Проблема соотношения общих и конкретных понятий.




Бытья бога

11. философия Аквинского

Аквинский создал учение о возникновении гармони веры и разума, поскольку у них один предмет – Бог и созданный им мир, кроме того вера и разум дополняют друг друга а не на оборот.

Различия разум постоянно сомневается в добытых им истинах, а вера принимает истину, основываясь на воле и желании.

Аквинский разработал 5 доказательств существования Бога. Поскольку все движется и изменяется, то должен быть и первоисточник, т.е Бог. Мир многообразен и совершенен следовательно есть Бог как высшее совершенство. Поскольку в мире есть цель, то должен быть и источник целесообразности т.е Бог. Хотя в мире и есть случайное, но в целом его развитие носит закономерный характер что исходит от Бога. Мир единственен и конечен в пространстве, но в нем всюду есть упорядоченность т.е Бог. Эти доводы и сейчас активно используются.

 

12. особенности философии эпохи Возрождения.

Эта эпоха ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры, составившими величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человчеством. Прежде всего происходит освобождение духовной жизни от влияния церкви и религии.

Традиции античной и средневековой мысли получали в эпоху Возрождения новый смысл. Если в средневековой философии цен­тральная проблема соотношения мира и Бога, природы и божественного начала ре­шалась в плане противопоставления природы Богу, тленного земного мира нетленной небесной субстанции, то философия Возрождения создает новую, пантеистическую картину мира, отождествляя Бога и человека. Следовательно, пантеизм - специфическая черта натурфилософии Возрождения. При этом речь идет не о простом отождествлении Бога и природы, а о коренном пересмотре философского содержания этих понятий. Бог философии Возрождения - не Бог схоластического богословия, он не творит мир из ничего, а сливается с законом естественной необходимости. В то же время природа из творения Бога превращается в обожествленное, наделенное необходимыми силами первоначало вещей.

Философию эпохи Возрождения отличает и ярко выраженный антропоцентризм. Человек, являясь главным объектом рассмотрения, оказывается и центральным звеном космического бытия. В определенном смысле антропоцентризм был характерен и для средневековой традиции, но в ней человек рассматривался не сам по себе, а в отношении к Богу, греху и вечному спасению, которое недостижимо собственными силами. В гуманистической культуре Возрождения рассматривается земное предназначение человека. В противоположность феодальному аскетизму и корпоративной сословности приоритет отдается признанию интересов и прав человеческой личности. Идеалом и отличительными качествами человека становятся разносторонность, своеобразие и уникальность каждой личности, осознание собственной силы и таланта как творения природы и самого се­бя. Не случайно эпоху Возрождения также называют эпохой гуманизма.

В развитии философской мысли эпохи Возрождения можно выделить три периода, хотя это деление носит условный характер: гуманистический, интерес к человеку в его отношения с миром (середина XIV - середина XV в.); неоплатонический, связанный с решением онтологических проблем (середина XV - начало XVI в.); натурфилософский, главным предметом исследования которого была философия природы (середина XVI - начало XVII).

 

13. Английский и французский материализм 17-18вв.

Фр. материалисты 18 в. -Гольбах - несут свои идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на становление мат. во фр. оказало разв. Ф. в Англии в 17в. Также огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно о опытном происхождении знания. Др. важным источником материал. идей были для них механистический матер. физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции.

Природа. Зачинатель фр мат. - Ламетри. в общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир. которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная спос к чувствительности или к ощущению. Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным в-вом мозга.

Систематизировал Гольбах. Самое крупное его произведение - “Система природы”. В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к разл формам движения материальных частиц. в своей совокупности образующих вечную несотвореную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы - явл. строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека.

Из действия и противод. всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс, благодаря кот. тела переносятся с одногоместа на другое; 2. внутренее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.

Гольбах доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в томчтобы действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких первотолчков), ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Движ. есть необход. способ сущ. материи

Законы причинной связи также универсальны, как универс св-во движения в природе. Над всеми связями причин в прир. господствует строжайшая необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, кот расположена случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи пор и беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.

Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро. Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии, теор. познания. Материалист. сочинения: “Племянник Рамо”. “Разговор Деламбера с Дидро”, “Сон Деламбера”.

Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.

Особое внимание Дидро привлекала проблема мат. истолкования ощущений. Как мех движ мат частиц может порождать специф содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на опр. стадии развития мат как нечто качественно новое 2. способность, аналогичная ощущ. присуща всей материи. Дидро был сторонником 2 мысли.

Дидро наметил теорию о псих функциях. Наши чувства - клавиши по которым часто ударыяет окр нас природа и кот сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что в чело век заключает в своей организации нечто автомавтическое. Этот автоматизм не лишен одушевлености и предполагает лежащую в основе всей мат способность ощущения.

По Дидро между большинствое ощущ и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Дидро различает в вещах первичные качества (сущ в самих вещах и незав. от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к др вещам или к ним самим)

Человек и общество. В учении о обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден от ответствености за все совершаемое им по отнош. к обществу. Необх человеческих действий нисколоко не исключает возможности вменения и правомерности наказания. Общество наказыввает за преступл т.к. они вредны. Кроме того это способ предотвр. преступлений в буд. К тому же никакое усмотрение необходимости соверш чел действий не уничтожает чел чувств, и стало быть, не уничтож. самодеятельности, т.к. чувства есь главные побудители к действию.

Предпочтения засл умственные удовольствия как более прочные, лительные и более зависящие от самого человека.

Нуждаясь в помощи других чел должен в свою очередь делать полезное для др. Так образуется общий интерес, от кот зависит частный интерес. Правильно понятый личный интерес необходимо ведет к нравственности.

В силу общественного договора мы должны делать то, что мы желаем, чтобы они для нас делали. При этом вытекающие из общ. договора имеют силу по отнош. ко всякому чел.

 

14. Идеалистическая философия 17-18вв.

Согласно объективно-идеалистической философии Гегеля, основой всего сущего является абсолютная идея, безличный мировой разум. Первая часть философской системы Гегеля - логика, где исследуются законы и категории мышления, рассматриваемые Гегелем как законы бытия. Это диалектическая логика, исследующая логические формы в их взаимосвязи и развитии. Первое понятие, понятие чистого бытия - самая бессодержательная, пустая абстракция, которая совпадает по сути со своей противоположностью - понятием ничто. Бытие и ничто сливаются, образуя третье понятие - становление. Уже здесь проявляется триадичность - характерная особенность философии Гегеля, где в форме триады - тезис, антитезис (его отрицание), синтез (отрицание отрицания) - представлено развитие любого явления, вплоть до абсолютной идеи.

Результат становления - наличное бытие, то есть бытие реальных предметов, различие которых между собой находит выражение в понятии качества - тождественной с бытием определенности вещи (при исчезновении данного качества вещь перестает быть сама собой, становится чем-то другим). Количество - это определенность, безразличная для бытия. Единство количества и качества выражено в понятии меры, нарушение которой приводит к перерыву постепенности (количественных изменений) и появлению нового качества в результате скачка.

Кроме учения о бытии, в логику входят учение о сущности, рассматривающее категории сущности как основы существования, явления действительности, и учение о понятии, изучающее такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение.

Вторая часть системы Гегеля - философия природы. Это инобытие абсолютной идеи, которая отчуждает себя в природу, производит природу из себя. В философии природы также выделяются три раздела: механика, физика и органика (органическая физика). В природе абсолютная идея обогащается содержанием и затем возвращается к самой себе, в идеальное состояние, но уже на высшем этапе своего развития.

Заключительная часть системы - философия духа, в которую включаются учение о субъективном духе - антропология, изучающая проблему души, феноменология, рассматривающая проблему сознания и самосознания, и психология, исследующая проблему личности; учение об объективном духе - право, мораль и нравственность (как учение о развитии общественного сознания); учение об абсолютном духе - искусство, религия, философия.

Переход от субъективного духа к объективному совершается посредством включения личности в практическую общественную деятельность, в социальные отношения. Первая ступень в развитии объективного духа - «абстрактное право», бытие свободы, ограниченной законами и правовыми нормами. На следующей ступени, в сфере морали как специфической формы субъективного сознания человека реализуется внутренняя свобода личности. В сфере нравственности мораль приобретает объективную значимость, становится проявлением общей воли индивидов, объединенных в такие формы общности, как семья, гражданское общество (понимаемое как сфера экономических интересов и отношений) и государство, в котором реализуется свобода, отсутствующая в гражданском обществе с его противостоянием частных интересов. В своем учении о государстве, хотя и в идеалистической форме, Гегель отразил тот факт, что потребности гражданского общества получают всеобщее значение через волю государства.

 

15. Основные черты философии И.Канта: «Критический» период

творчества.

Немецкая классическая философия - сложное и противоречивое явление в духовной жизни Европы конца XVIII - начала XIX в. Родоначальником немецкой классической философии считается И. Кант (1724-1804).В философской эволюции И. Канта существуют два периода: «докритический» и «критический». Опираясь на ньютоновскую физику, Кант выдвигал космогоническую теорию, согласно которой Солнечная система возникла из первоначального облака частиц, взаимодействующих на основе законов механики. Второй период в философском творчестве Канта связан с написанием его главных работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Под «критикой чистого разума» Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания. По Канту, эмпирическое знание, основанное на чувственном опыте, - это знание единичного, случайного. Подлинно научное знание необходимого и всеобщего имеет априорный (внеопытный) источник. Данные чувственного опыта на первой ступени познания упорядочиваются при помощи «априорных форм чувственного созерцания» - понятий пространства и времени. Дальнейшее упорядочивание этих данных осуществляется при помощи априорных категорий рассудка. Система категорий включает в себя категории количества (единство, множество, всеобщность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (субстанциальность, причинность, взаимодействие) и модальности (возможность, действительность, необходимость). Высший синтез знаний осуществляет разум посредством идей. Это психологическая идея души, постулируемая в процессе познания человека, космологическая идея природы, постулируемая в процессе познания внешнего мира, и теологическая идея Бога, формулируемая, когда разум стремится постичь абсолютный источник всего. Согласно Канту, разум в своем стремлении познать сущность всех явлений приходит к антиномиям - неразрешимым противоречиям, включающим равнодоказуемые утверждения. В антиномиях нашли свое выражение фундаментальные философские проблемы. Так, например, среди антиномий, возникающих в сфере космологической идеи, мы находим следующие:

-Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

Тезис: в мире существует не только причинность по законам природы, но и свободная причинность. Антитезис: в мире нет никакой свободы, все совершается только по законам при

роды.

Кант объявлял несостоятельным тезис о том, что реальные вещи являются «комплексами ощущений» и их существование зависит от познающего субъекта, не сомневаясь в том, что существуют действительные вещи, которые я воспринимаю вне меня. Тем не менее Кант утверждает, что реальность состоит из двух миров - феноменов, «вещей для нас», вещей, как они нам являются (этот мир и есть объект человеческого познания), и ноуменов, «вещей в себе», вещей, какие они есть на самом деле, умопостигаемых объектов, недоступных чувственному созерцанию и тем самым непознаваемых. О последнем мире человеку известно лишь то, что он существует. Таким образом, основными принципами гносеологии Канта являются агностицизм (учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира) и априоризм. Согласно Канту, человек принадлежит обоим мирам: как феномен человек - часть чувственного мира, детерминирован законами природы; как умопостигаемое, он обладает свободой воли и в первую очередь свободной морального выбора. Исходным принципом этики Канта, является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов. Подлинно моральный поступок не может быть совершен, исходя из соображений пользы, выгоды либо счастья индивида, он совершается исключительно во имя долга, согласно требованиям нравственного закона - категорического императива. В категорический императив включается требование поступать «так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», то есть таким образом, чтобы норма поведения могла стать всеобщим законом, а также требование уважения других моральных субъектов, невозможность их использования в качестве средств для достижения собственных целей, утверждение их равноправия.

 

16. Философия Гегеля, особенности системы и метода

«Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Система философии». Гегель выделяет в «Энциклопедии» три части: логику, философию природы и философию духа. Мир, включающий природу, общество, духовную жизнь, – это единый целостный процесс предстает как саморазвитие абсолютной идеи, безличного мирового разума, высшей субстанции, которая объединяет все структурные части мира. Абсолютная идея постоянно развивается. Три этапа ее развития. Первый – логика, этап чистых категорий (бытие, качество, количество, мера, отношение, причина, сущность и другие. Этот этап делится на три части: учение о бытии, о сущности и о понятии. После завершения иерархической цели развития логических категорий абсолютная идея вступает во второй этап движения – инобытие природы, которая предстает как нечто противостоящее абсолютной идее, вторичное по отношению к ней. Третий этап – философия духа, процесс развития человека, общества, венцом которого являются искусство, религия и философия. Три части: учение о субъективном духе (антропология, психология, феноменология); учение об объективном духе – это сфера права, морали, семьи, гражданского общества и государства, а также всемирной истории; учение об абсолютном духе, который раскрывается в искусстве, религии и философии. Система построена на основе «триады» – тезиса, антитезиса (его отрицания) и синтеза (отрицание отрицания). В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то, что существует).антитезис – «небытие» (абсолютное ничто). Бытие и небытие дают синтез «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии. Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики. Главный из них – закон взаимопроникновения противоположностей, который называют ядром диалектики, позволил обосновать причину, источник саморазвития явлений, процессов. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Закон отрицания отрицания показывает направление развития. Система и метод Гегеля едины, т.к. идея развития пронизывает все учение Гегеля об абсолютной идее, природе и мышлении. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. Смысл всей мировой истории, по Гегелю, – это прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы должны познать вего необходимости. Гегель проводит различия между гражданским обществом и государством. У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве. Проблему соотношения личности и государства Гегель решает в пользу государства, представляющего, по его мнению, высшее выражение нравственной идеи. В философии Гегеля отразились такие черты западной классической философии, как монизм, идеалистическая направленность, рационализм, детерминизм.

 

17. Антропологич. материализм Л.Фейербаха.

Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии. Абсолютная идея, представляющая «чистое мышление» (существующее вне сознания человека), по мнению Фейербаха, не может знать ничего даже о мышлении, а не только о чем-то другом. Фейербах не согласен с Гегелем и в вопросе соотношения философии и религии, не без оснований считая, что порождение абсолютной идеей природы – это рациональное выражение теологического учения о сотворении природы Богом. В работе «Сущность христианства» он обосновал положение, по которому не Бог создал человека, а, наоборот, человек создал Бога. Фейербах раскрывает социально- психологические корни религии. Однако, критикуя христианскую религию, Фейербах не отрицает вообще необходимость религии. Идеализму Гегеля он противопоставил философию материализма, основой которой является человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах назвал свою философию «антропологией». Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек, предстающий как единство материального и духовного. Однако для него человек – абстрактное, природное существо. Вопросы теории познания Фейербах также решал на основе материализма.

 

18. Место марксизма в истории философии.

Представлена в различных вариантах: классический марксизм К. Маркса и Ф. Энгельса; ленинский вариант марксизма как его применение к российской действительности; сталинский вариант теории, обосновывающий тоталитарную практику; социал-демократическая версия марксизма и близкий к нему русский меньшевизм; современный неомарксизм (франкфуртская школа – Т. Адорно, Г. Маркузе и др.). Необходимой предпосылкой объективного анализа марксизма является отказ от отождествления этого учения с его различными версиями и, прежде всего, со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма. Три группы идей:

1) идеи, которые выражали ценности техногенной цивилизации;

2) концепции, которые конкретизировали эти идеи применительно к индустриальной стадии техногенной цивилизации;

3) открытия, идеи, выходящие за пределы техногенной культуры. К таким идеям можно отнести: идеал будущего общества на гуманистической основе; представление о возрастающей ценности человеческой личности; представление о гуманизации научно-технического прогресса; идея о превращении науки в непосредственную производительную силу и др. В социально- философской концепции марксизма ведущее место занимает разработка закономерного характера поступательного развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, в основе которого находятся материально-экономические отношения. По К. Марксу, способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Существенной заслугой марксизма является детальная и оригинальная критика капитализма, которая в значительной степени действенна и в настоящее время. Особое место занимает исследование К. Марксом природы отчуждения человека и труда, основной причиной которого является отчуждение собственности на средства производства от непосредственного производителя. В общефилософском плане – заслуга марксизма в том, что опираясь на диалектику Гегеля и отвергая его идеализм, был разработан диалектико материалистический метод, распространенный на учение о природе, общественной жизни и учение о мышлении и практике.основные выводы являются обобщением условий прединдустриальной и индустриальной стадии развития капитализма.

 

19. Характерные особенности развития отечественной

философской мысли. Материалистическая и религиозно-

идеалистическая философская традиция в России (19-

н.20вв.).

В конце XIX века, во многом благодаря философии В. Соловьева, и в первой четверти XX века отечественная философия достигла высшего уровня своего эволюционного развития. Такие выдающиеся русские философы, как П. Новгородцев, Н. Бердяев, И. Ильин, Л. Шестов, П. Флоренский, С. Франк, Н. Лосский, Л. Карсавин и некоторые другие уверенно, на равных взаимодействовали с мировым философским сообществом. Их научные исследования в еще большей мере обогатили бы мировую и российскую философию, но события в России 1917 года и господство тоталитарного режима на много десятилетий прервали преемственность отечественной культурной традиции.

Русская философия в первой половине XX в. характеризуется рядом особенностей, в которых отражается своеобразие русской культуры. Основной чертой русской философии является ее глубоко религиозный, православный характер. «Главная задача философии, – отмечает Н. Лосский, – заключается в том, чтобы разработать теорию о мире, как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта. Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. Только благодаря ему мы можем раскрыть сокровенный смысл вселенского существования.

Важной чертой русской философии является ее антропоцентризм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека. Эти особенности обусловили органическое единство решения проблем Бога, человека, природы и общества с человеческой жизнью, судьбой, историей и познанием.

Русская философия, и в этом также ее своеобразие, всегда основывалась не только на трудах отечественных философов, но и на других русских общекультурных источниках (археологических, литературных, исторических, архитектурных, публицистических и др.). Для русской философии характерно особое внимание к осмыслению кризиса мировой культуры и философии и создание отечественных философских теорий. События в России в первой четверти XX века рассматривались как проявление глобального кризиса всей мировой культуры. Русские философы, коренные причины переживаемой Россией социальной катастрофы в XX веке видели в отступлении русских людей от своей единственно истинной православной веры и в отказе от Бога. Они пытались по-новому сочетать Богопознание и миропонимание, проявление Бога в мире и в человеке.

Еще одной чертой русской философии начала XX века была тотальная критика идей западного классического рационализма, его попыток получить абсолютную власть над жизнью людей. Для нее характерно признание превосходства практического разума перед абстрактно-теоретическим и стремление исследовать конкретное религиозно-нравственное самосознание людей с обязательной целью конечного спасения их души. Это была попытка не просто критически осмыслить западный рационализм, а попробовать сочетать его с иррациональными видами бытия, с «интуицией», «озарением», «прозрением», которые помогают непосредственному явлению мира и Бога человеку, свободно открывают их друг другу.

Русская философия была связана с ее особыми правовыми поисками. Русские философы стремились по-новому, в отличие от западного индивидуализма и социалистического коллективизма, объединить, гармонизировать личные и общественные интересы людей, по-своему, в соответствии с отечественной духовной традицией защитить права и свободы отдельного человека.

Наконец, русскую философию отличает поиск «русской идеи», где в оригинальной манере исследовался русский менталитет (русский дух), сформированный русской культурой.

Нельзя не сказать о развитии философского материализма в России, что характерно для таких мыслителей как Д. Аничков, М. Ломоносов, А. Радищев и др. В XIX в. материалистически-атеистические ориентации особенно ярко проявляются у ряда декабристов (П. Борисов, И. Якушкин), позитивистов (П. Лавров), революционных демократов (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев). Материализм - одно из двух главных филос. направлений, крое решает осн. вопрос философии в пользу первичности ма-терии, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности.

 

20. Западная философия 20в.: важнейшие школы и направления.

Новый этап в западной философии открыл XX в., который связан со становлением современного, так называемого неклассического типа философии. Усложнение социальных связей, многообразие общественных отношений, новые взаимоотношения индивида и общества, особый интерес к человеческой личности, ее внутреннему миру, научно-техническая революция обусловили особенности этого этапа.

Позитивизм является одним из влиятельных философских направлений, в центре внимания которого находятся проблемы научного знания. Его основатель — французский философ О. Конт (1798 — 1857). Главная идея позитивизма состоит в отрицании традиционной философии, бесплодности ее основной проблематики, так как истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт, обоснованы эмпирически и логически. Такое знание дают естественные науки (физика, химия), в то время как философские понятия (бытие, материя, сознание и т. д.) лишены смысла; это надуманные понятия, которые основываются на рассуждениях, а не на непосредственном опыте или эксперименте. Поэтому на смену прежней философии должна прийти новая, позитивная философия, опирающаяся на данные науки, выводимые из опыта. Таким образом, в истории философии впервые появилось направление, отрицающее познавательную ценность философского знания.

Другим из наиболее значительных направлений современной западной философии является экзистенциализм — «философия существования» (от лат.жизнь, существование). Наиболее крупные представители этого направления — русские философы Н. Бердяев (1874 — 1948) и Л. Шестов (1866 — 1938), французские Ж.-П. Сартр (1905 — 1980), А. Камю (1913 — 1960), немецкие М. Хайдеггер (1889 — 1976), К. Ясперс (1883 — 1969). Появление этого течения обусловлено кризисом европейского общества XX в., связанного с мировыми войнами, заменой в ряде стран демократических режимов фашистскими, тоталитарными. Экзистенциализм стал философским отражением глубоких социальных потрясений XX в., усугубивших проблему отчуждения человека от общества. Эта философия обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в жестких испытаниях.

Неотомизм. Проблема специфики человеческого бытия становится важной и для современной религиозной философии. В западной философии существует несколько направлений религиозного типа: неотомизм, неопротестантизм, персонализм, но главным из них является неотомизм как наиболее разработанный и влиятельный.Неотомизм, или новый томизм — философия современной католической церкви. Она базируется на учении средневекового теолога Фомы (Томаса) Аквинского. К числу признанных представителей неотомизма относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский (ФРГ), Г. Веттер (Австрия), К. Войтила (Польша).

Герменевтика как особое философское направление выдвинулось на первый план на рубеже 70—80-х годов. Основные ее представители — Г.Г. Гадамер (1900-2002), П. Риккер (1863-1936). Сам термин и соответствующие ему понятия вышли из недр древнегреческой мифологии. Герменевтика в мифологии означает «искусство толкования», которое обеспечивается определенным сводом правил и предписаний. В христианской теологии она выступала как искусство и метод толкования Священного Писания, которые были необходимы из-за наличия в нем множества иносказаний. Разработке герменевтики в последующей истории способствовало то обстоятельство, что начиная с эпохи Возрождения и до XIX века в аспект изучения исторической науки были включены многочисленные разнородные исторические документы, памятники литературы, религиозные тексты, которые требовали адекватного и однозначного объяснения.

Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается как содержание всей современной культуры, так и новый стиль мышления, является постмодернизм. Это — сложное и неоднозначное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX в. Его распространение в современной философии свидетельствует об определенной неудовлетворенности существующим положением дел в различных сферах культуры и самой философии. Обозначая состояние эпохи «постсовременности», т. е. следующей за современной эпохой, термин «постмодернизм» не имеет однозначного определения. Нередко в качестве синонимов «постмодернизма» употребляют «постструктурализм», «неоструктурализм». Наиболее известные представители данного направления — Ж. -Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Р. Рорти.

 

21. Проблема личности в философии экзистенциализма.

Экзистенциализм — «философия существования» (от лат.жизнь, существование). Наиболее крупные представители этого направления — русские философы Н. Бердяев (1874 — 1948) и Л. Шестов (1866 — 1938). Появление этого течения обусловлено кризисом европейского общества XX в., связанного с мировыми войнами, заменой в ряде стран демократических режимов фашистскими, тоталитарными. Экзистенциализм стал философским отражением глубоких социальных потрясений XX в., усугубивших проблему отчуждения человека от общества. Эта философия обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в жестких испытаниях.

Важнейшими особенностями этого направления, которые отличают его от классической философии, являются: утверждение идеи неповторимости, уникальности человека и его судьбы. Поэтому главным понятием этой философии стало понятие «экзистенции», человеческого существования как выражения глубинной основы, сущности бытия человека, его самосознания. Только через осознание специфики собственного бытия человек может правильно взаимодействовать с внешним миром, реализовать себя.

Утверждая уникальность человеческого бытия, экзистенциализм подчеркивает особую роль активности каждого человека в осознании самого себя, своей сущности. Человек в течение своей жизни сам творит, формирует себя, а поэтому человек и только он несет ответственность за свою судьбу. В этом состоит противоположность философии экзистенциализма, по мнению его сторонников, как традиционной религии, утверждающей создание человека Богом в завершенном виде, так и материализму с его представлениями о создании человека в готовом виде природой.

 

22. Неопозитивизм и его место в философии 20в.

Неопозитивизм, возникший в 20-е годы XX в. и продолжающийся до 50-60-х годов XX в., представителями которого являются Р. Карнап (1891 — 1970), М. Шлик (1882 — 1936) и др., предметом исследований сделал методы установления истинности научных теорий, их сравнительной ценности. Оставаясь верным основным положениям позитивизма, считая вненаучными понятия традиционной философии, неопозитивизм сформулировал принцип верификации (от латинского — выявление истины) для проверки ценности современных научных знаний. Согласно ему научные положения имеют смысл, если они подтверждаются фактами чувственного опыта. С этой точки зрения основные понятия традиционной философии (субстанция, материя, бог и т. п.) являются неверифицируемыми, ложными. Однако, как показывает история развития науки, в ней всегда содержатся знания, которые невозможно проверить на современном этапе ее развития, но не исключается их проверка в будущем. Возникают проблемы и с установлением истинности исторического знания (знания о прошлом). Не случайно принцип верификации был преобразован в принцип фальсификации, автором которого является английский философ и логик К. Поппер (р. в 1902). Суть этого принципа состоит в том, что критерием истинности теории является не подтверждение, а возможность ее опровержения. Если не удается опровергнуть выдвинутое положение, то оно является оправданным. Когда же его удается опровергнуть, то оно отбрасывается.

 

23. Философское понятие бытие, его основные формы, их

специфика.

В отличие от обыденного понимания философия трактует термин «бытие» для обозначения не просто существования, но и фиксирует то, что гарантирует существование как мира в целом, так и отдельной личности (их основу). Ориентирующаяся на связь с наукой и научное постижение мира, философия, определяя категорию бытия, стремится выяснить его уровни, типы и место в структуре знания.

Одним из первых это попытался сделать представитель элейской школы в античной философии Парменид, выделивший основные характеристики бытия: целостность, истинность, благость, красоту и, по существу, понимавший под бытием то, что лежит за миром чувственных вещей, т. е. мысль. С платоновской философии начинается европейская традиция удвоения (разделения) бытия на мир идей (мир истины) и чувственную реальность (мир подобий). В последую<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: