рашид?

Начнем с того, что он уже в возрасте до 10 лет знал Коран наизусть. В 10 лет он начал приобретать знания по Шариату. Следующим шагом было обучение военному делу в армии, куда его отправил отец. Как результат его обучения и проявленных талантов - командование армией халифата в войне против Византии, и победа. Ему было 16 (!) лет. Императрица Византии начинает вплачивать джизью халифату. В 21 год он становится Халифом. Каким же он был Халифом и человеком? Одна из его черт, харрактеризующая его - выдача садака каждый день по тысяче дирхамов из личных средств, а не из казны мусульман. Он выстаивал ночи в намазе, а не в полуночных пустословиях. Он совершал хадж пешком, в окружении ученых. И жизнь его делилась на год - один год он посвящал хаджу, другой - войне. Его отношение к ученым и мудрым людям, а не к сказочникам - во дворец прибыл один из ученых, и перед обедом к нему вышел человек с кувшином и помыл ему руки. Этим человеком и был повелитель правоверных. Ученые во времена Харуна были в большом почете. И вместо прослушивания сказок, он всю свою жинь получал знания от ученых со всего халифата. И окружали его не блудницы, а люди, наполненные знаниями.За неуважение к словам одного из шейхов он чуть не казнил своего дядю. Ему принадлежит фраза о том, что власть не у него, а у обладающих знаниями. В отношении своих подчиненых он был добр и отзывчив, перед учеными он был смиренным учеником и грозным воителем для врагов Халифата и Ислама. Он выискивал лицемеров по всем своим владениям и казнил их, никогда не сажая в тюрьму. Вот вам один из фактов его отношения к подвластным ему людям: Однажды служанка принесла тяжелый кувшин для того, что бы он омыл свою голову. В один из моментов кувшин выскользнул у нее из рук и ударил халифа по голове. Кровь текла по его бороде, глаза вращались от гнева! Но служанка произнесла слова из Корана об укрощении своего гнева и халиф сазу же сменил свой гнев на милость. Служанка продолжила словами о прощении и Харун сказал, что простил ее. Но служанка не остановилась и закончила словами о благонравии. В следствии этих слов из священного Коран, правитель даровал ей свободу ради лика Аллаха.

Халиф правил около 24 лет. И под конец его правления новый правитель Византии захотел вернуть деньги, уплаченные мусульманам в качестве джизьи. В результате они потерпели еще одно поражение от Харуна ар-Рашида, и Халиф оказался на его троне.

Нельзя пройти мимо его отношений со своей женой Збяйде, которую он очень любил. О своей любви к ней он сказал так: "Если бы ты отрубила мне руку, я бы сказал: О, как прекрасно то, что ты сделала!" У нее, как и у всех женщин, конечно же были свои недостатки. Есть такая история: Харуну принесли долг в 300 000 дирхамов, Збяйде попросила его подарить ему эти деньги, что он и сделал. А когда он выходил от нее, она крикнула ему вдогон,что никакого блага она от него видела. Многим это знакомо, правда ведь? Но она была подстать своему мужу в другом. Она была религиозна, любила слушать Священный Коран. Когда же онв совершила хадж и увидела трудности пути, то на те деньги, которые ей подарил Харун ар-Рашид, она построила по всему пути от Багдада до Мекки сеть бесплатных колодцев и гстиниц, для того, что бы облегчить путь для паломников. Многие ли современные женщины способны на такое? Мало того,она собрала архитекторов со всего Багдада и приказала им разработать сеть каналов в самой досточтимой Мекке. И если вы спросите, где река Збяйде, вам непременно покажут ее остатки.

В последнем же походе его настиг Малик уль Мавт. Харун сам вырыл себе могилу, и последними его словами была просьба к Всевышнему, чья власть не скончаема, о прощении того, чья власть закончилась, то есть к нему, правителю мусульман Харуну ар-ашиду.

Вот таким он был, Халиф Харун ар-Рашид, не имеющий никакого отношения к персидским сказкам, начавшими свое хождение из Индии, переведенные Антуаном Галланом и получившими популярность по всей Европе. Но... Но Галлан мало того, что исказил перевод, он добавил еще и от себя, и от других сказок, внес туда сцены пьянства и интима. Сделано это было для того, что бы сделать свои труды популярными, а так же опорочить правителя мусульман. Разные переводчики или не находили в оригинале некоторые сказки, или наоборот, не включенные в текст Галлана. Клаудия Отт вообще сказала, что 1001 ночь - фальсификация

 

Был Гарун-аль-Рашид когда-то
Полновластным халифом Багдада.
И придворные, лицемеря,
Говорили ему, что в Багдаде
Преисполнено все благодати,
Но Гарун-аль-Рашид им не верил.
Он, себя за купца выдавая,
Посещал караван-сараи
И, вино распивая, от пьяных
Узнавал обо всех изъянах.

Был Гарун-аль-Рашид халифом,
Но не верил ни льстивым фразам,
Ни причесанным сводкам-мифам,
А старался быть ближе к массам!

 

Эти строки, наивно-насмешливые, пародирующие сказочный, идеализированный образ государственного деятеля, возможно отсылая к поклонению государственным деятелям своей страны… Действительно, читая о удивительных похождениях загадочного халифа, проникаясь благодаря мастерству средневековых восточных сказителей армоматами восточных рынков, томной чувственностью гаремов, восхищаясь мудрости и проницательности мудрецов и завораживающей своей экзотичностью, гомоном восточного базара, где помимо драгоценных браслетов и изумрудов, ослепительной красотой блистали славянских рабынь, а укожа рабов, чёрным дубленым деревом мерцала кожа рабов, а запахи гашиша и человеческой крови, переплетались с дураманом гашиша и ароматами драгоценных фруктов и пряностей, стоившими состояния, и – следовательно - жизни не одному европейскому купцу… Жестокость ассасинов, и неистовый бег безумных арабских жеребцов, превосходящих жестокостью и мужеством своих неистовых всадников, крадущихся в ночи оттеняемые а обветренные лица марабутов проходила вся жизнь, словно перед мерцающим зеркалом цыган, словно перед ручных гепардов, стоивших екрови и замешанной в яде гремучих змей, заботливо подаваемых неугодному брату-наследнику. Жестокие самумы, веками обвевающие невозмутимые лица мудрецов – марабутов, доносил запах человеческой крови, смешиваясь с густо-пряным ароматом,Это - перевивасьс кобрами факиров и питонами заклинателей, взлетающие в небо маги, где яды, прописанные Авиценной, предсказателей, а могучие нории приносили способные за месяц-другой превратить выжженную пустыню в райские сады, рыбаки приносили в сетях. Где поэты едва были способны исчислить аль-джаброй количество жемчуга, даваемые за несколько строк их гениального дивана, а сети кровесносных артерий, наводили учёных на лучшую в мире систему орошения и каналов, спосбной за месяц-другой превратить выжженную пустыню в подобие Эдема, где ласковые тигры и львы, приученные к человечине нерадивого слуги, ласкались к своему повелителю-халифу, а тот, проигравши на дворцовой площади партию в шахматы, неудачно разменяв катафракта-коня в сверкающей броне на африканского великана-слона на площади перед дворцом, брал верх над поэтом в стихотворном состязании…

Объект исследования – Аббасидов

Предмет исследования – Жизнь и деятельность Харуна ар-Рашида.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к историческим источникам, близких по времени своего создания к времени жизни и деятельности Харуна ар-Рашида. В моей работе я использовал следующие исторические источники:

Сочинение интересно с точки зрения. Автор, живший во времена правления и занимавший должность в своём труде подробно освещает дечятельность Харуна ар-Рашида. Его сочинение содеожит большое количество документов, представляя собой наиболее полное собрание….. деятельности ХЗаруна ар-Рашида.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Харун ар-Рашид родился в семье халифа аль-Махди, представителя династии аббасидов, и его супруги – Аль-Хайзуран предположительно в 763 или в 766 году в городе Рее, неподалёку от современного Тегерана. Третий сын халифа, он имел относительно немного шансов для того, чтобы занять престол, однако его мать - влиятельная и коварная аль-Хайзуран сделала всё, чтобы её любимый сын занял престол. И, если отцу Харун обязан прекрасным образованием и огромной, процветающей империей, достигшей процветания во многом благодаря деятельности Аль-Махди, то Аль-Хайзуран Харун обязан восшествием на престол. Отец, помимо высочайшего статуса обладал значительным художественным даром, будучи поэтом и музыкантом, он привил сыну любовь и уважение к культуре и искусству. Впрочем, в гигантской, раздираемой противоречиями враждующих партий, стране было далеко от спокойствия… Родился, предположительно 763 – 766 год, в городе Рее, близ современного Тегерана. Он был третьим сыном халифа, т.е. у него шансов занять престол было не очень много, третий сын. Его отец, халиф Аль-Махди [Ибрахим ибн аль-Махди (— 839) — представитель династии Аббасидов, сын халифа аль-Махди, брат Гарун-аль-Рашида. Был известен как поэт и музыкант.], при котором тоже империя эта процеветала. Мать – рабыня, из Йемена. По имени аль-Хайзуран, знаменитейшая женщина. Дело в том, что на ней он женился официально, халиф, в 775 году., - который постарался дать сыну наилучшее образование, справедливо полагая, что оно поможет ему, в случае прихода к власти справедливо и твёрдо управлять огромной страной, придаст природному уму, которым Харун отличался сызмальства стройность и упорядоченность. Известно, что Харун ар-Рашид уже возрасте десяти лет знал наизусть почти весь Коран, что, говорило помимо его религиозности о значительной целеустремлённости и высоких умственных способностях юного царевича. Именно отец пророчески дал своему сыну имя Рашид, что означает «Правденый». Именно этому имени, среди прочих, входящих по традициям того времени он остался в истории и народной памяти. Политика, связанная с религией, занимала значительную часть мыслей, сил и времени халифа, стремившегося в своей деятельности следовать божественным законам. Так, характерный прднажды, сообщает, служанка, принёсшая таким он запечатлён в Действительно

 

Мухаммад ибн мансур аль-Махди

 

 

О,бессмертный. Прости смертного!

 

 

Н. БАСОВСКАЯ: Трогательно!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот вся мифология…

Н. БАСОВСКАЯ: Мифологическая жизнь этого правителя здесь передана великолепно. Но мы начнем с реальной его жизни. Во-первых, это человек, который родился в 763 или 766 году.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Даже не известно.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, есть сомнения в дате рождения. А умер в 809 году. То есть, это времена отдаленные, 8-9 век. Чем запечатлен он в реальной истории? Пятый по счету багдадский халиф из династии аббасидов, знаменитое государство аббасидов, недолговечное, но очень объемное. Его правление – время последнего расцвета багдадского халифата.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Золотой век.

Н. БАСОВСКАЯ: Или халифата аббасидов. При нем начинается закат. А после него – развал. После него не означает, что потому, что его не стало, но народной памяти не прикажешь. И народная фантазия создала своего халифа, Харуна-аль-Рашида, который в этом стихотворении обрисован точно так, как народ его нарисовал. Народ создал свою мечту о великолепном правителе, при котором все было хорошо/, а после него стало плохо. И в «1000 и 1 ночи» он плод народной фантазии. Но не будем окончательно отвечать на вопросы о том, почему и как, только наметим это. Надо сначала о нем сказать.


Два слова о багдадском халифате. Его состав – это громадная территория. Результат арабских завоеваний, их движение на запад и в Африку. Современные арабские государства Азии, Иран, южная часть Средней Азии, Египет, Северная Африка. Колоссальное государство. Самостоятельным оно было не очень долго, с 750, т.е. с середины 8-го века, до 945 года. Совсем не долго. Потом оно было завоевано буидами, это тоже мусульманское арабское государство, соседнее, из глубин Афганистана они пришли, нынешнего. А с 1055 года турками-сельджуками. То есть, это какой-то почти тоже миф, это какое-то призрачное государство прошлого, огромное, яркое, но по историческим меркам, очень недолговечное. Какая-то фата Моргана. аббасиды, аристократия, арабская и иранская. Вот это было отличием от другого халифата омейядов. Там только арабское правление.

Источники о Харуне. Что подлинно о нем написано?

А. ВЕНЕДИКТОВ: «1000 и 1 ночь».

Н. БАСОВСКАЯ: Это наиподлиннейшее. А просто подлинное, это многочисленные средневековые арабские труды, труды арабских писателей.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Там была письменность развита.

Н. БАСОВСКАЯ: Культура была письменная, высоко письменная. Ее даже называют некоторые специалисты филологической. Мне очень нравится этот образ. И сохранились от них рукописи, от средневекового арабского Востока, больше, чем от средневековья Западного. И вот такие, самые знаменитые труды, истории как богослов Ибн-Жарир Аттабари, поздний современник, сразу после Харуна, т.е. у него много было подлинных сведений, воспоминаний, о настоящем халифе. Историк-географ самый знаменитый, наверное, этого времени Абуль-Хасан Аль-Масуди [Абуль-Хасан Али ибн-Хусейн аль-Масуди (араб. أبو الحسن ، علي بن الحسين المسعودي‎‎, 896 г. Багдад, — сентябрь 956 г., Фустат (совр.Каир)) — арабский историк, географ и путешественник, известный также как «Арабский Геродот», так как являлся первым арабским историком, объединившим исторические и географические наблюдения в крупномасштабную общую работу. Происходил от из рода сподвижника пророка Мухаммеда Абдаллаха ибн Мас’уда.], его труды даже переведены на русский язык, умер он в 956 году, т.е. через 50 лет после Харуна. И сказки «1000 и 1 ночи».

₽Откалибровать Ваш монитор!


А. ВЕНЕДИКТОВ: Там, оказывается. Люди писали и вели дневники, на самом деле.

Н. БАСОВСКАЯ: переписывались.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А это 8 век!

Н. БАСОВСКАЯ: Переписывали книги. Сколько рукописей было уничтожено в результате монголо-татарского завоевания этих мест! И все равно, сотни тысяч рукописей остались. И среди них – рукописная книга «1000 и 1 ночь». Теперь биография персонажа.

Родился, предположительно 763 – 766 год, в городе Рее, близ современного Тегерана. Он был третьим сыном халифа, т.е. у него шансов занять престол было не очень много, третий сын. Его отец, халиф Аль-Махди [Ибрахим ибн аль-Махди (— 839) — представитель династии Аббасидов, сын халифа аль-Махди, брат Гарун-аль-Рашида. Был известен как поэт и музыкант.], при котором тоже империя эта процеветала. Мать – рабыня, из Йемена. По имени аль-Хайзуран, знаменитейшая женщина. Дело в том, что на ней он женился официально, халиф, в 775 году.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Отец, имеется ввиду.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, отец нашего персонажа женился на этой бывшей рабыне.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Редкий случай.

Н. БАСОВСКАЯ: Но надо сказать, что халифы это иногда делали.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Все равно, они могли держать в гареме, а дети были равны.

Н. БАСОВСКАЯ: И держали. Но с кем-то оформляли так сказать, по своим обычаям брак. Вот с ней брак был оформлен. А Харун был ее вторым сыном от этого халифа. То есть, все равно, жен много, они все из разных стран, много детей, все это способствовало придворным интригам. И надо сказать, что мать Харуна-аль-Рашида аль-Хайзуран оказалась талантливейшей интриганкой. И она выбрала Харуна. Она решила, что именно он подходит для престола.


А. ВЕНЕДИКТОВ: Знаете, мы про женщин с вами мало делали, вот про таких вот, вдов и матерей, а мы вспомним Японию уже, Императрицу, Византии Императрицу. Бланка Кастильская во Франции, да?

Н. БАСОВСКАЯ: Мудрейшая женщина! Элеонора Аквитанская, бабушка средневековой Европы. [Элеонора (Алиенор, Альенора) Аквитанская (фр. Aliénor d'Aquitaine, а также фр. Éléonore de Guyenne, ок. 1122 — 31 марта 1204, Фонтевро) — герцогиня Аквитании и Гаскони (1137—1204),]

А. ВЕНЕДИКТОВ: Хайзуран – она из таких.

Н. БАСОВСКАЯ: Крепкий орешек. Она посвятила всю свою жизнь, до того, как Харун стал халифом, тому, чтобы его посадить на престол, а потом добросовестно, в течение 17 лет, реально правила. Чуть позже я к этому вернусь. Воспитатель, тоже очень важно. Некто Яхья-ибн-Халиб, из знаменитого персидского рода бармакидов, а сами они выходцы из Индии, «1000 и 1 ночь» сложилась на территории Индии, Персии и Египта. Вот примерный ареал, где формировались эти сказки. И вот эти бармакиды, воспитатель его был оттуда, выходец из Индии, видимо, ислам принял позже, они, наверное, придерживались какой-то из индийский верований.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Потом им аукнется это.

Н. БАСОВСКАЯ: еще как! Но это семейство бармакидов было очень близко к трону.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу сказать, что старший сын вот этого воспитателя был молочным братом Харуна-аль-Рашида.

Н. БАСОВСКАЯ: И любимцем, как считают специалисты, во всех смыслах. 15-летним юношей Харун сделал первый шаг. Ему помогли сделать первый шаг к возможному воцарению в халифате. Именно его мать и воспитатель Яхья добились того, что он был поставлен 15-летним командовать большим войском аббасидским в двух военных походах против Византии. Надо сказать, что Византия была главным противником халифата аббасидов. Это рыхлое, но тоже крупное и граничащее с ним государственное образование по вере христианское, в дальнейшем православное, главный враг. И территориально соседи, и духовно иноверцы. И вот два похода возглавляет он. Конечно, он ничем не командовал, он был окружен реальными военачальниками, но надо было, чтобы его имя зазвучало. Получилось! Потому, что в 779-780 годах они захватили город при крепости ас-Сафсаф, Византии это было важно. А самое важное, что в 781-782 годах это самое войско, под командованием 15-летнего Харуна впервые приводит арабов на Босфор.


А. ВЕНЕДИКТОВ: Дошли до Босфора. Это очень важно.

Н. БАСОВСКАЯ: Дошли. Они никогда морем не интересовались. Это была сухопутная завоевательная цивилизация. И вдруг он продолжил эту линию. Он, конечно, не такой, как в сказках, но какие-то деяния за ним существовали. При нем было замечено море. И важность господства на море. В итоге отец назначит Харуна правителем больших областей.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Надо сказать, что Византия приняла решение платить ежегодную дань после этого похода.

Н. БАСОВСКАЯ: Чуть-чуть позже. Здесь только первые шаги, а потом закрепляется. При Никифоре окончательно. Ему дали в управление Ифрикию, это современный Тунис, Северная Африка, Сирию, Армению и Азербайджан. Современные территории я называю. Современные названия. Все вместе это называлось просто группой провинций. В итоге он уже замечен. Он уже близок к трону. И в результате мать и воспитатель начинают прямо свой план осуществлять – сделать из него преемника. Они дожали халифа аль-Махди, который решил, вопреки своему старшему сыну, правам старшего сына, Муссы, назначить Харуна своим преемником. И халиф, ради этого, направился к своему старшему сыну, в одну из провинций, к Муссе, чтобы убедить его отречься от своих прав. В пути халиф умер при загадочных обстоятельствах.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Бывает.

Н. БАСОВСКАЯ: Потому, что у Муссы были свои придворные сторонники. Первая смерть на пути легендарного благородного Харуна к престолу. К власти, все-таки, пришел Мусса, потому, что так во время умер халиф. Он правил под именем аль-Хади. Харун заключен в тюрьму, кажется, что все плохо. Яхья обвинен в неверии, значит ему грозит смерть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В неверии. В атеизме.

Н. БАСОВСКАЯ: Мама Харуна отодвинута просто в тень и всё кажется очень плохо и безнадежно. Но бармакиды не сдавались. Они верили в свой успех, в свою победу, продолжали свои интриги, но простые. Всего через год халиф бывший Мусса, правивший под именем аль-Хади, внезапно умер. Молва твёрдо говорила, что задушен во сне.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Рабынями.

Н. БАСОВСКАЯ: Молва, придворные, двор знает.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я нашел одну записку, средневековую, но она перепевает то, что было, что якобы, по приказу матери Харуна Хайрузам, рабыни, которые развлекали халифа ночью, на голову ему накинули подушку и сели на неё, пока он не задохнулся. Красивая смерть!

Н. БАСОВСКАЯ: В русской истории нечто подобное тоже было.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но позже.

Н. БАСОВСКАЯ: Много позже, через тысячу лет.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Скончался неожиданно, потому, что был здоров, накануне проводил смотр войскам.

Н. БАСОВСКАЯ: Молод.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Провел в походе недавнем на коне много времени. Смерть была внезапная.

Н. БАСОВСКАЯ: Хайзуран надо было посадить в темницу ему, а он этого не сделал.


А. ВЕНЕДИКТОВ: Да…

Н. БАСОВСКАЯ: И вот Яхья освобожден, Харун освобожден и мать Харуна и Яхья реально начинают править вместо халифа Харуна-аль-Рашида.

А. ВЕНЕДИКТОВ: ему, кстати, 21 год.

Н. БАСОВСКАЯ: И он не рвется. Он рвался называться халифом, а так выглядят обстоятельства, что он как будто бы решил сначала пожить в свое удовольствие. И вот здесь некоторые реалии того, что в «1000 и 1 ночи» есть, можно усмотреть. Во-первых, многие при дворе и вокруг державы абассидов поговаривали, что его надо считать узурпатором. Это проникло в исторические источники, историки, например, еще в 11 веке говорили, что его надо в список узурпаторов. Они вели такой список.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Список халифов и список узурпаторов.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, разделили. А он, можно сказать, на какое-то время предался отстраненной праздности. И походы его по Багдаду, видимо, были, с Джафаром, сыном этого самого Яхьи, ближайшем другом, наперсником, советчиком, просто неразлучные люди, неразлучные друзья. И эти походы вовсе не имели цели узнать, как живет народ. Сами они неплохо жили. Видимо так. хотя ничего совершенно очевидного в этих рассказах нет. Но в 803 году Харун-аль-Рашид, можно сказать, совершает государственный переворот при своём дворе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы об этом, безусловно, поговорим сразу после Новостей. Напоминаю, что это программа «Всё так», каждое воскресенье в 13 часов Наталья Ивановна Басовская и говорим мы о Харуне-аль-Рашиде.

Н. БАСОВСКАЯ: С 19-го века говорили Харун-аль-Рашид, сейчас в специальной исследовательской литературе, исключительно – Харун-ар-Рашид, что для нашего произношения немножко сложнее. Но я уже начиталась этой литературы, у меня ар-Рашид получился.


А. ВЕНЕДИКТОВ: Привыкнем.

НОВОСТИ

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я вам задал вопрос, вопрос я вам задал, какому европейскому государю был подарен по легенде Харуном-аль-Рашидом слон живой и слон не живой. Действительно, в парижской национальной библиотеке хранится эта фигурка 16-сантиметровая слона из слоновой кости, видимо, она шахматная фигурка. Правильный ответ – Карл Великий. Мне отвечали, что Наполеон, но откуда он в то время. Книгу «1000 и 1 ночь» из серии «Золотой фонд мировой классики» издательства АСТ и плюс пушкинская библиотека, плюс аудиокнига «Синдбад Мореход», издательский дом «Союз» получает роман (569), Бадри (757), Кирилл (591), Виктор из Махачкалы (937), Александр из Казани (025), Катя (980), Анатолий из Санкт-Петербурга (225), Елена (311), Альберт (133) и Вера (210). И еще 10 победителей, которые получают аудиокнигу «Синдбад Мореход» из серии «В гостях у сказки». Получают – Дмитрий (724), Володя из Екатеринбурга (293), Надежда из Пензы (316), Юлия (491), Алексей из Вологды (295), Илья (547), Андрей (417), Станислав (973), Маргарита (138), Анна из Санкт-Петербурга (507)

Мы говорим о том, что Харун-аль-Рашид гуляет со своим другом, приятелем, вторым Я своим, Джафаром, сыном великого визиря и самим великим визирем потом. Вот это гуляние, близкая дружба привела, тем не менее, к государственному перевороту по прошествии 17 лет.

Н. БАСОВСКАЯ: Он вдруг решил все изменить. В мгновение происходит падение семейства бармакидов, легкие симптомы были за год до этого, какие-то признаки недовольства и вдруг – переворот. Сам Джафар казнен. Следующий труп на пути теперь к единоличной власти. То просто к трону, а теперь к тому, чтобы править.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И, кстати, существует трогательный рассказ о его казни, что после пира, когда Джафар удалился в комнату, рядом с дворцом Харун-аль-Рашида, халиф призвал евнуха доверенного и велел принести голову Джафара, для окружения это было неожиданно. Евнух пришел к Джафару и Джафар стал умолять, говоря, что халиф пьян, утром он его казнит за это. И тут пришел вместе с Джафаром к халифу. И халиф ему сказал: «Я просил тебя не привести Джафара, а принести его голову». И ему отрубили голову.


Н. БАСОВСКАЯ: То есть, нежной романтичной фигурой наш Харун-аль-Рашид не был.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Более того, Джафар был разрезан на 17 кусков, его тело, эти куски были разбросаны по мостам, чтобы все видели, что ждет тем, кто покусится на власть халифа.

Н. БАСОВСКАЯ: Предположительно да, он обвинил его в том, что пользуясь большой близостью, он посягает на его власть. Но есть еще одна легенда, еще одно предание. Что Джафар тайно женился на сестре Харуна-аль-Рашида, что совсем не понравилось халифу и у них даже было двое детей. Но вот такая история. Сам Яхья, великий визирь, правая рука, отец Джафара и все члены его семьи – в темницу. Вот те, кто вчера, на протяжении 17 лет, долго и всевластно управляли империей аббасидов, повержены. Вмиг со всем семейством. И он начинает править сам. Он, конечно, не знает, что править ему недолго осталось, что до его кончины осталось всего 6 лет. Но эти 6 лет он занимается делами государства и нельзя сказать, что вовсе никаких деяний за ним не осталось. Будем к нему тоже справедливыми, как бы не вызывали у нас отторжение эти трупы на пути к его власти, даже разрезанные на куски. Средневековье – есть средневековье. Какие же проблемы предстояло ему решать, теперь уже самому, которые наметились до этого? Главное – это соперничество с омейядами. Распавшийся на две части халифат, охвативший огромную часть тогдашнего цивилизованного мира, он распался по политико-религиозным мотивам. Аббасиды считали себя преемниками, род свой от дяди пророка Мухаммеда, а омейяды – от его дочери Фатимы и зятя. И на этой почве, у кого более правильная, более законная, более тесно связанная с пророком власть, а имя Аллаха означает – единственный Бог и Мухаммед – единственный пророк на земле. Вот это разногласие вносило все больше противоречий. Были нюансы в их внутреннем устройстве и были. Конечно, притязания на дальнейшее расширение территорий, завоевание. В этом смысле движения, которые были предприняты при Харуне, по морям, были очень существенны. Как когда-то в юности, он впервые обратил внимание на проблемы моря, он и продолжил эту линию. При нем, в 805 году поход на Кипр, в 807 году – набег на остров Родос, укрепление Средиземноморья, то, что арабам до этого не было свойственно, идея морского могущества. Он занялся дальнейшей борьбой с Византией и был совершенно здесь непримирим. Борьба с Византией все больше при нем обретает в эти последние годы и до этого тоже это было заметно, религиозный характер. Договор с Императрицей 798 года, затем с Императором Никифором и Византия платит дань, это очень поддерживает авторитет халифата аббасидов. Но он беспощаден в религиозном смысле слова. Все христианские церкви на отвоеванных и пограничных с Византией территориях он просто уничтожает.


А. ВЕНЕДИКТОВ: В отличие от следующего и предыдущего халифов.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, он здесь наиболее непримирим. Идея укрепления веры у него была могучей. Он не раз совершил паломничество в Мекку, разрушал христианские церкви беспощадно, ввел ограничения для иноверцев внутри державы аббасидов. Что-то вроде спецодежды.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Что никогда не было.

Н. БАСОВСКАЯ: Они должны были подпоясываться веревками, носить специальные, достаточно безобразные стеганые шапки, ездить только на ослах и т.д. Вот этот какая-то внутренняя дискриминация. Налоги выколачивал беспощадно и потому популярностью и любовью народа вовсе не пользовался. Особенно плохо стал себя чувствовать в Багдаде, потому, что в Багдаде, как во всякой столице, был наиболее подвижный, наиболее готовый к бунту народ, в особенности торговцы, купцы, которые так красочно описаны в «1000 и 1 ночи». Они люди, встречающие людей из других стран, знающие что-то, думающие, короче говоря. Он их боялся и он, в основном, старался в Багдаде не жить.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мотивируя жарой.

Н. БАСОВСКАЯ: Да. А переехал в Раку, на реке Евфрат, там свежий ветерочек, от воды веет. И в Багдаде бывал только наездами. Вообще, конечно, какая-то ирония судьбы. Тот, кто так восславлен, как путешественник по ночному Багдаду, он этого Багдада боялся и не очень его любил. Вот в юности, наверное, покуролесил немножко с Джафаром, другом. Потом, когда с другом было покончено, с Багдадом тоже. Но было у него и еще одна грань его натуры, его поведения, халифского, которая связана с его образом в «1000 и 1 ночи». Он был покровителем ученых и искусств. Надо сказать, что он здесь совершенно не был оригинален. Но, все-таки, этой линии он придерживался. Правители Востока, абсолютно деспотические правители Востока, в силу каких-то поразительных внутренних побуждений намного раньше, чем это случилось при европейских дворах, начали стягивать к своим дворам ученых, просвещенных людей. Вот тут сразу и возникает параллель с Карлом Великим, которого уже разгадали наши радиослушатели. Карл Великий, современник. Одни исследователи, как Бартольд [БАРТОЛЬД Василий Владимирович(3.11.1869, Петербург — 19.08.1930, Ленинград), востоковед, историк, филолог, акад. АН, в ПБ 1927—30.], наш ученых, отечественный, считает легендой контакты между Карлом Великим и Харуном-аль-Рашидом. А другие, как, например, Анатолий Левандовский, напротив, ссылаясь на многочисленные европейские хроники и свидетельства придворного при Карле Великом, уверяют, что Харун прислал подарки и, прежде всего, этого белого слона. Абуль Абас. Даже имя слона сохрани



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: