Задание 1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
1) искусство, наука
2) производство, распределение
3) выборы, референдум
4) группа, этнос
. Задание 2 Под обществом в широком смысле понимают...
1) всё население Земли в прошлом, настоящем и будущем
2) единство живой и неживой природы
3) весь мир в многообразии его форм и проявлений
4) определённый этап исторического развития
. Задание 3. К политическим проблемам развития общества можно отнести...
1) угрозу международного терроризма
2) снижение интереса молодёжи к чтению книг
3) рост инфляции
4) распространение наркотиков среди молодёжи
Задание 4 Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) разрушение ураганом домов в посёлке
2) осушение болот под строительство автодороги
3) загрязнение воздуха выхлопными газами
4) изучение экологии школьниками
Задание 5. Что отличает человека от животного?
1) наличие физиологических потребностей
2) забота о потомстве
3) способность к сознательной деятельности
4) приспособление к природной среде
Задание 6 Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности...
1) научно-познавательной
2) социально-преобразовательной
3) художественно-эстетической
4) материально-производственной
Задание 7 Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства
2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды
4) переход в постиндустриальную фазу развития
Задание 8 Что свойственно и человеку, и животному?
1) инстинкты и рефлексы
2) сознательная активность
3) целенаправленная деятельность
4) словесная речь
. Задание 9. Что относится к экологическим проблемам?
1) проблема международного терроризма
2) распространение алкоголизма среди подростков
3) перенаселенность стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
. Задание 10. Отличительной тенденцией развития современного общества является...
1) механизация
2) индустриализация
3) модернизация
4) глобализация
. Задание 11. В узком смысле слова под обществом надо понимать...
1) конкретный этап в развитии народа
2) территорию, имеющую четкие границы
3) социальную организацию страны
4) часть материального мира
Задание 12 Организация благотворительной акции в поддержку одиноких пенсионеров относится, прежде всего, к
1) экономической сфере жизни общества
2) политической сфере жизни общества
3) социальной сфере жизни общества
4) духовной сфере жизни общества
Задание 13. Личность формируется в результате процесса
1) социализации
2) гуманизации
3) гуманитаризации
4) эмансипации
. Задание 14. К какой сфере общественной жизни непосредственно относится производство и потребление зерновых культур?
1) социальной
2) духовной
3) политической
4) экономической
Задание 15. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в...
1) самореализации
2) самосохранении
3) дыхании
4) питании
Задание 16. Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?
1) мастерство
2) задатки
3) гениальность
4) талант
Задание 17. Получение новой информации об окружающем мире является главной целью деятельности...
1) практической
2) художественной
3) трудовой
4) познавательной
Задание 18 Что является отличительным признаком морали?
1) отражает представления о добре и зле
2) эмоционально воздействует на человека
3) объясняет природные и общественные явления
4) обращается к сверхъестественным силам
Задание 19. К категориям нравственности относятся понятия...
1) честь и достоинство
2) комфорт и удобства
3) природа и культура
4) здоровье и успех
Задание 20. К социальным потребностям человека относятся потребности в
1) физическом движении
2) пище
3) отдыхе
4) общении
. Задание 2 1. В стране Z в экономике доминирует аграрный сектор, основной ячейкой общества является родовая община К какому типу общества относится страна Z?
1) традиционному
2) индустриальному
3) информационному
4) постиндустриальному
Задание 2 2. В каком из примеров проявляются личностные качества человека?
1) Маша готовится поступать в медицинский институт.
2) Петр самый высокий в классе.
3) Нафиса опоздала на работу из-за большой пробки.
4) Коля всегда волнуется перед экзаменами Задание 2 3. Человек, в отличие от представителей животного мира,
1) укрывается от холода
2) заботится о своём потомстве
3) нуждается в общественном признании
4) строит жилища из природных материалов
Задание 24 Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится
1) гражданином
2) личностью
3) работником
4) индивидом
Задание 25. Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу; решает задачи; выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Результатом этой деятельности может быть
1) отличная отметка
2) консультация учителя
3) учебник, справочная литература
4) день проведения экзамена
Задание 26. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному
2) индустриальному
3) информационному
4) постиндустриальному
Задание 27 Жители этого общества владеют алфавитом и фиксируют звуки на материальных носителях: в клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах, газетах или на компьютерах. К какому типу относится такое общество?
1) аграрное
2) дописьменное
3) письменное
4) индустриальное
Задание 28. Каков отличительный признак глобальных проблем?
1) затрагивают все человечество
2) не имеют путей решения
3) приводят к отрицательным последствиям
4) относятся к сфере экономики
Задание 29. Василий приготовил торт на день рождения маме, какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что его деятельность носила творческий характер?
1) Он использовал рецепт из новой кулинарной книги.
2) Он заранее проконсультировался с бабушкой.
3) Он придумал, как украсить торт при помощи глазури.
4) Он взвешивал порции всех ингредиентов на кухонных весах
Задание 3 0. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
1) товарища
2) индивида
3) личность
4) работника
. Задание 31. На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара
Задание 32. Разлившаяся весной река затопила несколько населённых пунктов. Спасатели эвакуировали местных жителей и домашний скот. Этот пример иллюстрирует
1) глобальные экологические проблемы
2) влияние природы на жизнь общества
3) влияние культуры на жизнь общества
4) административное правонарушение
. Задание 33. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
. Задание 34 Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельностью называют целенаправленную активность животных.
Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 35. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.
Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих по мере взросления человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
. Задание 36. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.
Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 37. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.
Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
. Задание 38. Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) соблюдение определённых норм и правил;
2) создание воображаемой обстановки;
3) использование различных предметов;
4) целенаправленное получение знаний.
Черты сходства | Черты различия | ||
Задание 39. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) открывают человеку новые возможности;
2) влияют на деятельность человека;
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо;
4) меняются с возрастом.
Черты сходства | Черты различия | ||
Задание 40. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) развитие промышленности;
2) наличие норм общественной жизни;
3) признание прав и свобод граждан;
4) создание культурных ценностей.
. Задание 41. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫПОТРЕБНОСТЕЙ | |
А) отдых и сон Б) общение с друзьями В) реализация своих потребностей Г) самосохранение Д) карьерный рост | 1) биологические 2) социальные |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Задание 42 Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | |
А) принятие конституции государства Б) продажа товаров в магазине В) принятие присяги главой государства Г) предвыборная агитация избирателей | 1) экономическая 2) политическая |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
. Задание 43. Установите соответствие между видами потребностей человека, выделенных А. Маслоу, и их конкретными примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫПОТРЕБНОСТЕЙ | ВИДЫПОТРЕБНОСТЕЙ | |
А) забота о другом человеке и внимание к себе Б) потребность в общении с другими людьми В) уважение, высокая оценка со стороны других Г) потребность в жилище, отдыхе Д) стремление к сохранению собственного достоинства | 1) Социальные 2) Престижные 3) Биологические |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Задание 44 Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A | Б | В |
Задание 45. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. (Б) К сожалению, с возрастанием масштабов этой деятельности усиливается её отрицательное воздействие на природные процессы. (В) Человеку стоит серьёзно задуматься о том, как сберечь условия для своего существования.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A | Б | В |
Задание 46 Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Инстинкты и рефлексы присущи как человеку, так и животному. (Б) Считается, что человеку необходимо осознавать, в чем именно он нуждается, чтобы удовлетворять свои потребности. (В) Это чисто человеческое качество, не присущее животным.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A | Б | В |
Задание 47. В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Число тех, кто не считает школьное образование существенным фактором для жизненного успеха, остается неизменным.
2) Большинство из тех, кто получил хорошее школьное образование, сделали успешную карьеру.
3) Количество тех, кто считает, что образование, полученное в школе, имеет некоторое значение, за последние три года сократилось.
4) Многие из тех, кто отрицает значение школьного образования, имели низкую успеваемость.
5) За десятилетие число тех, кто считает, что образование не имеет никакого значения для дальнейшей карьеры, устойчиво сокращалось
№ 48 Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем вы ссылаетесь на мнения ученых, научные факты?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.
2) Редко обращаются в обсуждении проблем к научным фактам меньше опрошенных, чем те, которые делают это часто.
3) Затруднился в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный.
4) Редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан.
5) Часто ссылаются на мнения ученых меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда
Задание 49. Целью социологического опроса пятиклассников и десятиклассников было выяснить, как они проводят своё свободное от учебы время.
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство школьников 5 и 10 классов предпочитают в свободное время заниматься спортом.
2) Пятиклассники, в сравнении с десятиклассниками, меньше времени общаются с друзьями.
3) К 10 классу в два с половиной раза увеличивается число подростков, занимающихся спортом.
4) Старшеклассники больше, чем пятиклассники, читают.
5) В четыре раза возрастает к 10 классу число подростков, предпочитающих в свободное время просто спать.
. Задание 50 В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Средняя школа нуждается в дальнейшей модернизации для повышения качества подготовки всех учеников.
2) Школьная подготовка, в глазах большинства россиян, более значима для человека, чем дальнейшее профессиональное образование.
3) Под влиянием появившихся в последние годы телефильмов, отрицательно изображающих школьные будни, значимость школьного образования снизилась.
4) В обществе растет понимание роли и значения школьного образования для будущего профессионального роста.
5) Школьное образование в сознании россиян устойчиво относится к важному социальному лифту.
Задание 51. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем вы ссылаетесь на мнения ученых, научные факты?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.
Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Научное знание мало связано с обыденными представлениями людей.
2) Достижения науки неизвестны значительной части населения.
3) Научное знание слабо применимо в повседневной жизни человека.
4) Многие люди недооценивают значение научного знания.
5) Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе
Задание 52. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были представлены на общешкольном родительском собрании.
Какие из приведённых ниже выводов вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) Сокращение времени общения с друзьями у старшеклассников, может быть связано с необходимостью осваивать более сложный, чем у пятиклассников, учебный материал.
2) В младшем подростковом возрасте дети больше читают.
3) Опрашиваемые пятиклассники недостаточно хорошо понимают значение спорта для сохранения и укрепления здоровья.
4) Поведение старшеклассников в свободное время ничем не отличается от поведения младших школьников.
5) Родителям следует обратить внимание на режимные моменты, максимально исключая перегрузки детей в подростковом возрасте.