Кафедра Педагогики и Психологии Дошкольного и Начального Образования




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Владимирский Государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Кафедра Педагогики и Психологии Дошкольного и Начального Образования

(КППДНО)

 

 

Конспект урока математики на тему:

 

«Прием письменного умножения трехзначного числа на однозначное»

 

(3 класс)

 

 

Выполнила: Акопова А.Л.,

Студентка гр. НО-117

 

Приняли: Варламова С.И. ________

 

Болотова Т.В. ________

 

Владимир 2020

Учебник: Математика 3 класс 2 часть; авторы: М.И. Моро и др.; стр. 88.

Тема: Приемы письменных вычислений.

Цель: Познакомить с приемом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд в столбик.

Задачи:

1. Вспомнить табличное умножение;

2. Повторить соотношения между разрядными единицами;

3. Повторить распределительное свойство умножения;

4. Формировать умения внетабличного умножения;

5. Познакомить с письменным приемом умножения трехзначного числа на однозначное;

6. Формировать умение работать по алгоритму приема умножения трехзначного числа на однозначное;

7. Формировать навык приема умножения трехзначного числа на однозначное;

8. Совершенствовать вычислительные навыки;

9. Совершенствовать умения решать задачи:

а. Совершенствовать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи;

б. Совершенствовать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку;

в. Совершенствовать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ;

г. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

 

 

ХОД УРОКА

ЭТАП УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА СОДЕРЖАНИЕ ДОСКИ/УЧЕБНИКА
I. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Начнем наш урок математики. Я желаю, чтобы этот урок принес вам радость общения с друг другом, и чтобы каждый ушел с урока с новыми знаниями.  
II. Актуализация знаний: 1. Задача: Вспомнить табличное умножение; 2. Задача: Повторить соотношения между разрядными единицами; 3. Задача: Повторить распределительное свойство умножения; 4. Задача: Формировать умения внетабличного умножения. - Запишите число, классная работа. Начнем наш урок с математического диктанта. Ваша задача – записывать только ответы: а. Запишите «соседей» чисел 40 и 69. б. Запишите наибольшее и наименьшее двузначные числа. в. Запишите число 54 в виде суммы разрядных слагаемых. г. число 50 уменьшить на 1. д. Число 30 увеличить на 70. е. Запишите сумму чисел 35 и 3; 35 и 30. ж. Запишите разность чисел 88 и 5; 88 и 50. з. Сколько получим, если из числа 29 вычтем число его десятков? и. Тетрадь в линию стоит 40 копеек, а в клетку на 5 копеек дороже. Сколько заплатили за обе тетради? - Достаточно. Проверяем по цепочке. - Следующее задание на доске: нужно вставить пропущенные цифры так, чтобы равенства были верными. Каким свойством будем пользоваться? (Распределительным свойством умножения) - Очень хорошо. А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску: - Каков ответ в первом выражении? Как вы посчитали? (разложили на разрядные слагаемые) (Один ученик выходит к доске и оформляет решение выражения) - Чему равен ответ во втором выражении?   (Проблемная ситуация) - Чем отличается это выражение от первого? (оно трехзначное)   (Один ученик выходит к доске и решает, раскладывая выражение на разрядные слагаемые) - Как называется форма записи, которую мы использовали при вычислениях? (в строчку) - Какую ещё форму записи вы знаете? (в столбик) - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (умножение трёхзначного числа на однозначное число в столбик) - Какую цель мы поставим на урок? (научиться умножать трехзначное число на однозначное в столбик) - Очень хорошо. Тогда давайте приступим.     34 * 2 = … 234 * 2 = …     34 * 2 = (30 + 4) * 2 = 30 * 2 + 4 * 2 = 60 + 8 = 68   234 * 2 = (200 + 30 + 4) * 2 = 200 * 2 + 30 * 2 + 4 * 2 = 400 + 60 + 8 = 468
III. Изучение нового материала: 1. Задача: Познакомить с письменным приемом умножения трехзначного числа на однозначное; 2. Задача: Формировать умение работать по алгоритму приема умножения трехзначного числа на однозначное. - Чтобы научиться выполнять умножение трехзначного числа на однозначное в столбик, воспользуемся алгоритмом. Кто мне напомнит, что такое алгоритм? (поэтапное выполнение действий) - Давайте вспомним, с каким алгоритмом мы уже знакомы? (алгоритм письменного сложения) - Очень хорошо. Откроем страницу 88 учебника и прочитаем теорию.   (Один ученик читает вслух)   - Что вы узнали? (для записи умножения в столбик используют знак ×) - Верно, этот знак так же, как и •, обозначает умножение одного числа на другое. - Посмотрим на страницу 89. Там дан алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.   (Один ученик читает вслух)   - Хорошо. Теперь вернемся к нашему выражению: - Кто хочет записать решение в столбик, используя алгоритм?   (Один ученик оформляет решение выражения у доски): Пишу множители друг под другом (единицы под единицами, …) Умножаю единицы: 4 единицы умножаю на 2. 4 * 2 = 8 единиц. Записываю 8 под единицами. Умножаю десятки: 3 десятка умножаю на 2. 3 * 2 = 6 десятков. Записываю 6 под десятками. Умножаю сотни: 2 сотни умножаю на 2. 2 * 2 = 4 сотни. Записываю 4 под сотнями. Читаю ответ: 468. - Сравните, пожалуйста, два варианта решения одного выражения. Какой вам кажется наиболее удобным? (второй) - Почему вы так считаете? (запись короче)   234 * 2 = …     × 2
IV. Закрепление нового материала: 1. Задача: Формировать навык приема умножения трехзначного числа на однозначное; 2. Задача: Совершенствовать вычислительные навыки; 3. Задача: Совершенствовать умения решать задачи: а. Совершенствовать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи; б. Совершенствовать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку; в. Совершенствовать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ; г. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи. - Итак, давайте попробуем применять алгоритм к другим выражениям. Выполним упражнение №1 на странице 88.   (Ученики по одному выходят к доске и выполняют вычисления, остальные работают в тетрадях) (На доске записан алгоритм, которым пользуются дети)   - А теперь решим задачу. Обратите внимание на №3 на странице 88. - Прочитайте задачу. О чем она? (о рулонах плёнки) - Что известно в задаче? (в одном рулоне 20 м пленки; всего рулонов 20; на одну теплицу идет 16 м или 25 м) - Каковы вопросы задачи? (хватит ли пленки на 4 теплицы, если на одну требуется 16 м/ если на одну требуется 25 м?) - Можем ли мы сразу ответить на вопросы задачи? (нет) - С чего начнем решение? (с составления таблицы к задаче) - На доске два варианта таблицы. Какая подходит к нашей задаче? (первая) Почему? (вторая не соответствует условию)     - Что необходимо узнать сначала? (общее количество метров пленки) - Как это сделать, зная количество рулонов и количество метров в каждом рулоне? (умножить эти значения) - Какое действие мы выполним? (5 * 20 = 100) - Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (да) - Ответим на первый вопрос. Как это сделать? (4 * 16 = 64) - Хватит ли этой пленки на 4 теплицы? (да) Почему? (100 ˃ 64) - Ответим на второй вопрос. Какое действие необходимо выполнить? (4 * 25 = 100) - Хватит ли этой пленки на 4 теплицы? (да) Почему? (100 = 100) - Для проверки правильности решения составим обратную задачу. Что для этого нужно сделать? (заменить известное данное на неизвестное) - Я предлагаю вам такой вариант таблицы. Самостоятельно составьте по ней текст обратной задачи и решите ее.     - Какой текст задачи у вас получился? (Найти расход пленки на одну теплицу, если общий расход на 4 теплицы составил 64 м. 100 м.) - Какие получились ответы? Какой вывод сделаем? (задача решена верно)     Пишу… Умножаю единицы… Умножаю десятки… Умножаю сотни… Читаю ответ….    
Расход плёнки на 1 теплицу Количество теплиц Общий расход плёнки
16 м 4 шт. ? м
25 м ? м

 

Расход плёнки на 1 теплицу Количество теплиц Общий расход плёнки
16 м 4 шт. ? м
? м 25 м

 

Расход плёнки на 1 теплицу Количество теплиц Общий расход плёнки
? м 4 шт. 64 м
? м 100 м

 

 

V. Итог урока. - Итак, что нового вы узнали на этом уроке? (как умножить трехзначное число на однозначное) - Как правильно записывать множители при решении в столбик? (единицы под единицами) - Назовите алгоритм умножения в столбик: 1. Пишу… 2. Умножаю… 3. Умножаю… 4. Умножаю… 5. Читаю ответ… - Понравился ли вам урок? Что было интересно?  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: