Модель педагогического процесса правового образования дошкольников




Проект: Правовое воспитание и обучение детей и родителей в условиях ДОУ «Правик»

 

Выполнили: Воспитатели Чумак Наталья Григорьевна

Щедривая Ольга Анатольевна

 

 

Олёкминск 2013г.

 

Оглавление

I. Введение_____________________________________________3стр

1.1 Актуальность, цели и задачи. ____________________________6стр

1.2 Этапы работы_________________________________________7стр

 

II. Основная часть

2.1 Модель педагогического процесса ________________________7стр

правового образования дошкольников

2.2 План работы воспитателя на год___________________________9стр

2.3Поэтапное тематическое планирование______________________10стр

 

III Заключение

3.1 Итоги работы и их практическая значимость________________14стр

3.2Планирование работы по 2-му этапу проекта ______________14стр

 

IV список используемой литературы__________________________15стр

 

V Приложение

 

 

I.Введение.

Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослого. Наше будущее и будущее зависит от того, какое воспитание, образ жизни и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Для нашего времени существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально- экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы, как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации.

Человечество пришло на помощь, детям приняв в 1989 год Генеральной Ассамблей ООН Конвенцию о правах ребенка. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, а в конце 1997 году правительство представило комитету по правам ребенка первый периодический доклад о её реализации в России.

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе, в социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников, на доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников. Вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях. Установлено, что родители нередко, не зная как вести себя в трудных ситуациях используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значение переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна, как для здоровья ребенка так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика. Они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. По данным статистики с положением Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1 % родителей, о существовании Семейного Кодекса известно 58,4%, но назвать свои права и обязанности смогли лишь28% родителей.(Данные статистики взяты из методики по правовому воспитанию «Организация работы с педагогами, детьми и родителями».Автор- составитель Т.А. Харитончик).Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается, как нарушением его прав. Только половина родителей понимают, что уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Даже в обычной, благополучной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне реальное явление.

Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

Ребенок еще не знает, что на земном шаре не прекращаются войны. Люди убивают друг друга, способны равнодушно пройти мимо голодных, бездомных и обездоленных, что некоторым детям приходится испытывать голод, насилие и унижение. Ребенок верит в любовь, доброту.

Большинство родителей в воспитание и образовании детей целиком полагаются в начале на детский сад, а затем на школу, в результате чего, у них не формируются элементарные педагогические умения. Не получая квалифицированной педагогической помощи родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации (советы друзей, соседей) такие родители не предают значение переживаниям детей, не стремятся установить их причины, считая их беспредметными и немотивированными. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких и только в семье формируется уверенность в себя и своих возможностях.

Семейный кодекс РФ предусматривает, родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое унижающее человеческое достоинство обращение. В семье, матери принадлежит особая роль в становлении личности ребенка, в физическом и психическом благополучии. И если между ребенком и матерью возникло отчуждение, если дети ощущают себя нелюбимыми, это приносит им страдание. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Решающим фактором формирования у ребенка полноценной психики являются те виды общения взрослых с ребенком, в которых он может быть полноправным участником межличностной ситуации. Для будущего нашей страны важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

В детях нужно воспитывать уверенность в себя, самоуважение и уважение к другим. На дошкольном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге. Трудно переоценить значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их, если они ассоциируются с персонажем из хорошо рассказанной сказки. Такие рассказы можно взять из литературы для детей, узнать у дедушек и бабушек читая им, показывая книги с картинками. Необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается. Детям полезно играть в специальные игры. Успех игры во многом зависит от того, как располагаются дети в групповой комнате во время игры. Важно не группировать детей, так чтобы это усиливало имеющиеся между ними разногласия. Нужно способствовать развитию дружбы между детьми, а так же пониманию того, что существование разногласий возможно и естественно.

 

1.1 Актуальность.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Большинство родителей в воспитание и образовании детей целиком полагаются в начале на детский сад, а затем на школу, в результате чего, у них не формируются элементарные педагогические умения.

Цель: формирование основ правового сознания дошкольников и родителей.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи.

Образовательные:

· Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско - правовых знаний, выражающихся в осознанном применении.

· Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, побуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.

· Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.

· Вести правовое просвещение родителей, выявить группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Воспитательные:

· Любить ребенка таким, каков он есть.

· Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.

· Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

· Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

· Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.

· Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования.

· Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.

· Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

·

1.2 Этапы работы:

1. Подготовительный:

· Знакомство с литературой по теме проекта.

· Определение содержания работы по проекту

 

2. Основной:

· Установление тесного взаимодействия всех специалистов принимающих участие в работе по проекту.

· Проведение анкетирование среди родителей.

· Составление годового плана и поэтапно – тематического планирование.

· Оформительская работа, изготовление стенгазет, фотоальбомов с детьми и родителями.

·

3.Заключительный:

· Подведение итогов и выявление результативности работы.

· Определение задач на будущее.

· Определение практической значимости проекта.

II. Основная часть

Модель педагогического процесса правового образования дошкольников

Цель: формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав.

3. Осознание детьми понятие «ЗОЖ» и его влияние на состояние здоровья.

4. Воспитание уважение к достоинству и личным правом другого человека формирование основ толерантности.

Система взаимодействия:

1.Организованное обучение.

· Знакомство с правами человека.

· Беседы на этические темы, мини – дискуссии.

· Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.

· Физкультурно – оздоровительная деятельность.

· Изобразительная, трудовая деятельность.

· Игры и упражнения на развития эмоциональной сферы, коммуникативные умения и навыки.

· Проблемно – поисковая деятельность.

2.Совместная деятельность взрослого и ребенка.

• Чтение художественной литературы

• Продуктивная деятельность

• Игры

• Беседы

• Оформление семейных альбомов т стенгазет.

3.Самостоятельная деятельность детей.

· Работа с литературой.

· Создание проблемных ситуаций. Задание для самостоятельных наблюдений.

· Разные виды игр.

· Продуктивные виды деятельности.

· Двигательная активность.

 

 

План работы воспитателя на 2013-2014 учебно-воспитательный год.

Мероприятия Сроки
  Проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по теме «В гостях у Конвенции»   В течении года
  Создание банка данных семе ДОУ, социального паспорта ДОУ   Октябрь
  Оформление наглядно-информационного стенда «ребенок и его права» пополнение его материалами.   В течении года.
  Анкетирование родителей   Ноябрь
  Работа родительской гостиной по теме «Что мы знаем о правах ребенка»   Декабрь
  Проведение консультаций по запросу родителей   В течении года
  Анализ воспитательно - образовательного процесса ДОУ, стиля общения педагога с детьми   Январь
  Кружковая работа по развитию индивидуальных способностей дошкольников   Февраль, март
  Выставка совместных творческих работ родителей и детей старшего дошкольного возраста «Наши права»   Апрель
  Анкетирование «Конвенция – ребенок – родитель»   Апрель

2.3 Поэтапное тематическое планирование на 2013-2014 учебно-воспитательный год

Тема Цель Вид деятельности Методический материал Последующая работа
Право на имя Рассказать о происхождении имени, отчества о том как на Руси давали имена и что они означали. Оформление панно «Путешествие в страну имени» занятие «Ты и твое имя» Игра «Обратись по имени» сказки «Три поросенка» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Аппликация, лепка медальонов с начальной буквой имени ребенка. Рисование «Символ моего имени»
Моя семья Ввести понятие «Семья» познакомить с правом на любовь и заботу родителей, формировать представление о семье как о людях которые живут вместе. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Выставка стенгазеты на тему «Счастье есть у каждого – у кого есть дети». Занятие «Дружная семейка» Сказки Ш.Перро «Золушка» С.Маршака «12 месяцев», «Морозко» составление своей родословной, составление своего генеалогического древа. Аппликация «Изготовление визиток» рисование «Моя семья»
Право на жизнь Раскрыть понятие»Жизнь» объяснить, что во всех странах жизнь человека охраняться законом. Беседа подготовка иллюстраций к сказке Ш.Перро «Красная шапочка» игра «Придумай другой конец сказки» «Гуси – лебеди»   Сказка «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Снегурочка», М.Пришвин «Жаркий час» Б.Житнов «На воде» Инсценировка В. Берестов «Воробушки»
Мой дом Раскрыть понятие «Дом» (его функцию, разные типы жилья) познакомить с правам на неприкосновенность жилища. Занятие выставка рисунков «Мой дом» Сказки «Зимовье» «Волк и семеро козлят», Ю.Мориц «Дом гнома», игра «Заходи в гости», «Три поросенка» Рисование «Дом в котором я живу» конструирование дома из различных материалов, аппликация «Мой дом»  
Право на здоровье Раскрыть понятие «Здоровье» (почему человеку важно заботится о своем здоровье и здоровье окружающих) почему важно заниматься физкультурой и закаливанием. Беседа, праздник «Здоровья», оформление папки о пользе закаливания, подготовка рисунков к выставке «Как я закаливаюсь» занятие «Я на солнышке лежу» К.Чуковский «Мойдодыр», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде» Рисование эмблем. Проведение гимнастики дыхательной, для глаз, после дневного сна, физкульт минутки.
Право на обучение Ввести понятие «Образование» познакомить с правом на образование и обучение. Рассказать о преимуществе образования. Беседа о необходимости и значимости образования. Подготовка рисунков к выставке «Скоро в школу» знакомство с пословицами и поговорками об учебе и грамоте.   Ф.Толстой «Золотой ключик», Н.Носов «Приключение незнайки и его друзей» Разгадывание загадок о школе. Праздник «Выпускной бал»
Право на отдых Рассказать о праве на отдых и развлечения. Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках» Праздник «Осенний», «Новый год», «Мамин праздник» Г.Юдин «Букваренок» О.Высотская «В нашем детском саду» Презентация фотоальбомов о семейном отдыхе
Право на подвергаться жестокому и небрежному обращению Познакомить с правом на защиту от насилия и жестокости. Беседа. Сказки «Лисичка сестричка», В.Осеева «Волшебная палочка», Ш.Перро «Мальчик с пальчик» Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» Инсценировка «Кто кого перехитрит»
Право на сохранение индивидуальности Беседа о праве на индивидуальность, на свое мнение Д/ игра «Что такое хорошо и что такое плохо», «Где подстерегают опасности» Сказки «Морозко», «Сивка бурка», «Журавль и цапля», «Винни Пух и все, все, все»   Создание альбома «Мои друзья»
Что значит быть свободным Объяснить, что все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое право на человеческое достоинство. Беседа. Игра «Сейчас узнаем» Сказки «Царевна лягушка» Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»  

 

 

III. Заключение

Ожидаемый результат.

• Закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции прав ребенка»;

• Осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди;

• Укрепление и развитие чувства собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством;

• Сформированность коммуникативных умений и навыков;

• Создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию;

• Создание системы по взаимодействию с родителями по правовому воспитанию дошкольников.

Планирование работы по 2-му этапу проекта

• Провести семинар-практикум по правовому воспитанию детей для педагогов ДОУ.

• Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по введению правового воспитания дошкольников в педагогический процесс.

• Создать библиотеку (игр, сказок, конспектов занятий, сценарии праздников) по правовому воспитанию дошкольников.

 

IV. Список используемой литературы

1. Ф.З «Об образовании в Российской Федерации» М:. Эксмо, 2013.- 208с.

2.Ф.З «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Конвенция о правах ребенка. Сиб. Унив. -2011.

3. Права ребенка. Нормативные документы. М.: УЦ «Перспектива», 2011.-84с

 

4. Т.А.Харитончик.Правовое воспитание// Организация работы с педагогами, детьми и родителями: - Волгоград:, 2013.- 228с

 

5.ДавыдоваО.И., ВялковаС.М. беседы об ответственности и правах ребенка.- М:. ТЦ Сфера, 2008. – 112с.

 

Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5

6. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4

 

7. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

 

8. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

 

9. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.

 

10. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

 

11. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.

 

12. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.

 

Приложение 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: